Компания Corning стояла у самых истоков волоконно-оптических технологий передачи информации. Первые разработки Corning в этой области относятся к 1970 году, когда волоконно-оптических сетей связи не только не существовало, но мало кто еще верил в их реальность и целесообразность.

Сегодня Corning является крупнейшим мировым производителем оптического волокна и одной из 500 крупнейших компаний США по рейтингу журнала Fortune. 3 февраля в газете Wall Street Journal была опубликована статья, посвященная Corning, в которой доля компании на мировом рынке оптического волокна оценивалась в 40% (до сделки с компанией Siemens, о которой речь пойдет дальше и в результате которой доля компании еще более увеличилась).

Однако компания не собирается останавливаться на достигнутом. Сделав ряд крупных приобретений в 1998-1999 гг., Corning значительно расширила спектр предлагаемой продукции и усилила свои позиции на рынке оборудования для телекоммуникаций, включая волоконно-оптические кабели, аксессуары, активные и пассивные устройства и компоненты.

В России компания больше известна специалистам, нежели широкой публике.

Так как Corning работает на российском рынке достаточно давно и занимает прочное положение, мы решили, что нашим читателям будет интересно побольше узнать о компании и ее деятельности в мире и в России.

LAN/Журнал сетевых решений: Расскажите немного об истории Corning и об основных направлениях ее деятельности.

Арина Корнильева: Компания Corning была образована в 1851 году и c самого начала специализировалась на производстве стекла. Начав с обычного стекла, трубок для термометров и стеклянной посуды, на протяжении своей истории компания разработала множество новых изделий и технологий, используемых повсеместно и по сей день. Сразу хотелось бы отметить одну важную особенность нашей компании. Как правило, при работе над новыми изделиями Corning не ограничивается изобретением самого изделия как такового, но разрабатывает технологии массового производства этих изделий, таким образом способствуя их широкому распространению. Люди во всем мире пользуются изобретениями Corning, зачастую даже не подозревая об этом.

Приведу лишь несколько примеров. В 1879 г. Corning разработала стекло для нового изобретения Томаса Эдисона — электрической лампочки. Практически одновременно была создана машина, позволяющая делать лампочки со скоростью две тысячи штук в минуту. С небольшими модификациями эта технология производства стеклянных лампочек используется и сегодня.

Затем, во время Второй мировой войны, Corning занималась разработкой специального стекла для экранов радаров. Продолжением этой работы стало создание полностью стеклянных телевизионных трубок. В 1947 году Corning первой начала их массовое производство, что способствовало появлению телевизора в каждом доме. В 1953 году начался выпуск стеклянных трубок и для цветных телевизоров. Производство информационных дисплеев и телевизионных трубок и поныне остается одним из основных направлений деятельности компании. Corning является мировым лидером в этой области.

Еще одно известное изобретение Corning — ячеистая керамика. Изготавливаемые на основе этой технологии подложки для каталитических нейтрализаторов применяются для очистки загрязненных вредными примесями газов, например выхлопов автомашин или выбросов промышленных предприятий.

В 1970 году Corning разработала оптическое волокно, пригодное для передачи информации на большие расстояния. Оптические волокна использовались для передачи световых сигналов на короткие расстояния и до 1970 г. в медицине и некоторых других отраслях. Для того чтобы сделать оптическое волокно привлекательной средой для передачи информации в телекоммуникациях, коэффициент затухания в волокне необходимо было уменьшить до 20 дБ/км. Именно в решении этой задачи и состоит заслуга ученых Corning. В дополнение к собственно волокну в начале 1970-х компания разработала сразу несколько технологий его производства. Основная разница между технологиями состоит в процессе производства заготовок, из которых потом вытягивается волокно.

Первой технологией производства заготовок, разработанной в Corning, было внутреннее осаждение. Внутреннее осаждение заключается в том, что при изготовлении заготовки в стеклянную трубку вдувается разогретое до газовой фазы стекло сердцевины. С некоторыми модификациями эта технология и сегодня применяется целым рядом известных производителей волокна. В 1971 году Corning запатентовала технологию наружного осаждения. При наружном осаждении заготовка наращивается вокруг тонкого стержня слой за слоем, от сердцевины к оболочке. Технологии наружного и внутреннего осаждения использовались в Corning параллельно в течение нескольких лет. Выбор был сделан в пользу технологии наружного осаждения из-за того, что она позволяет добиваться более стабильных характеристик волокна (меньшего разброса параметров), улучшить контроль за геометрическими параметрами волокна, повысить эффективность производственного процесса, а также имеет ряд других не менее важных преимуществ.

LAN: Какие подразделения существуют сегодня у компании Corning и чем они занимаются?

Корнильева: До последнего времени у компании было два основных подразделения. Это Corning Communications и Corning Technologies (сейчас, в связи с большим количеством приобретений, структура Corning пополнилась новыми подразделениями). Corning Technologies занимается исследованиями в области свойств стекла, материалов и технологиями их изготовления, а Corning Communications — оптическим волокном (за которое как раз и отвечает наше Подразделение Телекоммуникаций), оптическими компонентами и приборами для телекоммуникаций (этим занимается подразделение фотоники), а также информационными дисплеями и т. д.

Оптическое волокно — это, на сегодняшний день, самый известный и самый крупный бизнес Corning Communications.

Из оптических компонентов Corning наиболее известны оптические усилители, легированные эрбием, модули компенсации дисперсии, оптические фильтры, специальные волокна и разветвители. Заказчиками отделения оптических компонентов Corning (фотоники) являются такие крупные производители телекоммуникационного оборудования, как Lucent Technologies и Nortel Networks.

LAN: За последние год-полтора ваша корпорация сделала ряд серьезных приобретений. Расскажите, если можно, что стоит за этим?

Корнильева: Компания Corning поставила себе стратегическую задачу стать основным поставщиком волокна, оборудования, аксессуаров и компонентов для так называемого «оптического уровня» сетей связи. Не секрет, что сегодня развитие сетей идет в сторону все большего перехода на оптику и уменьшения количества электроники в сетях связи. Не далек тот день, когда многие переключения, ввод/вывод и т. д. можно будет осуществлять на оптическом уровне (т. е. без перевода сигналов в электронную форму). Некоторые подобные приборы и устройства уже имеются в продаже.

Особенно активно развитие так называемых «полностью оптических» сетей началось с изобретением технологий оптического усиления и спектрального уплотнения (WDM), благодаря которым по одному волокну могут одновременно передаваться и усиливаться несколько десятков спектральных каналов. Если нужно «сбросить» или «добавить» только один спектральный канал, например из шестнадцати, передаваемых по волокну, все сигналы переводить в электронную форму слишком дорого. Гораздо эффективнее и дешевле «сбросить» или «добавить» один канал в оптической форме. Таким образом, одной из основных движущих сил быстрого развития оптических систем является снижение стоимости передачи информации. Потенциал здесь огромный. По некоторым прогнозам, уже к концу этой декады стоимость передачи информации в волоконно-оптических системах связи будет составлять 1% от сегодняшней стоимости.

По мнению специалистов Corning, полностью оптические сети, в которых оптическое волокно, компоненты и приборы приобретают все более важную роль — не столь отдаленное будущее. Мы хотим встретить это будущее во всеоружии. Именно этим и вызваны наши последние приобретения.

LAN: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о тех компаниях, которые были куплены Corning в последнее время...

Корнильева: Компания Corning пришла в телекоммуникации в 1970-х годах как производитель оптического волокна. Затем нами были созданы совместные предприятия по производству оптического волокна и оптического кабеля с компаниями Siemens и BICC. В течение последних двух лет Corning выкупила доли своих партнеров в совместных предприятиях, а также приобрела у компаний Siemens и BICC ряд заводов по производству кабелей и компонентов.

Оптические приборы тоже не остались без внимания. Крупным событием 1998 года явилось слияние Corning с Oak Industries, в состав которой входит ряд интересных компаний. Например, Lasertron — одна из пионеров в области разработки активных волоконно-оптических устройств для телекоммуникаций и лидер рынка в разработке и производстве лазеров накачки. Наличие у нас такого производства не только поможет в изготовлении оптических усилителей, где лазеры накачки являются ключевым активным элементом, но и будет способствовать расширению научно-исследовательской работы в этом направлении. Lasertron также производит лазеры и приемники для приемо-передающей аппаратуры, предназначенной для рынка городских сетей связи.

Таким образом, в настоящее время Corning может предложить своим клиентам широкую номенклатуру оптических волокон, оптических кабелей, активных и пассивных компонентов и приборов. Как видите, спектр нашей продукции все более приближается к тому, чтобы охватить весь «оптический слой».

LAN: У Siemens и BICC выкуплены только подразделения, занимавшиеся оптическим кабелем?

Корнильева: Нет, не только. Купленные у BICC и Siemens подразделения занимаются и медными кабелями, и компонентами. Пока трудно сказать, как эти направления будут развиваться дальше. Процесс интеграции новых компаний в единую с существующими подразделениями Corning структуру — это дело не одного дня. Но я обещаю держать Вас в курсе событий...

LAN: О Siecor, я думаю, стоит рассказать подробнее, ведь эта компания не так хорошо известна в нашей стране, как на Западе...

Корнильева: Позвольте начать с небольшого экскурса в историю. Когда Corning изобрела оптическое волокно, рынка для него еще не было. К 1974-75 годам технология производства волокна была уже разработана, компания могла производить готовые изделия в промышленных масштабах, но продавать удавалось только образцы, и заметного интереса отрасль к ним не проявляла. Тогда в Corning поняли, что без тесного сотрудничества с производителями кабелей толка от вложенных в эти разработки средств не будет. Поэтому Corning выступила инициатором создания ряда совместных с производителями кабеля предприятий. В частности, одним из партнеров Corning стала компания Siemens, с которой мы создали два совместных предприятия: Siecor GmbH в Германии для производства волокна, а Siecor Corporation в Северной Каролине, в США, для производства кабелей. Сегодня Siecor Corporation — крупнейший производитель кабеля в Северной Америке. Создание этих СП позволило решить несколько задач. Во-первых, выход на европейские рынки оптического волокна. Во-вторых, создание технологий производства волоконно-оптического кабеля. Кроме того, союз с кабельной компанией, знающей рынок конечных пользователей, способствовал принятию рынком новой технологии. (Аналогичны были и основы сотрудничества с компанией BICC.)

Теперь Corning выкупила принадлежавшую Siemens долю в компаниях Siecor GmbH и Siecor Corporation и стала единственным владельцем этих компаний. Компания Siecor GmbH стала частью Подразделения Телекоммуникаций, а Siecor Corporation вошла в недавно созданное подразделение Corning Cable Systems, которое вобрало в себя все производства кабелей, аксессуаров, компонентов и связанных с этим устройств.

Siecor Corporation — это современное производство кабеля, аксессуаров и компонентов для систем связи. Продукция компании используется в телефонии, кабельном телевидении, автоматизированных транспортных системах, локальных сетях связи и т. д. В компании ряд интересных подразделений: например, подразделение LANscape Fiber Cabling Solutions разрабатывает законченные системные решения и оказывает консультационные услуги в разработке магистралей, горизонтальных и вертикальных участков локальных сетей связи с целью максимизации потока данных, видео и голосовой информации.

За годы своей работы Siecor Corporation внесла значительный вклад в развитие кабельной промышленности, компонентов и измерительных приборов. Компания является разработчиком и первым производителем волоконно-оптического кабеля со свободной укладкой волокна в трубках. Сегодня такая конструкция кабеля используется повсеместно. Siecor Corporation стала первым производителем кабеля с большим количеством волокон (216 и более). Компания разработала коннектор CamLite, первый высокоточный, не требующий полировки и работы с эпоксидной смолой коннектор, устанавливаемый в полевых условиях в пределах двух минут.

До настоящего момента компания Siecor Corporation в основном ориентировалась на обслуживание североамериканских рынков. Вопрос о том, будет ли продукция Siecor представлена на европейские рынки, — это часть процесса интеграции, и для того, чтобы ответить на него, потребуется время.

LAN: Давайте перейдем от мировых проблем к российским. Как давно был открыт офис Corning в Москве и чем он занимается?

Корнильева: Прямые поставки нашего волокна в Россию осуществляются с 1994 года, хотя офис в Москве был открыт значительно раньше, в 1977 году. До 1994 г. деятельность офиса не была связана с рынком телекоммуникаций. Впрочем, мы и сейчас занимаемся не только оптическим волокном, но и продажей изделий других подразделений компании. Что касается телекоммуникаций, наша основная деятельность связана с продажей оптического волокна и предоставлением связанной с этим технической поддержки. Наша компания продает российским предприятиям волокно, из которого последние в свою очередь делают оптический кабель. Волокно мы продаем многим кабельным заводам России. Среди них такие компании, как «Трансвок», «Самарская Оптическая Кабельная Компания», «Севкабель Оптик», «Оптикакабель», «Сарансккабель» и др.

LAN: Хотелось бы узнать немного больше о заводе в Самаре, где у Corning совместное предприятие... Как у него сегодня идут дела, как сказался на его работе августовский кризис 1998 года?

Корнильева: В Самаре у нас организовано современное, оборудованное по последнему слову техники производство оптического кабеля. Это совместное предприятие Corning и «Самарской кабельной компании». Ситуация на рынке, прежде всего ограниченность платежеспособного спроса на волоконно-оптический кабель, пока не позволяет предприятию развиваться так быстро, как нам хотелось бы. Взрывообразного, как ожидалось, роста спроса на кабель не произошло, а конкуренция на рынке сейчас гораздо серьезнее, чем в 1997 году, когда это предприятие создавалось. Тем не менее «Самарская Оптическая Кабельная Компания» (СОКК) сумела зарекомендовать себя как производитель высококачественного кабеля. Получаемые нами отличные отзывы об уже проложенном кабеле не могут не радовать.

Позапрошлогодний кризис достаточно сильно ударил по заводу, ведь большинство используемых для производства кабелей материалов являются импортными. Чтобы сделать кабель конкурентоспособным, СОКК пришлось приложить немало усилий, в том числе пересмотреть ценовую политику и схемы оплаты, усовершенствовать производственный процесс для снижения себестоимости кабеля. 1999 год показал, что усилия «Самарской Оптической» не пропали даром: им удалось уменьшить цены, сделать схемы оплаты более гибкими, но при этом сохранить высокое качество. В результате объем продаж СОКК в 1999 году значительно вырос.

LAN: Многие говорят, что в России трудно выпускать высокотехнологичную продукцию из-за проблем с обеспечением ее качества. Насколько, по-Вашему, оправданна эта точка зрения и что вы делаете для обеспечения высокого качества кабеля на своем заводе?

Корнильева: В данном случае мы придерживаемся стандартной политики. Все наши производства сертифицированы по стандартам ISO 9000/9001, и мы проводим постоянный контроль качества продукции, чтобы этот уровень не снижался.

Конечно, культуру производства в России необходимо воспитывать. На многих совместных предприятиях сейчас работают иностранные менеджеры, которые следят за этим, но все вовсе не так плохо. Например, несмотря на то что в компаниях «Севкабель Оптик» и «Трансвок» нет ни одного иностранца, они очень серьезно относятся к качеству продукции.

Мы всегда охотно делимся своим опытом с нашими клиентами, и интерес к вопросам создания архитектуры качества на производстве не иссякает.

Кроме того, в советское время на военных предприятиях требования к качеству были столь же строгими (а может быть, даже еще строже). Кадры, знакомые с подобными процессами и умеющие внедрить их в практику, в России есть. Другое дело — найти этих людей и дать им возможность работать. Так, например, инженер по качеству должен иметь возможность немедленно останавливать производство при появлении признаков брака, а это ведет к потерям рабочего времени и, как следствие, к увеличению себестоимости производства продукции. Поэтому в конечном итоге все зависит от руководства компании. Если люди хотят, чтобы их продукция была качественной, то и результат будет соответствующим.

LAN: Насколько мне известно, Corning в России занимается еще и исследовательской работой, привлекая к ней российских ученых...

Корнильева: В мае 1998 года был открыт Научный Центр Корнинг (НЦК) в Санкт-Петербурге, где ведутся фундаментальные научные исследования. В составе НКЦ четыре отдела: Отдел оптических материалов, Отдел голографии и физической оптики, Отдел нелинейной оптики и Отдел цеолитов. В НКЦ работают высококвалифицированные специалисты, большинство из которых это доктора и кандидаты наук. Основная задача НКЦ — это проведение фундаментальных исследований в области оптического материаловедения, голографии, волоконной и нелинейной оптики.

НКЦ создает новые рабочие места как для российских ученых, постоянно работающих в его составе, так и для специалистов из Российской Академии наук и ряда отраслевых институтов, сотрудники которых работают с НКЦ на контрактной основе. Для обеспечения научных исследований также широко привлекаются российские организации и совместные предприятия, специализирующиеся в области создания и эксплуатации сложного инженерно-технического оборудования, а также технологических установок и приборов для проведения научных исследований.

Научный Центр в Санкт-Петербурге является одним из четырех научно-исследовательских центров, расположенных в США, Франции, Японии и России и объединенных Corning в единую глобальную сеть.

Открытие лаборатории в России свидетельствует о высокой оценке компанией опыта и уровня подготовки российских специалистов, а также служит еще одним подтверждением того, что компания пришла на российский рынок всерьез и надолго.

LAN: Могут ли, на Ваш взгляд, отечественные производители выпускать качественную продукцию без участия иностранных партнеров и продавать свою продукцию в «дальнее» зарубежье?

Корнильева: У меня нет никаких сомнений, что отечественные производители способны выпускать кабель самого высокого качества. Выше я уже приводила примеры таких компаний. Другое дело, насколько их продукция конкурентоспособна на мировом рынке. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно, чтобы кто-то из отечественных производителей кабеля вышел со своей продукцией на западные рынки. Сделать это будет очень непросто, ведь на Западе конкуренция весьма жесткая. Если такая возможность представится, мы будем иметь основания судить о том, насколько кабель того или иного отечественного производителя может конкурировать с западными образцами. Я пока о таких прецедентах не знаю.

LAN: Каковы перспективы развития оптических сетей в России, в каком состоянии эта отрасль находится сегодня?

Корнильева: Судя по тому, что сейчас происходит в мире в области развития волоконно-оптических сетей связи, у России большое будущее. Наша страна — неотъемлемая часть мирового сообщества, и общемировые тенденции просто не могут нас не затронуть. С другой стороны, развитие телекоммуникаций в России будет во многом зависеть от общего экономического состояния в стране.

Волоконно-оптические линии связи — это сравнительно новое направление (первые волоконно-оптические линии в России были построены в конце 80-х гг.), но в этой области уже много сделано. Одним из знаменательных событий конца прошлого года стало объявление о вводе в эксплуатацию линии Москва-Хабаровск компанией «Ростелеком».

Представители «Ростелекома» не раз заявляли о том, что компания имеет большие планы по дальнейшему расширению своей сети. Операторы в регионах многое сделали для развития зональных и местных сетей, хотя до решения проблем обеспечения услугами связи еще далеко.

Сейчас телекоммуникациями занимаются не только традиционные операторы, но и так называемые альтернативные, у которых есть собственная инфраструктура, в том числе железнодорожники, энергетики, нефтяники и т. д. Эта тенденция наблюдается в разных странах мира. Имея право землепользования, альтернативные операторы могут на выгодных условиях осуществлять прокладку кабеля. В США, например, темпы прокладки волоконно-оптического кабеля такими операторами в последние несколько лет растут со скоростью 30% в год, и это очень крупный бизнес. Часть прокладываемых волокон, как правило, необходима им для совершенствования работы своей инфраструктуры, часть может быть использована для коммерческих целей. Мировой опыт показывает, что этот сектор рынка является очень перспективным. К слову сказать, в 1999 году в России именно железнодорожники стали крупнейшим потребителем волоконно-оптического кабеля.

На наш взгляд, перспективы для развития телекоммуникаций в России огромны, и мы с оптимизмом смотрим в будущее.

LAN: Каковы цели компании в России и что Corning собирается предпринимать, чтобы их достичь?

Корнильева: Компания Corning является крупнейшим мировым производителем оптического волокна и занимает лидирующие позиции во многих странах мира. И здесь, в России, мы не хотим отставать от наших коллег в других странах.

Наше руководство относится к бизнесу в России очень серьезно. Corning всегда выбирает для себя несколько ключевых стратегических направлений развития бизнеса. Так вот, Россия входит в число этих стратегических, приоритетных направлений.

Сегодня мы стараемся расширить свой бизнес в России, улучшить техническую поддержку и увеличить спектр услуг, предоставляемых как нашим клиентам, так и конечным пользователям волоконно-оптического кабеля. Руководство Corning поддерживает наши инициативы.