Несмотря на наличие стандартов H.323, IP-оборудование разных производителей оказывается совместимо далеко не всегда, хотя не все так плохо.

Технологии передачи голоса с использованием протокола IP смогли занять достойные позиции на рынке дальней телефонной связи и нашли широкое применение в корпоративных сетях. В последнее время телефонные системы предприятий все более тесно интегрируются с локальными сетями передачи данных. Практически все ведущие производители телекоммуникационного оборудования предлагают своим клиентам различные решения в этой области. Поэтому редакция LAN совместно с компанией Comptek решили выяснить, в какой мере такие системы способны взаимодействовать друг с другом по протоколам семейства Н.323 в рамках одной сети IP.

Приглашения для участия в тестировании были разосланы традиционным производителям телефонных станций, включая ведущую пятерку, в которую входят компании Alcatel, Avaya Communication, Ericsson, Nortel Networks и Siemens, а также компании Cisco Systems, как лидеру нового поколения производителей телефонного оборудования на базе пакетных технологий. Кроме того, мы постарались привлечь к участию в тестах независимых производителей IP-телефонов, или, как их иногда называют, Ethernet-телефонов. Приглашения были посланы российской компании из Владивостока Phone XXI и молодой немецкой компании snom technology AG.

К сожалению, не все приглашенные смогли принять участие в данных испытаниях. Например, в московских представительствах компаний Ericsson и Iskrateling из Словении пока нет такого оборудования, хотя оно уже выпускается. По схожей причине от участия отказалась компания Phone XXI, а Nortel не смогла предоставить свое оборудование, так как оно было задействовано в проводившихся в то же время тестах у потенциального клиента.

В последний момент от участия в тестах отказалось московское представительство компании Avaya Communication. Оно решило не предоставлять IP-телефоны для проверки на совместимость с другими IP УАТС, так как, по мнению его сотрудников, поставляемые компанией IP-телефоны не предназначены для работы с IP-станциями других производителей. Телефон 4624D является IP-терминалом УАТC Definity и не предлагается на продажу отдельно. Но мы все же решили включить остальное оборудование IP-телефонии для станции Definity в программу испытаний, тем более что, будучи дистрибьютором этих станций, компания Comptek имела на своем складе необходимые устройства.

Уже в ходе тестов к ним присоединилась московская компания Vocord Telecom, специализирующаяся на разработке различных устройств VoIP.

ВЗГЛЯД ВОКРУГ

В ходе подготовки к тестированию мне неоднократно приходилось слышать мнение, что проверка совместной работы оборудования разных производителей в единой сети лишена практического смысла, — дескать, заказчик предпочитает покупать корпоративную телефонную систему от одного производителя и «под ключ». В этом утверждении есть зерно истины, и, действительно, многие компании выбирают именно такой подход. В первую очередь это обусловлено желанием получить систему с максимально широкой функциональностью и качественной совместимостью отдельных компонентов.

Пять—десять лет назад, когда цифровые учрежденческие телефонные станции, ныне называемые классическими, доминировали на рынке корпоративных систем связи, редко можно было встретить сети, где бы использовались станции различных производителей. Тем не менее сети многих крупных отечественных корпораций, например Газпрома или МПС, представляли собой сборную солянку, однако ее ингредиенты были вполне совместимы друг с другом. Между тем в последнее время концепция построения телекоммуникационных сетей значительно трансформировалась. Лейтмотивом происходящих изменений стали интеграция различного трафика и создание универсальных сред передачи.

Так уж случилось, что эти тенденции стали возможны благодаря широкому распространению семейства протоколов TCP/IP. К этому стеку протоколов можно относиться по-разному, но не стоит забывать, что протокол IP появился более 30 лет назад и создавался для совершенно иных по качественным характеристикам сетей. Так что нынешние недостатки вытекают из его же былых достоинств. Для современных сетей самым привлекательным в семействе TCP/IP является его независимость от конкретных технических решений, применяемых в системах связи. Именно это свойство, на мой взгляд, обеспечивает его популярность и гарантирует дальнейшее применение.

В условиях перехода к новой модели телекоммуникационных сетей совместимость оборудования разных производителей начинает играть существенно большую роль. Широкое распространение получили новые формы организации труда, например удаленная работа, когда сотрудник компании порой находится на другом континенте, но при этом его деятельность должна быть полностью скоординирована с головным офисом. В последнее время такой способ взаимодействия получил широкое распространение в компаниях-разработчиках программного обеспечения. Другим примером может служить так называемая глобализация, когда предприятия различных стран объединяются в единую технологическую цепочку.

Как видим, для успешной деятельности компании требуется универсальная система связи, способная передавать различные виды трафика.

Теоретически компанию, имеющую филиалы во многих странах, можно оснастить единой телекоммуникационной системой от одного производителя. Но нужно ли? В таком случае придется заменять существующие и вполне работоспособные сети связи, и тратить много сил на создание и дальнейшую поддержку единой унифицированной сети. Эти работы потребуют громадного финансирования, а в результате может оказаться, что недавно созданную систему уже необходимо модернизировать.

В такой ситуации наилучшим выходом является интеграция в единую сеть существующих систем. Эту возможность как раз и предоставляет новое поколение телефонного оборудования с поддержкой VoIP. Необходимость в соответствующем обновлении работающих телефонных станций не повлечет за собой значительные трудности, так как все ведущие производители в той или иной мере предлагают необходимые средства.

В отличие от ситуации с ISDN, когда мало-мальская совместимость оборудования разных производителей была достигнута лишь к моменту заката этой технологии, голос поверх сетей IP имеет изначально лучшие перспективы, так как основополагающие международные рекомендации были приняты раньше, чем пакетная телефония смогла широко выйти на рынок.

СТАНДАРТЫ VoIP

Первыми были приняты и нашли широкое распространение протоколы семейства Н.323. С 1996 г. производители оборудования воплощают их в своих продуктах. Однако в адрес этого стандарта высказываются определенные претензии. Во-первых, это семейство достаточно сложно для реализации, так как включает несколько отдельных протоколов, каждый из которых описывает разные аспекты голосового соединения через сеть передачи данных. Во-вторых, критики указывают на его тесную связь с протоколами сигнализации сетей ISDN, что, по их мнению, выглядит чужеродно в сетях IP. В-третьих, дополнительные функциональные возможности, например передача вызовов или постановка на удержание, описываются отдельными протоколами серии Н.450.

Стремление преодолеть эти недостатки вызвало появление новых протоколов сигнализации для организации речевого соединения в сетях IP. В последнее время наиболее активно обсуждается разработанный IETF протокол инициирования сеансов (Session Ini-tiation Protocol, SIP). Сейчас действует его первая версия, а в апреле 2001 г. будет принята вторая. Но способен ли он решить все проблемы IP-телефонии и заменить Н.323?

По сути дела, SIP выполняет функции протоколов Н.245, Q.931 и RAS/Н.225 (Registration, Admission, Status) из семейства Н.323. Но кроме обеспечиваемой ими сигнализации для поддержки сеанса связи необходимы механизмы кодирования речи и ее передачи по сети. В случае как Н.323, так и SIP эти задачи решаются протоколами RTP/RTSP и различными кодеками.

Что касается простоты протокола SIP, то с этим утверждением можно поспорить. В частности, одно описание этого стандарта содержит более 130 страниц текста мелким шрифтом. И это только описание функций по установлению, завершению и обработке различных ситуаций. Сервисные функции, аналогичные перечисленным в рекомендациях Н.450, там не упомянуты вовсе. Исключение, может быть, составляет функция перенаправления с помощью специального сервера, чем-то напоминающая перевод вызовов в классических станциях.

Исходя из сложившейся ситуации, мы решили ограничиться тестированием совместимости оборудования различных производителей на базе протоколов Н.323. Специально подчеркну, что было бы ошибкой противопоставлять SIP и Н.323. Судя по всему, оба протокола будут мирно сосуществовать друг с другом, чему уже есть подтверждения. Так, принимавшая участие в наших тестах IP-УАТС OmniPCX 4400 компании Alcatel успешно работает с телефонным аппаратом американской компании Pingtel несмотря на то, что последняя специализируется исключительно на решениях на базе SIP.

Мы кратко рассмотрим основные черты протокола Н.323, чтобы результаты тестирования были более понятны. Данный протокол описывается целым рядом рекомендаций ITU-T, где детализируются фазы установления, поддержания и завершения мультимедийного сеанса связи в сетях с коммутацией пакетов.

В соответствии с требованиями Н.323, поддержка передачи звуковых сигналов обязательна для всех элементов сети. В стандарте всего четыре таких элемента. Это терминальное устройство, привратник, или контроллер зоны (gatekeeper), шлюзы в другие сети (gateway) и устройство для многосторонней конференц-связи (MCU). Но обязательным компонентом сети является только терминальное устройство. Это означает, что такие устройства должны быть способны к установлению связи друг с другом напрямую.

Однако если в сети имеется контроллер зоны, то соединения устанавливаются при его посредничестве. Этот элемент сети Н.323 управляет всеми остальными компонентами, входящими в его зону ответственности. В сети может быть несколько контроллеров, но в этом случае они должны уметь взаимодействовать между собой. В то же время терминалы могут входить в одну зону Н.323, но при этом физически находиться в разных сетях.

Контроллер зоны регистрирует у себя остальные устройства, следит за доступной пропускной способностью, собирает информацию для систем тарификации и выполняет много других функций. Он поддерживает таблицы соответствия между IP-адресами устройств и их именами, в качестве которых может быть использована телефонная нумерация.

Семейство Н.323 состоит из следующих рекомендаций:

  • Н.225 определяет процедуры RAS при регистрации на контроллере зоны и при установлении соединения. Кроме того, Н.225 отвечает за установление логического сигнального канала между участниками сеанса связи, по которому передаются сообщения, согласно рекомендации Q.931;
  • Н.245 описывает обмен служебной информацией между сторонами соединения. Это обеспечивает управление логическими каналами через сеть, согласование рабочих характеристик оконечных устройств, например типов используемых кодеков, и выполнение еще целого ряда функций;
  • разработанный в IETF протокол RTP отвечает за доставку пакетов с речевой информацией в реальном времени;
  • протокол RTCP тесно связан с RTP и предназначен для контроля качества связи;
  • поддержка речевого кодека G.711 обязательна для любого устройства, входящего в сеть Н.323. Остальные кодеки, так же как и видеокодеки, необязательны.

На Рисунке 1 представлены диаграммы обмена информацией при установлении соединения по протоколу Н.323.

Инициатор соединения посылает запрос RAS (ARQ) контроллеру зоны и тем самым запрашивает разрешение на установление канала сигнализации с вызываемой стороной. Контроллер зоны подтверждает разрешение сообщением ACF. Следующим шагом вызывающая сторона в соответствии с процедурами Н.225 направляет по установленному каналу сообщение протокола Q.931 SETUP. Вызываемая сторона подтверждает свою готовность к соединению посылкой ответного сообщения CALL PROCEEDING и затем отправляет запрос на регистрацию соединения контроллеру зоны. После получения от него подтверждения вызываемая сторона посылает инициатору соединения уведомление о полученном разрешении Q.931 CONNECT.

На следующем этапе участники соединения должны договориться о его параметрах и организовать виртуальные каналы по передаче данных. Инициатор соединения посылает запрос Terminal-CapabilitySet на возможные параметры связи для своего визави и данные о собственных параметрах. Ответным сообщением TerminalCapabilitySetAck подтверждается их получение с одновременной отправкой данных о том, какие параметры способен поддерживать вызываемый терминал. В свою очередь вызывающая сторона уведомляет посредством TerminalCapabilitySetAck об их приеме. Каналы обмена данными открываются аналогично, с указанием их адресов RTP и RTCP.

Вдоволь наговорившись по этим установленным каналам, один из абонентов кладет трубку. При этом противоположной стороне посылается сообщение о прекращении соединения. Такое же известие инициатор разъединения ожидает от другого участника. После его получения в ответ посылается сообщение RELEASE COMPLETE, которым завершается сеанс связи. После этих процедур обе стороны уведомляют контроллер зоны о данном событии.

УЧАСТНИКИ ТЕСТИРОВАНИЯ

В тестировании принимало участие следующее оборудование.

OmniPCX 4400 компании Alcatel. Для проводимых испытаний московское представительство компании Alcatel предоставило свою новейшую коммуникационную систему OmniPCX 4400. Ее предшественник — учрежденческая АТС Alcatel 4400 — хорошо известен на российском рынке. Она представляет собой станцию ISDN, отличительными чертами которой является поддержка абонентского интерфейса 3B+D и применение внутренней коммутационной структуры типа «кристалл» с полносвязанной схемой соединения всех интерфейсов. Система OmniPCX 4400 привлекает удобным графическим интерфейсом управления как для браузера Web, так и для Windows. Управление станцией интуитивно понятно и напоминает работу с системой каталогов в Проводнике.

Система может иметь распределенный характер и использоваться в сетях различного рода, таких, как ISDN, PSTN, frame relay, ATM, IP и выделенные линии. Собственный сетевой протокол ABC (Alcatel Business Communica-tiom) был разработан на основе международного стандарта QSIG и обеспечивает гибкую маршрутизацию и широкий набор услуг. Для взаимодействия с телефонными системами других производителей поддерживаются следующие протоколы сигнализации: DPNSS, QSIG, DSS1. Встроенный IP-шлюз позволяет подключать как IP-телефоны, так и другие станции. В сетях передачи данных для организации распределенной инфраструктуры применяются протоколы сжатия речи G.723.1 (6,4 Кбит/с) и G.729A (8 Кбит/с).

OmniPCX 4400 предлагает поддержку широкого набора оконечных устройств. Это целое семейство терминалов Reflexes, куда входят проводные цифровые аппараты, телефоны стандарта DECT и большой набор дополнительных модулей. Именно данный компонент системы OmniPCX 4400 стал предметом нашего тестирования. Точнее, нас интересовали IP-телефоны из этого семейства. Компания Alcatel предлагает своим клиентам два типа аппаратной реализации: Alcatel Advanced и Alcatel Premium, а также программный эмулятор телефона для персонального компьютера, Alcatel 4980 PC.

Аппаратные реализации представляют собой стандартный цифровой телефон со встроенным адаптером IP. Это позволяет достаточно гибко распоряжаться имеющимся оборудованием. IP-адаптер Alcatel 4098 обеспечивает подключение к Ethernet 10/100BaseT и поддерживает речевые кодеки G.711, G.723.1 и G.729A. Для его конфигурации можно использовать сервер DHCP, внешний или встроенный в OmniPCX 4400. Кроме того, этот адаптер поддерживает управление с помощью SNMP (MIB2) и механизмы QoS, такие, как RTCP, IEEE 802.1p/Q, IP-TOS и DiffServ. В настоящее время адаптер имеет встроенный концентратор для подключения персонального компьютера, но в ближайшее время появятся адаптеры и со встроенными коммутаторами.

Интересная особенность этого аппарата — встроенная клавиатура, с ее помощью абонент может осуществлять вызов по имени и передавать тестовые сообщения во время разговора.

IP-телефоны семейства Reflexes и компьютеры с эмулятором Alcatel 4980 PC поддерживают фирменную сигнализацию UA (Universal Alcatel). Ранее для установления и поддержания связи между такими аппаратами использовались ресурсы коммутатора. Последняя версия системы OmniPCX 4400 предусматривает возможность организации речевого канала между телефонами на уровне локальной сети. Сигнальная информация по-прежнему обрабатывается процессорным модулем. Это позволяет снизить нагрузку на систему. При звонке с IP-телефона на обычный аналоговый или цифровой аппарат речевой канал организуется с помощью коммутатора.

Еще до начала тестирования было известно, что IP-телефоны компании Alcatel не способны напрямую взаимодействовать с другими IP-УАТС, так как работают по фирменному протоколу UA. Вместе с тем, коммуникационная система OmniPCX 4400 поддерживает телефоны других производителей, отвечающих стандартам Н.323.

Hicom 150E и Hicom Xpress@LAN компании Siemens. Московское представительство компании Siemens для участия в тестировании предложило систему Hicom 150E. Эта многофункциональная платформа предназначена для создания сетей связи в малых и средних офисах. Она рассчитана на подключение до 250 абонентских голосовых терминалов и 50 устройств передачи данных.

Малая УАТС Hicom 150E построена на базе технологии ISDN, поддерживает довольно большое число различных абонентских интерфейсов и таким образом позволяет подключать широкий спектр оконечного оборудования. Для станций Hicom компания Siemens разработала большое семейство цифровых телефонных аппаратов Optiset E. К ним предлагается широкий набор специализированных адаптеров.

Станция поддерживает цифровые и аналоговые интерфейсы к городской телефонной сети. Компании с удаленными филиалами могут строить сети на базе Hicom 150E с использованием протоколов CorNetN и QSIG. Для снижения расходов по оплате услуг передачи через глобальную сеть маршрутизация вызовов осуществляется в соответствии с критерием наименьшей стоимости, благодаря чему можно выбирать наиболее подходящий маршрут вызова с учетом многих факторов.

Новая стратегия развития корпоративных сетей Siemens, получившая название HiPath, позволяет владельцам станций Hicom 150E расширить ее возможности с помощью решения Hicom Xpress@LAN. Этот многофункциональный шлюз обеспечивает интеграцию офисной телефонии и сетей передачи данных. Таким образом, сети ISDN можно использовать для объединения компьютерных сетей, и, наоборот, телефонные сети объединять с помощью сетей IP.

Модуль Xpress@LAN представляет собой реализованные на одной плате шлюз VoIP, маршрутизатор ISDN, сервер RAS, факс-сервер и виртуальный пул модемов ISDN с доступом по интерфейсу vCAPI. Он имеет интерфейс Ethernet 10/100BaseT и может одновременно обслуживать до 16 каналов B. Кроме того, им поддерживаются протокол управления сетью SNMP, программные интерфейсы CAPI 2.0 и TAPI 2.0, речевые кодеки G.711 и G.723.1, протоколы соединений глобальных сетей PPP и PPP-Multilink, а также семейство Н.323. Программу администрирования шлюза отличают удобный графический интерфейс и возможность запуска на любом подключенном к сети компьютере.

В качестве абонентских устройств для работы с VoIP используются программные эмуляторы телефонного аппарата Xpress C55 Opti, IP-телефоны optiPoint 300 advance (ранее называвшиеся LP5100). Кроме того, система позволяет применять бесплатное ПО (например, NetMeeting) и терминалы сторонних производителей, если они совместимы с рекомендациями H.323.

Рисунок 2. IP-телефоны Siеmens.

Телефонные аппараты (см. Рисунок 2) подключаются к локальной сети Ethernet через интерфейс 10BaseT, но при этом им необходим внешний источник электропитания. Они отвечают семейству рекомендаций Н.323 и поддерживают сервис DHCP. Обработка речевого сигнала осуществляется кодеками G.711 и G.723.1. Телефон оснащен встроенной системой конфигурации, изменить которую можно также с помощью персонального компьютера, подключенного к сети. В этом случае администратор получает доступ к настройкам аппарата через интерфейс Web.

В optiPoint 300 advance предусмотрено два варианта осуществления вызова. В первом случае используется привычный цифровой набор, согласно рекомендации Е.164, для чего необходим контроллер зоны, производящий трансляцию номера в IP-адрес. Но, как это уже упоминалось, клиенты Н.323 должны иметь возможность устанавливать соединения без участия контроллера зоны. Для этого предусмотрен режим вызова по IP-адресу.

Definity IP-транк компании Avaya Communication. Функции IP-телефонии в коммуникационном сервере Definity реализованы с помощью двух плат. Для обработки управляющих сигналов используется плата C-LAN, речевые же сигналы проходят через модуль Media Processor с поддержкой голосовых кодеков G.711, G.723.1 и G.729. Модули Media Processor могут обслуживать от 30 до 64 речевых каналов в зависимости от вида плат. Кроме того, сервер имеет встроенную поддержку контроллера и шлюза, а также сервиса RAS.

С помощью указанных средств организуются соединительные линии для корпоративной телефонной системы, которые носят название IP-транк. При этом полностью обеспечивается поддержка фирменного протокола Definity DCS (Distributed Communication System) и стандартного протокола сигнализации ISDN для ведомственной сети QSIG. По сути Definity IP-транк представляет собой шлюз между станцией и сетью IP. Он поддерживает типовые функции сжатия речи, формирования и обработки пакетов.

Чаще всего соединительные линии на базе протокола IP применяются как дополнительная возможность по маршрутизации вызовов. В силу целого ряда причин передача речевого трафика по сети передачи данных обходится дешевле использования линий Е-1. Однако этот выигрыш в стоимости может сопровождаться ухудшением качества связи.

Одним из способов обеспечения необходимого уровня качества является выбор подходящего кодека речи и его параметров. В станции Definity используются кодеки G.711, G.723.1 и G.729. Оборудование IP этой станции поддерживает обработку приоритетов согласно протоколам второго уровня IEEE 802.1Q/p и протоколу третьего уровня DiffServ. Между тем при снижении качества ниже определенного значения имеется возможность изменить выбранный маршрут и перейти на традиционные соединительные линии.

В испытаниях участвовала станция Definity с восьмой версией программного обеспечения. В настоящее время уже выпущена девятая версия, где значительно расширены функциональные возможности IP-телефонии. Но, к сожалению, на момент проведения тестов она еще не была доступна в России.

CallManager и IP-телефон 7960 компании Cisco Systems. Будучи одним из основных российских партнеров Cisco Sys-tems, ее оборудование для тестирования предоставила компания Com-ptek. В состав испытательного стенда вошел ряд продуктов из линейки AVVID (Architecture for Voice, Video, Integrated Data). Это MCS-7830 — Media Convergence Server с предустановленным CallManager — центральное ядро офисной IP-УАТС, телефонные аппараты Cisco IP Phone 7960 и коммутатор локальной сети Cisco Catalyst 3524-PWR, способный подавать электропитание на IP-телефоны по тем же самым витым парам в кабеле, по которым передается трафик данных. Media Convergence Server обладает высокими показателями отказоустойчивости — конструктивное исполнение MCS-7830 позволяет дублировать и осуществлять «горячую» замену блоков питания и жестких дисков.

В функции CallManager входит установление соединений и поддержка всех других задач телефонной сигнализации. Базовым элементом является служба каталогов, значительно упрощающая выполнение задач по управлению телефонной системой. Кроме того, CallManager может взаимодействовать с системой речевой почты Cisco Unity и рядом других приложений. Наконец, благодаря открытой архитектуре он может быть интегрирован с различными сервисными приложениями сторонних производителей.

Изначально разработанная как решение для небольших офисов, система на основе архитектуры AVVID сейчас способна поддерживать до 10 млн абонентов. Для повышения надежности она может иметь распределенную структуру, а разнесенные CallManager можно объединять в кластеры.

Для взаимодействия со своими телефонными аппаратами система на основе CallManager использует протокол skinny. Это специально разработанный протокол, который никак не связан с Н.323. Он обладает широкими функциональными возможностями и, при выполнении ряда условий, доступен для реализации другим производителям. Вместе с тем, CallManager поддерживает терминальные устройства, работающие исключительно по протоколам Н.323.

Рисунок 3. Телефон Cisco 7960.

Телефонный аппарат Cisco IP Phone 7960 (см. Рисунок 3) специально разработан для руководителей и менеджеров компаний. Он обладает многими сервисными функциями и большим жидкокристаллическим дисплеем, значительно упрощающими процесс телефонной связи. Этот аппарат поддерживает речевые кодеки G.711 и G.729a, имеет механизм VAD для подавления пауз, которые в среднем занимают от 30 до 50% всего телефонного разговора. Кроме того, для заполнения периодов молчания аппарат обеспечивает генерацию комфортного шума.

Для подключения к локальной сети используется интерфейс 10/100BaseT. В телефонный аппарат встроен двухпортовый коммутатор, что позволяет подключить компьютер абонента к сети IP через телефон. Этому телефону можно назначать IP-адреса как в автоматическом режиме с помощью сервера DHCP, так и вручную через его клавиатуру.

Рисунок 4. Телефон компании snom.

IP-телефон компании snom technology AG. Для испытаний немецкая компания snom представила прототип своего телефонного аппарата snom 100, предназначенного для сетей IP (см. Рисунок 4). Это небольшое устройство, дизайн которого был разработан берлинской школой искусств, обладает впечатляющими характеристиками.

В этом аппарате, который, как и любое аналогичное устройство, представляет собой небольшой специализированный компьютер, используется операционная среда Linux. По правде сказать, к такому решению у меня двойственное отношение. С одной стороны, Linux позволит разработчикам быстро дополнять свой аппарат новыми сервисными функциями, чему способствует и достаточно большой графический дисплей размером 128х64 пиксела. Но, с другой стороны, не стоит забывать, что это прежде всего телефонный аппарат, призванный решать узкий круг задач. Сама компания snom в информационных материалах на своем сайте утверждает, что для доступа в Internet, просмотра видеофильмов и электронных игр существуют предназначенные для этого устройства. Поэтому логичнее было бы создать специализированное программное обеспечение, что снизило бы требования к аппаратной части и, как следствие, его стоимость.

Телефон поддерживает несколько вариантов речевых кодеков, таких, как G.711, G.723, G.729A и работает по протоколам Н.323 и SIP. В качестве сетевого интерфейса используется порт Ethernet 10/100BaseT.

По словам технического директора компании snom Николаса Поланда, цена на аппарат еще не определена. Однако нет сомнений в том, что для успеха на рынке его стоимость не должна быть слишком высокой.

Появление таких компаний, как snom, продиктовано объективно сложившейся ситуацией: в настоящее время основные усилия ведущих производителей направлены на развитие коммуникационных серверов. Конечно, IP-телефоны тоже имеются в их продуктовой линейке, но стоимость этих моделей слишком высока, чтобы ими могли пользоваться все сотрудники офиса, где будет установлена IP-УАТС.

В какой-то мере повторяется ситуация со станциями ISDN, когда дорогие цифровые терминалы ставились только тем, чья деятельность была неразрывно связана с телефонными звонками. Иногда, правда, такой многофункциональный аппарат устанавливался начальнику, который использовал его на 5—10%. Остальным сотрудникам обычно доставались аналоговые телефоны. Они стоили несравненно меньше, и их применение позволяло удешевить станционное оборудование УАТС.

На нынешнем витке развития телефонных систем снова возникает потребность в недорогих телефонных IP-аппаратах, пусть даже с меньшими функциональными возможностями.

Рисунок 5. Шлюз компании Vocord.

Шлюз iX-01 компании Vocord Telecom. В число разработок этой компании входит одноканальный шлюз для сетей IP-телефонии, который мы использовали в тестировании. Он представляет собой компьютерную плату, вставляемую в слот PCI (см. Рисунок 5). Это решение предназначено для домашнего применения и малых офисов. С его помощью можно не только организовывать голосовые шлюзы в сеть IP, но и создавать автоответчики с функциями голосовой почты, сервер для пересылки факсимильных сообщений через сети передачи данных и многое другое.

Эта плата имеет интерфейсы для подключения аналогового телефонного аппарата и абонентской телефонной линии. Она поддерживает речевые кодеки G.711, G.723.1, G.729. Для передачи факсов реализованы требования стандартов V.17, V.27ter и V.29.

Функционирование данной платы обеспечивает собственное программное обеспечение Vocord Gateway 2.1. ПО имеет интерактивное голосовое меню и систему распознавания тональных сигналов, что очень важно для работы шлюза. В нем поддерживается интерфейс для интеграции с биллинговыми системами и есть функция принудительного разрыва соединения, которая необходима при использовании тарифных планов с предоплатой.

Шлюз iX-01 имеет удобную систему управления и поддерживает удаленное администрирование.

ИСПЫТАНИЯ

Первоначально целью данного тестирования являлась проверка возможности работы телефонных аппаратов одного производителя в составе IP-УАТС другого. Под термином «IP-УАТС» здесь подразумевается любое устройство, выполняющее функции управления телефонной системой, созданной поверх сети IP. Но в ходе работ мы пришли к выводу, что концепцию испытаний целесообразно несколько изменить. В результате был организован объединенный стенд, куда вошло все оборудование, представленное для тестирования. Его схема приведена на Рисунке 6.

Так как в первую очередь нас интересовала возможность взаимодействия различного оборудования по протоколу Н.323, то маршрутизаторы внутри стенда решено было не использовать. Все устройства подключили в одну сеть IP класса С с номером 192.168.0.0. Как известно, он входит в число резервных IP-адресов, специально выделенных для исследовательских задач. Каждый участник тестов получил свой диапазон адресов оконечных узлов, и мы приступили к работе.

Методика испытаний была чрезвычайно простой: мы пытались установить входящие и исходящие соединения по принципу «каждый с каждым». Наверное, нет смысла в хронологическом порядке перечислять все многочисленные тесты. Попытку объединить в одной сети оборудование столь большого числа производителей мы предприняли впервые, поэтому приходилось часто возвращаться назад и вновь повторять эксперименты.

Обобщенные итоги проведенных испытаний приведены в Таблице 1. Но они требуют определенного комментария, так как условные обозначения слишком скудны для описания всего многообразия ситуаций, с которыми нам пришлось столкнуться в ходе тестов. В данную таблицу не попал еще один виртуальный участник тестирования, а именно программный продукт NetMeeting компании Microsoft. С ним оказались совместимы все устройства, но в этом нет ничего удивительного, так как проверку на взаимодействие с NetMeeting проводят в своих лабораториях все производители.

Телефонный аппарат компании snom techology AG на момент проведения испытаний был выполнен в виде модели-прототипа, что отразилось на показанных им результатах. Это не значит, что нам ни разу не удалось установить с другими устройствами соединение в полном объеме. Например, при звонках с этого аппарата на IP-телефон компании Siemens все работало превосходно, но при вызовах в обратном направлении речевой тракт не устанавливался. По всей видимости, следуя логике работы протокола Н.323, телефон snom некорректно обрабатывал запросы по выбору кодека и его параметров, поскольку в ходе тестов нам ни разу не удалось установить входящее соединение с этим аппаратом. Однако когда эта статья готовилась к публикации, из Берлина пришло известие о том, что производителю удалось добиться полной совместимости с оборудованием компании Cisco. Официальное представление телефонного аппарата snom 100 должно было состояться во время выставки CeBit 2001 в Ганновере.

Коммуникационный сервер компании Alcatel OmniPCX 4400 успешно устанавливал соединения в полном объеме с оборудованием компании Siemens. Однако мы столкнулись с проблемами, когда вызовы направлялись на Call-Maneger компании Cisco, в обратном же направлении все работало без замечаний. При соединениях со станцией Definity компании Avaya вызов проходил, но по каким-то причинам речевой тракт не устанавливался. Аналогичный результат был получен при взаимодействии со шлюзом компании Vocord. Такие половинчатые успехи объясняются тем, что в России сейчас доступна лишь третья версия программного обеспечения OmniPCX 4400. В настоящее время компания Alcatel выпустила новую версию, в которой серьезно доработаны функции IP-телефонии. Буквально на следующей неделе после завершения тестирования мне довелось видеть прекрасную работу IP-телефона американской компании Pingtel с OmniPCX 4400 под управлением четвертой версии программного обеспечения.

Аналогичная ситуация с устаревшей версией возникла и при тестировании станции Definity. Новая девятая версия программного обеспечения этой станции стала поступать на российский рынок только в начале года, поэтому у компании Comptek на момент проведения тестов ее еще не было. Тем не менее проблем при осуществлении взаимных вызовов с оборудованием Cisco не возникло.

Неплохие результаты показало оборудование компании Siemens. Соединения в полном объеме удалось установить практически со всеми участниками. Исключение составил входящий вызов с Definity, но вероятнее всего эта ситуация связана с ее устаревшей версией.

В процессе тестирования оборудования компании Cisco Systems возникали трудности во время установления входящего соединения от сервера OmniPCX 4400. Причина, скорее всего, аналогичная предыдущему случаю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то что часть кружочков в итоговой таблице так и осталась незаштрихованной, результаты тестов показали очень хорошую совместимость решений IP-телефонии различных производителей. По общему мнению участников испытаний, отказы в установлении соединений или формировании речевого тракта обусловлены различием в настройках параметров протокола Н.323. К сожалению, не все участвовавшие в тестировании устройства имели необходимый инструментарий для тонкой настройки.

Важным результатом этих тестов можно считать развенчание сложившегося мифа о тотальной несовместимости оборудования IP-телефонии. При надлежащей настройке и выборе оборудования можно обеспечить применение смешанных решений в сетях IP.

Алексей Полунин — независимый эксперт. С ним можно связаться по адресу: polunin@hotmail.com.


Итог испытаний

Тестируемый продукт или реализация

Alcatel

Коммуникационная система OmniPCX 4400

http://www.alcatel.ru

Avaya Communication

Решение Definity IP-транк

http://www.avaya.ru

Cisco Systems

CallManager и IP-телефон 7960

http://www.cisco.ru

Siemens

Станция Hicom 150E с модулем Hicom Xpress@LAN, IP-телефон optiPoint 300 advance.

http://www.siemens.ru

snom technology AG

IP-телефон snom 100

http://www.snom.de

Vocord Telecom

Шлюз IP-телефонии iX-01

http://www.vocord.ru

Назначение. Тестируемое оборудование пред-назначается для создания корпоративных телефонных систем на базе протокола IP.

Вопросы. Способность систем IP-телефонии разных производителей взаимодействовать друг с другом по протоколу Н.323 в рамках одной IP-сети.

Достоинства. Большая часть тестируемого оборудования показала хорошую совместимость с другим оборудованием. Возникающие проблемы решались путем соответствующей настройки аппаратуры.

Недостатки. Недостаточно гибкие и полные инструменты настройки параметров протокола Н.323, что не позволило обеспечить 100-процентную совместимость устройств по принципу «каждый с каждым».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями