Как разобрать почтовые архивы.

Даже учитывая тот факт, что значительная часть всей приходящей почты представляет собой либо откровенный спам, либо просто ненужные письма из иногда полезных рассылок, количество писем, милостиво оставленных в почтовом ящике, продолжает увеличиваться. Ситуация нередко усугубляется тем, что один и тот же человек может пользоваться несколькими учетными записями (это еще полбеды) и несколькими почтовыми клиентами одновременно. И когда возникает необходимость поднять почтовые архивы, поиск нужного письма или восстановление истории переписки превращается в настоящий кошмар, с более чем сомнительным результатом.

ПОКОПАЕМСЯ В МЕШКЕ

На работу с почтовыми архивами ориентирована утилита Mailbag швейцарской компании Fookes Software (http://www.fookes.com). Основная задача Mailbag — дополнить функции «легких» почтовых клиентов по поиску нужных сообщений, а также предоставить пользователю возможность работать одновременно с несколькими почтовыми ящиками разных типов. Последнее особенно полезно, если используемые почтовые клиенты не поддерживают импорт/экспорт форматов ящиков друг друга. Впрочем, даже при поддержке импорта загружать полный архив в свой почтовый ящик не всегда удобно, поскольку от лишних писем в итоге придется избавляться. Mailbag работает примерно с двумя десятками форматов почтовых ящиков, включая Netscape, Outlook Express, Eudora, Pegasus и The Bat!.

По умолчанию Mailbag представляет все загруженные папки в виде одной таблицы. В полях таблицы отражаются все атрибуты сообщений, в том числе и принадлежность сообщений к категории входящих или исходящих. При желании сообщения можно разбить на группы по названию папок, в которых они находятся, по доменам или супердоменам (ru, com и т. д.), по адресатам — список правил, по которому группируются сообщения, достаточно велик, и его можно расширять при помощи поддерживаемого программой языка сценариев. Каждая группа отображается в виде одной строки, которая нажатием соответствующей кнопки разворачивается в список сообщения.

Любопытную функцию представляет собой перенос отдельных сообщений (или групп сообщений) из общей таблицы в так называемую таблицу подмножества, причем в рамках этой таблицы их также можно группировать (уже независимо) по своим правилам. Это очень удобно. Например, Mailbag предусматривает возможность сначала сгруппировать сообщения по папкам и перенести выбранные папки в «подмножество», а затем перегруппировать находящиеся в них письма по адресату.

Каждое сообщение можно «анатомировать» — отдельно просмотреть текст, заголовок, изъять все вложения. При желании программа позволяет составить список всех адресов, на которые отправлялись письма (и с которых они приходили).

На вид — почтовый клиент. Различие только в возможностях, о чем свидетельствует выбор в меню.

Mailbag также позволяет осуществлять контекстный поиск по нескольким (до четырех) критериям, включающим в себя проверку полей и тела сообщения на ключевые слова, с поддержкой логических операторов AND, OR, XOR. В результате поиска в таблицах отображаются только сообщения, соответствующие критериям. Среди задаваемых критериев соответствия ключевому слову такие, как чувствительность к заглавным буквам и совпадение с полным словом. Очень любопытной функцией является созвучие, т. е. если ключевое слово (например, фамилию) пользователь помнит лишь приблизительно, то он может воспользоваться функцией соответствия похоже звучащим словам. К сожалению, на русский язык эта функция не распространяется. Да и в целом возможности работы Mailbag с «русскоязычной» почтой несколько ограничены из-за того, что программа, естественно, не учитывает разнообразие кодировок. Кроме того, проблемы могут возникнуть и с отображением кириллического текста из-за шрифтов. Проблема шрифтов, впрочем, преодолима, хотя не без заметных усилий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вряд ли Mailbag следует считать продуктом, актуальным для всех без исключения. И к часто употребимым эту утилиту сложно отнести, однако хотя бы помнить о ее существовании стоит, ибо она может заметно облегчить вам жизнь, даже если пригодится один-единственный раз. Остается только надеяться, что разработчики будут оперативно реализовать поддержку новых редакций популярных почтовых клиентов, поскольку выходят эти версии регулярно, а формат их почтовых ящиков каждый раз претерпевает некоторые изменения, за которыми Mailbag не сразу успевает.

Александр Авдуевский — обозреватель LAN. C ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями