Корпоративная сеть нефтегазовой компании «Славнефть».

Рисунок 1. Схема защиты голосового трафика и данных с учетом перспективного увеличения пропускной способности каналов передачи данных.

В этой рубрике мы всегда стараемся рассмотреть самые разнообразные вертикальные рынки, в первую очередь те, что являются в нашей стране ключевыми с точки зрения внедрения сетевых и телекоммуникационных технологий. К сожалению, это сопряжено с определенными трудностями, поскольку заказчики, представляющие данные вертикальные рынки, — как правило, компании и организации довольно-таки закрытые, весьма неохотно распространяющиеся о подробностях своей внутренней структуры. Но все-таки из любого правила находятся исключения — не в последнюю очередь благодаря растущему пониманию того факта, что, представляя современную телекоммуникационную инфраструктуру, компания лишний раз демонстрирует и эффективность своей работы. Благодаря этой положительной тенденции мы можем сегодня обратиться к рынку нефтегазовой отрасли на примере корпоративной сети компании «Славнефть».

ПЛОДЫ СОЮЗА

Компания АО НГК «Славнефть» была создана согласно совместному решению правительств России и Белоруси в 1994 г. Предприятия этой нефтяной компании работают на территориях обоих создавших ее государств.

«Славнефть» является вертикально-интегрированной компанией. Она объединяет в себе несколько дочерних предприятий, обеспечивающих полный производственный цикл от разведки углеводородных запасов до реализации нефтепродуктов. «Славнефть» входит в число наиболее перспективных и динамично развивающихся компаний и занимает прочные позиции на российском и мировом рынках нефти. АО НГК «Славнефть» — постоянный член Международного нефтяного клуба и Международного нефтяного конгресса. Компания принимает активное участие в международных выставках, конференциях и семинарах, зарегистрирована в Общей базе данных поставщиков ООН.

Суммарные геологические запасы нефти, находящиеся в распоряжении компании, превышают 20 млрд баррелей. Объем нефтедобычи превысил в 1999 г. уровень предыдущего года и составил 85,7 млн баррелей. Предварительные итоги 2000 г. также позволяют говорить о росте добычи и финансовых показателей компании. Устойчивый рост бизнеса обеспечивает, в частности, успешная реализация планов по реконструкции и переоснащению производственных мощностей, а также эффективному использованию в их рамках долгосрочных кредитов, выданных под гарантии ведущих международных финансовых институтов.

Одной из ключевых целей компании является совершенствование структуры с целью снижения непроизводственных издержек и повышения эффективности всех ее активов. Кроме того, важнейшие задачи НГК «Славнефть» — это обеспечение эффективного управления пакетами акций обществ, входящих в структуру компании, и создание оптимальной управленческой структуры.

Очевидно, что задачи повышения эффективности управления компанией невозможно решить без наличия необходимой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, тем более что входящие в «Славнефть» предприятия расположены на территории двух государств (впрочем, география только «российской» составляющей компании сама по себе уже достаточно обширна, если учесть, что головной офис находится в Москве, а добывающие предприятия — в Западной Сибири). Поэтому компания планомерно развивала свою корпоративную сеть (работу над проектом ведет компания Step Logic), которая начиналась с локальной сети в головном офисе и постепенно охватила все ключевые предприятия «Славнефти». Сеть головного офиса за годы существования компании не раз претерпевала значительные изменения, поскольку рост бизнеса сопровождался неизбежными переездами. Последнее имело, правда, и положительные стороны: переезд был лишним поводом радикально модернизировать сеть, переведя старое оборудование на периферию.

В ЕДИНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ядро локальной сети центрального офиса составляет коммутатор Cisco Catalyst 6509, к которому подключены шесть этажных коммутаторов Catalyst 4006. Все соединения между центральным и этажными коммутаторами продублированы. Рабочие группы объединяются в отдельные виртуальные локальные сети, что отвечает требованиям корпоративной политики, впрочем, об этом речь чуть позже.

В центральной аппаратной также установлены два ИБП APC Symmetra мощностью 16 кВА. Один защищает центральный коммутатор и серверы, второй — этажные коммутаторы.

За исключением предназначенного специально для обслуживания приложений ERP cервера UNIX, работающего под управлением HP-UX, все серверы локальной сети головного офиса «Славнефть» функционируют под управлением Novell NetWare. В сети активно используется NDS, что вдвойне выгодно, так как корпоративные стандарты планомерно тиражируются и на удаленные территории, которые подключены к корпоративной сети.

Стоит отметить, что в компании корпоративная политика в отношении использования информационных и телекоммуникационных систем реализуется весьма жестко. Например, все рабочие станции работают под управлением Windows NT. Благодаря этому, контроль за доступом к ресурсам осуществляется даже на уровне рабочих мест. И, разумеется, «покопаться» в чужом ПК не может никто, за исключением тех, кто наделен такими правами. Сами «законные» пользователи ограничены в своих возможностях вносить изменения в конфигурацию рабочих мест. Это относится как к определенным параметрам системы, так и к установке неразрешенного ПО.

Еще одна деталь — рабочие станции не имеют дисководов. В условиях офиса (в котором все рабочие станции подключены к тому же к сети) дисковод практически не нужен, а его отсутствие обеспечивает дополнительную защиту от возможных последствий бесконтрольного обмена данными с «внешним миром». Разделение групп пользователей между VLAN, т. е. фактическая изоляция их друг от друга (в рамках сети), является вполне логичным продолжением подобного подхода. Политика в целом достаточно строгая, но, учитывая специфику бизнеса компании, вполне оправданная.

Корпоративная сеть НГК «Славнефть» объединяет московский офис и дочерние компании. Локальные сети офисов связаны между собой при помощи мультисервисных устройств Cisco MC3800 по каналам frame relay. Все входящие в «Славнефть» компании используют проводные каналы «Голден Телеком», за исключением компании «Мегионнефтегаз» (Тюменская область), которая (по техническим соображениям) подключена к сети провайдера по спутниковым каналам. По одним и тем же каналам передаются как данные (преимущественно трафик приложений ERP), так и голос. Все УАТС объединены через мультисервисные устройства в единую телефонную сеть компании. Голос передается непосредственно по Frame Relay (VoFR), так как с точки зрения использования пропускной способности каналов это наиболее эффективно.

Сеть постепенно расширяется. В ближайшее время она должна охватить еще четыре региональных предприятия, а в дальнейшем распространиться на все дочерние компании, включая те, что находятся в Беларуси. Для обеспечения нормального функционирования разросшейся сети центральное устройство 3800 заменяется на маршрутизатор Cisco 7206VXR, а «старое» оборудование перемещается на периферию. Других заметных изменений в архитектуре корпоративной сети не потребуется.

НГК «Славнефть» весьма активно пользуется преимуществами видеоконференц-связи. Система (развернутая при участии компании «СТЭЛ — Компьютерные системы») включает 34 комплекта абонентского оборудования, которые установлены в головном офисе, и еще шесть — в дочерних компаниях. В качестве абонентского оборудования используются групповые терминалы MediaConnect 6000 и ARMADA Escort производства VCON. Организация множественных, в том числе и групповых сеансов видеоконференц-связи обеспечивается при помощи мультимедийного сервера MGC-50/100 (Accord).

Использование системы видеоконференц-связи позволило проводить регулярные совещания руководства и сотрудников головной и дочерних компаний, без необходимости вылета представителей последних в Москву. Соответственно, на перелетах экономятся существенные средства, не говоря уже о том, что участие в совещаниях становится возможным «без отрыва от производства», т. е. не наносит ущерба работе сотрудников.

Успешный опыт эксплуатации дал НГК «Славнефть» основания подумать о дальнейшем распространении системы ВКС по мере расширения сети. Параллельно планируется также увеличить количество терминалов в головном офисе, что позволит теснее интегрировать видеоконференции в стандартный деловой процесс.

Среди ближайших задач развития корпоративной сети НГК «Славнефть» — повышение уровня защищенности передаваемой информации. Несмотря на то что общедоступные сети IP в качестве среды передачи не используются, глобальные каналы все же не являются частной собственностью компании. Поскольку передаваемая в сети информация имеет высокую коммерческую ценность и носит закрытый характер, от сети требуются определенные гарантии сохранения конфиденциальности. В этих целях в сети будут внедряться решения на базе VPN. На межсетевых экранах PIX Firewall планируется установить расширения, поддерживающие VPN. Наряду с программным обеспечением для защиты информации предусмотрено и ПО для контроля качества сервиса в глобальных каналах. Учитывая то, что оплата каналов обходится, как можно догадаться, весьма недешево, возможность контроля за тем, насколько предоставляемый сервис соответствует затрачиваемым на него средствам, будет полезным дополнением к системе управления сетью.

Среди перспективных направлений развития корпоративной сети «Славнефть» можно выделить внедрение в сети IP-телефонии. В настоящее время этот вопрос прорабатывается, а предпосылкой к его постановке стал анализ ситуации на самой периферии сети. Номерная емкость УАТС, обеспечивающей подключение к корпоративной телефонной сети удаленных точек (преимущественно буровых), исчерпана. Следовательно, выбор либо приобретение новой/дополнительной УАТС (или какое-либо альтернативное решение) сегодня весьма актуальны. Предварительный анализ показывает, что вариант, когда вся емкость УАТС передается на уровень выше, а связь с удаленными площадками (на каждой стоит один-два телефона, не больше) обеспечивается при помощи IP-телефонии, вполне эффективен. Мультисервисное оборудование в сети уже установлено (требуется только его некоторая модернизация), а с технической точки зрения решение задачи облегчается еще и тем, что связь с удаленными площадками осуществляется при помощи радиорелейных линий, пропускной способности которых достаточно для обеспечения очень хорошего качества связи. Планов внедрения IP-телефонии в масштабах всей сети у компании нет, поскольку это сопряжено с дополнительными расходами на модернизацию оборудования. Кроме того, нельзя забывать о накладных расходах при передаче голоса по глобальным каналам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Корпоративная сеть компании «Славнефть» представляет собой показательный пример сети с интеграцией услуг. Несмотря на необходимость существенных начальных инвестиций, конвергенция голоса, данных и видео дает несомненный экономический эффект. Весьма интересны также планы компании в отношении IP-телефонии. В данном случае IP-телефония будет только периферийным решением, но ее внедрение может создать очень любопытный (по крайней мере, для России) прецедент — полную замену обычной УАТС решением на базе IP. Кроме того, внимания заслуживает очень строгая политика доступа к корпоративным информационным ресурсам, которая уместна, в принципе, не только в крупной нефтяной компании, но и в компаниях, занимающихся менее ответственным и конкурентным бизнесом. Четко сформулированная политика в отношении информационных и телекоммуникационных ресурсов — пожалуй, наименее дорогостоящая часть корпоративного решения в области IT, но именно ею обычно пренебрегают — и совершенно напрасно.

В завершении можно отметить одну интересную тенденцию — корпоративные заказчики все чаще начинают задумываться над тем, как проконтролировать качество предоставляемых им телекоммуникационных сервисов, потому что каналы связи, даже будучи «чужими», становятся неотъемлемой, критически важной составляющей корпоративной инфраструктуры.

Александр Авдуевский — обозреватель LAN. C ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.


АО НГК «Славнефть»

АО НГК «Славнефть»

Москва, Пятницкая, 36

http://www.slavneft.ru

Факты. АО НГК «Славнефть» — крупный межгосударственный холдинг, объединяющий российские и белорусские предприятия, осуществляющий полный цикл добычи, переработки, транспортировки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Компания неуклонно наращивает темпы добычи, увеличивает свою прибыль и оборот и имеет серьезную репутацию на нефтяном рынке, как российском, так и общемировом. Поддержание и повышение темпов роста — основная задача компании — решается путем обеспечения эффективности управления и внедрения соответствующих приложений.

Задача. Перед компанией встала задача внедрения систем управления ресурсами предприятий и обеспечения лучшей управляемости. С технической точки зрения это означало создание корпоративной сети для обеспечения функционирования приложений ERP в масштабах всей компании, а также для повышения эффективности взаимодействия подразделений, в частности управляющего звена входящих в НГК «Славнефть» предприятий.

Решение. Созданная мультисервисная корпоративная сеть в рамках единой системы информационных и телекоммуникационных ресурсов обеспечила интеграцию входящих в компанию ключевых предприятий. Кроме того, внедрение в сети системы видеоконференц-связи открыло возможность эффективного и оперативного взаимодействия руководства и сотрудников головного офиса и предприятий. Несомненная эффективность решения предопределила распространение сети на все входящие в компанию предприятия.

Вывод. Сети с интеграцией услуг в очередной раз демонстрируют несомненную эффективность как с технической, так и с экономической точки зрения. Сегодня наметилась следующая тенденция: в процессе модернизации мультисервисных сетей к стандартному набору «голос плюс данные» все чаще добавляется еще и видеоконференц-связь. Последняя становится все более популярным и выгодным с экономической точки зрения средством коллективной работы.