Информационные решения как часть реформы пенсионной системы.

«Я, может быть, только жить начинаю, на пенсию перехожу».

Э. Успенский, «Дядя Федор, пес и кот».

Одно влечет за собой другое, так что, как правило, оба процесса проходят параллельно. Наш опыт работы над рубрикой и общения с представителями компаний и организаций, о которых идет речь в публикуемых материалах, показывает, что организационная составляющая часто оказывается не менее важна и интересна, чем техническая. У нас уже были публикации, в которых корпоративные решения рассматривались с данной точки зрения, и эту традицию мы намереваемся продолжать и в дальнейшем, поскольку структурному реформированию сегодня подвергаются многие отрасли и институты, в том числе и федерального масштаба. В последнем случае обращение к мировому опыту оказывается весьма проблематичным, поскольку к нашей стране с ее масштабами он плохо применим.

ВОПРОС НОМЕР ОДИН

Проблем различного рода за десятилетие реформ в России накопилось немало, и все их власть вынуждена теперь решать. Не будучи специалистами в экономике и политике, мы не беремся формулировать их и расставлять приоритеты, однако с точки зрения проявляемого к ней со всех сторон внимания и общественного резонанса проблема выплаты пенсий занимает одно из первых мест. Размер пенсий, своевременность их выплаты, отношение государства к пенсионерам — все это было и в значительной мере остается козырной картой в политической игре. Причина заключается не только в том, что вследствие «старения» нашей страны пенсионеры составляют значительную (и активную) часть электората, но и в том, что на протяжении многих лет проблема стоит действительно очень остро.

Если обратиться к советским временам, то вопрос выплаты пенсий решался довольно просто. Шкала пенсий была достаточно статичной, денег в бюджете хватало, так что работа государственной системы социального обеспечения шла обычным рутинным путем. С началом реформ ситуация в стране изменилась, в первую очередь это проявилось в появлении различных форм собственности, в результате «закрома Родины» перестали быть единственным источником поступлений пенсионного фонда. Чтобы обеспечить полный и своевременный сбор пенсионных взносов и последующую передачу собранных средств в систему социального страхования, в конце 1990 г. был создан Пенсионный фонд, тогда еще СССР, а потом, соответственно, РФ.

Схема работы была проста: Фонд собирал взносы в соответствии с законодательством, а система социального обеспечения должна была донести эти деньги до пенсионеров. С точки зрения информационных задач Фонд вел учет плательщиков, а собес — пенсионеров. Первый вид статистики использовался для сбора денег, а второй — для запросов на получение конкретных сумм. В течение какого-то времени работа в таком режиме велась довольно интенсивно, поскольку экономика страны работала хоть и не эффективно, но более-менее предсказуемо и стабильно. Трудности начались после провозглашения в России полной рыночной свободы.

В первую очередь от последовавшего неконтролируемого роста цен пострадали, естественно, пенсионеры. Государство пыталось о них заботиться, проводя регулярные индексации пенсий, принимая решения о компенсациях и вводя новые категории пенсионеров, которым положены различного рода доплаты. В таких условиях синхронизировать работу двух структур стало более чем затруднительно, поэтому в 1993 г. было принято решение о создании единой пенсионной службы. Все вопросы, касающиеся государственного пенсионного обеспечения, были переданы в ведение Пенсионного фонда. С одной стороны, это упрощало работу, с другой — возлагало на Фонд новые задачи, поскольку учетом пенсионеров и вопросами выдачи пенсий различными способами (через сберкнижку, с помощью почты, путем непосредственной доставки) и т. п. Фонду пришлось заниматься самостоятельно.

Среди новых обязанностей Фонда появилась также и необходимость непосредственного общения с пенсионерами по различным вопросам, в первую очередь по поводу перерасчета пенсий, прав на доплаты и компенсации и т. д. Поскольку ответ, например, на вопрос, сколько же реально принесет или может принести денег очередное постановление о расчете пенсий, является жизненно важным практически для любого пенсионера, в 1992-1993 гг. это выражалось в выстраивающихся в отделениях и управлениях очередях из пожилых людей. Толкотня и давка, с одной стороны, были тяжелым испытанием для пенсионеров, преимущественно людей со слабым здоровьем, а с другой — мешали нормальной работе сотрудников.

В свете новых задач Фонду предстояло реорганизовать свою работу так, чтобы он мог более эффективно справляться со всеми своими новыми функциями и задачами, как техническими, так и социальными. Первые шаги (по результатам которых Фонд получал необходимый опыт) в этом направлении были сделаны в Московской области и Санкт-Петербурге.

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

Одна только работа с населением требовала серьезной реструктуризации. В Московской области, например, пошли путем консолидации ресурсов и укрупнили организационную структуру. Похожим путем идут и в других регионах. Сегодня типовым решением является объединение всех людских и информационных ресурсов районов в одном управлении. Новые помещения предоставляют больше комфорта приходящим на прием пожилым людям, однако проблема очередей и качества обслуживания решается в первую очередь с помощью локальных сетей. Возможность доступа сотрудников к единым ресурсам избавляет их от необходимости «переадресовывать» посетителей из кабинета в кабинет. Качество обслуживания обеспечивается еще и за счет быстрого перерасчета пенсий, который осуществляется за несколько часов, а не за несколько дней, как прежде.

В качестве примера локальной сети управления Фонда можно привести локальную сеть ОПФ РФ по Санкт-Петербургу (как и в ряде других отделений, проект был реализован компанией «РУСЛАН Коммуникэйшенз»). Сеть с магистралью Gigabit Ethernet охватывает около 700 рабочих мест. Основу сети составляют коммутаторы Avaya Cajun P330 (на уровне рабочих групп) и P430 (на магистрали). В сети реализованы виртуальные локальные сети (VLAN), что позволяет оптимизировать ее работу и эффективно разграничивать права доступа. Схема сети приведена на Рисунке.

Гигабитные магистрали могут показаться некоторым излишеством для исключительно «конторских» приложений, но на самом деле в них есть реальная потребность, причем для задач не только будущего, но и сегодняшнего дня.

Помимо упомянутых в предыдущем разделе задач, скажем так, уже исторического плана, Пенсионному фонду приходится решать и новые, связанные с продолжающейся реформой пенсионной системы. Так, Государственной думой был принят закон о персонифицированном пенсионном учете, т. е. о переходе от государственного пенсионного обеспечения к государственному пенсионному страхованию. Согласно новому принципу, каждый работающий гражданин получает именной лицевой счет, где накапливаются сведения (в первую очередь, это размеры выплат с его зарплаты), на основе которых потом рассчитывается его пенсия (при достижении им пенсионного возраста или при выходе на пенсию по другой причине). Устраиваясь на работу, гражданин обязан предъявить свою карточку пенсионного страхования, таким образом, страховая информация о нем собирается непрерывно, вне зависимости от изменения места жительства и работы.

В цифрах масштаб персонифицированного учета выражается весьма внушительно — около 60 млн застрахованных лиц (трудоспособное население нашей страны), свыше 7 млн работодателей (компаний, организаций и т. д.) во всех 89 регионах и 2500 районах России.

Поскольку учет застрахованных лиц должен быть инвариантен по отношению к месту их работы, технически задача его организации сводится к созданию единого реестра всех зарегистрированных в системе персонального учета лиц. При этом, стремясь упростить вопросы поддержки системы и разработки приложений, Фонд постарался выбрать единую вычислительную платформу для всех уровней своей организационной структуры.

Наилучшим образом требованиям Фонда отвечала платформа AS/400 (решение предложено компанией «Стинс Коман»), так как это семейство включает в себя как сравнимые по производительности с ПК, так и мощные корпоративные серверы. Интегрированные в операционную систему приложения и средства разработки упрощали решение вопросов технической поддержки систем, а также интеграцию серверной платформы в имеющееся окружение. С точки зрения технического сопровождения большим плюсом было, в частности, то, что и программные и аппаратные решения поставлялись одним производителем, а также то, что администрирование системы могло быть централизовано, например обновление ПО на всех серверах.

Не последнюю роль в выборе сыграли также вопросы информационной безопасности. Сведения о зарегистрированных лицах и финансовых потоках, без сомнения, относятся к разряду конфиденциальных. Даже если утечка информации и не принесет ущерба Фонду, то в любом случае это не те данные, к которым должны иметь доступ посторонние. Благодаря наличию встроенных средств защиты и интеграции базовых приложений с ОС в AS/400 (точнее, в операционной системе OS/400) не остается «зазоров» в системе безопасности. Кроме того, защищенность косвенно повышается тем, что случайных хакеров (а большое количество взломов систем осуществляется именно ими), специализирующихся на AS/400, практически нет. Все это послужило серьезным аргументом в пользу выбора данной платформы. Это дает Пенсионному фонду, очень осторожно пользующемуся внешними каналами связи (сегодня обмен данными происходит в основном по коммутируемым каналам), возможность более решительно рассматривать вопрос использования общедоступных сетей. Последний становится все более насущным, поскольку сегодня в системе работает более 400 серверов, а их запланированное количество составляет около 2,5 тыс.

Стоит также отметить, что централизация информационных ресурсов (пока на уровне управлений) позволяет Фонду эффективно контролировать финансовые потоки. Это касается как распределения средств (с точки зрения пенсий районы и регионы также делятся на доноров и реципиентов), так и взаимоотношений с банками. Фонд внимательно отслеживает всю историю взаимоотношений с банками (первоначальные условия сотрудничества также весьма жесткие), и при возникновении каких-либо проблем со сроками проводки транзакций (или иного свойства) оперативно переводит счета и платежи в более надежные банки. Таким образом, Фонду удается предотвратить потери и незаконную «прокрутку» пенсионных средств.

Сама работа управления также ведется в весьма интенсивном режиме. Если взять, например, Московскую область, то региональным аппаратом Фонда ежедневно собирается около 1000 показателей работы каждого управления. На их основе осуществляется анализ и прогноз работы Фонда по области. Информация о просроченных платежах, текущих платежах, пенях и штрафах трансформируется в точные данные о сборе за день, а также дает возможность спланировать сборы следующего дня.

Соединение в рамках одной организации всего пенсионного процесса от сбора страховых взносов до доставки пенсий на дом дает возможность эффективного контроля за целевым расходованием средств Пенсионного фонда; сокращает сроки движения страховых средств; позволяет осуществить переход к финансированию по фактической потребности вместо авансирования органов социальной защиты и предприятий связи; препятствует представлению к назначению и перерасчету пенсий работников предприятий и организаций, не перечисляющих страховые взносы.

Сбор информации сегодня осуществляется по электронной почте. В качестве единой целевой платформы Фонд выбрал Lotus Domino (вследствие массового внедрения AS/400 такой выбор представляется очевидным).

После принятия нового налогового кодекса функции Пенсионного фонда должны измениться — непосредственным сбором средств займутся налоговые органы, однако имеющиеся опыт и инфраструктура позволят Фонду перейти на новый режим без особых потрясений — передать налоговым службам всю необходимую информацию и интегрироваться с ними.

Стоит также отметить, что в результате внедрения современных технических решений престиж Пенсионного фонда, как места работы, повысился, в том числе и среди молодых специалистов. Повышение количества квалифицированных сотрудников (и их общего уровня образования) в управлениях прямо или опосредованно повлияло на эффективность работы Фонда — применительно к коммерческим структурам мы бы сказали «на корпоративную культуру», а это тоже немаловажный результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку Пенсионный фонд у нас в стране один (есть, конечно, частные фонды, но они вряд ли с ним сравнимы), его опыт сложно напрямую примерить к какой-либо другой организации. Однако различных государственных структур с раздробленными информационными ресурсами в России еще достаточно много. Учитывая политическую тенденцию к централизации и укреплению вертикали власти, можно ожидать, что рано или поздно от них потребуется управляемость и прозрачность сверху донизу. В такой ситуации опыт Пенсионного фонда может оказаться нелишним. Стоит также отметить, что, хотя сегодня мы говорили преимущественно об организационной стороне дела, примененные технические решения также заслуживают внимания, так как они далеки от шаблонных. С этой точки зрения материал, надеемся, будет интересен не только тем, кто прямо или косвенно связан с соответствующим вертикальным рынком.

Александр Авдуевский — обозреватель LAN. C ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.


В двух словах: Пенсионный фонд РФ

Факты. Пенсионный фонд РФ осуществляет сбор средств пенсионного страхования и выплаты пенсионерам. Это подразумевает контроль за большим количеством финансовых потоков и большой объем планирования и анализа. В компетенцию управлений и отделений Фонда также входит прием пенсионеров и решение с ними вопросов расчета и перерасчета пенсий и т. п. Фонд осуществляет переход на систему персонифицируемого учета и собирает информацию обо всем трудоспособном населении страны.

Задача. Перед Пенсионным фондом стоит задача создания информационной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение всех возложенных на Фонд обязанностей, а также быстро адаптироваться к новым методам работы и переменам в законодательстве.

Решение. Фонд пошел путем реорганизации своей структуры с централизацией информационных ресурсов. Все управления Фонда оснащаются высокопроизводительными локальными сетями, в качестве серверной платформы выбрана AS/400. В результате Фонд получил возможность реально воплотить в жизнь пенсионную реформу.

Выводы. Как можно видеть в очередной раз, применяемые информационные технологии тесно связаны с решаемыми организационными задачами. Кроме того, данный пример еще раз продемонстрировал жизнеспособность AS/400 как основы компактных централизованных решений.