Широкополосная сеть доступа в Екатеринбурге.

Рисунок 1. Сеть доступа ADSL в Екатеринбурге.

В том, что решения ADSL найдут достаточный спрос на российском рынке, специалисты сомневались с момента появления этой технологии. Довольно высокая стоимость, причем как «удельная», в пересчете на порт, так и начальная, за так называемый минимальный стартовый комплект, способна отпугнуть и провайдеров, и пользователей: как известно, от начальных финансовых вложений зависят уровень и темпы развития бизнеса. Тем не менее решения широкополосного доступа в Internet на базе ADSL начали появляться в крупных городах. Во-первых, операторы/провайдеры, способные в массовых масштабах внедрять подобную услугу, все же существуют (вопрос только в их желании занять эту нишу), а, во-вторых, небольшие провайдеры могут, как бы это невероятно ни звучало, получить поддержку со стороны основного городского оператора. Т. е. речь идет о ситуации, когда оператор строит сеть доступа, а услуги с ее помощью (на определенных условиях, конечно) предоставляют буквально все желающие. Такой путь развития ADSL в России очень интересен.

ПУТЕМ РАЗВИТИЯ

Официальная история развития телекоммуникаций в Свердловской области ведется с момента создания Екатеринбургского губернского управления связи более 80 лет назад. За эти годы государство не раз реформировало и реорганизовывало связь в отрасли. После 15 лет существования управления было введено новое административное деление, и на свет появилось Свердловское областное управление связи. В 1993 г., в соответствии с Указом Президента о создании федеральной почты, почтовая служба и электросвязь были разделены. Новое государственное предприятие связи и информатики «Россвязьинформ» через год было преобразовано в акционерное общество открытого типа (ныне — открытое акционерное общество) «Уралтелеком». Несмотря на все прошедшие реорганизации, в «Уралтелекоме» помнят свою историю и продолжают традиции неуклонного развития связи в регионе.

В г. Екатеринбурге филиал ОАО «Уралтелеком» Екатеринбургская телефонная сеть (ЕТС) эксплуатирует тысячи километров медных и сотни километров волоконно-оптических линий связи. ЕТС предоставляет услугу местной телефонной связи около 350 тыс. абонентам, т. е. имеет клиентскую базу более чем достаточную для того, чтобы можно было всерьез задуматься о предоставлении и других сервисов помимо традиционных. Очевидно, что, с этой точки зрения, самым привлекательным является рынок Internet. «Уралтелеком» уже имело опыт предоставления доступа в Internet в Екатеринбурге через одну из своих дочерних компаний, но тем не менее задачи тотального захвата этого рынка не ставилось.

Дело в том, что, хотя с технической точки зрения никаких препятствий тому не было, выход на новый рынок требовал безошибочного выбора методов ведения бизнеса. Просчет естественного монополиста (пусть даже и не абсолютного) всегда влечет за собой серьезные негативные последствия для всех участников рынка, включая его самого. Тем не менее отказываться от работы в сфере услуг Internet было бы неразумно. В подобной ситуации оптимальным решением являлся выбор такого сегмента рынка Internet, выход на который принес бы положительный эффект для отрасли в целом, при том, что освоить его не смог бы практически никто, кроме «Уралтелеком». Таким новым направлением стало предоставление широкополосного доступа в Internet по ADSL.

БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ

Работа над проектом (интегратор — компания «Микротест») началась в 2000 г. В начале года была проведена аналитическая и исследовательская работа, а в конце года — монтаж и испытания. Около двух месяцев назад сеть введена в эксплуатацию. Следует отметить, что это хоть и не первая в России инсталляция ADSL в операторской сети, но первый проект, прошедший экспертизу в ГУП «Связьэкспертиза». Таким образом, можно считать, что он окончательно «узаконил» ADSL в России.

Сеть состоит из 13 узлов, расположенных на районных АТС. В узлах установлены концентраторы доступа ADSL Cisco 6260, которые подключаются к сети АТМ «Уралтелеком», построенной на базе коммутаторов Cisco Lightstream 1010. Сеть является универсальным ресурсом доступа ко всем предлагаемым в Екатеринбурге сервисам IP и допускает различные технические варианты взаимодействия с провайдерами. Во-первых, поскольку концентраторы доступа обладают достаточной функциональностью для коммутации трафика АТМ, провайдер может получить доступ к ним непосредственно через сеть АТМ. Такой вариант наиболее приемлем для тех провайдеров, которые уже используют или только собираются использовать сеть АТМ для различных целей, но несколько затруднителен и накладен для остальных.

Если провайдер не имеет возможности или желания работать непосредственно через АТМ, то трафик может передаваться через площадку обмена. Принадлежащий «Уралтелекому» маршрутизатор Cisco 3600 принимает из сети АТМ все сеансы PPP и через интерфейсы Ethernet передает их в сети провайдеров (естественно, каждому — свое). Это избавляет провайдеров от необходимости организовывать доступ в сеть АТМ и нести дополнительные расходы на оборудование для терминирования инкапсулированных сеансов PPP. Таким образом, воспользоваться сетью ADSL, как средством предоставления высокоскоростного доступа в Internet, может любой провайдер, даже весьма небольшой по масштабам бизнеса.

Третий вариант организации доступа к сервисам IP предполагает использование установленного в сети продукта из серии концентраторов доступа Cisco 6400 — 6400 Node Route Processor с инсталлированным на нем расширением IOS для шлюза выбора сервиса — Service Selection Gateway. Это приложение работает как портал доступа к предоставляемым сервисам, как простым (выходы в сети различных провайдеров), так и более сложным. После установки на рабочих станциях соответствующего клиентского ПО — приложения Java Service Selection Dashboard — пользователи могут выбирать доступные через концентратор сервисы самостоятельно. На элементарном уровне возможна такая аналогия — пользователь коммутируемого доступа волен пользоваться услугами нескольких провайдеров. Упрощенно говоря, все зависит от того, какой номер наберет его модем. Соединение DSL является выделенным, но с таким расширением оно может стать даже гибче, чем коммутируемое.

В качестве абонентских устройств возможно использование не только оборудования ADSL производства Cisco, так как исследования показали совместимость с концентраторами и оборудованием других поставщиков. Таким образом, абоненты сети имеют возможность выбора, руководствуясь соображениями как техническими, так и экономическими.

Сегодня сеть способна обслуживать до 2600 абонентов. За первый месяц эксплуатации новой услугой воспользовались уже десятки абонентов, и компания всерьез рассчитывает на то, что динамика спроса будет и в дальнейшем благоприятной.

Следуя выбранной стратегии, «Уралтелеком» не является непосредственно провайдером Internet — все абоненты сети доступа пользуются услугами независимых провайдеров и имеют возможность выбора. Таким образом, будучи монополистом в сфере широкополосного доступа в городе, компания при этом сохраняет принципы свободной конкуренции на рынке услуг Internet.

Построение широкополосной сети доступа стало существенным шагом в развитии рынка услуг Internet в городе. Ранее возможности предоставления доступа в Internet с необходимым для коммерческого использования бизнес-качеством, как правило, ограничивались географически. Провайдер реально работал в том районе, где имел точки доступа, поскольку процесс перехода к цифровым телефонным сетям пока далек от завершения. С появлением охватывающей весь город сети широкополосного доступа рынок услуг Internet стал более открытым. Отныне провайдеры имеют возможность свободно конкурировать в этом сегменте: в частности, бороться за корпоративных клиентов и развивать соответствующие сервисы (такие, как VPN) или реализовывать планы по подключению к сети многоквартирных домов. Конечно, конкуренция имеет и обратные стороны (для отдельно взятого провайдера), но в целом разумное решение ОАО «Уралтелеком» не пытаться наскоками завоевать рынок Internet, а пойти путем диверсификации бизнеса, приносит очевидные преимущества всем. Решать подобные задачи развития рынка по плечу только такому крупному оператору.

Не стоит, однако, считать, что «Уралтелеком» предполагает выступать только в роли провайдера каналов «за кадром», в планах компании — вести непосредственную работу с абонентами. Эксплуатируя на протяжении многих лет екатеринбургскую телефонную сеть, оператор имеет необходимые ресурсы и большой опыт работы как с частными лицами, так и с юридическими. Поэтому есть все предпосылки для того, чтобы оператор выступил также и в роли дистрибьютора сервисов Internet от разных провайдеров. Учитывая, что многие провайдеры привыкли работать в своем районе, им, вероятнее всего, будет не так просто сразу выйти на городской уровень и, в частности, расширить при необходимости свой штат. «Уралтелеком», таким образом, не просто откроет перед ними новые возможности, но и поможет эффективно ими воспользоваться. Очевидные удобства получат и абоненты, поскольку, имея дело только с одним поставщиком услуг, они получат доступ ко всем сервисам, какие только предлагает екатеринбургский рынок.

С технической точки зрения возможности выбора услуг могут быть предоставлены при помощи функциональности 6400 Service Selection Gateway. Очевидно, что такой режим работы весьма интересен не только для корпоративных, но и для частных пользователей, и его поддержка может стимулировать спрос на широкополосный доступ в этом секторе. Стоит отметить, что в результате построения сети выиграют даже те провайдеры и пользователи, которые не будут пользоваться ее услугами. Очевидно, что наиболее «ресурсоемкие» абоненты перейдут в новую сеть, что позволит разгрузить межстанционный трафик. Это явный плюс для телефонной сети, и к тому же проблем с дозвоном до провайдера станет меньше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренный проект не только демонстрирует определенное техническое решение, но и является весьма интересным с точки зрения применения этого решения в конкретной рыночной ситуации. Вполне логично было бы ожидать, что, построив сеть доступа подобных масштабов, оператор (тем более «естественный монополист») начнет существенно теснить «независимых» провайдеров. В данном случае картина полностью противоположная — оператор выступает скорее в роли партнера. Это можно назвать примером по-настоящему рыночного подхода, когда решения принимаются не только из соображений непосредственной выгоды, но исходя из перспектив развития рынка в целом.

С технической и деловой точки зрения также весьма любопытно использование в проекте решения для управления доступа к сервисам и связанные с ним планы «Уралтелекома» по непосредственной дистрибуции сервисов Internet — такая модель бизнеса вполне логично укладывается в выбранную оператором стратегию и представляется весьма перспективной.

Александр Авдуевский — обозреватель LAN. C ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.


ОАО «Уралтелеком»

ОАО «Уралтелеком»

620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 11.

Факс : (3432) 76-85-55,

e-mail: urtcom@uralnet.ru.

Факты. ОАО «Уралтелеком» активно развивает телекоммуникации в Екатеринбурге и Свердловской области. Компания старается выбирать те направления деятельности, на которых она может работать с наибольшей эффективностью. Выполнение поставленных задач сопряжено с необходимостью сочетать собственные интересы с интересами местного рынка. Поскольку вес «Уралтелеком» на нем очень велик, велик и резонанс принимаемых компанией решений.

Задача. Перед «Уралтелеком» встала задача масштабного выхода на рынок услуг доступа в Internet в Екатеринбурге. При этом оператору требовалось выбрать решение, которое позволило бы начать работу в промышленных масштабах, но не привело к непредсказуемым или негативным последствиям для рынка услуг Internet.

Решение. ОАО «Уралтелеком» построило широкополосную сеть доступа в Internet на базе ADSL. Сеть создана в расчете на ее использование всеми работающими в городе провайдерами. Таким образом, перед провайдерами открываются новые возможности расширения своего бизнеса, а оператор в то же время начинает работу на новом рынке в масштабах города. Построение сети снимает часть нагрузки с инфраструктуры коммутируемого доступа и делает рынок услуг Internet в городе более открытым и перспективным.

Вывод. Решения ADSL, несмотря на их достаточно высокую стоимость, пользуются в России реальным спросом. Положительный эффект от их внедрения несомненен. Стоит также отметить, что при грамотной рыночной стратегии со стороны крупных предприятий связи, их сосуществование с «независимыми» провайдерами оказывается взаимовыгодным.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями