Анализ возможностей конвергенции в масштабах предприятия.

Определяемое как «независимое развитие сходных черт (как в строении тела или культурных привычках), часто связанное со сходностью поведения или среды», оно как нельзя более подходит к современным тенденциям в корпоративном мире.

Финансовые новости изобилуют сообщениями о слияниях, приобретениях, продажах; для профессионалов в области связи это означает практическую возможность соединить прежде физически отдельные системы передачи голоса и данных и установить контроль за изменениями из одного центра управления сетью (Network Operations Center, NOC). Дамы и господа, мы вступаем в мир сетевых УАТС.

У компаний имеется множество причин — и соответствующих возможностей — для подключения к сети своих УАТС и/или коммуникационных систем вместо использования простой связи с филиалами и офисами по линиям обычной телефонной сети. Основная причина, естественно, — экономия расходов. Другая — простота использования: запомнить четырехзначный внутренний номер проще, чем внешний десятиразрядный. Кроме того, расположенное в разных местах оборудование с поддержкой независимых технологий требует к себе большего внимания и больших расходов, чем однотипное. Сокращение персонала ИС также является немаловажным стимулом к централизации оборудования связи.

Мода дня в области сетевых систем — реализация стандартизованных платформ и ориентированной на каналы со скоростью 64 Кбит/с цифровой/аналоговой коммутации на базе ПК и маршрутизатороподобных открытых платформ с использованием ориентированных на передачу пакетов архитектур. Все это мало напоминает традиционные УАТС и их разновидности (например, коммуникационные системы и псевдо-УАТС, к которым часто относят эти новые системы) и традиционную коммутацию в телефонных сетях. Скорее, новейшие телефонные системы на базе IP больше походят на ПК, а виртуальные частные сети работают во многом так же, как офисные локальные сети.

В случае телефонных систем на базе IP центральный сервер подключается к корпоративной локальной сети по одному кабелю, как любой другой сетевой ресурс. Многочисленные соединения (ПК, например) с системой реализуются по этой единственной физической линии. Аналогично, телефоны подключаются непосредственно к локальной сети (в большинстве случаев по цепочке или с помощью встроенного в телефон двухпортового мини-концентратора). Таким способом весь комплекс рабочей станции (ПК и телефон) может обслуживаться по одному отводу кабеля.

Обычно объем трафика в локальной сети небольшой компании невысок, поэтому поддержка еще и передачи голоса вовсе не обязательно должна сильно увеличить нагрузку на сеть. В локальной сети среднего размера с увеличением объема трафика достаточно просто справиться, установив коммутаторы вместо концентраторов (проложив магистральные каналы с высокой пропускной способностью между зонами трафика). Необходимость в серьезной реорганизации инфраструктуры возникает обычно лишь в крупных или сильно загруженных локальных сетей. В этом случае залогом успешного решения проблемы является поддержка голоса по IP крупнейшими производителями продуктов для передачи данных в их оборудовании для обслуживания мультисервисного трафика.

Недавно я имел возможность поговорить с Чандрешем Рупарелом, менеджером линии продуктов для Internet-телефонии в Dialogic. Я поинтересовался у Рупарела, на какие сетевые стандарты сегодня ориентируются покорители Дикого Запада корпоративной сетевой инфраструктуры связи. «Ведущие игроки придерживаются, в действительности, трех различных подходов. Один из них — это «стандартный» H.323 [независимые телефоны подключаются к локальной сети как конечные узлы]. Другой — MGCP [эта непрезентабельная и пугающая аббревиатура расшифровывается как «протокол управления шлюзом между средами передачи» — Media Gateway Control Protocol. Он служит мостом между телефонной сетью с коммутацией каналов и протоколами на базе IP]. MGCP реализует сценарий «главный-подчиненный», при этом основная коммутация и контроль за функциями осуществляются на уровне сервера. Третий, наиболее интересный, подход состоит в подключении унаследованных телефонов с помощью одного из этих протоколов».

Естественно, вряд ли кто-нибудь согласится отказаться от выполняющихся на так называемом унаследованном оборудовании общекорпоративных приложений ради такого «зеленого новичка», как VoIP. Рупарел подтверждает это мнение: «Многие компании не понимают, как можно объединить голос и данные в одной сети, к тому же они не хотят подвергать пользователей стрессу вследствие необходимости осваивать новые виды оборудования. Наилучший подход состоит, таким образом, в установке интерфейса либо на настольной системе, либо на телефонном аппарате (в виде отдельного модуля) для перевода унаследованных телефонов на IP. Это идеальное решение. В этом случае не имеет значения, какой протокол — MGCP или H.323 — транслирует интерфейс. Компании с охотой берут на вооружение такое решение, потому что оно дает им возможность ограничиться поначалу несколькими IP-телефонами, а после того, как пользователи освоятся с ними, увеличить их число. Кроме того, это намного дешевле, чем полный отказ от унаследованного оборудования.

УПРАВЛЕНИЕ СЕТЕВЫМ ТРАФИКОМ

Естественно, контролируемый доступ и распределение пропускной способности можно организовать разными способами. В случае стандартной УАТС, когда все линии заняты, при попытке позвонить абонент обычно тут же слышит соответствующий сигнал («Все линии заняты»). В случае IP такого не произойдет. Выделенная каждому диалогу пропускная способность просто становится все меньше и меньше, в результате качество сигнала падает.

Технология frame relay разрабатывалась для недорогой передачи «прерывистого» трафика между локальными и глобальными сетями. В случае frame relay данные помещаются в блок переменной длины, называемый (как бы вы думали?) кадром или пакетом, при этом задача исправления возникших ошибок (повторная передача) возлагается на конечные точки в целях ускорения общей передачи данных. Для большинства сервисов сеть предоставляет постоянное виртуальное соединение (Permanent Virtual Circuit, PVC), а это означает, что пользователь получает постоянное выделенное соединение без необходимости платить за круглосуточную выделенную линию. Кроме того, пользователь может выбрать уровень качества обслуживания — задать приоритет для некоторых кадров по сравнению с остальными.

Frame relay базируется на технологии коммутации пакетов X.25 (она разрабатывалась для передачи аналоговых данных, таких, как голосовые диалоги). При обнаружении ошибки кадр просто удаляется. За выявление и повторную передачу удаленных кадров отвечают конечные точки. (Однако по сравнению с аналоговыми сетями вероятность ошибки в цифровых сетях чрезвычайно мала.)

В случае frame relay пакеты транслируются на канальном уровне модели OSI, а не на сетевом. Кадр может содержать пакеты различных протоколов, таких, как Ethernet и X.25. Он имеет переменный размер и может достигать в длину тысячи байт и даже более.

Все, что вам когда-либо потребуется знать о голосе по frame relay, вы можете найти в превосходной книге Уильяма Флэнагана «Голос по frame relay» (см. http://www.telecombooks.com).

Т-1/Е-1

Так какие же приложения традиционной телефонии применимы в случае сетевых телефонных систем? Линии T-1/Е-1 представляют собой потенциально экономичный способ организации связи между двумя или более узлами, где используются выделенные или коммутируемые соединения для данных и имеется постоянная необходимость в передаче голосового трафика между ними. Этот метод применяется, в частности, в ProtegEVoice компании Sprint. Выбор T-1/Е-1 позволит вам не только сэкономить на оплате ежемесячных телефонных счетов (экономия зависит от конфигурации соединительных линий), но и сократить расходы на обслуживание, реконфигурацию и сеть. Первоначальные затраты на организацию частной сети на базе T-1/Е-1 могут представляться чрезмерно высокими. Однако при наличии 24 каналов для передачи голоса и данных поддерживаемые функции могут быть консолидированы в одной линии T-1/Е-1, тем самым вам не придется платить за несколько разных линий. Передача по одному высокоскоростному каналу голоса и данных позволит также отказаться от нескольких разных сетей и форм управления сетью. Администраторам придется иметь дело только с одной сетью. Им будет проще выявить потенциальные проблемные области сети и ликвидировать их прежде, чем они проявятся.

ДРУГИЕ МЕТОДЫ

ATM представляет собой технологию коммутации с выделенными соединениями, в соответствии с которой данные разбиваются на ячейки длиной по 53 байт и передаются с помощью цифровой технологии. Каждая ячейка обрабатывается асинхронно по отношению к другим связанным с ней ячейкам и помещается в очередь перед мультиплексированием в линию.

ATM разрабатывался в расчете на аппаратную (а не программную) реализацию, поэтому он позволяет достигнуть высоких скоростей обработки. Предопределенными скоростями передачи являются 155,520 и 622,080 Мбит/с. По информации IEEE Spectrum, поддерживаемая сетью ATM скорость может достигать 10 Гбит/с. Вместе с SONET и несколькими другими технологиями ATM представляет собой ключевой компонент широкополосной цифровой сети с интеграцией услуг (Broadband Integrated Services Digital Network, B-ISDN).

У Уильяма Флэнагана есть хорошая книга и на эту тему: «ATM: асинхронный режим передачи. Полное руководство».

Так кто же лидеры в сетевом мире? Читайте дальше, если хотите узнать это. Помимо базовых сетевых возможностей я привожу описание других телефонных сервисов, включенных в сетевой пакет и/или относящихся к нему.

3COM

Не занимаясь перестройкой обветшавших футбольных стадионов Западного побережья, 3Com тем не менее заявляет о расширении средств соединения с телефонной сетью с помощью своего NBX 100. В Северной Америке средства соединения T-1 дополняются сервисами T-1 PRI. В Европе NBX 100 поддерживает европейский стандарт ISDN с помощью NBX E-1 Card с программным обеспечением PRI. Как следствие, NBX 100 доступен для заказа в 16 европейских странах, а в ближайшие полгода-год компания планирует начать его продажи в Латинской Америке. Кроме того, NBX 100 поддерживает Microsoft Windows 2000 и сервисы E-911 по каналам T-1 PRI. NBX pcXSet реализует телефонные возможности и функции на настольном ПК; NBX ConneXtions представляет собой шлюз H.323, а NBX Call Report — это встроенный в систему NBX 100 пакет для составления отчетов о звонках. Для тех, кто купил систему NBX 100, модернизация осуществляется бесплатно. Однако давайте не будем ограничиваться телефонными сетями: коммутаторы SuperStack II, сетевые системы Ethernet, составляют базис для конвергенции сетей передачи данных и речи и предоставляют гибкие средства соединения по беспроводным локальным сетям. Между тем 3Com продолжает разрабатывать коммутирующее оборудование для ядра и периферии локальной сети для малых и средних компаний. Цена на NBX 100 Communications System с перечисленными усовершенствованиями зависит от конкретной конфигурации. Система с одним каналом T-1 PRI, 50 трубками на несколько линий, портами многоуровневого автоматического секретаря и унифицированным обменом сообщениями стоит около 30 тыс. долларов.

ALLIANCE SYSTEMS

Alliance Systems выпустила новую открытую коммутирующую платформу Serie I. Эти платформы предназначены для операторских центров и предприятий самого разного размера и состава и предоставляют им полную коммуникационную систему, включая обеспечение всем телефонным системам возможности работать как одна централизованная сетевая система. Все платформы Series I предлагают программируемые совместимые системы и сертифицированы на соответствие ISO 9001, Microsoft, SCO и Red Hat Linux. Кроме того, для реализации беспроводных возможностей эти платформы имеют программное обеспечение SS7.

Series I включает две платформы для компаний с большим числом сотрудников в одном офисе и одну для малых и средних компаний.

Серия 11000 рассчитана на сети уровня операторов, крупные операторские центры и ASP. Среди поддерживаемых возможностей — VoIP, IVR, факс, ACD, коммутация, электронная коммерция, голосовая почта, унифицированный обмен сообщениями, беспроводная связь и CRM. Платформа вмещает до восьми отсеков для носителей и поддерживает до 20 слотов ISA/PCI.

Серия 9000 схожа с 11000, но она предназначена для операторских центров, сетей, УАТС и ASP среднего размера. Среди поддерживаемых функций — VoIP, IVR, факс, ACD, электронная коммерция, коммутация, CRM и универсальный обмен сообщениями. Платформа вмещает до восьми отсеков для носителей и поддерживает до 20 слотов ISA/PCI.

Серия 2000 представляет собой корпоративный специализированный сервер, с помощью которого небольшие компании, серверы Web, факс-серверы и провайдеры Internet получают возможность управления разнообразными коммуникационными функциями. Эти функции включают ftp, IVR, распознавание речи, размещение информационного наполнения Web, унифицированный обмен сообщениями и управление вызовами. Системная плата ATX поддерживает до трех полноразмерных слотов PCI.

AVAYA COMMUNICATION

Avaya Communication предлагает целый ряд продуктов для расширения возможностей существующих УАТС за счет поддержки IP. В своем нынешнем виде IP ExchangeComm (IPEC) базируется на программном обеспечении IP Exchange CallManager, которое выполняется на сервере Compaq ProLiant и использует в качестве операционной системы Windows NT. Сервер выполняет все функции управления вызовами, в том числе удержание, перевод и переадресацию, и поставляется со встроенным автоматическим секретарем и системой голосовой почты. Один сервер способен поддерживать до 96 внутренних номеров, однако со временем Avaya планирует расширить его возможности масштабирования.

Адаптер IP ExchangeAdapter работает как шлюз, кодируя речь в пакеты IP и отправляя их по локальной сети на сервер IPEC для маршрутизации по сети или передачи по телефонной сети. В случае небольшого филиала ExchangeAdapter можно установить на удаленном узле, при этом сервер IPEC в главном офисе будет маршрутизировать вызовы по глобальной сети на внутренние номера в филиале. Такое решение исключает необходимость в отдельной УАТС для удаленного офиса. Для доступа к внешним телефонным линиям сервер использует карту шлюза производства Natural Microsystems. Цена по каталогу на IP ExchangeComm варьируется в диапазоне от 500 до 900 долларов на одного пользователя в зависимости от конфигурации.

BICOM

Последним новшеством BICOM является «подкожное решение» — In-Skin Solution. Это может звучать как название для профилактической лечебной кампании, но в действительности оно относится к решению по организации голосовой почты, где используется собственная технология, объединяющая сервер, жесткий диск и оборудование DSP на небольшой плате, конструкция которой позволяет вставлять ее непосредственно в корпус УАТС. В результате получилась мощная, полностью интегрированная и в то же время недорогая платформа, а производитель приобрел весьма гибкий и конкурентоспособный продукт. Интеграция «подкожных решений» в технологию УАТС означает, что продукт может быть без труда адаптирован в соответствии со спецификациями заказчика. Он прост в обслуживании и при необходимости легко модифицируется.

CISCO

Cisco Systems планомерно занимается разработкой сетей полностью на базе IP для передачи речи, видео и данных. Воплощением этих усилий стала архитектура AVVID. Главенствующее место в ней занимает Call Manager, программное обеспечение с необходимыми таблицами маршрутизации для организации и завершения звонков. При снятии пользователем трубки с одного из IP-телефонов с интерфейсом Ethernet телефон начинает обмениваться сигналами с сервером Call Manager.

Прежде всего, Call Manager дает телефону команду генерировать тональный сигнал готовности. Затем сервер анализирует вводимые пользователем цифры и выполняет поиск по таблице для определения IP-адреса и маршрута до набранного внутреннего номера (внешний звонок определяется по префиксу и передается вовне через шлюз VoIP). Далее сервер подает команду начать звонить телефону на противоположном конце. После снятия трубки вызываемой стороной два телефона начинают обмениваться пакетами RTP, и Call Manager, по сути, устраняется из их диалога. Тем не менее он продолжает следить за состоянием вызова с тем, чтобы вовремя отреагировать на окончание разговора или обращение к другим функциям, таким, как перевод вызова или организация конференции.

Хотя программное обеспечение Call Manager продается предустановленным на сервере NT (MCS 7830, Cisco поставляет монтируемое в 19-дюймовую стойку устройство, которое компания выпускает по OEM-контракту с Compaq), однако не следует заблуждаться — это не УАТС на базе ПК. На самом деле, вы поймете, что имеется в виду, когда попытаетесь распознать в этой модели УАТС. Многие из функций, ранее выполняемых центральным коммутатором (включая звонок, тональный сигнал готовности и т. п.), теперь реализуются в самих телефонах, причем они общаются друг с другом напрямую. На отраслевых выставках производители уже пару лет демонстрируют, как коммутатор изымается из процесса коммутации, теперь — как можно вынуть карту из телефона, причем разрыва соединения не произойдет.

С архитектурной точки зрения система представляется весьма простой, однако реализуемые с ее помощью возможности и приложения весьма разнообразны. Для автоматического получения IP-адреса IP-телефоны Cisco используют клиента DHCP. Этот адрес они сообщают серверу вместе со своими уникальными идентификаторами уровня MAC. Таким образом, они могут быть подключены в любом месте сети и при этом будут предоставлять те же самые сервисы.

Телефоны поддерживают интеллектуальные функции, такие, как переход в режим конференции нажатием одной кнопки с мгновенной организацией сеанса между двумя или более пользователями. Они реализуют качество обслуживания с использованием полей TOS в заголовке пакета и задействуют такие возможности поддержки QoS маршрутизаторами Cisco, как честная взвешенная очередь и RSVP.

Другие приложения разрабатываются как Cisco, так и независимыми участниками программы Ecosystem с использованием открытых интерфейсов TAPI и JTAPI. Эти усилия направлены, в том числе, на создание приложений для распределенного центра контактов и опираются на недавние приобретения Cisco — компании GeoTel и Webline. MCS-7830, включая ПК-шасси с предустановленным программным обеспечением Call Manager, стоит по каталогу 14 995 долларов. Настольные IP-телефоны Cisco производит в вариантах с 12 и 30 кнопками по цене 385 и 485 долларов, соответственно. Вскоре должен появиться и программный телефон в виде клиента для ПК. Кроме того, вскоре ожидается выпуск новой версии сервера Call Manager с поддержкой избыточности N+1. В настоящее время Call Manager поддерживает 200 пользователей, хотя, по утверждению Cisco, никаких технических ограничений для масштабирования на большее число пользователей не существует, и компания занимается созданием сервисной организации для обслуживания крупных инсталляций.

ERICSSON

Ericsson WebCom имеет WebSwitch 2000 IPBX. Это распределенная система на базе локальной сети для малых и средних компаний, а также филиалов. Она представлена моделями на 32 и 64 внутренних модуля с возможностью их установки в стек или соединения по локальной сети.

Это самодостаточное специализированное сетевое устройство содержит встроенный шлюз VoIP и поддерживает как аналоговые внутренние телефоны, так и H.323-совместимые клиенты, в том числе IP-телефоны Wireless LAN компании Symbol Technologies и программные приложения, наподобие NetMeeting. С помощью встроенного шлюза компания с несколькими офисами может связать свои филиалы по глобальной сети или Internet. Работающие на дому сотрудники также могут иметь доступ по сети и получить внутренний номер для своего домашнего телефона. Несколько офисов будут обеспечены общим планом нумерации, удаленным тональным сигналом готовности и централизованной голосовой почтой.

Ericsson продвигает также WebSwitch IPBX среди провайдеров услуг: они могут установить оборудование в помещении заказчиков и использовать его в качестве мультисервисного пограничного устройства. В этом случае WebSwitch подключается к точке входа в сеть провайдера Internet или альтернативного оператора по IP. WebSwitch поддерживает обширный список стандартных функций УАТС, в том числе ACD, автоматического секретаря, конференции, перевод звонков, удержание вызова, набор по имени, голосовую почту и извещение о наличии сообщений. Кроме того, Ericsson предлагает автономный шлюз VoIP в составе своего семейства WebSwitch 2000 для тех заказчиков, кто хотел бы организовать магистральные линии IP между имеющимися УАТС с коммутацией каналов.

ESTECH SYSTEMS

Estech Systems Inc. (ESI) выпускает телефонную систему ESI IP Series Fast Ethernet в двух вариантах — IP 200 и IP 40. Эти телефонные системы на базе сети IP сочетают пакетную передачу речи со скоростью 100 Мбит/с с телефонными функциями. Общее мнение (и кто спорит?) состоит в том, что поддержка одной сети экономичнее, потому что проводки меньше, а администрирование проще, и пакетная трансляция эффективнее, чем старая технология передачи речи с помощью коммутации каналов. Учитывая все это, IP 200 и IP 40 имеют интерфейсы 10/100BaseT. Поддержка двух сред Ethernet на 10 и 100 Мбит/с упрощает и удешевляет переход от имеющихся к будущим сетям. Телефон IP Series на базе Ethernet является подходящей системой для малых и средних компаний.

Телефонные системы ESI IP Series Fast Ethernet обеспечивают высокоскоростную пакетную голосовую связь (в отличие от других систем IP-телефонии, где поддерживаются только локальные сети 10BaseT Ethernet, оборудование IP Series может работать также в гораздо более быстрой сети 100BaseT).

Возможности голосовой почты включают 16 всегда доступных каналов с такими эксклюзивными функциями, как Quick Groups, Quick Move и Virtual Mailbox Key.

Как и другие телефоны ESI, эта модель имеет автоматического секретаря, расширенную идентификацию абонентов, непосредственные запись и экранирование звонков, ACD, сокращенный набор Esi-Dex, встроенное удержание сообщений и Verbal Help Guide.

IP Series может масштабироваться от системы начального уровня IP 40 с поддержкой до 40 портов с шестью линиями до телефонного узла, до полностью оснащенной системы IP 200 с поддержкой до 200 портов с 66 линиями до телефонной станции. IP Series может обслуживать до 30 портов аналоговых станций и до 96 100BaseT Digital Feature Phones; кроме того, она может поддерживать до двух высокоскоростных линий T-1.

Эти системы позволяют объединять передачу голоса и данных в разделяемых локальных/глобальных сетях, обеспечивая связь между несколькими офисами. Дистанционные внутренние номера функционируют так, как если бы они были локальными, обеспечивая набор номера нажатием одной кнопки (внутренние номера могут быть запрограммированы на функциональные клавиши), упрощенный перевод звонков, организацию конференций и разделение сообщений. ESI продает свои продукты через общеамериканскую сеть реселлеров, куда входят многие телефонные компании.

Телефонные системы IP Series Fast Ethernet можно приобрести у прошедших обучение на предприятии реселлеров ESI по цене приблизительно в 450 долларов за станцию.

INTER-TEL

Inter-Tel выпускает кнопочный IP-телефон вместе с IP-адаптером для одной линии под маркой IP Phone+. При реализации вместе с AXXESS Private Branch Exchange (PBX) эти продукты преобразуют систему AXXESS в учрежденческую телефонную станцию IP, работающую по сетям передачи данных IP, таким, как локальная сеть, глобальная сеть или Internet.

IP/PBX позволяет подключать обслуживаемые УАТС телефоны к сети передачи данных наряду с персональными компьютерами. Реализация телефонной сети поверх сети передачи данных исключает, естественно, необходимость в отдельной телефонной сети, ослабляет требования к проводке до рабочих столов и сокращает связанные административные затраты на обслуживание не одной, а двух сетей.

Кроме того, IP Phone+ и IP-адаптер для одной линии могут подключаться к высокоскоростному соединению Internet, такому, как цифровая абонентская линия (Digital Subscriber Line, DSL) или кабельный модем в случае работающих на дому сотрудников. IP Phone+ и IP-адаптер для одной линии сжимают речь в голосовые пакеты и отправляют их в сеть IP. Благодаря этому даже работая дома, в небольшом удаленном офисе или на складе, сотрудники могут иметь полный доступ к телефонной системе компании и ее функциям, как если бы они находились в главном офисе. В результате компании нет необходимости устанавливать отдельную телефонную систему в каждом из своих зданий.

IP Phone+ имеет тот же внешний вид, что и цифровые телефоны AXXESS. Он снабжен шестистрочным жидкокристаллическим дисплеем с отображением 16 символов в каждой строке. Благодаря встроенному спикерфону пользователи могут набирать номер и принимать внешние и внутренние звонки, не поднимая трубки. В случае IP Phone+ звонок производится точно так же, как и в случае любого другого телефона AXXESS, но при этом вызовы маршрутизируются по локальной сети. Благодаря встроенному концентратору пользователи могут подключить IP Phone+ и компьютер к одной и той же информационной розетке. Это исключает необходимость в подведении к рабочему столу нескольких кабелей.

Запрограммированные пользователем функции сохраняются в IP Phone+. Пользователи могут перебраться в другой офис и взять с собой телефон, а вместе с ним и функции, на выполнение которых они его в свое время запрограммировали. Например, если офисы компании связаны глобальной сетью передачи данных, то менеджер может переехать из одного города в другой, подключить свой IP Phone+ в порт локальной сети на своем новом месте работы и принимать звонки, как в прежнем офисе.

Владельцы AXXESS могут оснастить свои унаследованные системы AXXESS возможностями IP-телефонии без потери сделанных инвестиций. С августа 1995 г. все системы AXXESS от v3.0 до v.5.1 поддерживают новую функциональность IP-телефонии. Заказчики могут оснащать системы AXXESS телефонами IP Phone+ и IP-адаптерами для одной линии постепенно, по мере возникновения потребности и наличия ресурсов. Ввиду того, что функциональность IP/PBX встроена в систему AXXESS, заказчики, использующие IP Phone+, получают доступ ко всем функциям УАТС AXXESS, включая системную переадресацию, распределенные группы поиска, приложения компьютерной телефонии и поддержку до 20 тыс. системных портов.

С помощью IP-адаптера для одной линии любой стандартный телефон с одной линией, в частности обычный домашний телефон, может работать по сети IP, такой, как корпоративная локальная сеть, по соединению DSL или через кабельный модем с удаленной УАТС AXXESS — и вот вам, пожалуйста, домашний офис. Эта возможность чрезвычайно удобна для удаленных сотрудников операторских центров, так как при этом они остаются в составе групп поиска или последовательности маршрутизации вызовов. Кроме того, они имеют всю функциональность системы AXXESS, такую, как перевод звонков, организация конференций и т. п.

Карта кнопочного IP-телефона вставляется в корпус системы AXXESS и работает с любыми процессорами (Central Processing Unit, CPU) компании Inter-Tel от небольших CPU 128 до недавно появившихся AXXESS NT-CPU на базе сервера.

Карта подключается к сети передачи данных организации через интерфейс Ethernet 10BaseT. IP Phone+, IP-адаптер для одной линии и карта IP-телефона поддерживают стандарты сжатия G.711 и G.729 для удовлетворения разных требований к пропускной способности сети.

MITEL

SX200 PBX компании Mitel на базе сервера Windows NT поставляется уже около года в стандартной для телефонии форме. Прошлой весной Mitel представила трехэтапный план модернизации системы для перевода речи в локальную сеть и доведения IP-телефонии до настольных систем. Первый этап предусматривает разработку IP-телефонов. Контроль вызовов будет по-прежнему осуществляться программным обеспечением сервера NT, при этом подключение IP-телефонов будет реализовано по Ethernet через внутренний шлюз. Новые телефоны базируются на существующих цифровых телефонах Mitel и будут обладать во многом той же функциональностью. Сервер SX2000 подключается к периферийному узлу, где находятся карты линий. Решение поддерживает как цифровые (T-1, PRI), так и аналоговые линии. В своем исходном варианте IP-совместимый SX2000 будет способен обслуживать около 100 IP или смешанных внутренних номеров. На втором этапе Mitel собирается увеличить масштабируемость системы для охвата крупных корпоративных заказчиков.

Mitel уделяет много внимания тому, чтобы IP-совместимые системы взаимодействовали с традиционными УАТС и предоставляли все их функции. Это предусматривает поддержку сетевых протоколов для обеспечения возможности подключения многочисленных систем по глобальной сети. Система рассчитана на филиалы и рабочие группы или на самостоятельное применение. Mitel разработала план защиты инвестиций в IP для обеспечения беспроблемной модернизации для имеющихся и новых заказчиков. Кроме того, компания занимается разработкой новых приложений на базе перспективных протоколов, в том числе H.323, SIP и MGCP.

NEC AMERICA

NEC America выпускает NEAX Express NT, серверную версию своей традиционной УАТС NEAX. NEAX Express использует своего рода коммутирующее поле NEAX 2000 IVS, адаптированное для среды Windows NT. Она поставляется с поддержкой таких приложений, как IVR, голосовая почта, автоматический секретарь и унифицированный обмен сообщениями. Эти TAPI 2.1-совместимые возможности можно интегрировать с базой данных Windows, менеджером контактов или PIM.

Кроме того, NEC наметила пути перехода на IP-телефонию. Миграция предусматривает, в частности, выпуск карт линий для установки непосредственно в шасси NEAX Express.

Посредством внешних соединений серверы можно будет подключать по глобальной сети с помощью frame relay, ATM или IP. Посредством внутренних соединений сервер можно будет связать к локальной сети и таким образом поддерживать телефоны с интерфейсом Ethernet. IP-телефон NEC будет иметь тот же дизайн, что и традиционный телефонный аппарат Dterm, но при этом он будет совместим с H.323 и содержать двухпортовый мини-концентратор для подключения ПК по сети. Кроме того, NEC собирается выпустить целое семейство шлюзов для обеспечения взаимодействия с имеющимися УАТС и поддержки таких сигнальных протоколов, как QSIG.

NEAX Express NT может иметь до 60 портов на одном сервере или до 124 портов в случае использования дополнительного шасси расширения.

SIEMENS

Siemens реализует свою стратегию поэтапно, причем первым шагом является выпуск линии IP-телефонов. Телефонная система, HiNet RC 3000, также имеется, но Siemens пока не рекламирует ее как замену традиционным УАТС.

HiNet относится к категории распределенных клиент-серверных телефонных систем следующего поколения. В отличие от УАТС на базе ПК, в качестве коммутирующего поля HiNet использует локальную сеть Ethernet, так что, по сути, продукт является полностью программным (за исключением шлюза для подключения к телефонной сети). Это устанавливаемое на сервер NT программное обеспечение выполняет функция управления и контроля вызовов, взаимодействуя со множеством клиентов, в том числе Ethernet- и программными телефонами.

Подход Siemens отличается, прежде всего, тем вниманием, которое компания уделяет интеграции HiNet со своими унаследованными системами HiCom и защите инвестиций клиентов в унаследованные УАТС. В настоящее время Siemens продает HiNet главным образом для удовлетворения специфических потребностей, например для обеспечения связью филиалов, разъездных сотрудников и т. п. задач. Это обычно предполагает использование IP-системы в качестве дополнения к имеющейся УАТС, каковое упрощается благодаря интеграции HiNet с приложениями унифицированного обмена сообщениями, голосовой почты и поддержки операторских центров. Кроме того, Siemens работает над CorNet, своим собственным сетевым протоколом для УАТС в среде IP.

HiNet имеет свою линию стандартизованных телефонов Ethernet, LP 5100, с 24-символьным жидкокристаллическим дисплеем и тем же интерфейсом OptiGuide, что и у традиционных цифровых телефонных аппаратов Siemens. В будущих планах Siemens — выпуск упрощенной недорогой модели, а также аппарата со встроенным концентратором для подключения ПК к локальной сети через настольный телефон. Уже имеющийся аналоговый терминальный адаптер TA 1100 позволяет подключить аналоговые телефоны и факс-аппараты к HiNet RC 3000.

Телефон HiNet LP 5100 стоит 425 долларов, а терминальный адаптер TA 1100 — 475 долларов. Полная система HiNet обойдется примерно в 750 долларов за один порт.

SPHERE COMMUNICATIONS

Sphere Communications придерживается несколько иного подхода к рассматриваемым в этой статье сетевым распределенным УАТС. Как и другие, ее Sphericall состоит из набора сетевых элементов, управляемых программным обеспечением для сервера NT, и использует сеть в качестве своего коммутирующего поля. Отличие Sphericall состоит в опоре на ATM.

Sphericall предоставляет возможность использования ATM на всем пути до настольной системы и, кроме того, интеграции с локальной сетью Ethernet и применения стандартных аналоговых телефонов, более дешевых и обычно более практичных аппаратов. Функциональность обеспечивается PhoneHub. Это располагающееся между коммутатором ATM и телефонами устройство выступает в качестве шлюза между линиями ATM на 25 Мбит/с, 155 Мбит/с и OC-3, с одной стороны, и аналоговыми линиями, с другой. PhoneHub выпускается в вариантах на 12 и 24 портов (по цене 4695 и 7195 долларов, соответственно) и устанавливается в стойку.

Другим основным аппаратным компонентом Sphericall является COHub (цена по каталогу от 4895 до 5245 долларов). Этот шлюз между средами передачи с внешней стороны служит мостом между ATM и телефонной сетью, к которой он подключается по 24-канальным цифровым внешним линиям T-1. Недавно Sphere объявила о поддержке протокола MGCP во всех своих шлюзах.

Шлюзы позволяют связать друг с другом многочисленные необходимые, но разрозненные провода, однако сами вызовы устанавливаются, разрываются и контролируются сервером NT с программным обеспечением Sphericall (за 1995 долларов) и сетевой платой ATM для подключения к сетевому коммутатору. Сервер подключается к коммутатору с помощью PhoneNIC (за 745 долларов) по соединению на 25 или 155 Мбит/с/OC-3. Серверное программное обеспечение поддерживает до 250 внутренних номеров и 96 внешних линий, а также множество стандартных функций УАТС, в том числе удержание и перевод вызова, Caller ID и специфические зуммерные сигналы. Кроме того, пользователи получают автоматического секретаря, голосовую почту, IVR и унифицированный обмен сообщениями (благодаря интеграции с Exchange).

Дополнительное программное обеспечение MultiConference 2.1 (3995 долларов за сервер) позволяет расширить стандартные возможности организации конференций, в частности, за счет увеличения числа участников с трех до 12 человек и одновременной поддержки нескольких таких конференций. Контроль за перемещениями, добавлениями и изменениями осуществляется с помощью графического Windows-интерфейса. Дополнительное TAPI 2.1-совместимое программное обеспечение Shpеre Client (за 99 долларов на одного пользователя) распространяет функции КТ на настольную систему и использует объекты COM для интеграции с другими приложениями. Чтобы к рабочему столу не надо было подводить больше одного провода, Sphere выпускает PhonePort, небольшое устройство с поддержкой соединения OC-3 и разъема RJ-11 для подключения к сети ПК и телефона (695 долларов за штуку).

SHORELINE COMMUNICATIONS

Shoreline Communications, ранее называвшаяся Shoreline Teleworks, предлагает новую коммуникационную систему корпоративного уровня с поддержкой голоса по IP. Базирующаяся на программном обеспечении Distributed Internet Voice Architecture (DIVA) новая Shoreline IP Voice Communications System 2.0 масштабируется до уровня предприятия, обеспечивает экономию расходов на междугородных разговорах (голос может «бесплатно передаваться» по сети IP), поддерживает удаленных сотрудников и среды SOHO, а также унифицированный обмен сообщениями с помощью Microsoft Outlook.

Душой системы является опирающаяся на стандарты программная коммутационная архитектура DIVA. Она распределяет интеллектуальную обработку вызовов между локальными и удаленными узлами вместо ее централизации в ядре сети. DIVA предлагает компаниям простой, «в стиле Лего», подход к построению распределенной, легко масштабируемой коммуникационной системы передачи голоса по IP. Заказчики могут развернуть систему Shoreline на нескольких локальных и удаленных узлах и при этом управлять распределенными ресурсами как одной интегрированной коммуникационной системой передачи голоса по IP.

Release 2.0 включает два новых сетевых голосовых коммутатора — ShoreGear 24 для растущих предприятий и ShoreGear-Teleworker для сотрудников разветвленных предприятий. Новая редакция также содержит программное обеспечение ShoreWare 2.0. Программное обеспечение размещается на сервере NT и реализует такие прикладные сервисы, как голосовая почта, автоматический секретарь и запись подробностей звонка. Кроме того, ShoreWare 2.0 поставляется с новым персональным менеджером вызовов, с помощью которого пользователи получают возможность позвонить абоненту, указав его имя в системном каталоге или своей персональной базе контактов Outlook, а также настраивать способ обработки звонков. Кроме того, теперь ShoreWare обеспечивает унифицированный обмен сообщениями, при этом голосовая почта интегрируется с электронной почтой, календарем и базой контактов пользователя в рамках Microsoft Outlook.

Новый 24-портовый голосовой коммутатор ShoreGear из пакета Release 2.0 обеспечивает подключение до 24 стандартных аналоговых телефонов и выход в телефонную сеть общего доступа. Кроме того, ShoreGear имеет порт Ethernet на 10/100 Мбит/с с автоматическим определением режима передачи для подключения к магистрали IP. В максимальной конфигурации одна коммуникационная система Shoreline с поддержкой голоса по IP способна обслуживать до 1200 локальных и удаленных пользователей.

Система включает новый голосовой коммутатор ShoreGear-Teleworker, благодаря которому удаленные сотрудники могут подключаться к коммуникационной системе Shoreline по DSL. С помощью встроенной в программное обеспечение ShoreWare функциональности AnyPhone полные пользовательские профили можно переназначить удаленным офисам или любому узлу, где находится голосовой коммутатор ShoreGear.

Система Shoreline поддерживает также SNMP, обеспечивая интеграцию с такими платформами управления сетью, как HP OpenView. Система предусматривает возможность маршрутизации вызовов по сети, благодаря которой корпоративные пользователи с многочисленными офисами могут добиться существенной экономии на междугородных звонках. Если, например, пользователь из офиса в Лос-Анджелесе звонит в Нью-Йорк, то система Shoreline автоматически маршрутизирует этот вызов по сети IP на «голосовой портал» офиса в Нью-Йорке, где он будет переведен в телефонную сеть как местный звонок.

Голосовой коммутатор ShoreGear-24 стоит 4495 долларов, а решение Teleworker — 1995 долларов (включая четырехпортовый коммутатор и лицензию на узел Teleworker). Стоимость лицензии на сервер ShoreWare составляет от 1695 до 16 000 долларов в зависимости от размера предприятия. Пользовательские лицензии стоят 275 долларов каждая. Настольное программное обеспечение, включая Personal Call Manager и интегрируемую в Microsoft Outlook поддержку унифицированного обмена сообщениями, предоставляется бесплатно.

TELESYNERGY RESEARCH

TelePCX представляет собой коммуникационный сервер для бизнеса на базе ПК и работает под управлением Windows NT и Linux, причем и программное, и аппаратное обеспечение разработано одной компанией — TeleSynergy Research. TelePCX реализует функциональность УАТС для малых и средних компаний. Кроме того, TelePCX эффективно интегрирует сети передачи голоса и данных и обеспечивает простую интеграцию приложений компьютерной телефонии, таких, как интерактивный голосовой ответ (Interactive Voice Response, IVR), факс по запросу (Fax On Demand, FOD), автоматическое распределение вызовов (Automatic Call Distribution, ACD), запись звонков, контроль вызовов с настольной системы, унифицированный обмен сообщениями на базе Web, шлюз VoIP и функциональность операторских центров, в том числе на базе Web и т. д.

Благодаря распределенной архитектуре несколько УАТС в разных филиалах могут функционировать как одна УАТС. Внутренние номера одного филиала можно сгруппировать вместе, присвоив им общую первую цифру. При получении входящего звонка TelePCХ идентифицирует целевую УАТС по введенному внутреннему номеру и автоматически маршрутизирует вызов в целевой филиал.

Благодаря сетевым возможностям TelePCX абоненты могут совместно пользоваться по сети фактически всеми общими функциями. Сотрудники из одного филиала могут позвонить пользователям в другом филиале, набрав внутренний номер без указания префиксов. Кроме того, осуществляемые через сетевую систему TelePCX звонки являются, по сути, внутренними звонками, а не междугородными или международными. Это достигается за счет передачи междугородных сигналов по частной сети и через Internet, поэтому междугородные и международные звонки оплачиваются как местные.

В некоторых конфигурациях каждая отдельная УАТС может разделять свои внешние линии с другими независимо установленными УАТС при активизации соответствующей функции TelePCX. Данная возможность особенно полезна, когда все внешние линии УАТС заняты. Например, если все внешние линии одной из УАТС в штаб-квартире компании в Кремниевой Долине оказываются заняты, то любые исходящие звонки могут быть маршрутизированы через любую другую УАТС, подключенную к той же локальной сети. Благодаря этому каждому исходящему звонку предоставляется наилучшая доступная на данный момент внешняя линия.

TelePCX имеет унифицированную систему обмена сообщениями на базе Web — TeleUMS. Она обрабатывает все поступающие сообщения электронной и голосовой почты, а также факсы. К Web-узлу TeleUMS можно обращаться отовсюду для извлечения голосовых, факсимильных и электронных сообщений с помощью стандартного браузера или для удаленного извлечения голосовых сообщений и факсов с помощью телефона или факс-аппарата. Вместе с функцией УАТС «Один номер, следуй за мной» TelePCX позволяет в любое время обеспечить связь для разъездных сотрудников.

VERTICAL NETWORKS

Значительно расширив свою линию продуктов, Vertical Networks представила недавно третью редакцию своей InstantOffice Integrated Communications Platform (ICP). InstantOffice Release 3.0 — это целое семейство гибких продуктов InstantOffice, оно имеет все, что может понадобиться малым и средним компаниям, а также филиалам крупных компаний для удовлетворения своих коммуникационных потребностей в области передачи речи и данных. Новое семейство включает четыре новые системы InstantOffice ICP, линейку цифровых телефонов и сетевую голосовую почту.

InstantOffice Release 3.0 представляет собой полную систему передачи голоса и данных со всеми необходимыми возможностями удаленного управления через браузер Web и поддержкой цифровых и аналоговых телефонов. С появлением Release 3.0 заказчики получают выбор между двумя различными платформами InstantOffice. Серия InstantOffice 5000 включает две модели и позволяет поддерживать от пяти до 84 пользователей. Model 5500 с расширенной поддержкой приложений специально адаптирована для выполнения таких приложений и функций, как брандмауэр, VPN, учет звонков, операторский центр, унифицированный обмен сообщениями и др. Она включает процессор, дополнительную память, привод CD-ROM и обеспечивает настройку на системном уровне для приложений независимых поставщиков. Базовая Model 5000 имеет все функции InstantOffice, включая полные средства соединения и управления речью и данными, поддержку цифровых телефонов, базовые коммуникационные приложения. Недорогая серия InstantOffice 3000 поддерживает от пяти до 36 пользователей в новом небольшом шасси и идеально подходит в случае нехватки средств или места. Как и серия 5000, серия 3000 состоит из двух моделей: Model 3500 с расширенной поддержкой приложений и базовой Model 3000.

Коммуникационные платформы компании Vertical Networks охватывают теперь и настольные системы. Семейство из четырех программируемых цифровых телефонов имеет трехцветный жидкокристаллический дисплей, контроль громкости зуммера, микрофона и громкоговорителя, различную модуляцию звонков и питание от линии. Восьмикнопочный телефон без дисплея разработан для использования в вестибюлях и т. п. местах. Восьмикнопочный спикерфон с дисплеем пригоден в качестве общецелевого устройства. 16-кнопочный спикерфон с дисплеем рассчитан на ведущих менеджеров и исполнительных директоров. Четвертая модель, 64-кнопочный профессиональный спикерфон, предназначена для секретарей и операторов. Vertical Networks продолжает поддерживать аналоговые телефоны и факсы, а также удаленные звонки в голосовую почту без местного питания. Как утверждается, благодаря гибкости программной архитектуры InstanstOffice компания сможет поддерживать и другие типы телефонов, если это понадобится заказчикам.

InstantOffice Release 3.0 обеспечивает подключение голосовой почты к сети по телефонным линиям, частным сетям или с помощью голоса по IP (Voice over IP, VoIP) и таким образом позволяет ей обмениваться голосовыми сообщениями с другими системами InstantOffice. Ее возможности включают отправку и прием голосовой почты, ответ на голосовую почту, отправку и прием графиков, повторение попытки и функции защиты. Кроме того, система InstantOffice может интегрироваться с унаследованными системами голосовой почты в других филиалах или офисах с помощью спецификации обмена звуковыми сообщениями (Audio Messaging Interchange Specification, AMIS).

InstantOffice Release 3.0 расширяет список впервые появившихся в Release 2.0 сервисов IP-телефонии. Среди новых функций — «миграция» маршрута при разрыве соединения VoIP; настройка кодека в зависимости от адресата и возможность динамической конфигурации размера компенсационного буфера с учетом согласованного времени доставки пакетов. Кроме того, встроенный в систему InstantOffice шлюз IP-телефонии поддерживает теперь протокол регистрации/доступа/статуса (Registration/Admission/Status, RAS) стандарта H.323, благодаря чему система может зарегистрироваться на внешнем привратнике (например, в корпоративном или провайдерском сетевом центре) и быть полноправным членом крупной сети VoIP. Протокол RAS используется привратником для определения IP-адреса по номеру телефона, проведения авторизации и идентификации, сохранения информации о звонке, привязки к системе управления сетью, мониторинга сети и управления пропускной способностью. Поддержка в системе InstantOffice Release 3.0 привратника H.323 RAS совместима с другими привратниками, такими, как Cisco IOS.

Продукт имеет приложение удаленного управления на базе Web для систем InstantOffice. Среди усовершенствований — профили сервисов для конкретных пользователей, шаблоны функций для аналоговых и цифровых телефонов и дополнительные диагностические возможности, такие, как автоматическое определение типа внешних линий. Откликаясь на просьбы заказчиков, Vertical Networks поддерживает теперь еще более подробные отчеты о состоянии системы, ее конфигурации и диагностике для InstantOffice, причем все они могут быть представлены в формате HTML для просмотра из любого браузера Web. Стоимость InstantOffice серии 3000 для 5—36 пользователей — от 5600 долларов, стоимость InstantOffice серии 5000 для 36—84 пользователей — от 15 180 долларов в США. Цифровые телефоны Vertical Networks стоят 185 долларов за устройство.

С Тимоти Джонсом можно связаться по адресу: timj@teleconnect.com.


Новорусское хокку

Ветреная осень,

Гуляю с сотовым в руке,

Холод сводит пальцы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями