С превращением компьютерной телефонии в реальную перспективу для многих организаций роль традиционных УАТС подлежит переосмыслению. Несмотря на то что эти устройства вряд ли выйдут из употребления в обозримом будущем, интерес ко все более разнообразным альтернативным подходам продолжает расти.

Эти новые системы известны под самыми разными именами: псевдо-УАТС, IP УАТС, ПК УАТС, ЛВС УАТС и коммуникационные серверы. Как правило, они создаются на базе стандартных компонентов, таких, как аппаратное обеспечение и операционные системы для ПК, и поддерживают IP и другие распространенные стандарты, в частности Telephony API (TAPI) и H.323 (см. врезку "Стандарты, говорите?"). Многие из них имеют развитые функции интегрированного обмена сообщениями, в том числе голосовую почту, контроль вызовов, автоматического секретаря, настольное ПО набора номера и всплывающие экраны.

Некоторые из этих альтернативных продуктов представляют собой программное обеспечение, другие являются полностью готовыми решениями. Важно различать системы с IP-телефонами, где IP используется только на последнем отрезке пути до настольной системы, и системы с аналоговыми телефонами, где IP служит в качестве транспорта вплоть до последнего отрезка пути до настольной системы.

Ввиду указанных различий между системами и возникающих семантических трудностей при попытке их классификации в этой статье термин "псевдо-УАТС" будет использоваться в качестве обобщающего для всего нового поколения УАТС.

Производительность, стоимость и масштабируемость - вот основные вопросы, связанные с этими системами. В частности, в случае IP УАТС важнейшую проблему составляет обеспечение QoS. Дэвид Пассмор, директор по исследованиям в Net Reference, говорит, что главным стимулом для поддержки QoS в локальных сетях стали именно псевдо-УАТС, которые он определяет как серверы вызовов на базе IP, как правило, использующие Ethernet-телефоны. Независимо от того, какую пропускную способность имеет сеть, при отсутствии надлежащих мер обеспечения QoS высокого качества речи достичь будет затруднительно.

Такие проблемы, как задержка и неадекватная расстановка приоритетов трафика, могут привести к серьезному ухудшению характеристик передачи речи. Одни продукты имеют встроенные функции для предотвращения подобных проблем, в частности поддерживают такие схемы реализации приоритетов, как 802.1p, 802.1Q и IP Type of Service (ToS). Другие продукты осуществляют мониторинг вызовов и переводят их на обычную коммутируемую линию при достижении определенной величины задержки. Однако, чтобы определить, в какой мере эта функция позволяет повысить качество речи, пользователю необходимо аккуратно оценить, сколько времени занимает такое переключение.

Большинство псевдо-УАТС базируется на Windows NT, а это актуализирует вопрос надежности. Многих сетевых администраторов пугает сама мысль, что им придется доверять функции УАТС известной своими частыми сбоями ОС. Без успокоения этих страхов массовое внедрение псевдо-УАТС будет невозможно.

Поначалу все, что стоит меньше традиционных УАТС, цены на которые могут запросто достигать 50 000 долларов и более, представляется дешевым решением. Однако если учесть стоимость шлюзов для голоса поверх IP (Voice-over-IP, VoIP), обслуживания и IP-телефонов, то альтернативное решение окажется не менее дорогостоящим. Наконец, тем, кто привык к масштабируемости УАТС, альтернативное решение может показаться ограниченным в этом отношении.

Так имеют ли псевдо-УАТС необходимые для вашей сети и голосовых услуг возможности?

ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ

Многое произошло со времени последнего опубликованного нами обзора (см. статью Э. Маргулиса "Готовые псевдо-УАТС" в апрельском номере LAN за 1998 год). Так, одним из наиболее примечательных событий стал выход на этот рынок производителей сетевого оборудования.

Но все же свой обзор мы начнем с компаний, специализирующихся на выпуске псевдо-УАТС/IP УАТС. AltiServ от AltiGen представляет собой систему на базе сервера NT и реализует функциональность УАТС, автоматического секретаря, автоматического распределения вызовов (Automatic Call Distribution, ACD), голосовой почты и электронной почты/обмена сообщениями, причем он может обслуживать до 32 рабочих групп с 64 членами в каждой и поддерживать до 1000 виртуальных внутренних (дополнительных) номеров. Программное обеспечение AltiWare IP маршрутизирует вызовы между серверами AltiServ по сети IP.

Сопряжение с линией и поддержка речи реализованы в AltiServ с помощью платы Quantum, а поддержка VoIP - с помощью платы цифровой обработки сигналов Triton DSP. Нестандартных телефонных трубок не требуется.

Базовая система AltiServ (включая шасси Compaq Computer) стоит чуть больше 5000 долларов.

AltiServ ориентируется на продукты независимых разработчиков, как о том свидетельствует большое число доступных приложений, способных выполняться в этой системе.

Среди других поддерживаемых AltiServ функций - организация конференций между несколькими участниками (до 6 человек), доступ по одному номеру и функция под названием Zoomerang, с помощью которой пользователь может, нажав всего одну кнопку, позвонить оставившему ему сообщение абоненту и затем, по завершении звонка, вернуться к голосовой почте.

Applied Voice Technology (AVT) активно развивает унифицированный обмен сообщениями, ее CallExpress Enterprise предлагает интересную альтернативу многим традиционным функциям УАТС.

CallXpress Enterprise поддерживает до 128 портов на одном сервере NT. Система поставляется с голосовыми картами и платами на базе ПК. Она предусматривает меры по обеспечению отказоустойчивости, в том числе зеркальное копирование дисков и избыточные компоненты.

Помимо таких функций, как голосовая и электронная почта, CallXpress Enterprise содержит собственную систему AVT для распределенной обработки факсов RigthFAX с поддержкой маршрутизации в соответствии с критерием наименьшей стоимости через Internet или глобальную сеть. CallXpress Enterprise стоит от 35 000 долларов.

CallXpress Desktop Suite 2.0 от AVT содержит усовершенствования, предназначенные для пользователей Microsoft Outlook и Exchange. Пользователь может позвонить отправителю сообщения или лицу из базы данных контактов Outlook с помощью кнопки инициирования звонка. AVT объявила о планах выпуска версий CallXpress для Lotus Notes и Domino Release 5 (R5).

InternetPBX от COM2001.com представляет собой систему на базе сервера Dell PowerEdge под управлением NT (кроме того, она может поставляться на серверах Compaq ProLiant и IBM NetFinity). В систему входит телефонная карта PIKA Daytona.

Система InternetPBX на базе ПК способна обслуживать до 500 пользователей и масштабируется до 144 портов на одном сервере. Система на базе IP работает как с аналоговыми, так и с цифровыми телефонами.

InternetPBX тесно интегрирована с Exchange Server и BackOffice компании Microsoft и может помещать всю голосовую почту и все факсы в ящик электронной почты Outlook.

В среднем система стоит около 25 000 долларов (приблизительно 500 долларов в расчете на одного пользователя).

IP PBX от Inter-Tel включает систему AXXESS PBX и IP Terminal, причем последний подключается с помощью Internet Protocol Card (до 8 портов в начальной конфигурации) к системе УАТС по соединению локальной/глобальной сети. Кроме того, IP Terminal содержит пассивный концентратор и дополнительный порт Ethernet, поэтому к каждой настольной системе достаточно подвести один-единственный кабель Ethernet. IP PBX стоит от 450 до 850 долларов в расчете на порт.

AXXESS представляет собой платформу компьютерной телефонии на базе DSP и предоставляет системные и настольные телефонные функции для ПК. Он совместим со множеством программных приложений независимых производителей.

AXXESS включает программное обеспечение автоматического распределения вызовов AXXESSORY ACD, программный телефон AXXESSORY Connect и унифицированную платформу обмена сообщениями AXXESSORY Talk Central.

Inter-Tel собирается выпустить ЦПУ на базе NT для интеграции с системой AXXESS PBX. Это позволит поддерживать до 512 портов. Коммуникационная система на базе сервера будет предусматривать возможность замены телефонных карт без отключения питания.

Стоимость системы составляет от 350 до 650 долларов на порт.

ШИРОКИЕ ШАГИ КТ

Intranet PBX (IPBX) от NetPhone представляет собой систему на базе сервера NT с поддержкой до 96 пользователей. Система работает со стандартными аналоговыми телефонами. В целях повышения масштабируемости система может быть дополнена телефонными шлюзами NetPhone Connect IP. Сервер может содержать до шести плат и поддерживать до 144 внутренних/внешних линий. Когда задержка становится чересчур большой, коммутаторы IPBX переключают вызовы на линии телефонной сети общего пользования.

IPBX поддерживает обычные функции управления вызовами, а также учет и маршрутизацию в соответствии с критерием наименьшей стоимости. Программное обеспечение коммутатора УАТС находится на плате, а не на главном сервере, поэтому УАТС продолжает функционировать при отказе сервера или локальной сети, и таким образом функции управления вызовами - перевод, конференции и др. - по-прежнему остаются доступными. При потере питания в распоряжении оператора остается по крайней мере одна линия.

Клиентское программное обеспечение включает настольное приложение управления звонками с графическим интерфейсом голосовой почты. Пользователи могут также проделывать такие вещи, как воспроизведение, приостановка, быстрая перемотка и перевод сообщений с помощью операций "указал и щелкнул".

Типичная конфигурация NetPhone (включая шлюз) стоит около 12 500 долларов.

NTS Communications Server от NexPath не опирается на IP: компания характеризует свой продукт как сетевое клиент-серверное телефонное устройство. NTS Communications Server имеет восемь портов и поддерживает до 136 линий. Он поставляется в башенном и монтируемом в стойку исполнении и использует нестандартную телефонную карту.

Все приложения NTS Server работают под управлением Windows 95/98 и Windows NT 4. Программное обеспечение включает AdminTool для выполнения таких функций, как внесение изменений в конфигурацию системы и установка программных заплат.

Программа для консоли управления вызовами оператора NexDirector отображает Caller ID и состояние соединения для каждого дополнительного номера. NexDial предоставляет пользователям функции управления вызовами и позволяет обращаться к голосовой почте через отдельное всплывающее окно.

Для управления вызовами и администрирования NTS Server использует сервер Apache Web. TelOper - это интерфейс браузера Web на базе JavaScript/HTML для управления вызовами и доступа к голосовой почте. Он располагается на NTS Server и загружается браузером на клиентский ПК.

Типичная конфигурация NTS Communication Server стоит чуть меньше 6000 долларов.

Shoreline Communication System от Shoreline Teleworks представляет собой IP УАТС и масштабируется до 360 портов. По утверждению компании, эта цифра может возрасти до 1000 в первой половине 2000 года. В настоящее время система использует стандартные аналоговые телефоны, в будущем Shoreline планирует реализовать поддержку IP-телефонов.

Shoreline Communication System состоит из голосового коммутатора ShoreGear IPBX, программного обеспечения ShoreWare Voice Services и программного обеспечения администрирования ShoreWare Director. Кроме того, она имеет три клиентских программных компонента, а с помощью ее приложения AnyPhone абоненты могут пользоваться своими внутренними номерами в любом месте в офисе.

ShoreGear IPBX-12 имеет 12 универсальных портов, а ShoreGear IPBX-24 предоставляет средства соединения для 24 голосовых каналов. Коммутаторы поставляются в стековом и монтируемом в стойку исполнении.

Программное обеспечение ShoreWare Voice Services выполняет такие функции, как распределенная обработка вызовов IP, ACD, запись подробностей о звонке и голосовая почта. ShoreWare Director является программой управления на базе Web с возможностями автоматического распространения программного обеспечения.

Shoreline Communication System стоит около 600 долларов в расчете на пользователя.

Sphericall от Sphere Communications разрабатывали специально в расчете на сети ATM. Кроме того, система хорошо масштабируема: по утверждению Sphere Communications, Sphericall способна поддерживать до 2500 пользователей.

Аппаратное обеспечение для системы Sphericall включает PhoneHub для подключения 12 или 24 телефонов к сети через коммутатор ATM; адаптерную плату ATM для шины PCI; монтируемое в 19-дюймовую стойку устройство VBX COHub для организации интерфейса между портом ATM и линией DS-1/DX-1; устройство Т1 CoHub для организации 24-канального соединения с телефонной сетью общего пользования; устройство PhonePort для сети ATM с поддержкой одного аналогового телефона.

Программное обеспечение включает Sphericall Server на базе NT для управления вызовами c поддержкой голосовой почты, администрирования и выполнения других функций. Оно может также содержать дополнительное программное обеспечение Sphericall Client.

Sphericall тесно интегрирована с платформой Outlook компании Microsoft и стоит около 400 долларов в расчете на пользователя.

Это только некоторые из имеющихся альтернатив традиционным УАТС. Среди других игроков на рынке можно назвать Active Voice, Artisoft, Interactive Intelligence, Picazo, Praxon и Vertical Networks.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ СЕТЕВОГО ОБОРУДОВАНИЯ НАСТУПАЮТ

Предлагаемые крупнейшими производителями сетевого оборудования альтернативы традиционным УАТС более разнообразны, чем выпускаемые рассмотренной категорией поставщиков. Многие из этих тяжеловесов в области сетевого оборудования стараются предусмотреть пути миграции для тех пользователей, у которых имеются стандартные системы УАТС. Учитывая, что вряд ли кто-нибудь захочет выбрасывать на свалку дорогостоящие и не обесценившиеся системы УАТС, многие из производителей создали переходные системы, относящиеся сразу к нескольким категориям продуктов. Некоторые из них играют роль моста к настоящим псевдо-УАТС или IP УАТС. Эти предложения предназначены в первую очередь для тех пользователей, кто не собирается отказываться от традиционных УАТС - во всяком случае, немедленно.

Производители сетевого оборудования хорошо знакомы с языком QoS, что дает им несомненное преимущество, когда приходится иметь дело с пользователями, испытывающими сомнения по поводу таких проблем, как задержка. Упоминаемые в этом разделе производители обеспечивают поддержку QoS с помощью таких механизмов, как 802.1p, 802.1Q и IP ToS.

Cisco Systems смело вторглась на территорию IP. Она предлагает свои альтернативы традиционным УАТС в рамках собственной архитектуры поддержки голоса, видео и интегрированных данных (Architecture for Voice, Video, and Integrated Data, AVVID) для конвергенции разных видов трафика на базе IP. Cisco смогла занять видное место на этом рынке во многом благодаря приобретению таких компаний, как GeoTel, Amteva и Selsius.

Media Convergence Server (MCS) 7830 представляет собой серверную платформу IP-телефонии и стоит около 15 000 долларов. Сервер имеет зеркальный массив RAID и избыточные источники питания. По утверждению компании, он способен поддерживать тысячи пользователей.

MCS 7830 для локальной сети поставляется с предустановленным программным обеспечением CallManager 2.4; ПО обеспечивает обработку вызовов, сигнализацию и соединение с такими устройствами, как IP-телефоны, программные телефоны, шлюзы VoIP и коммутаторы и маршрутизаторы. CallManager имеет такие функции, как автоматический выбор пропускной способности, универсальные номера, администрирование на базе Web, каталог для сокращенного набора и поддержка видео/сотрудничества при нажатии одной кнопки. CallManager используется также для администрирования автономных цифровых шлюзов IP-телефонии DT-24+ и DE-30+.

Телефонные аппараты 12SP+ и VIP30+ на базе IP производства Cisco стоят 385 и 485 долларов соответственно.

IPSoftPhone представляет собой систему на базе ПК и проходила бета-тестирование во время подготовки статьи к печати. Она должна будет поддерживать организацию конференций и протокол LDAP 3.

Lucent Technologies представила недавно свой Definity One Communications Server, систему на базе NT для компаний с числом сотрудников 50 человек или менее. Сервер поддерживает до 168 телефонных аппаратов/линий и такие функции, как развитая маршрутизация вызовов и сервисный интерфейс эмуляции каналов ATM. Система должна появиться в продаже в начале года и будет стоить 700-800 долларов в расчете на порт.

Линия IP Exchange состоит из серверов обработки вызовов для локальной сети. IP ExchangeComm на базе сервера NT способен обслуживать до 96 телефонных аппаратов. Система содержит IP Exchange Adapter для преобразования телефонных и факс-аппаратов в клиенты IP и плату шлюза IP-телефонии для прямого подключения к телефонной сети общего пользования.

IP ExchangeComm поставляется с программным обеспечением Exchange Call Manager для маршрутизации и организации вызовов по локальной сети. Программное обеспечение Exchange Administrator позволяет осуществлять доступ в сеть и управление локально или удаленно и конфигурировать сеть из браузера Web.

На момент написания статьи цены на продукты линии IP Exchange еще не были определены.

ГОЛОС ИЛИ ОПЫТ?

Enterprise Edge от Nortel Networks представляет собой систему для локальной сети на базе монтируемого в 19-дюймовую стойку сервера под управлением NT. Она осуществляет обработку вызовов и коммутацию пакетов и каналов. Система на базе IP дает возможность использовать различные настольные устройства, в том числе цифровые телефоны Norstar и Internet-телефоны производства Nortel. Исходная версия поддерживает до 80 пользователей и стоит около 500 долларов в расчете на один телефон.

Линия Internet Communications Architecture (Inca) от Nortel включает Inca M1, IP УАТС для локальной сети на базе коммутатора Accellar. Программное обеспечение обработки вызовов устанавливается на серверах NT. M1 состоит из Meridian Internet Gateway, i2004 Internet Telephone, Optivity Telephony Manager и подключаемых по IP модулей c линейными и магистральными интерфейсами. Inca M1 должен появиться в первом квартале 2000 года и будет первоначально поддерживать до 700 пользователей.

Inca M10 включает УАТС на базе NT, процессор вызовов, шлюз и обеспечивает поддержку аналоговых и цифровых телефонов, а также i2004 Internet Telephone. Он имеет шлюз в телефонную сеть и поддерживает LDAP. По информации Nortel, система будет способна обслуживать тысячи пользователей и должна появиться во втором квартале 2000 года.

Решение для телефонии на базе системы Inca обойдется в 400-500 долларов в расчете на пользователя.

NBX 100 Communications System от 3Com поддерживает до 148 телефонных аппаратов и приоритезацию трафика на третьем уровне. (3Com приобрела разработчика системы, компанию NBX, в 1999 году.) Для реализации системы администратору сети требуется загрузить необходимое программное обеспечение на пользовательские ПК и подключить NBX 100 и ПК к локальной сети на базе IP. Поддерживаются телефоны на базе IP и Ethernet. Имеется интерфейс с телефонной сетью.

NBX 100 поставляется со встроенной ОС VxWorks для поддержки приложений управления вызовами и обмена сообщениями. Система позволяет управлять сообщениями с помощью IMAP4-совместимого приложения. NBX NetSet обеспечивает локальное и удаленное администрирование с помощью браузера. Типичная конфигурация стоит около 9000 долларов.

Ericsson WebCom выпускает WebSwitch 2000 IPBX (первоначально этот продукт предлагался компанией TouchWave, которую Ericsson приобрела в прошлом году). Система величиной с небольшой концентратор получила награду Best of Show на выставке CT Expo весной 1999 года. Она совместима как с аналоговыми, так и с IP-телефонами и имеет интегрированный модуль IP-шлюза. Система представлена двумя моделями с поддержкой 32 и 64 дополнительных номеров. Кроме того, она поддерживает беспроводной VoIP с помощью беспроводных IP-телефонов компании Symbol Technologies.

Функции обработки вызовов WebSwitch могут быть активизированы с аналогового телефона или ПК под управлением Windows 95/95 или Windows NT 4. Продукт поставляется с программным обеспечением PhoneLink, благодаря которому пользователи могут управлять своими звонками с ПК.

WebSwitch 2000 стоит от 5500 до 11 000 долларов.

Компании Siemens и Alcatel также предлагают свои альтернативы традиционным УАТС.

ТРЕТИЙ ЗВОНОК

Системам псевдо-УАТС необходимо преодолеть несколько барьеров, прежде чем они смогут рассчитывать на завоевание умов. В организациях, где уже установлены дорогостоящие системы УАТС, разговор о замене или даже расширении этих систем может вызвать раздражение у ответственных за принятие решений лиц.

Кроме того, без решения вопросов совместимости и производительности вряд ли многие организации смогут решиться на изменение своей прежней стратегии. В частности, опасения относительно неадекватного качества речи можно развеять только выпуском продуктов, доказывающих, что скептики были не правы.

Наконец, экономическая целесообразность. Без убедительных расчетов администраторы сетей, в особенности в крупных организациях, вряд ли пойдут на замену УАТС. В малых компаниях и филиалах такие расчеты обосновать проще.

Элизабет Кларк - исполнительный редактор Network Magazine. С ней можно связаться по адресу: eclark@mfi.com.


Стандарты, говорите?

Разнообразие стандартов компьютерной телефонии столь велико, что их невозможно не то что рассмотреть, а даже перечислить в этой заметке. Поэтому мы ограничимся лишь двумя недавними разработками, о которых вам следует знать, если вы интересуетесь рынком псевдо-УАТС/IP УАТС.

Большинство продуктов в этой области поддерживает стандарт Telephony API (TAPI) компании Microsoft. Windows 2000 будет иметь самую последнюю версию - TAPI 3.0 - как ожидается, с расширенной функциональностью. Кроме того, Microsoft планирует выпустить коммуникационный сервер на базе Windows 2000, тесно интегрированный с Exchange 2000 и TAPI 3.0. Цель компании - предоставить платформу для разработки продвинутых приложений КТ с расширенной функциональностью автоматического секретаря, операторского центра, голосовой почты, распознавания речи и интерактивного голосового ответа. Однако пока неясно, сколько времени потребуется производителям псевдо-УАТС для перехода на TAPI 3.0. К тому же это чревато возможными проблемами несовместимости.

Кроме того, большинство систем IP УАТС поддерживает также протокол H.323, решающий некоторые важные вопросы сигнализации вызовов/Internet-телефонии. Между тем все большим вниманием пользуется протокол инициирования сеансов (Session Initiation Protocol, SIP). Основное назначение SIP состоит в открытии, изменении и завершении голосовых соединений.

Предусматриваемые протоколом усовершенствования в области обеспечения QoS, сигнализации, идентификации и шифрования должны существенно улучшить функциональные характеристики КТ на базе IP УАТС. Однако ожидать, что SIP заполонит полки в ближайшее время, вряд ли стоит. Учитывая, что H.323 пользуется значительной поддержкой, производителям IP УАТС будет нелегко решиться на переход к SIP.


Ресурсы Internet

Полезный обзор компьютерной телефонии имеется в статье под названием "Технологии, ведущие к коммуникационной "ком-вергенции", написанной Уильямом Фланаганом из NetReference, на http://www.netreference.com/PublishedArchive/WhitePapers/WPindex.html.

Популярная статья "ПЕРСПЕКТИВЫ: будущее компьютерной телефонии" написана сотрудниками подразделения компьютерной телефонии из Multimedia Telecommunications Association. См. http://www.mmta.org/pubs/frame5.html.

Voice Profile for Internet Mail Working Group работает в рамках Electronic Messaging Association над решением проблем интероперабельности. Подробности смотрите на http://www.ema.org/vpimdir/index.html.

Enterprise Computer Telephony Forum предоставляет информацию по таким темам, как стандарты в области КТ. Его адрес: http://www.ectf.org.

Сервер Web под названием ComputerTelephony.com публикует информацию о новостях, продуктах и выставках. См. http://www.computertelephony.com.


Рассматриваемые продукты

3Com NBX 100 Communications System http://www.3com.ru

AltiGen AltiServ http://www.altigen.com

Applied Voice Technology (AVT) CallXpress Enterprise, CallXpress Desktop Suite 2.0 http://www.avtc.com

Cisco Systems Media Convergence Server (MCS) 7830 http://www.cisco.ru

COM2001.com InternetPBX http://www.com2001.com

Ericsson WebCom WebSwitch 2000 IPBX http://www.ericsson-webcom.com

Inter-TelIP PBX, AXXESS PBX, IP Terminal http://www.inter-tel.com

Lucent Technologies Definity One Communications Server IP Exchange/ IP ExchangeComm http://www.lucent.ru

NetPhone Intranet PBX (IPBX) http://www.netphone.com

NexPath NTS Communications Server http://www.nexpath.com

Nortel Networks Enterprise Edge Inca M1/Inca M10 http://www.nortelnetworks.com

Shoreline Teleworks Shoreline Communication System http://www.shoretel.com

Sphere Communications Sphericall http://www.spherecom.com

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями