Огромное отставание России от передовых стран мира по уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры рассматривается чуть ли не как огромное преимущество, так как, минуя промежуточные этапы, оно позволяет взять на вооружение самые передовые технологии. И действительно, судя по отдельным примерам, этот тезис вроде бы находит себе подтверждение на практике. Нередко российские компании заявляют о том, что в реализуемых ими проектах они применяли самое новейшее оборудование и технологии того или иного производителя или даже что они запланировали использование только еще разрабатываемого оборудования. Однако здесь есть одно существенное «но» — если мы возьмем, к примеру, долю поставок на российский рынок в общем обороте практически любой западной компании из сферы высоких технологий, то она не превысит одного процента. Другими словами, это означает, что по мировым меркам масштабы применения передовых технологий у нас в стране весьма скромные, так что несмотря на их внедрение разрыв не только не сокращается, но и еще больше увеличивается.

ЗАЧЕМ КОЗЕ БАЯН?

Проблема в том, что в России передовые технологии не находят массового спроса. Конечно, в первую очередь это связано с общей экономической ситуацией в нашей стране, когда большинство предприятий и организаций могут себе позволить приобретать только самое необходимое. Однако дело не только в этом. Порой предложение способно породить спрос, ярким подтверждением чему может служить предпринятое после кризиса снижение тарифов московскими операторами сотовой связи.

Между тем рынок связи остается, по существу, монополизированным, в особенности это касается монополии на медь до абонентов, а при отсутствии доступа альтернативных операторов к меди никакого широкого предложения высокоскоростных соединений просто не может быть, т. е. цены для потенциальных потребителей будут по-прежнему оставаться на высоком уровне, не говоря уже о том, что сама услуга будет во многих случаях недоступна. Такую ситуацию можно было бы изменить путем государственного регулирования, но как бы не вышло хуже, так как у нас интересы одних групп и лиц ставятся выше интересов других, а об интересах общества вообще забывают.

В этом номере LAN мы публикуем статью о 10 Gigabit Ethernet. В Америке данная технология рассматривается, в первую очередь, не как технология для локальных сетей, а как технология для операторов, в частности для применения на линиях доступа. Это означает, что производители такого оборудования будут прежде всего ориентироваться не на корпоративный рынок, а на операторов. Однако вряд ли можно себе представить, что в ближайшее время кому-нибудь в России потребуется канал доступа с подобной пропускной способностью.

Наше отставание ведет ко все большему расхождению интересов. Американские же производители ориентируются прежде всего, а часто — практически исключительно, на свой рынок. Все это может привести к тому, что через несколько лет самое передовое оборудование у нас в стране никому не понадобится, потому что спроса на подобную производительность, функциональность, надежность и т. д. просто не будет, ввиду их чрезмерности.

Дмитрий Ганьжа