Широко разрекламированное объединение различных разновидностей Windows под единой маркой позволило Microsoft привлечь внимание общественности сразу ко всему семейству операционных систем компании, что оказалось намного более эффективно, чем, скажем, длительная подготовка общественного мнения к выходу Windows 95. Тем не менее ключевую роль в «команде» операционных систем Microsoft будет играть ее серверный компонент, Windows 2000 Server (тот, который совсем еще недавно именовался NT 5.0 Server). Он, собственно, и станет основным козырем компании в борьбе за установление монополии на рынке операционных систем. Борьба за настольные компьютеры, по-видимому, уже окончена, и ее результат очевиден, но этого вовсе нельзя сказать о ситуации с сетевыми ОС, где схватка за лидерство входит в решающую стадию.

ПОСЛЕДНИЙ БРОСОК НА СЕРВЕР

Разговор о различных сетевых ОС неизбежно приводит нас к обсуждению темы, которой посвящен этот номер LAN. В наши дни организация сетевых вычислений даже на небольшом предприятии оказывается немыслима без службы каталогов. С подобного рода службами приходится иметь дело даже индивидуальным пользователям, желающим подключиться к Internet, ведь система имен доменов (DNS) этой глобальной сети является прообразом современных служб каталогов. Что же касается корпоративного рынка, то на нем сегодня имеется явный лидер — компания Novell со своей NDS. Novell раньше других поняла важность создания каталога, объединяющего все сетевые ресурсы и обеспечивающего пользователям и администраторам единую точку входа в сеть и управления ею. За прошедшие несколько лет при отсутствии серьезной конкуренции (в первую очередь, со стороны Microsoft, ведь система доменов в NT 4.0 оказалась откровенно слабой) Novell сумела серьезно усовершенствовать NDS, перенести ее на различные платформы, включая Windows NT, и привлечь множество заказчиков.

Впрочем, уже ясно, что такое привилегированное положение Novell продлится не долго. В Windows 2000 Server, Microsoft уделила разработке собственной службы каталогов, пожалуй, основное внимание. И, естественно, она постаралась создать вокруг Active Directory как можно больший ажиотаж. Ведь, несмотря на то что продукта фактически нет, его достоинства и недостатки, по сравнению с NDS, обсуждаются со всей серьезностью уже второй год. А это означает, что маркетинговая политика Microsoft может дать свои результаты и заставить корпорации переходить к использованию Active Direc-tory, даже при отсутствии у нее реальных преимуществ по сравнению с другими каталогами. В LAN №3 за этот год мы уже публиковали сравнительный обзор двух конкурирующих служб каталогов и пришли к неутешительным для Active Directory выводам. Впрочем, как отмечалось в обзоре, сделанные выводы неутешительны скорее не для Microsoft, которая все равно преуспеет в продвижении своей продукции, а для тех заказчиков, которые, поддавшись на рекламные лозунги, могут не получить обещанного.

В любом случае в ближайшее время нам по-прежнему предстоит наблюдать битву двух главных претендентов на монополию в области сетевых ОС: Microsoft и Novell. Пока никому еще не удалось активно вмешаться в эту дуэль, и нет никаких признаков того, что данная ситуация может измениться.