Обеспечение бесперебойного питания как целостная система.

Объясняется это тем, что с «просветительской» точки зрения о соответствующем оборудовании сказано практически все необходимое. После того как по сути все специализированные издания, включая и наше, опубликовали материалы о различных типах ИБП и их позиционировании на рынке, никакой принципиально новой информации не появлялось, за исключением, естественно, новостей об отдельных усовершенствованиях продуктов ведущих производителей, маркетинговых программах, структурных изменениях и т. п. В результате у стороннего наблюдателя могло сложиться впечатление, что отрасль пребывает в состоянии некоторого застоя (отчасти это справедливо и связано с тем, что номинальные параметры электрических сетей не меняются), но подобное впечатление обманчиво. Отсутствие радикальных новшеств всегда заставляет любую отрасль искать источники получения добавочной стоимости, как правило, в направлении комплексных решений. Постепенно все детальнее прорабатываются концепции реализации проектов и дальнейшей эксплуатации заказчиками готовых решений. Основные направления интеграционной деятельности нам помогли выявить специалисты компаний «АйТи», ICS, MAS Elektronik, NeuHaus, «СИТЭС-Электро».

НЕВИДИМЫЙ КОМПОНЕНТ

Времена, когда работа над проектом по обеспечению бесперебойного электропитания состояла всего лишь в расчете мощности требуемого ИБП (или требуемых ИБП) в соответствии с защищаемой от перебоев в подаче электроэнергии нагрузкой, безвозвратно ушли. Сегодня постановка задачи звучит совершенно по-другому, и она все чаще формулируется в терминах надежности системы, причем это касается не только и не столько надежности самой системы бесперебойного питания, сколько результирующей надежности. Вообще же надежность может пониматься по-разному и рассматриваться под различными углами зрения. Во-первых, — это гарантия сохранности данных, во-вторых, — гарантия сохранности оборудования, в-третьих, — гарантия защиты от простоев в работе. Нельзя, конечно, считать, что все три основные задачи абсолютно не связаны друг с другом, но, с одной стороны, они могут иметь разные приоритеты, а с другой, — вопросы, например, сохранности данных и защиты от простоев действительно могут оказаться полностью независимыми друг от друга. Как говорят специалисты, перейти от общего пожелания «хочу, чтобы не было проблем» к более четкой детализации и определению приоритетов (что, кстати, нужно хотя бы для того, чтобы решение вписывалось в бюджет проекта) бывает непросто. Все-таки на вопрос о том, от каких проблем он хочет избавиться, проще всего ответить «от всех», чем пытаться их классифицировать.

Вторая часть постановки задачи при проекте — мониторинг электропитания в заказавшей проект организации. Все ведущие интеграторы, специализирующиеся на системах бесперебойного питания, используют для этого схожие средства. Это могут быть либо специальные устройства-анализаторы, либо ПК с соответствующим интерфейсом и программным обеспечением, что, по сути, одно и то же. Анализатор должен проработать на объекте хотя бы один полный день, чтобы составить примерную картину энергопотребления — в том числе оценить динамику изменения параметров и степень соответствия номиналу. Собранная информация дает возможность определить, какое именно оборудование нужно для достижения требуемого результата.

Как утверждают специалисты, на объектах те или иные параметры довольно часто выходят за допустимые пределы (под недопустимыми мы будем понимать те, при которых ИБП переходит в автономный режим, т. е. работает от батарей). Чувствительность к отклонениям от номинала, разумеется, зависит от конкретной модели ИБП (в первую очередь, от его класса — «тяжелые» устройства имеют более широкие «окна», в которых они способны производить корректировку параметров), но такой параметр, как частота, имеет жесткие ограничения практически на всех агрегатах. Если частота постоянно выходит за стандартные пределы, то их можно немного расширить программным образом (при этом, разумеется, коррекция не гарантируется). Чтобы убедиться в том, что это не повлечет за собой выхода из строя защищаемого оборудования, характер нагрузки, т. е. используемые блоки питания, следует подвергнуть тщательному анализу.

Как можно видеть, реализация проекта системы бесперебойного питания предполагает проведение довольно тщательной работы на объекте. Нередко, особенно в старых зданиях, для организации правильной системы заземления необходимы достаточно серьезные исследования. Данный вопрос актуален не только потому, что все защитные устройства, включая ИБП, требуется заземлить, но и потому, что система «чистого» питания (как ее еще называют) обслуживает не просто компьютеры, а компьютерную сеть. Мы уже упоминали об этой проблеме в одном из материалов, посвященном СКС, и повторим сейчас. Если разность потенциалов между двумя достаточно удаленными помещениями, например, в жилом здании не имеет принципиального значения, то в случае сети все эти точки связаны между собой, в результате сеть может превратиться в проводник тока высокого напряжения. Таким образом, либо интегратор ИБП, либо инсталлятор СКС, либо оба вместе (а иногда это одна и та же компания) должны эту проблему решить.

Рисунок 1. При одинаковой мощности ИБП и ДГУ (при работе в автономном режиме) возникают короткие циклы падения и роста оборотов двигателя, приводящие к износу ДГУ.

По просьбе специалистов мы также дополнительно освещаем еще один аспект деятельности «электроинтегратора». В январском обзоре, посвященном дизель-генераторным установкам, мы вкратце затронули проблему сопряжения ДГУ и ИБП, в частности то, что мощность генератора должна быть в полтора-два раза больше мощности ИБП. Поскольку, как выяснилось во время работы над этим обзором, подобные утверждения (особенно относительно мощности) нередко истолковываются заказчиком как желание нажиться за его счет, мы сочли необходимым представить дополнительные объяснения. ИБП, упрощенно говоря, не имеет никакого представления о том, откуда на него подается электроэнергия, и, если на его входе напряжение сначала пропало, а потом появилось вновь, он забирает с него всю мощность разом. Если на вход напряжение подается с городской сети, то никаких проблем не возникает — она такой «рывок» выдержит, а вот генератор в этом отношении оказывается гораздо более чувствительным. При скачкообразном снятии мощности с ДГУ его обороты резко замедляются, и, соответственно, выходное напряжение резко падает. ИБП реагирует на такое падение переходом в автономный режим и, как следствие, перестает потреблять мощность с генератора. Генератор увеличивает обороты, напряжение поднимается до номинала, и весь цикл повторяется вновь (см. Рисунок 1). Как легко понять, подобная «раскачка» действует на ДГУ не лучшим образом: от этого перегреваются обмотки генератора, да и двигатель подвергается дополнительному износу. Кстати, такие «качели» с переходом из автономного режима в нормальный и обратно не принесут ничего хорошего и ИБП. Почти двойной запас мощности генератора, таким образом, нужен для того, чтобы ДГУ, переходя на механистические аналогии, обладал большей инертной массой и мог выдержать ударную нагрузку. Как отсюда следует, одной из задач интегратора при реализации проекта является такое планирование системы, чтобы в ней по возможности отсутствовали или демпфировались любые подобные скачкообразные процессы.

Отдельный и весьма специфический вопрос — согласование проекта с соответствующими инстанциями. Все, что касается монтажа систем электропитания, в нашей стране регулируется нормативными документами, основным из которых являются ПУЭ — «Правила установки электрооборудования». В настоящий момент они подвергаются серьезной переработке, однако наша национальная специфика в них сохраняется, и они по-прежнему не охватывают все возможные решения. Некоторые пункты правил требуется соблюдать буквально, и, таким образом, они предполагают необходимость дополнительных усилий, в том числе и со стороны производителей. Например, правилами предусматривается наличие в электрощите главного отключающего рубильника с открытыми контактами. Контакты должны быть открыты, разумеется, не для того, чтобы их можно было протереть, а для того, чтобы электрику было сразу видно, включен рубильник или нет. В результате, чтобы можно было использовать компактные современные выключатели (в том числе и с возможностью удаленного отключения), производители вынуждены прибегать к обходным маневрам, в частности к установке их модификаций в прозрачных корпусах или с плексигласовыми окошками над контактами.

Продолжая тему инертности мышления, мы должны с сожалением отметить, что на этом проблемы не исчерпываются. Например, въезжая в новое (а в особенности арендуемое) здание, владельцу (арендатору) следует помнить, что типовые нормы энергопотребления в нашей стране разрабатывались без учета того, что буквально на каждом рабочем столе будет стоять ПК с монитором, не говоря уже о другом оборудовании, которым насыщен любой современный офис. Очень часто имеющихся вводов не хватает для обслуживания требуемой нагрузки, а процесс подвода дополнительных со всеми согласованиями может затянуться на месяцы (мы сами столкнулись с этим при переезде редакции на новое место). Так что все предварительные расчеты лучше провести заранее, о чем можно проконсультироваться у специалистов. Еще раз напомним (тем, кто читает нас нерегулярно, мы рекомендуем прочесть статью «Заводи мотор» из январского номера LAN), что вопросом размещения ДГУ также следует обеспокоиться заранее, поскольку требования к помещению для последней достаточно жесткие.

Как можно видеть, проект полноценной системы бесперебойного электропитания, где были бы учтены все потребности организации, носит достаточно глобальный характер и выходит за «настольный» уровень, к которому руководству часто свойственно причислять все относящееся к компьютерным сетям. Многие вопросы носят не столько технический, сколько административный характер, и поэтому в их решении должен принимать участие не только технический персонал, но и руководство.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Согласно статистике, основная масса данных теряется в результате некорректных действий пользователей. Мы не изучали специально статистику аварий и нештатных ситуаций во всевозможных отраслях и повседневных ситуациях, но и там «вклад» человека очень велик. Защита сети «чистого» питания, к сожалению, работает в направлении от ввода к розеткам, и предотвратить некорректные действия персонала она не в силах. Чаще всего они состоят во включении в «чистые» розетки «неуставных» приборов. В современном офисном окружении это, как правило, электрочайники, пылесосы уборщиц и, при мелком ремонте на месте, электроинструмент наподобие дрелей. (Данными приборами все возможные варианты, естественно, не исчерпываются, но это не суть важно.) Во-первых, бытовая техника, особенно чайники, дает избыточную нагрузку на сеть (читай ИБП). Во-вторых, при наличии электромотора «нелегальные» устройства дают в сеть различные помехи.

Наиболее популярным средством для предотвращения включения бытовых электроприборов в «чистую» сеть являются розетки с «защитой от дурака». Защита эта представляет собой шторку, изнутри закрывающую отверстия розетки. В такую розетку можно вставить только вилку с дополнительной насадкой, которая, попадая в специальное гнездо, эту шторку поднимает. Обычно вставки имеют отличный от традиционного белого цвет для предупреждения попыток включения не того прибора. Данная мера, однако, действенна только в случае непреднамеренного использования. Как говорил популярный сатирик Михаил Задорнов, дурак может не иметь особого ума, но обладать при этом изрядной смекалкой. Смекалка подсказывает пытливому уму целый ряд методов (среди которых использование спичек и скрученных бумажек) для фиксации шторки в открытом состоянии. Бороться с этим можно только административными мерами, посредством инструктажа персонала и контроля за соблюдением правил.

Инструктаж, на наш взгляд, должен предваряться словами о том, что электрическая сеть представляет собой корпоративный ресурс и потому может использоваться только в соответствии с доводимыми до сведения персонала правилами (такую формулировку, кстати, полезно употреблять по отношению к телефонной сети, рабочим станциям, доступу в Internet и т. д.). Единственной же по-настоящему эффективной мерой воздействия на нарушителей является наказание рублем. Как показывает практика, выработка соответствующих рефлексов при правильном подходе происходит в точном соответствии с учением Павлова (да не обидятся на нас те, на кого эти меры направлены).

Сама концепция корпоративного ресурса и корпоративного окружения заставляет рассматривать систему «чистого» питания не как некую автономную инфраструктуру, а в совокупности с другими системами здания, в том числе и «бытовым» электропитанием. В реальной практике обе системы могут существовать как полностью независимо друг от друга, т. е. получать питание с разных вводов или от разных фаз, так и иметь общий вход (подстанцию).

Чем крупнее объект, тем сильнее воздействие внешних и внутренних факторов на «чистую» подсистему. Разумеется, мощный ИБП изолирует «чистую» сеть от всего, что происходит вовне, однако принятие ряда мер позволяет обеспечить дополнительную защиту системы и сократить время автономной работы ИБП (не говоря об исключении ряда проблем в «бытовой сети»). Основным мероприятием в этом случае будет сглаживание пиков потребления. Например, если речь идет о многоэтажном здании с большой прилегающей территорией, то пик может быть вызван включением наружного освещения — подсветки самого здания, освещения проездов, ворот, дорожек. Обычно наружное освещение включается по сигналу фотоэлемента, и часто — все разом. Куда разумней включать, впрочем, как и выключать его постепенно, хотя бы по группам осветительных приборов.

Рисунок 2. В структурированном подходе выключатель и прибор не обязательно связаны непосредственно.

В абсолюте (в интеллектуальном здании, например) эта идея означает, что нажатие выключателя (или включение вилки в розетку) служит запросом к инфраструктуре здания на получение электропитания, а запросы должны обслуживаться так, чтобы в один квант времени (за миллисекунду) происходило включение только одной нагрузки. Нагляднее всего это реализуется во внутренним освещении (к тому же оно является главным потребителем электроэнергии в офисах). Например, выключатели на стенах в наших квартирах непосредственно размыкают и замыкают электрическую цепь, куда входит люстра. Однако при другой схеме они могут и не быть исполнительными механизмами, подающими энергию (см. Рисунок 2). Приведенная схема очень напоминает реализуемый в СКС структурированный подход, когда два порта соединяются через коммутационную панель. Такой же подход в идеале должен применяться и в системах «чистого питания», где также существует «час пик», когда сотрудники приходят на работу и дружно включают свои ПК. Разумеется, они это делают не по команде, поэтому резкое ступенчатое возрастание нагрузки имеет место в основном в крупных организациях, где количество рабочих мест измеряется четырехзначными числами.

Вообще, не стоит забывать, что критические ситуации, в частности проблемы с электропитанием, имеют и юридические последствия. В первую очередь, это относится к перебоям в электроснабжении. С точки зрения системы бесперебойного электропитания пропажа напряжения на входе в систему (или выход параметров электроснабжения за рамки допустимых) — всего лишь одна из возможных ситуаций, реакцией на которую является переход в автономный режим. Когда напряжение на вводе нормализуется, система благополучно возвращается в обычный режим работы. Однако такой «двоичный» подход не всегда оправдан. В качестве примера мы рассмотрим решение по бесперебойному питанию с использованием ИБП и дизель-генератора.

Типичная схема автономной работы в этом случае состоит в переходе ИБП на работу от батареи, с последующим, по истечении некоторого времени, запуском ДГУ для снабжения оборудования электропитанием и, заодно, для подзарядки батареи ИБП. Критерием перехода на ДГУ при этом обычно является либо определенная степень разряженности батарей, либо истечение некоторого (небольшого) фиксированного промежутка времени. В последнем случае ИБП выступает как средство защиты от кратковременных исчезновений напряжения, а также «держит» систему то время, пока ДГУ выходит на рабочий режим. Данный подход относится к рекомендуемым, так как ИБП является «последним защитником», и его батареи должны поддерживаться в состоянии максимальной готовности.

Этот же подход означает, что ДГУ вступает в действие практически сразу после исчезновения напряжения на входе. Таким образом, в случае, когда электропитание пропадает и восстанавливается с интервалом в несколько минут, дизель-генератор будет регулярно отключаться/запускаться. С точки зрения эксплуатации системы частые переходы в рабочий режим и обратно в состоянии ожидания крайне нежелательны как для ДГУ, так и для ИБП. Для двигательной установки запуск — самый экстремальный с точки зрения износа режим, а для батарей таким режимом является увеличение количества циклов разрядки/зарядки.

В этой связи стоит вспомнить о том, что электропитание является ресурсом, который организация получает на основе договора от местной организации энергоснабжения (или от хозяев здания в случае аренды помещений). В отличие от характеристик качества напряжения, за которые поставщик энергии в принципе несет ответственность, но контролировать которые возможно далеко не всегда, поскольку на них влияет общая картина потребления на объекте, за отсутствие напряжения он отвечает уже в явном виде. Как минимум, поставщик энергии должен знать причину прекращения подачи электричества и обладать информацией об ее устранении. Вот эта информация и должна являться настоящим условием перехода системы в нормальный режим. Таким образом, сигналом к автоматическому выключению ДГУ должно быть наличие на вводе напряжения (с параметрами в рамках допустимых) и сигнала о ликвидации аварии со стороны поставщика энергии.

Рисунок 3. Основанием для перехода в автономный режим, безусловно, является отсутствие напряжения на входе (а). Для возврата в нормальный режим требуются фактическое и формальное подтверждения о ликвидации аварии (б).

Технически это может быть реализовано различными способами. Самым простым является следующий. Система настраивается стандартными средствами (с автоматизированной панели) на выход из автономного режима работы при появлении напряжения на входе. При этом после перехода в автономный режим система должна автоматически отключаться от внешнего ввода. Таким образом, даже если напряжение появится, система не узнает об этом и будет продолжать работать в автономном режиме. Подключение же внешнего ввода должно осуществляться после улаживания всех вопросов с поставщиком энергии (тут возможны варианты) либо путем передачи сигнала с пульта, либо непосредственно рубильником, — рукой сотрудника, в чьей компетенции это находится (см. Рисунок 3).

В принципе, подобный подход может быть обобщен на все нештатные ситуации в корпоративном окружении. Сформулировать его в общем виде можно следующим образом. С точки зрения автоматизированных систем критическая ситуация — это выход некоторых параметров за рамки допустимых, реакция на возникновение такой ситуации должна быть безусловной. Критическая ситуация считается преодоленной, т. е. система переходит в нормальный режим работы, только после возвращения параметров в допустимые рамки и последующего получения сигнала «отбой». Данное правило можно распространить и на поведение персонала в экстремальных ситуациях, поскольку, как мы в свое время писали, система бесперебойного питания является составной частью комплекса мер по обеспечению защиты информации и непрерывной работы организации, и поэтому корпоративная политика в этих направлениях должна быть унифицирована.

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЬ

Рассмотренная в предыдущем разделе ситуация напрямую связана с вопросами управления системами бесперебойного электропитания. В последнее время отрасль развивается в направлении достижения максимального контроля за всеми компонентами систем. Вряд ли есть необходимость рассказывать о том, насколько управляемыми являются ИБП, поскольку в нашем журнале уже были публикации на эту тему. Достаточно сказать, что программные средства мониторинга и контроля ИБП предоставляются всеми ведущими производителями, в них постоянно привносятся новые функции, и они хорошо интегрируются с популярными платформами управления. Как можно было узнать из нашего январского обзора, средства автоматического управления дизель-генераторными установками также развиваются из года в год. Однако несмотря на то, что упомянутые два типа агрегатов являются ключевыми компонентами систем бесперебойного питания, задача управления системами этим не ограничивается.

Одним из развиваемых отраслью направлений являются средства мониторинга батарей, точнее внешних батарей. ИБП достаточно детально контролируют состояние своих внутренних батарей и позволяют осуществлять их мониторинг с помощью соответствующих программных средств, но в случае большого комплекта внешних батарей эти возможности ограничены. Упрощенно говоря, ИБП не различает, что находится рядом с ним — несколько дополнительных батарей, целый стеллаж или один огромный аккумулятор (это, конечно, преувеличение). Единственный поддающийся контролю параметр в данном случае — это выходное напряжение блока батарей. В случае, если, вне зависимости от времени подзарядки, оно постоянно «не дотягивает» до номинала, то это служит очевидным сигналом того, что батарея, возможно, даже не одна, постепенно выходит из строя. В том случае, если рядом с ИБП установлен как раз стеллаж (а так оно часто и бывает, особенно в системах, где не предусмотрено подключение ДГУ), персонал вынужден искать слабое звено, замеряя напряжение на всех батареях по очереди.

Стоит также отметить, что поскольку число батарей в блоке может составлять полтора-два десятка и даже больше, то выход из строя одной из батарей станет заметен только после того, как процесс деградации зайдет достаточно далеко. Учитывая, что батареи соединены в одну цепь, а темпы «умирания» батареи ускоряются со временем не линейно, а скорее экспоненциально, то слабое звено может резко понизить работоспособность блока, особенно если деградация затронет несколько батарей. Разумеется, работа от батарей, тем более длительная, — ситуация нештатная, и, скорее всего, резкое падение параметров блока будет обнаружено и «вылечено» в рабочем порядке, но так называемый «закон бутерброда» проявляется обычно некстати.

Чтобы свести к минимуму возможные последствия подобного «недосмотра», ведущие производители начали разрабатывать и выпускать средства мониторинга внешних блоков батарей. Эти средства представляют собой автономные блоки (и, как следствие, не зависимы от конкретной марки ИБП — ведь батареи могут дополнять ИБП различных производителей) и снимают параметры с отдельных батарей. От полюсов каждой батареи к блоку идут провода, в результате стеллаж выглядит опутанным сетью. Возможно, это не очень эстетично, но, как говорил известный персонаж, надежно и практично, поскольку такое решение дает возможность выявить ухудшение параметров батареи на ранних стадиях, а также моментально локализовать слабое звено и произвести замену до того, как ситуация станет критической. Таким образом, степень контроля за блоком батарей может быть доведена до того же уровня, что и диагностика ИБП, что повышает надежность системы (напомним, что она не может быть выше надежности любого ее отдельно взятого компонента).

Другим перспективным направлением является расширение контроля за системой до уровня распределительных щитов. Возможности непосредственного управления тут достаточно ограничены, по вполне понятным причинам: основное назначение значительной части устанавливаемых в щитах устройств состоит в размыкании цепи в критических ситуациях. Но мониторинг параметров электросети (это актуально как для «бытового» питания, с его негарантированным качеством, так и для «чистого») на ее отдельных участках может быть развит достаточно широко. Так, весьма важное практическое значение имеет статистика энергопотребления различными группами пользователей. В частности, ее анализ позволяет определить, что кто-то регулярно включает в сеть все тот же пресловутый чайник. Кроме того, он позволяет хотя бы приблизительно локализовать источник помех в «чистой» сети, каковым может быть и вполне «легальное» устройство с неисправным блоком питания. Наконец, анализ статистики потребления электроэнергии группами пользователей может действенно помочь при расчете средних норм потребления (на рабочее место) и выработать меры по их соблюдению. В свою очередь, это помогает в дальнейшем планировании самой системы «чистого» питания наиболее оптимальным образом (в плане масштабируемости по мощности, времени автономной работы и проч.). Такой мониторинг может осуществляться средствами интеллектуальных контроллеров. Решения в этой области предлагаются не только западными производителями, но и отечественными разработчиками, в частности компания «СИТЭС-Электро» производит на основе электроавтоматики ABB и микропроцессорных плат электрощитки с возможностью мониторинга параметров.

Третье направление относится к категории скорее услуг, чем технических достижений. Ведущие производители ИБП (и, соответственно, их партнеры) все большее внимание уделяют вопросам удаленного мониторинга критически важных систем. В общих чертах эта услуга означает возможность удаленного диагностирования установленных у заказчика ИБП и принятия надлежащих мер из авторизованного сервис-центра представительства компании или ее партнера. Это достигается при помощи заложенной в ИБП возможности непосредственного (или через модуль расширения) управления через модем. Т. е., образно говоря, ИБП можно позвонить и узнать о его состоянии, или же ИБП может сам сообщить о какой-то технической проблеме.

Такой подход имеет много плюсов. Во-первых, диагностика часто носит превентивный характер, так как она позволяет отслеживать неисправности, возникновение которых может привести к последующему выходу из строя системы или снижению ее работоспособности. Например, при обнаружении ухудшения параметров батарей или при постепенном выходе из строя вентиляторов (это проявляется в виде снижения эффективности системы охлаждения) сервис-центр высылает сотрудников для замены неисправных узлов, чтобы их окончательный отказ не привел к более серьезным проблемам. При этом заказчику не приходится ломать голову над тем, какой комплект запчастей он должен иметь. Во-вторых, поскольку ИБП сам сообщает о неисправностях, время реакции сервис-центра на поломку обслуживаемого им агрегата заметно сокращается, так как он получает сообщение о неисправности незамедлительно и вкупе со всей необходимой диагностической информацией. В зависимости от структуры обслуживания контрактов на удаленный мониторинг, ситуация может развиваться по различным сценариям, включая автоматический вызов мобильного специалиста по сотовой связи GSM или автоматический запрос в базу данных завода-изготовителя по неисправностям и их устранению.

Разумеется, этот вид сервиса перенесен на нашу почву из Европы, где расстояния невелики, поэтому в России такой продвинутый сервис возможен пока только в Центре. Однако не так давно в регионах даже простая доставка запчасти представляла проблему, а сегодня сервисная инфраструктура всех производителей охватывает, как минимум на этом уровне, всю территорию нашей страны.

Развитие такого сервиса, к сожалению, тормозится еще некоторыми объективными и субъективными причинами. Сервис и поддержка нередко являются основными пунктами проектов, на которых заказчики экономят, поскольку не все готовы платить больше, пусть даже за лучшее обслуживание. Кроме того, поскольку сервис-центр, согласно контракту, берет на себя серьезные обязательства, он должен иметь возможность беспрепятственно связываться с обслуживаемым агрегатом, равно как и агрегат должен связываться с сервис-центром при первой необходимости. Это означает, что для этих целей заказчику необходимо выделить одну телефонную линию, т. е. ИБП должен иметь персональный телефонный номер, что влечет за собой дополнительные расходы, к которым не все морально и материально готовы.

Наконец, во многих структурах начальники отделов безопасности категорически против того, чтобы критически важный агрегат имел, образно говоря, связи на стороне. И далеко не всегда уверения в том, что сервис-центр не имеет возможности непосредственного управления ИБП, производят должный эффект. Определенная ирония состоит в том, что чем актуальней подобный сервис (т. е. чем критичнее система), тем сложнее переубедить службу безопасности. (Это, кстати, относится и к удаленному мониторингу вообще, не только ИБП.) Тем не менее, несмотря на не очень высокую готовность отечественного рынка к переходу на новый уровень поддержки систем бесперебойного питания, этот вид сервиса постепенно набирает обороты, и количество обслуживаемых таким образом объектов в нашей стране исчисляется уже десятками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как можно видеть, некоторая стабилизация технических решений на рынке устройств бесперебойного электропитания дает интеграторам и заказчикам хорошую возможность задуматься о том, как наиболее оптимально спроектировать, а затем эксплуатировать систему. В этой связи особого внимания заслуживает развитие управления системами бесперебойного питания на всех уровнях и, в частности, распространение области мониторинга и контроля на практически все компоненты систем. В сочетании с грамотной корпоративной политикой в отношении энергоресурсов такие решения могут дать лишнюю девятку после запятой в показателе надежности.

Александр Авдуевский — обозреватель LAN. C ним можно связаться по адресу: shura@lanmag.ru.