Столь популярный в середине 90-х гг. термин «виртуальная реальность» потерял былую неотразимую привлекательность. Отчасти это связано с тем, что, несмотря на широкое использование в ситуационном моделировании и других подобных приложениях, виртуальная реальность в своем изначальном узком смысле визуализации трехмерного мира так и не стала доступна широким массам пользователей.

Вместе с тем, как в детской сказке-загадке про гриб, под которым сначала с трудом мог спрятаться от дождя лишь один муравей, а затем поместилась целая компания, потому что гриб вырос, зонтик виртуальной реальности стал со временем накрывать слишком много, порой слабо связанных между собой понятий. К тому же само понятие «виртуальный» превратилось в разменную монету, и появились «виртуальные миры», «киберпространство» и т. п.

Однако главная же причина, пожалуй, в том, что у виртуальной реальности появилось и новое имя, и новое значение, причем в своей теперешней инкарнации она получила действительно массовое распространение. И хотя новая виртуальная реальность уступает прежней в создании эффекта присутствия, зато она воспроизводит действительность не столько (или не только) на уровне чувств, но и имитирует ее более глубоко и широко — на смысловом уровне. И называется она, конечно, Internet.

ВИРТУАЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ

Как сон, в котором человеку снится, что он спит, Internet в частности и ИТ вообще сами часто используют различные технологии виртуализации. Однако как иногда кошмары сбываются наяву, так и невидимая, собственная жизнь виртуального мира врывается в реальность и оказывает на нее непосредственное, порой негативное воздействие.

Виртуальные атаки способны не только нанести вред чему-то столь же эфемерному, как они сами, в частности имиджу, но и обернуться самыми настоящими финансовыми потерями. Наиболее распространенные виды атак — отказ в обслуживании, проникновение «червей» и подключение к беспроводной сети — и способы противодействия им описываются в статье Э. Конри-Мюррея «Истребляя паразитов». Возможно, последняя из этих угроз и не столь опасна для российских пользователей ввиду меньшего распространения беспроводных локальных сетей у нас в стране, но уже в скором времени она может стать весьма актуальной в результате изменения правил лицензирования беспроводных инсталляций — лицензию надо будет получать только на оборудование, а не на его установку.

Вместе с тем, в своем большинстве, как и любое другое оружие или орудие, виртуальные технологии служат вполне мирным целям. В последнее время весьма популярной стала виртуализация систем хранения, когда отдельные устройства хранения образуют единый логический пул. Подробнее об этом можно прочитать в статье Н. Жилкиной «Фокусы виртуализации».

Наверное, трудно себе представить нечто более реальное, ввиду их габаритов и массы, чем старшие модели серверов UNIX, однако вслед за мэйнфреймами в них давно поддерживаются виртуальные домены, позволяющие запустить несколько виртуальных серверов на одном физическом. Об этой и других технологиях, применяемых в серверах UNIX, пишет И. Качинский в статье «Старшие модели серверов UNIX».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями