Прежние, построенные на основе закрытых решений, офисные АТС исчезают с рынка, новые же модели становятся все более похожими на коммуникационные серверы.

Что же случилось со старыми добрыми учрежденческими автоматическими телефонными станциями (УАТС)? Со стоящими в офисах коммутаторами, которые только и умеют, что обеспечивать телефонную связь? С верными рабочими лошадками, о которых производители УАТС с беззаботной самонадеянностью говорили, что они никогда не будут заменены — осмелимся ли мы произнести это слово?! —на коммуникационные серверы?

Давайте определимся

Что ж, похоже, производителям УАТС придется взять свои слова назад. И все потому, что эти ревнители отраслевых стандартов сами начали выпускать продукты, которые в большей или меньшей степени не соответствуют традиционному определению УАТС. Многие из этих систем работают под управлением Windows NT/2000 или других открытых платформ, таких, как Linux или UNIX. Если для прежних УАТС аналоговые аппараты были основным типом абонентских устройств, то системами-наследниками УАТС они рассматриваются только в качестве дополнения к цифровым и IP-телефонам. Большинство новых продуктов позволяет передавать не только голос, но и данные. Многие из них имеют шлюзы для маршрутизации трафика через сети IP и/или предлагают интерфейсы компьютерной телефонии для служб унифицированного обмена сообщениями, управления контактной информацией, обработки вызовов и других доступных пользователям ПК приложений.

Возьмем, к примеру, новый коммутатор IPX компании NEC America. Этот продукт, как говорит Эрик Уортмэн, директор по маркетингу компании NEC, представляет собой УАТС. И знаете почему? Потому что данное устройство со встроенной поддержкой IP, по его словам, обеспечивает тот уровень надежности и функциональных возможностей, который потребители (особенно крупные организации) ожидают от УАТС. Что ж, допустим. Но утверждение, что традиционная закрытая УАТС является более надежной, чем коммуникационный сервер под управлением Windows NT или UNIX, захотят оспорить многие специалисты.

Кроме того, более детальное знакомство с коммутатором IPX компании NEC выявило наличие у него многих функций, не свойственных традиционным УАТС. За исключением собственной закрытой ОС, все его компоненты являются открытыми. Коммутатор, к примеру, имеет интерфейсы (включая TAPI 2.1), с помощью которых независимые разработчики ПО могут интегрировать в систему различные приложения компьютерной телефонии с графическим интерфейсом: например, системы интерактивного голосового ответа (Interactive Voice Response, IVR), распознавания речи, управления контактной информацией и т. д. И, подобно многим другим коммуникационным серверам, в дополнение к цифровым и IP-телефонам данный продукт позволяет подключать аналоговые аппараты других производителей.

Как утверждает Алпа Шах, аналитик в области телекоммуникаций компании Frost & Sullivan, занимающейся исследованием рынка, разница между УАТС и коммуникационными серверами становится все менее заметной. Именно стирание различий привело к большим сложностям в подборе примеров для нашего обзора. В итоге мы решили ограничиться продуктами тех производителей, чьи имена до сих пор ассоциировались с традиционными УАТС, независимо от того, какие функции преобладают в их нынешних продуктах — УАТС или коммуникационных серверов.

А что на витрине?

Называть их УАТС или нет, решайте сами. Но все-таки, что можно ожидать от новых систем, появляющихся на рынке? Говоря совсем коротко: конвергенции. Большинство продуктов, описанных в данном обзоре, поддерживает компьютерную телефонию. И почти половина из них допускает интегрированную передачу по сети голоса и данных путем подключения дополнительного модуля или шлюза VoIP. Это дает несколько преимуществ по сравнению с маршрутизацией в сетях с коммутацией каналов. Среди них можно отметить упрощенные системное управление и администрирование, основанные на едином протоколе (и единой кабельной системе), для маршрутизации голоса и данных. Протокол IP упрощает интеграцию приложений, применяемых, например, для организации разделяемых сеансов с агентами контактного центра, унифицированной обработки сообщений и взаимодействия между ПК в реальном времени. Если подключенные к УАТС телефоны поддерживают IP, то все операции перемещения, добавления и изменения абонентов телефонной сети становятся предельно простыми, поскольку за каждым телефоном, независимо от его местонахождения, закреплен собственный IP-адрес. Кроме того, IP позволяет поддерживать широкополосные приложения, например видеоконференц-связь и дистанционное обучение.

Производители УАТС уже предвидят грядущую катастрофу. Избегать использования IP сегодня — значит не иметь будущего. Компания Giga Information Group, занимающаяся исследованием рынка, предсказывает, что рынок УАТС с поддержкой IP вырастет в США с 42 млн долларов в 1999 г. до 1,2 млрд долларов к 2005 г. Компания Frost & Sullivan приводит аналогичные цифры: общий оборот возрастет с 340 млн долларов в 2000 г. до 1,4 млрд долларов в 2005 г. Наибольший рост продаж IP-УАТС к настоящему моменту наблюдался, по утверждению аналитиков, в секторе малого и среднего бизнеса (менее 200 телефонных аппаратов). По словам Элизабет Херрелл, главного аналитика компании Giga, причина этого в том, что IP-телефония до сих пор в полной мере не продемонстрировала надежности и функциональных возможностей, необходимых крупным организациям. Многие IP-УАТС первого поколения, добавляет она, несовместимы с традиционными УАТС. Кроме того, по сравнению с системами с коммутацией каналов им недостает ряда системных функций, поддержки приложений, избыточности и (особенно это относится к IP/Ethernet-телефонам) экономической эффективности. Эти недостатки, отмечают аналитики, и привели к тому, что доходы от УАТС с поддержкой IP составляют пока лишь незначительные 4% от доходов отрасли.

«До тех пор пока IP не докажет свою жизнеспособность на рынке, потребители, вероятно, будут выбирать гибридные решения, обеспечивающие и коммутацию каналов, и сетевые функции IP», — говорит Херрелл. Справедливое утверждение. Однако при впечатляющем списке отраслевых «тяжеловесов», сделавших ставку на IP — Alcatel, Avaya, 3Com, Cisco, NEC America, Nortel и Siemens, — привередливое отношение заказчиков к этой технологии неминуемо превратится в исторический анекдот.

На заметку покупателю

О чем вы прежде всего должны задуматься, как потенциальный покупатель УАТС? Первыми пунктами в вашем списке должны стоять возможность наращивания по мере расширения бизнеса и способность адаптироваться к новым технологиям (то, что принято называть «защитой инвестиций»), а также совместимость с унаследованными телефонными системами и/или системами других производителей. Например, семейство NEAX компании NEC (включая новый продукт IPX) поставляется со съемным процессорным модулем, который при необходимости может быть легко заменен на более мощный. УАТС S-1000 компании Telrad Networks совместима с периферийными платами и блоками УАТС Telrad 400. Отдельные коммутаторы, например IP600 компании Avaya, SX200 и SX2000 от Mitel, поддерживают QSIG — стандартный протокол сигнализации и управления для связи УАТС с коммутаторами других производителей.

Стандартные телефонные интерфейсы играют ключевую роль в интеграции приложений разных производителей. Например, продукт FX компании Comdial поддерживает протоколы TAPI, TSAPI, CSTA и CT-Connect. А компания Artisoft рекламирует возможности интеграции УАТС TeleVantage с последними версиями систем управления контактной информацией — Lotus Notes, ACT! и GoldMine. Новейшая УАТС Strata CS компании Toshiba, функционирующая на базе ПК, имеет интерфейсы для взаимодействия с Microsoft Outlook, GoldMine, ACT! и Eudora Pro.

Независимо от того, нужны вам сейчас функциональные возможности IP или нет, необходимо иметь несколько вариантов сетевого транспорта. Многие УАТС, среди которых OmniPCX4400 от Alcatel, Enterprise Interaction Center от Interactive Intelligence и Strata CS от Toshiba, поддерживают телефонные каналы, а также каналы ISDN PRI/BRI, T-1/E-1, frame relay и (в отдельных случаях) ATM. Важными параметрами являются наличие резервного питания и возможность удаленного мониторинга самой УАТС. Например, Comdial FX имеет средство сетевого управления и администрирования VMMI, позволяющее контролировать работу устройства через интерфейс SNMP (компания планирует обеспечить поддержку системы HP OpenView и других популярных приложений управления). Fujitsu также активно рекламирует расширенную версию ПО удаленного администрирования для своих УАТС F9600.

И НАКОНЕЦ...

В данном обзоре вы найдете множество продуктов, достойных вашего внимания. И хотя мы сделали все возможное, чтобы собрать информацию о ценах от производителей УАТС, не у всех нам удалось получить достоверные данные. А если еще учесть разницу в структурах цен, то, возможно, вам придется провести собственные изыскания, чтобы получить сопоставимые данные, пригодные для ценового сравнения продуктов. Кроме того, нужно иметь в виду, что, хотя многие производители заявляют о примерно одинаковых функциональных возможностях своих устройств (в части открытой аппаратной платформы, поддержки компьютерной телефонии, IP и т. д.), архитектура предлагаемых систем может очень различаться. Некоторые продукты представляют собой телефонные серверы, работающие по сети передачи данных, другие УАТС используют традиционную архитектуру с коммутацией каналов, модернизированную для поддержки передачи данных. Эти различия могут повлиять, например, на то, насколько легко данная система будет интегрироваться с продуктами других производителей в локальные сети, а также на способность УАТС справляться с большими объемами корпоративного трафика.

Alcatel

На североамериканском рынке УАТС состоялся наконец долгожданный дебют французского телекоммуникационного «монстра» Alcatel, представившего свой продукт OmniPCX 4400. Эта УАТС с открытой архитектурой работает на платформе UNIX и может обслуживать от 50 до 50 000 пользователей. В качестве транспортной системы OmniPCX 4400 может использовать как IP, так и отличные от IP сети (телефонные сети общего пользования, а также ISDN, frame relay, ATM и выделенные линии). OmniPCX 4400 имеет ряд весьма привлекательных особенностей.

Среди них можно выделить сервис «единый номер»/«следуй за мной», когда звонки в соответствии с заданными условиями направляются пользователю на его рабочее место, домой или на мобильный телефон. Система также поддерживает унифицированную службу сообщений «голос/факс/электронная почта» и может быть интегрирована с приложениями компьютерной телефонии с помощью интерфейсов LDAP, SCTA, TAPI и SNMP. К числу таких приложений относится новый комплект ПО OmniTouch Contact Center с поддержкой функций автоматического распределения вызовов (Automatic Call Distribution, ACD) и интерактивного голосового ответа, обработки сообщений, Web-чата в реальном времени и обработки VoIP-вызовов на базе Web. К УАТС подключаются цифровые телефоны Alcatel Reflexes, хотя могут использоваться и аналоговые аппараты. Начальная стоимость системы на 100 пользователей составляет 40 000 долларов.

Artisoft

Компания Artisoft, пионер рынка программных УАТС, недавно представила версию 3.5 своего флагманского продукта TeleVantage. Программное обеспечение УАТС, функционирующее на базе Windows 2000, обеспечивает работу до 264 внутренних абонентов и до 96 соединительных линий. В дополнение к уже существовавшим интерфейсам аналоговых линий, ISDN PRI, T-1 и E-1, система теперь поддерживает интерфейс ISDN BRI. Среди нововведений поддержка нескольких языков и комплект средств настройки ПО с помощью голосового интерфейса.

TeleVantage предусматривает возможность установки четырехпортовой карты VoIP и администрирования соединений с удаленными офисами через IP-шлюз. Из других усовершенствований следует назвать дополнительные возможности программирования с помощью TeleVantage Software Develop-ment Kit (SDK), поддержку устройств E-911 (вызов службы спасения) и карт PCI других производителей, включая телефонные карты PCI компании Dialogic, а также возможность интеграции с базами данных Lotus Notes v.5.0, ACT! 2000 и GoldMine 5. Стоимость продукта составляет 200 и 100 долларов за каждую соединительную линию и абонентский порт, соответственно. Рекомендуемая производителем розничная цена ПО для сервера составляет 200 долларов. Лицензии на VoIP продаются по цене 250 долларов за один порт, модуль ACD Reporter стоит от 50 долларов в расчете на одного агента.

AVAYA (MERLIN MAGIX)

В первом квартале 2001 г. Avaya Communication планирует начать поставки версии 2.0 системы Merlin Magix. Этот продукт будет выглядеть и функционировать подобно большинству псевдо-УАТС, он и описывается в технической документации как «коммуникационный сервер приложений».

Чем подтверждается данное определение? Во-первых, рассматриваемая УАТС... простите, коммуникационный сервер... благодаря своему новому интерфейсу компьютерной телефонии и соответствующему набору программных средств поддерживает ПО других производителей. (Действительно, этот титан телекоммуникационной отрасли активно призывает независимых производителей ПО вступать в партнерские отношения с командой компании Avaya для разработки новых приложений.) Во-вторых, в систему Magix включены новые функции центра обработки вызовов, которые действуют совместно с уже интегрированными ранее возможностями ACD. Компания анонсировала 99 новых функций, а также управляющую информационную систему (Management Information System, MIS) с графическим интерфейсом пользователя, позволяющую генерировать отчеты в реальном времени. Функция ACD ToolBox Export дает пользователям возможность сохранять отчеты в формате электронных таблиц, баз данных и HTML (последнее необходимо для дистанционного просмотра информации через Internet). В системах электронного бизнеса Magix способна работать как коммуникационный сервер Web. Телефонный коммутатор может быть дополнительно (как и в версии 1.5) оснащен модулем Internet Networking Access (INA), поддерживающим VoIP. В карту INA интегрированы интерфейс T-1/PRI, блок CSU/DSU, маршрутизатор данных, брандмауэр и карта DS1.

К Magix можно подключать от 11 до 80 соединительных линий и до 200 абонентских телефонов. Стоимость блока управления составляет 3285 долларов. Конфигурация на 12 линий и 36 телефонов стоит 193 доллара за каждый телефонный порт.

Avaya (IP600)

Ответом Avaya на продукт OmniPCX 4400 компании Alcatel (и ее амбициозные планы проникновения на рынок IP-телефонии) является готовое к применению решение, состоящее из пяти продуктов, выпускаемых под новой торговой маркой ECLIPS (Enterprise Class IP Solutions). В число этих продуктов входят: коммуникационный сервер IP600 Internet Protocol Communications Server, устанавливаемый в 19-дюймовую стойку; модуль расширения R300 Remote Office Communicator, позволяющий подключать к IP600 удаленные офисы; ПО Definity IP Solutions, направляющее голосовые вызовы по сети IP; шлюз каталогов Directory Gateway, автоматизирующий документооборот и управление каталогами, а также аппаратные и программные IP-телефоны.

Решение ECLIPS, разработанное Avaya Labs, дает пользователям возможность удаленно подключаться к IP600, используя ноутбук или IP-телефон. Коммуникационный сервер (рекомендованная производителем розничная цена составляет от 500 до 750 долларов за один порт) подключается по протоколу IP к QSIG-совместимому коммутатору компании Avaya или другого производителя. В комплект системы входят голосовая почта, факсимильная связь, менеджер сообщений и ПО для администрирования. УАТС поддерживает также функцию маршрутизации вызовов для контактных центров. Пользователи могут добавлять различные модули (например, для беспроводной связи), используя семь универсальных слотов для установки карт.

Отдельный коммуникационный сервер IP600 предназначен для обслуживания не более 200 территориально сосредоточенных «конечных точек IP» (т. е. сотрудников). Всего же абонентская сеть, построенная на базе IP600, может поддерживать более 12 000 абонентов.

Модуль R300 позволяет обслуживать до 25 сотрудников в каждом удаленном офисе и стоит от 500 до 1100 долларов за один порт, обеспечивая передачу данных по сети и маршрутизацию, а также функции брандмауэра, виртуальных частных сетей (VPN) и защиты данных. Устройство поддерживает до 24 цифровых и двух аналоговых портов для подключения телефонов, а также каналы глобальной сети (включая полные и неполные каналы T-1/E-1 и ISDN BRI). R300 имеет двунаправленный порт Ethernet на 10/100 Мбит/с, аналоговые и цифровые соединительные линии, обеспечивает поддержку E-911, передачу данных по протоколу PPP в корпоративную локальную сеть и тональный сигнал во время потери питания или соединения по глобальной сети.

ПО IP Solution Software дает пользователям системы Definity Enterprise Communications Server (ECS) компании Avaya возможность осуществить плавный переход на протокол IP. Данное ПО обеспечивает улучшенную обработку трафика путем маршрутизации как голосовых данных, так и сигналов управления вызовами, как по локальной, так и по глобальной сети. Оно также позволяет администраторам оптимизировать качество передачи голоса путем настройки определенных параметров для предоставления приоритета аудиотрафику. Модернизация предшествующих версий ПО Definity IP Solutions стоит от 7500 до 12 000 долларов.

Продукт Directory Gateway, рассчитанный на 50 пользователей, обойдется в 1500 долларов. Стоимость IP-телефонов 4612 и 4624, оснащенных портом 10/100BaseT Ethernet, составляет, соответственно, 575 и 769 долларов. Программный IP-телефон, поддерживающий семь языков, поставляется в виде 12- и 30-пользовательских лицензий и стоит 2700 и 5100 долларов соответственно.

BIZFON

В октябре компания Bizfon дополнила свое семейство гибридных УАТС 680 системой Multi Tenant. С помощью нового продукта (рекомендованная производителем розничная цена которого составляет 1999 долларов) несколько офисов, например подразделения компании, могут совместно использовать одну телефонную систему. В распоряжение пользователя предоставляются частные телефонные линии, автосекретарь и голосовые почтовые ящики. Multi Tenant поддерживает все функции прочих УАТС из семейства 680, включая автоматическое распознавание факс-вызовов, отправку уведомлений на пейджер, поддержку нескольких языков и многие другие.

CORTELCO KELLOGG

Компания Cortelco Kellogg предлагает на рынке несколько моделей телефонных станций серии Aries Digital, которые являются представителями нового поколения систем компьютерной телефонии. Старшая модель ADKS-924 KSU поддерживает до девяти линий подключения к городской телефонной сети и до 24 цифровых телефонов ISDN. Станция имеет два интерфейса RS-232, один из которых служит для подключения управляющего терминала или модема для удаленного управления. К другому интерфейсу подключается устройство SMDR (Station Message Detail Recording), с помощью которого ведется запись протокола работы станции.

Для станций серии Aries Digital компания Cortelco Kellogg поставляет целое семейство цифровых телефонных аппаратов. Для подключения аналоговых моделей используется специальный адаптер, который позволяет к одному цифровому порту подключать два телефона.

COMDIAL

В сентябре компания выпустила новый продукт IP-FX, который она окрестила «платформа конвергенции». Интерфейсная IP-плата устройства позволяет специалистам по телекоммуникациям соединять УАТС с IP-сетью. С помощью усовершенствованного ПО сетевого управления и администрирования VMMI пользователи могут управлять коммутатором по протоколу SNMP. (Comdial разрабатывает новое ПО для дистанционного управления с помощью HP OpenView или других стандартных средств мониторинга.) Еще одним нововведением является оптический канал для высокоскоростной маршрутизации голосового трафика между расширительным и основным блоками FX. Следуя своей стратегии в области IP, Comdial планирует выпустить в конце 2000 г. IP-телефоны, совместимые с H.323/SIP (включая IP-версию дуплексного спикерфона Impact SCS).

Как и ее предшественники, FX является открытой системой, поддерживающей приложения других компаний через интерфейсы компьютерной телефонии TAPI 2.1/3.0, TSAPI, CSTA и CT-Connect. Стоимость IP-FX составляет от 400 до 750 долларов за канал, в зависимости от конфигурации.

ECI TELECOM

У Coral ISBX и SL компании ECI Telecom Business Networks появился ряд новых функций, так что теперь с еще большим основанием данные продукты можно отнести к разряду коммуникационных серверов. Эти системы оснащены новой картой (разработанной компаниями Active Voice и Dialogic) голосовой/факсимильной связи и унифицированной обработки сообщений, имеющей от 4 до 16 портов. Новый комплект работающих под управлением Windows служебных программ, названный CoralVIEW, обеспечивает графический интерфейс программирования, генерацию отчетов о сигналах тревоги, оповещение и статистику трафика. ECI также предлагает заказчикам новые цифровые телефоны с программируемыми кнопками и дополнительные модули для поддержки приложений настольных ПК. Кроме того (какая УАТС может без этого считаться законченной?), имеется IP-шлюз для подключения УАТС к сети по протоколу QSIG или IP с использованием H.323 или MGCP. (ECI планирует выпустить IP-телефоны, хотя и не объявила еще дату этого события.)

Новые коммутаторы поставляются со встроенной системой автоматического распределения вызовов (ACD) и поддерживают интерфейсы ISDN PRI (европейский и североамериканский варианты) и BRI, а также около 30 функций QSIG. По утверждению компании ECI, УАТС может быть интегрирована с QSIG-совместимыми продуктами Cisco, Motorola, Nortel Passport, Nuera и Mariposa. Система может иметь от 12 до 6144 портов и поддерживать до 1500 беспроводных телефонов. Стоимость продукта составляет от 250 до 500 долларов за каждую станцию.

FUJITSU

Компания Fujitsu Business Communi-cation Systems выпустила плату IP Trunk Card и версию 14 ПО для семейства УАТС F9600 (поставляется четыре модели: XL, M/MS, ES и US). В совокупности эти новые продукты обеспечивают внешнее соединение по IP, расширенные возможности абонентских аппаратов, дистанционное администрирование и б`ольшую коммуникационную емкость, чем допускала версия 13.

УАТС поддерживает автоматическую альтернативную маршрутизацию, отображение на дисплее телефонного аппарата имени и номера абонента, централизованную голосовую почту, оптимизацию маршрутов и упреждающую маршрутизацию для автоматического распределения вызовов. В результате модернизации ПО стала возможной передача пейджинговых сообщений через динамики многоканального цифрового терминала (MLDT), а также улучшенное отображение информации о групповых звонках и о звонках на второстепенных линиях. Сетевые функции включают передачу файлов и удаленное системное администрирование по IP, а также конфигурирование приложений центра обработки вызовов IntelliCenter и IntelliServer.

INTERACTIVE INTELLIGENCE

К обширной группе производителей коммуникационных серверов примкнула и компания Interactive Intelligence. Ее продукт Enterprise Interaction Center (EIC) для корпоративных пользователей теперь работает под управлением как Windows NT, так и Windows 2000. (Компания также модернизировала два других своих продукта: Customer Interaction Center, предназначенный для контактных центров, и Service Interaction Center, ориентированный на провайдеров услуг.)

Среди многих новых функций корпоративной версии системы можно выделить использование плат конференц-связи Dialogic DCN, каждая из которых обеспечивает подключение до 96 пользователей; присоединение к конференц-связи внешних участников; поддержку ADSI-телефонов (например, Nortel Powertouch 350) и биллингового протокола AOC-e для услуг ISDN (в дополнение к аналоговым каналам и T-1/E-1 УАТС допускает использование соединительных каналов ISDN PRI).

Система EIC предназначена для организаций с числом сотрудников от 50 до 1000; ее стоимость составляет от 400 до 1000 долларов за подключение каждого пользователя в зависимости от обеспечиваемых функций Web. Для контактных центров цена варьируется от 850 до 1500 долларов.

LG

Цифровая офисная АТС LG GDK-162 предназначена для небольших и средних компаний и может поддерживать до 186 портов. Она работает со всеми основными стандартами связи, в том числе с цифровой беспроводной связью DECT — до 6 баз по 15 трубок на каждой.

В GDK предусмотрен интерфейс КТ для управления телефонной связью: обработка входящих/исходящих вызовов, постановка на удержание, передача вызова и организация конференц-связи, перехват вызова, парковка, переадресация и уведомление о вызове. Пользовательский интерфейс полностью русифицирован, при работе с голосовой почтой подсказки также даются на русском языке.

В зависимости от комплектации стоимость этих станций составляет от 40 до 50 долларов за порт.

MITEL

Для своей УАТС SX-200 LIGHT компания выпустила модернизированные варианты ПО и карт ISDN PRI. Следуя отраслевой тенденции, ISDN Release 6 для SX-200 LIGHT поддерживает QSIG — стандартный протокол сигнализации и управления соединением УАТС с коммутаторами и QSIG-совместимыми устройствами других производителей. С помощью этого протокола имена вызывающих абонентов отображаются на дисплеях настольных телефонных аппаратов Mitel. Новая карта ISDN PRI в сочетании с модернизированным ПО предоставляет услуги ISDN по передаче как голоса, так и данных (учет телефонных звонков, отчеты о входящем/исходящем трафике, автоматический выбор маршрута, контроль тарифов и т. д.). Карта ISDN PRI обеспечивает также высокоскоростной удаленный доступ по локальной сети к электронной почте, совместно используемым файлам, Internet и видеоконференц-связи.

NEC

NEC America — один из немногих производителей УАТС, который до сих пор желает называться именно «производителем УАТС». Компания считает, что заказчики с большой осторожностью относятся к покупке якобы ненадежных и функционально менее полных коммуникационных серверов и не захотят отказываться от коммутаторов, которые хотя и имеют закрытую архитектуру, но надежно работают уже многие годы.

Несмотря на подобные утверждения, последняя версия флагманского продукта компании NEAX 2400 — система IPX c поддержкой IP — по своим функциональным возможностям вплотную приближается к тем псевдо-УАТС, с которыми компания упорно не хочет ассоциировать свое имя. Если не считать собственной ОС, большая часть системы IPX является открытой. Данная УАТС имеет, к примеру, интерфейсы компьютерной телефонии (включая TAPI 2.1), благодаря которым она обеспечивает интегрированную поддержку функций интерактивного голосового ответа, распознавания речи, управления контактной информацией и др. Подобно коммуникационному серверу в дополнение к цифровым и IP-телефонам, система допускает подключение аналоговых телефонов других производителей. (Кстати, NEC собирается разрабатывать свои собственные телефонные аппараты с поддержкой IP, а также программные IP-телефоны.)

Как и другие продукты NEAX, система IPX (ее цена пока не объявлена) отличается большей коммуникационной емкостью, допуская подключение до 23 000 абонентов. Отличительными свойствами продукта являются наличие IP-карты для подключения абонентских IP-телефонов и карты для внешней линии IP. УАТС поставляется с ПО унифицированной обработки сообщений. Для модернизации предыдущих версий NEAX пользователям достаточно заменить в своих УАТС съемный модуль со старым процессором.

NORTEL NETWORKS

Компания Nortel Networks предлагает своим клиентам систему BCМ (Business Communications Manager), которая ориентирована на малые и средние предприятия. Она представляет собой систему связи с поддержкой IP, в которой объединены функции передачи речи и данных, так что клиенты имеют возможность выбора либо IP-телефонии, либо телефонии с коммутацией каналов, либо и того, и другого вместе. Эта телефонная станция поддерживает аналоговые и цифровые соединительные линии (BRI, PRI), различные абонентские терминалы, включая IP-телефоны. Nortel предлагает собственные модели IP-телефонов: i2004 и soft-phone i2050. Кроме того, к ней могут быть подключены беспроводные абонентские комплекты DECT. Интерфейсы V.35, X.21 позволяют подключать станцию к глобальной сети, а 10/100BaseT — к локальной. Устройство BCМ использует операционную систему Windows NT/2000 и поддерживает целый ряд интегрированных IP-услуг и приложений для телефонии.

В число интегрированных приложений входит голосовая почта и унифицированный обмен сообщениями, автоматическая операторская консоль, маршрутизация вызовов по критерию наименьшей стоимости, центр обработки вызовов, поддержка факсимильной связи, система управления с Web-интерфейсом.

PANASONIC

Подразделение Communications Sys-tems Division компании Panasonic выпустило две модернизированные модели гибридных цифровых УАТС серии KX: TD1232-4 и TD816-4. Теперь в данных продуктах поддерживается интерфейс TAPI компании Microsoft, с помощью которого осуществляется интеграция TAPI-совместимых приложений. В конструкции теперь предусмотрено также несколько индикаторных ламп, сигнализирующих о появлении новых сообщений более чем в одном ящике голосовой почты. Новый режим «перерыв на обед» дает пользователям возможность программировать УАТС таким образом, чтобы она могла обрабатывать звонки, поступающие во время перерывов (кроме того, как и в предыдущих версиях, предусмотрены режимы работы «день» и «ночь»). УАТС поддерживает новые дополнительные вставные модули: карту расширения T-1 для подключения до 24 голосовых линий и (только в модели TD-816-4) плату модема на 28,8 Кбит/с.

К новой системе могут быть подключены проводные телефоны KX-T7000 и KX-T7400 компании Pana-sonic, беспроводные телефоны KX-T7885 на 900 МГц, а также консольные аппараты KX-T7440 и KX-T7441 DSS. В обновленных моделях УАТС, как и в предыдущих версиях, поддерживаются такие дополнительные функции, как цифровая голосовая почта, «живая» фильтрация звонков, унифицированное распределение вызовов, групповые звонки и фантомные линии (для осуществления вызова сразу по нескольким телефонам).

Стоимость типовой конфигурации TD816 (четыре линии и 16 внутренних абонентов) составляет 1100 долларов. Рекомендуемая производителем розничная цена TD1232 в конфигурации 8х16 — 2000 долларов.

REDCOM

Версия 5.0 УАТС ISDN Gateway Exchange (IGX) компании Redcom Laboratories приобрела ряд новых свойств. Этот модульный продукт (цена которого еще не объявлена) с модернизированным аппаратным контроллером имеет более быстрый процессор и б`ольшую емкость портов, чем его предшественники. Устройство оснащено интерфейсом Ethernet для реализации функций компьютерной телефонии и расширения сетевых возможностей. Пользователи, знакомые с предыдущими версиями УАТС Redcom, заметят некоторые усовершенствования в части взаимодействия с телефонным узлом, такие, как дополнительные функции CLASS и Equal Access, а также Traffic Service Position System (TSPS). Новая УАТС, кроме того, синхронизирует базы данных и автоматически присваивает номера абонентским терминалам.

SAMSUNG

Новыми продуктами компании Samsung Telecommunications America являются SmartOperator — ПК-сервер, обеспечивающий функции компьютерной телефонии для УАТС Samsung, и Smart Supervisor — пакет для приложений Windows, предоставляющий пользователям возможность настраивать отчеты и экранные формы УАТС в соответствии с их задачами.

ПО SmartOperator (цена которого также еще не объявлена), работающее под Windows NT, обеспечивает обработку звонков путем простых операций наподобие буксировки, выполняемых с помощью клавиатуры или мыши, отображение в реальном времени информации о вызывающем абоненте и статусе внутреннего абонента (например, количество вызовов, ожидающих ответа), а также о возможности переадресации вызова (переадресация оператором, ожидание вызова и т. д.). Smart Supervisor обеспечивает отображение информации (как актуальной в данный момент, так и архивной) о трафике звонков и статусе агентов в системе автоматического распределения вызовов. SmartOperator стоит 595 долларов, а Smart Supervisor — от 995 до 1995 долларов в зависимости от конфигурации.

Siemens

Немецкий концерн Siemens выпустил третью версию своего коммуникационного сервера Hicom 300E. Помимо традиционно сильной поддержки телефонной связи со множеством функций эта станция может служить базой для конвергенции сетей и интеграции различных служб и приложений.

Интеграция речи и данных осуществляется с помощью решения, получившего название Hicom Xpress Workflow. Кроме интеграции всех видов связи, таких, как речь, электронная почта, факс, Internet в одной сети на базе протокола IP, данное решение обеспечивает оптимизацию деловых процессов территориально разнесенных филиалов компании. Это происходит благодаря тесному взаимодействию коммутационной системы с различными базами данных.

Основу системы составляет сервер, работающий под управлением ОС Windows NT/2000. Для подключения к станции Hicom 300E используется шлюз L2W-323. При общем доступе в одном сегменте Ethernet поддерживается до 20 абонентов. В случае применения коммутаторов число абонентов может быть больше.

TELTRONICS

В семействе УАТС компании Teltronics появился новый коммутатор 20-20 IXP. Этот продукт, который ранее выпускался и продавался компанией Harris, к настоящему моменту может похвастаться инсталлированной базой в 20 000 устройств по всему миру.

Данный коммутатор речи и данных имеет модульную архитектуру, поддерживает от 256 до 10 000 портов и оснащен множеством сетевых интерфейсов — аналоговым, T-1/E-1, ISDN и т. д. Если эту УАТС подключить к Integrated Network Server (INServer) компании Teltronics, то она сможет поддерживать приложения компьютерной телефонии, для чего поставляется комплект ПО на базе Windows NT, обеспечивающий интерфейс TAPI и доступ по протоколам TCP/IP к нескольким специализированным интерфейсам. Среди 256 классов сервиса данной УАТС есть и такие, как маршрутизация по критерию наименьшей стоимости, защита от мошенничества и назначение «блуждающих привилегий», которые могут перемещаться вместе с пользователем. Стоимость продукта составляет от 300 до 600 долларов за каждую абонентскую линию.

TELRAD

УАТС S-1000 компании Telrad Net-works поддерживает новые телефоны Avanti той же компании. Она поддерживает интерфейс ISDN PRI, цифровые и аналоговые телефоны, а также одноканальные станции. К главным особенностям системы относятся наличие дополнительного резервного процессора; совместимость с периферийными картами и блоками УАТС Telrad 400; поддержка сигнализации Loop/Ground Start (по шлейфу/с заземлением), прямого звонка на внутренний номер (DID), а также T-1 и BRI/PRI и совместимость со средствами управления вызовами в системах компьютерной телефонии других производителей.

TOSHIBA

Компания Toshiba America Infor-mation Systems недавно с родительской гордостью продемонстрировала свою первую телефонную систему на базе ПК — Strata CS. Эта УАТС, ориентированная на рынок малых и средних предприятий, работает на Windows NT и позволяет управлять вызовами и голосовой почтой с настольного ПК по корпоративной локальной сети. Помимо аналоговых магистральных каналов T-1/E-1 и ISDN PRI Strata CS имеет внутренний шлюз для организации VoIP-соединений между несколькими офисами. Пользователи могут обрабатывать вызовы и голосовую почту на своем компьютере с помощью графического интерфейса. Входящее в комплект ПО Web Client дает возможность управлять электронной и голосовой почтой и имеет функции уведомления о поступлении сообщения с идентификатором вызывающего абонента и прикрепленным файлом *.WAV.

Встроенная многоуровневая система «автосекретарь» обеспечивает автоматический ответ на поступающие звонки, набор номера по имени для вызова как внутренних, так и внешних абонентов, настраиваемые приветственные сообщения и другие функции. Система автоматического распределения вызовов УАТС Strata CS позволяет направлять агентам вызовы тремя способами: одновременно, циклически и «сверху вниз». Дополнительное ПО Call Center Reporter способно генерировать отчеты о телефонном трафике, включающие такие параметры, как количество звонков и использование соединительных линий. Для управления контактной информацией УАТС способна взаимодействовать с Microsoft Outlook, GoldMine, ACT! и Eudora Pro. Strata CS поставляется с комплектом средств разработки (SDK), предназначенным для создания приложений IVR, использующих голосовой интерфейс. Администрирование телефонов, голосовой почты, соединительных линий, внутренних номеров абонентов и проч. может выполняться дистанционно с помощью браузера Web. Система также позволяет администраторам создавать для отдельных сотрудников их собственные правила обработки и маршрутизации вызовов по принципу «следуй за мной».

УАТС Strata CS, емкость которой составляет 96 внешних и 264 внутренних линий, совместима с любым ПК, работающим под управлением Windows 95, 98, 2000 или NT, и функционирует в локальной сети на базе Windows NT. Стоимость системы составляет от 450 до 700 долларов за один порт в зависимости от конфигурации.

Уоррен С. Херш — обозреватель журнала Teleconnect. С ним можно связаться по адресу: whersch@cmp.com.