Экскурс по сайтам, посвященным проблеме Y2K, открывает унылую картину — «иных уж нет, а те далече». Для тех же, что остались, время как будто остановилось в полночь на 1 января 2000 г. Что ж, по крайней мере, собственной судьбой они реализовали свои наиболее мрачные прогнозы.

Однако основательно уже подзабытая проблема Y2K неожиданно напомнила о себе в самом начале 2001 г. сообщениями о том, что в Норвегии несколько современных высокоскоростных поездов удалось стронуть с места только после того, как текущая дата была заменена на 1 декабря 2000 г., и что кассовые аппараты в торговой сети 7-Eleven отказались принимать кредитные карты, перепутав 2001 г. с 1901 г. Впрочем, на них практически никто не обратил внимания — так, обычный сбой компьютеров, на котором больших денег не сделаешь, тем более что мир высоких технологий занят новым глобальным проектом — пропагандой электронного бизнеса. Но и эта кампания идет на спад, что ставит вопрос, какой еще способ продавать свое оборудование и программное обеспечение при-думают высокотехнологичные компании? Нет сомнений, что такой способ будет найден, так что, возможно, в скором времени полки многих электронных магазинов опустеют, так и не успев заполниться.

То, что ни проблема Y2K, ни электронный бизнес не имели тех глобальных последствий для человечества, которые предрекали их сторонники, не опровергает того факта, что информационные технологии проникают во все стороны человеческой деятельности. Образно говоря, если денежные потоки представляют кровеносную систему мировой экономики, то информационные — ее нервную систему. Все это вызывает определенную эйфорию среди причастных к сфере высоких технологий, и вслед за Людовиком XIV, королем-солнце, им хочется воскликнуть: «Весь мир — это ИТ». Само определение «высокий» как будто дает основания ставить себя над остальным миром, и подчиненной, служебной функции для ИТ оказывается недостаточно — как о том свидетельствует, по сути, изначально обреченная попытка подменить электронным бизнесом весь остальной бизнес. Это издержки роста: как кино и телевидение не смогли вытеснить из нашей жизни ни театра, ни книг, так и информационные технологии не смогут заменить собой все другие.

Как показывает аналогия с кино, история повторяется снова и снова — увлеченные какой-либо новой идеей, люди придают ей чрезмерное значение, так что нет никаких гарантий того, что завтра мы не окажемся вовлечены в какое-нибудь очередное революционное преобразование мира. Однако, при здравом подходе, если не давать вводить себя в заблуждение, пользу можно было извлечь и из проблемы Y2K, и ей подобных, что и сделали многие администраторы, использовав данный повод для переоснащения парка оборудования и модернизации программного обеспечения.

Да, конечно, многие компании и частные лица потеряли деньги понапрасну и, раз обжегшись, станут настороженно относиться ко всему, что исходит из мира ИТ. Тем не менее энтузиасты всегда найдутся — и слава Богу, поскольку именно их усилиями новые идеи претворяются в жизнь и занимают в ней свое место. А что касается сопровождающих новые идеи шумных рекламных кампаний, то в конце концов не зря же рекламу называют двигателем прогресса: решая прагматические задачи своих организаторов, она в конечном итоге изменяет мир.

Дмитрий Ганьжа

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями