Сеть магазинов использует мультисервисную сеть.

В принципе, торговые предприятия действительно предпочитают выбирать «что попроще», хотя бы потому, что информационные потоки внутри даже крупных торговых сетей в целом невелики. Однако это нельзя считать безусловным правилом, поскольку все в этом мире меняется, в том числе и условия работы на рынке. В такой ситуации приходится изыскивать любые пути повышения эффективности собственной работы, и корпоративные системы могут сыграть в этом не последнюю роль. К тому же самое простое решение может оказаться в итоге не самым экономичным, тогда как современные технологии и концепции дают возможность развивать свой бизнес, не отвлекаясь на технические проблемы. Этой теме и посвящен сегодняшний выпуск рубрики.

ТОНКАЯ ГРАНЬ

Охватывающие целые города и даже страны сети супермаркетов, насчитывающие сотни и даже тысячи магазинов и дающие львиную долю общего торгового оборота, составляют неотъемлемую часть западного образа жизни. Для России это пока не характерно, но данная разновидность торгового бизнеса начинает все активнее развиваться и у нас в стране. Первым признаком его зарождения является довольно жесткая конкуренция между различными сетями магазинов в крупных городах и, в частности, в Москве. Учитывая то, что супермаркеты располагаются обычно на окраинах города, в привлекательных с точки зрения размещения торговых площадей местах (в окрестностях ключевых станций метро, например, или на центральных улицах в микрорайонах-новостройках), конкуренция оборачивается своего рода очным поединком. В таких условиях владельцам магазинов приходится постоянно изыскивать способы, как сделать их более, или хотя бы не менее, привлекательными для покупателей, чем у соседа-конкурента.

Естественно, у этой проблемы имеется ряд рецептов решения, давно опробованных на Западе, в частности предоставление скидок. Основной принцип дискаунта, т. е. скидки, как можно догадаться из названия, состоит в том, чтобы цены в магазине были ниже, пусть даже не намного, но обязательно ниже, чем в любом другом магазине в округе. Это достигается за счет максимального сокращения всех накладных расходов и экономии на всем — от оформления магазина до количества персонала.

Собственно, типичный американский дискаунт отличается от складского помещения разве что наличием кассового аппарата. Разумеется, переносить идею дискаунта на российскую почву «как есть» бессмысленно, так как менталитет покупателей и структура торговой системы в целом у нас заметно отличаются от принятых на Западе. Можно смело утверждать, что «классическому» дискаунту (если кто-то попытается его открыть) наш покупатель предпочтет мелкооптовый рынок — поскольку рынок привычнее, а принципиальной разницы между ними нет.

Кроме того, держать минимальные цены абсолютно на все товары не имеет смысла. Все-таки в нашей стране, в отличие от тех же американцев, вирус распродажной истерии еще не поразил население, и при всех экономических трудностях копеечная экономия не возводится в абсолютный принцип. Однако в самой идее дискаунтов есть рациональное зерно, и ряд ее принципов можно с успехом применить и в нашей стране, не впадая в крайности.

По такому пути пошла сеть магазинов «Копейка». Как видно из названия, руководством была с самого начала поставлена цель превратить магазины в «народные», при этом не ставилось задачи сделать магазины дешевыми во всех отношениях. Из идеи дискаунта был взят основной принцип экономии накладных расходов, но без его крайностей. В частности, по своему внешнему (и внутреннему) виду магазины не уподобляются сараю, а наоборот, выглядят довольно эстетично, но при этом товар выставляется в коробках, т. е. надобность в отдельном сотруднике для регулярной раскладки товаров по полкам отсутствует. Ассортимент магазина ограничен, в отличие от «крутых» супермаркетов, продуктами действительно массового спроса. Хотя, конечно, если выставить одну бутылку «Шато д?Икем», ее рано или поздно купят, но продажа подобного рода товара ведет к снижению оборачиваемости капитала.

Технология «мягкого» дискаунта (собственное определение «Копейки») дала свои результаты, за два года сеть расширилась до 13 магазинов. Расширение позволяет добиваться лучших условий от поставщиков и, соответственно, получать средства для дальнейшего расширения (в этом году количество магазинов должно удвоиться). Не стоит при этом думать, что такие амбициозные планы реализуются сами собой, поскольку поддержка баланса рентабельности в выбранной ценовой нише (при больших запланированных инвестициях) представляет собой ювелирную задачу и требует тщательного обдумывания каждого шага.

НИЧЕГО ЛИШНЕГО

Один из организационных принципов сети «Копейка» состоит в максимальном ограничении штатов. В частности, все управление, финансовые операции, работа с поставщиками, логистика и т. п. осуществляются централизованно, а в магазинах работают только торговые работники. Очевидно, что при таком жестком ограничении самостоятельности магазины должны иметь постоянную связь с центральным офисом и складом. С технической точки зрения это означает необходимость построения корпоративной телефонной сети и сети передачи данных.

Учитывая темпы роста сети магазинов, решение этой задачи предполагает ощутимые затраты. Поэтому стоимость проекта, а также дальнейшей эксплуатации решения имела важное значение ввиду принятой политики развития сети магазинов. В итоге было выбрано мультисервисное решение от компании ДИОНА на базе оборудования Motorola ING серии Vanguard. Отметим, что на начальном этапе (когда «Копеек» было всего две) решения на базе мультисервисного оборудования других производителей стоили меньше (за счет разницы в стоимости центрального узла), но по мере дальнейшего интенсивного расширения сети, благодаря экономии на периферийном оборудовании (т. е. устройствах, устанавливаемых в магазинах) соотношение стало меняться в пользу выбранного решения.

Ядром корпоративной сети «Копейки» (см. Рисунок 1) является находящийся в центральном офисе маршрутизатор Motorola Vanguard 6560, такой же маршрутизатор стоит на центральном складе. В магазинах установлены мультисервисные маршрутизаторы Motorola Vanguard 320. Периферийные маршрутизаторы подключаются по внешним каналам на 64 Кбит/c, которые провайдер объединяет в единый канал E-1 для доставки на центральный маршрутизатор.

Используемые на периферии мультисервисные устройства Vanguard 320 позволяют подключать до четырех аналоговых телефонов непосредственно к устройству. Они поддерживают организацию единого номерного плана, поэтому с любого телефона, где бы он ни находился — в офисе, на складе или в магазине, можно позвонить на любой другой телефон по внутреннему номеру. При этом при внутренних звонках центральная УАТС задействуется, только если звонки поступают на обслуживаемые ею аппараты или на городские номера (а также в обратном направлении).

Мультисервисное решение позволило отказаться от аренды городских телефонных линийдля магазинов, а также от использования в них мини-УАТС. Всего в каждом магазине установлено по два телефонных аппарата — один общий, второй — у охраны. Благодаря динамическому регулированию пропускной способности и компрессии голоса в среднем за день под телефонные разговоры расходуется относительно небольшая часть пропускной способности каналов (что и позволило заказать у провайдера недорогие 64-килобитные каналы). Ожидается, что по мере расширения сети экономия за счет отказа от дополнительных городских линий будет становиться все существеннее, особенно в условиях введенной в Москве повременной оплаты за телефон для организаций.

Наличие доступа в реальном времени в локальные сети магазинов позволяет осуществлять за ними контроль из центрального офиса (при желании можно «заглянуть» и в кассовые терминалы). Установленное на находящиеся в магазинах ПК программное обеспечение pcAnywhere дает возможность как контролировать происходящее на них, так и дистанционно осуществлять техническую поддержку.

Централизация бухгалтерии, кстати, позволила сэкономить существенные средства на технической поддержке. Вообще, централизация, во-первых, обеспечила единообразие применяемых средств, а во-вторых, избавила от необходимости держать в каждом магазине технического специалиста. В случае возникновения каких-либо проблем, они либо, как уже говорилось, решаются дистанционно, либо специалист технической поддержки выезжает на место.

Наличие корпоративной сети позволяет также обеспечить бесперебойное снабжение магазинов необходимым товаром. Менеджер каждого магазина имеет доступ к базе данных склада и в соответствии с потребностями магазина составляет заявку со своего рабочего места. Ночью на основе совокупности заявок формируются грузовики (т. е. соответствующим образом загружаются машины), и на следующее утро они развозят товар по магазинам. Информационная система, таким образом, позволяет оптимизировать логистику — еще одну весомую составляющую затрат.

Торгово-складская система работает на сервере UNIX (платформа Alpha), к которому вскоре (в связи с расширением сети) добавится еще один. Второй сервер будет являться зеркалом первого. Это позволит увеличить, во-первых, надежность хранения данных, а во-вторых, скорость их обработки за счет перераспределения обязанностей между серверами. Второй сервер сможет, в частности, взять на себя задачу обработки отчетов, таким образом разгружая первый для обслуживания пользователей в обычном режиме.

Отметим, что в «Копейке» активно используется электронная почта, и при возникновении каких-то проблем с обработкой заявки менеджер немедленно получает соответствующее сообщение с объяснением сути проблемы.

Решение задачи масштабируемости затронет и саму сеть, так как ввиду расширения сети магазинов количество узлов должно удвоиться. Существующая структура позволяет довести количество узлов примерно до тридцати, затем в ядро сети придется вносить изменения. Здесь возможны два варианта — вынесение центрального маршрутизатора на периферию с заменой его на устройство c большей емкостью портов или распределение задачи поддержки периферийных устройств между центральным Vanguard и установленным на складе. Последнее, в свою очередь, повлечет за собой необходимость решения вопроса взаимодействия между двумя маршрутизаторами — т. е. аренды канала и установки дополнительных интерфейсных модулей. (В принципе, модернизацию можно отсрочить за счет перевода нескольких магазинов, трафик от которых невелик, на 32-килобитные каналы frame relay, уменьшив тем самым нагрузку на центральный маршрутизатор.) В любом случае, благодаря гибкости выбранной платформы, модернизировать сеть наиболее эффективным способом не составит труда как сейчас, так и в недалеком будущем (к концу следующего года количество магазинов планируется снова удвоить).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На наш взгляд, опыт сети магазинов «Копейка» очень показателен как пример экономической эффективности мультисервисных решений. Если организация, один из главных принципов которой заключается в максимальной экономии накладных расходов, вполне удовлетворена отдачей от внедрения решения, то, пожалуй, убедительнее пример сложно придумать.

Стоит отметить, что ключевым критерием выбора была не только собственно стоимость проекта, но и полная стоимость владения всей корпоративной сетью интегрированной передачи данных и голоса. Кроме того, этот проект может служить примером организации мультисервисной сети в мегаполисе, где условия окупаемости несколько иные, чем при построении региональных сетей.

Организация централизованного управления розничной сетью торговли при помощи корпоративной сети освещается нами уже не в первый раз. (Первым был материал про розничную сеть компании «Союз», причем в организационных подходах «Союза» и «Копейки» можно проследить явные параллели.) Наверное, уже можно говорить об определенной тенденции.

Александр Авдуевский — обозреватель LAN. C ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.


В двух словах: «КОПЕЙКА»

Сеть магазинов «Копейка»

Россия, 103287, Москва,

Петровско-Разумовский пр., д. 28

Тел.: (095) 214-8173

Факс: (095) 214-6221

Факты. Сеть магазинов «Копейка» объединяет 13 супермаркетов в различных районах Москвы и непрерывно расширяется. Одним из основных принципов «Копейки» является предложение привлекательных цен благодаря снижению накладных расходов. Это достигается за счет принятия ряда мер, в том числе благодаря централизации управления и логистики и повышения их эффективности, а также ограничения численности персонала необходимым минимумом.

Задача. Для решения задачи централизованного управления требовалось построить корпоративную сеть передачи данных и голоса. При этом, с учетом общей финансовой стратегии, к решению предъявлялись соответствующие требования с точки зрения затрат и полной стоимости владения. Снижение стоимости, в свою очередь, не должно было сказаться на функциональности, т. е. на возможность решения поставленных задач.

Решение. В соответствии со сформулированными требованиями была построена мультисервисная сеть на базе оборудования Motorola ING; она позволила организовать передачу голоса и данных по одним и тем же каналам относительно небольшой емкости. Использование мультисервисных устройств Vanguard на периферии сети дало возможность отказаться от установки в магазинах УАТС и подключения их к городским телефонным линиям. Централизация вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, в свою очередь, позволила добиться существенной экономии на затратах на техническую поддержку. Предложенная архитектура сети также гарантировала решение проблемы масштабируемости по мере (весьма интенсивного) расширения сети магазинов.

Вывод. Эффективность мультисервисных решений подтверждается не только при организации сетей для связи объектов, находящихся в различных регионах, но и в условиях одного крупного города, особенно при наличии в сети достаточного числа узлов. Кроме того, для корпоративных заказчиков все большее значение приобретает полная стоимость владения корпоративной системой, а не одни начальные затраты.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями