Обучение с помощью современных технических средств становится популярным способом освоения информационных технологий, но насколько оно эффективно по сравнению с традиционными методами?

Если знание — сила, то дистанционное обучение вполне может стать самым сильным соперником среди инструментальных средств обучения высоким технологиям.

Понятие «дистанционное обучение» представляется довольно расплывчатым, в частности, потому, что в эту категорию попадает слишком много видов и программ обучения. Одной из сравнительно давно существующих альтернатив традиционным занятиям в аудитории под руководством преподавателя является компьютеризованное обучение (Computer-Based Training, CBT), под которым обычно понимается использование компакт-дисков на студенческой настольной системе. Сейчас, однако, учебный материал можно получить и из других источников, в частности по Intranet или через Internet. Интерактивное обучение предоставляет массу различных возможностей, в том числе загрузку материалов учебного курса из виртуальной аудитории с помощью браузера Web; общение с преподавателями и соучениками через переговорные комнаты, по электронной почте, с помощью протоколируемых дискуссий или посредством аудиосвязи; участие в видеоконференциях; работу в интерактивных лабораториях и с эмуляторами, а также обновление материалов учебного курса в реальном времени.

Дистанционное обучение делится на две основные категории: синхронное и асинхронное. При синхронной модели студенты и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории, используя сочетание различных методов передачи информации. При асинхронном подходе студент сам определяет темп обучения. В частности, он имеет выбор между различными носителями информации, может выполнять задания в соответствии с аудиторной программой или планом, а затем передавать готовую работу преподавателю для оценки.

По мере роста популярности дистанционного обучения споры об относительной ценности предлагаемых подходов не утихают. В данной статье мы проанализируем тенденции рынка, приведем примеры некоторых вариантов обучения (с акцентом на обучение информационным и сетевым технологиям), обсудим достоинства и недостатки различных подходов и поговорим о том, какое будущее может ожидать дистанционное обучение. Мы также приведем некоторые критерии оценки эффективности программ дистанционного обучения.

ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: КРАТКИЙ КУРС

По словам Шейлы Макговерн, аналитика из исследовательской компании International Data Corp. (IDC, http://www.idc.com), обучение с помощью современных технологий (объединяющее в основном подходы на базе Internet) в 1998 году занимало всего лишь 2% всего рынка обучения ИТ. Но к 2003 году, как полагает Макговерн, его доля составит уже 14%.

Согласно подготовленному IDC отчету «Мировой и американский рынки образования и обучения ИТ в 1998—2003 годах», Соединенные Штаты являются основным потребителем образовательных услуг с применением современных технологий. Однако в последнее время темпы роста этого рынка заметно снизились. Одна из причин снижения, как отмечается в отчете, состоит в том, что доля бюджета на ИТ, предназначенная на обучение, сократилась с 9,8% в 1997 году до 9,5% в 1998. Среди других факторов отмечаются рост конкуренции на рынке обучения ИТ и сокращение стоимости учебных курсов.

 19971998
США 17,6 % 13,4 %
Западная Европа 7,5 % 11,2 %
Япония -3,8 % -3,1 %
Азиатско-Тихоокеанский регион 5,5 % 11,9 %
Латинская Америка 21,8 % 13,9 %
Канада 17,4 % 5,1 %
Остальные страны 18,0 % 23,2 %
Всего 11,9 % 10,6 %
Источник: IDC

Аналогичные изменения оборота рынка обучения ИТ наблюдаются и на мировом рынке в целом (см. Таблицу). Однако в отчете говорится, что «несмотря на достаточно вялую ситуацию на рынке в 1998 году, IDC предполагает, что в течение следующих пяти лет оборот этого рынка будет расти достаточно устойчиво». Более того, согласно прогнозам этой исследовательской компании, оборот мирового рынка увеличится с 16 млрд долларов в 1998 году до 27,8 млрд долларов в 2003.

Еще в одном отчете IDC под названием «Опрос корпоративных покупателей образовательных услуг: запросы и требования» указывается, что, хотя затраты на обучение ИТ в 1998 году по сравнению с предыдущими годами практически не выросли, спрос в таких областях, как технологии на базе Internet, остается довольно высоким. Несмотря на тот факт, что традиционные аудиторные занятия под руководством преподавателя по-прежнему являются предпочтительным методом обучения ИТ, в отчете отмечается, что «такой подход постепенно перестает быть доминирующим».

Еще одна область, где наблюдается высокий спрос, — это услуги обучения в пакете с другими услугами. Согласно отчету, особым спросом пользуются составление и разработка целевых учебных курсов, проведение подготовительных курсов и курсов повышения квалификации, а также консультации относительно интеграции обучения с применением современных технологий с образовательной стратегией предприятия.

Итак, где же требуется обучение с помощью современных технологий? Помимо того, что сами пользователи стремятся повысить квалификацию с помощью своих домашних ПК, все больше и больше предприятий выбирают дистанционное обучение как альтернативу традиционным методам специальной подготовки. Чаще всего к такого рода услугам прибегают в последнее время фирмы, работающие в области информационных технологий; организации, специализирующиеся на системной интеграции; компании, использующие технологию для задач управления кадрами и обучения навыкам торговли; финансовые и банковские институты; образовательные учреждения.

По словам Кларка Олдрича, старшего аналитика компании Gartner Group (http://www.gartnerweb.com), причины такой смены ориентиров достаточно очевидны, и он предполагает, что эта тенденция сохранится. «Многие компании отдают предпочтение интерактивному обучению не потому, что оно лучше, чем традиционные методы, а потому, что оно дешевле и в большей степени поддается оценке, — считает Олдрич. — Большинство компаний, в которых работает свыше 100 человек, в ближайшие три года планирует использовать ту или иную форму электронного обучения».

Еще одна тенденция в этой области — частое употребление термина «управление знаниями» в дискуссиях по вопросам обучения и подготовки сотрудников. Под управлением знаниями понимается процесс сбора, упорядочивания и представления информации, накопленной за определенный период, а также последующего использования накопленной информации для таких целей, как обучение и решение возникающих задач. При всей важности общей концепции управления знаниями в данной статье мы затронем лишь подмножество этой дисциплины, непосредственно относящееся к дистанционному образованию и обучению с применением современных технологий.

УРОК — ЭТО СЕАНС

Давайте рассмотрим некоторые варианты дистанционного образования/обучения с применением современных технологий, предлагаемые специалистам в области высоких технологий. Среди наиболее заметных в этой области компаний все те же известные имена — Novell, Microsoft и Lotus Development.

Learning Zone (http://www.education.novell.com/general/lzonelogin.htm), созданная компанией Novell, предлагает интерактивные ресурсы для подготовки к сдаче тестов с целью получения сертификатов (в частности, на звание сертифицированного инженера Novell, или CNE), а также для обучения работе с конкретными продуктами, такими, как BorderManager и GroupWise. Learning Zone обеспечивает интерактивное руководство студентами, которых консультируют сертифицированные инструкторы Novell. Недавно компания Novell анонсировала пакет для самообучения, куда входят учебники, видео, эмуляторы и электронные тесты.

Благодаря сотрудничеству с провайдерами образовательных услуг с применением современных технологий, в частности компаниями CBT Systems и NETg (о которых мы отдельно поговорим далее в этой статье), Novell также предоставляет информационное наполнение для библиотек CBT: эти библиотеки предназначены для тех корпоративных пользователей, кто собирается заниматься интерактивным обучением своих сотрудников.

TechNet CD Online (http://technet.microsoft.com/cdonline/default.asp/) компании Microsoft предлагает множество ресурсов, в том числе советы по реализации продуктов, статьи, загружаемые материалы и сервисные пакеты. Узел Web TechNet также имеет обширный раздел, посвященный обучению и сертификации. Среди других интерактивных ресурсов Microsoft?s Official Curriculum, узел Web Microsoft Certified Professional, Microsoft Seminar Online и Open Communications University Online. Кроме того, услуги интерактивного обучения предлагает несколько партнеров Microsoft.

Всегда и везде. Система LearningSpace Anytime 3.0 компании Lotus Development поддерживает синхронное и асинхронное обучение. Доступ к материалам учебного курса можно получить с помощью браузера Web или клиента Lotus Notes. Продукт имеет функцию Follow Me, с помощью которой преподаватель может управлять браузерами студентов в среде виртуальной аудитории и перенаправлять их на различные узлы Web.
Одной из организаций, активно действующей на рынке дистанционного обучения, является Lotus, предлагающая LearningSpace Anytime 3.0 (http://www.lotus.com/learningspace/). Это серверное приложение предоставляет доступ к материалам интерактивного курса с помощью браузера Web или клиента Lotus Notes (см. Рисунок). Помимо обучения в выбранном самим пользователем темпе, когда студент обращается только к информационному наполнению, LearningSpace Anytime предлагает как синхронные, так и асинхронные возможности, в том числе совместное использование приложений, «грифельную доску», виртуальный опрос и переговорные сеансы. Lotus позволяет преподавателю создавать свое собственное информационное наполнение и сотрудничает с разработчиками информационного наполнения по вопросам предоставления этих материалов на продажу.

Услуги дистанционного обучения предлагают также такие известные производители, как Sun Microsystems и Netscape.

Кроме того, услуги дистанционного/интерактивного обучения специалистам в области высоких технологий оказывает компания CBT Systems (http://www.cbtsys.com). Так, недавно она анонсировала дополнительные учебные материалы для желающих подготовиться к экзаменам для получения сертификата Cisco Systems. Таким студентам компания CBT Systems предлагает учебные материалы на базе Web для самостоятельного изучения, интерактивное обучение под руководством преподавателя, доступ к cbt.community (новый образовательный сервер Internet компании CBT Systems). Новые учебные курсы охватывают такие темы, как конфигурация, установка и управление маршрутизаторами Cisco, а также вопросы проектирования сети.

Компания MentorLabs недавно представила vLab — программу интерактивного обучения для специалистов по сетевому оборудованию компании Cisco (http://www.mentorlabs.com).

Компания NETg (http://www.netg.com) предлагает учебные курсы по таким темам, как Windows NT, NetWare, Lotus Notes, HTML и Java. Они предоставляются на компакт-дисках и через Intranet. NETg подписала партнерские соглашения о совместной разработке курсов с такими компаниями, как IBM, Microsoft, Novell, Netscape и Oracle.

Компания Global Knowledge (http://www.globalknowledge.com) предлагает учебные курсы для размещения на серверах, в Intranet и Internet по Windows 2000, Linux, обмену данными, ориентированным на каталог сетям, виртуальным частным сетям, сетям устройств хранения, высокоскоростным сетям и ATM, безопасности сетей и серверов, а также управлению и созданию узлов Web.

Курсы компании DigitalThink (http://www.digitalthink.com) с обучением через Web под руководством преподавателей затрагивают такие области, как Java, HTML, сертификация Windows NT, программирование и публикации в Web, технологии баз данных. Компания также предлагает предприятиям обучение по внедрению информационных технологий и курсы для реселлеров.

Компания Centra Software предлагает интерактивное обучение и сотрудничество через Internet с помощью своего продукта Symposium. Пакет Centra 99 (куда входят Symposium и Centra Conference) позволяет проводить оперативные демонстрации, интерактивные семинары, совместную подготовку и практическое обучение (http://www.centra.com).

В рамках своей Centra Partner Program компания Centra предлагает Training Solutions Program, ориентированную на образовательные учреждения, которые хотели бы предоставлять свои услуги через Internet.

Synergy Learning System компании CyberState University позволяет проводить обучение в нескольких режимах, в том числе с помощью виртуальных аудиторий, интерактивного обучения под руководством преподавателя, лабораторных работ и проведения экзаменов через Internet (http://www.CyberStateU.com). Подключаемая утилита открывает студентам доступ в «живую» сеть, где они могут усовершенствовать свои навыки по конфигурации и управлению сетями в реальном времени. С помощью Synergy Learning System студенты могут получить такие сертификаты, как CNE, Microsoft Certified Systems Engineer (MCSE), Computer-Telephony Engineer (CTE), Microsoft Certified Solutions Developer (MCSD), Oracle 8 Certified Database Administrator, Cisco Certified Network Associate (CCNA) и Microsoft SQL 7.

Недавно CyberState University сообщил о подписании партнерского соглашения с Orange Technical Institute — организацией, которая предлагает учебные курсы по ИТ как государственным учреждениям, так и коммерческим фирмам. Это партнерство позволит CyberState предложить свои обучающие программы на базе Web и виртуальные лаборатории в качестве дополнения к читаемым преподавателями института учебным программам.

Ziff-Davis University (ZDU, http://www.zdu.com) предлагает несколько интерактивных курсов по информационным технологиям и сетям, в частности по администрированию систем NetWare, администрированию систем UNIX и оптимизации производительности серверов Web.

Ориентированные на рынок информационных технологий продукты и услуги дистанционного обучения предлагают также компании WBT Systems, New Horizons и Scholars.com (дочерняя компания корпорации CBT Systems).

Производители сетевого аппаратного обеспечения также работают на рынке дистанционного обучения, хотя и в несколько ином ключе. К примеру, IP/TV (http://www.cisco.com/warp/public/732/net_enabled/iptv/) компании Cisco обеспечивает видеообучение по сети, а Cisco Interactive Mentor (CIM, http://www.cisco.com/warp/public/710/) предлагает интерактивное обучение и общедоступный узел Web, где потребители и партнеры могут обмениваться знаниями и опытом по реализации и управлению сетями с оборудованием Cisco.

Система BitRoom Collaboration System (http://www.lucent.com/cedl/) компании Lucent Technologies представляет собой мультимедиа-решение на базе стандартов T.120 и H.323 и предлагает такие возможности, как интерактивная «грифельная доска» и совместное использование приложений, уведомление клиента и воспроизведение выбранного информационного наполнения. Система будет предлагаться Persystant Technologies (недавно созданным подразделением Lucent) и продаваться через Lucent Global Learning Solutions.

ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ

Несмотря на изобилие продуктов и услуг на рынке дистанционного обучения, споры о ценности этого подхода по сравнению с традиционными методами обучения по-прежнему продолжаются.

Одно из очевидных преимуществ дистанционного обучения состоит в том, что оно позволяет студентам осваивать учебный курс каждому в своем темпе. Именно это обстоятельство в 1994 году привело Пола Уилдрика к мысли создать компанию CyberState University. Ему приходилось ежедневно тратить много времени на то, чтобы добираться на работу, а вечером ездить на курсы повышения профессиональной квалификации. «Сначала я ехал в Кремниевую долину, затем возвращался домой и, едва поздоровавшись с семьей, отправлялся на курсы, которые заканчивались в 11 часов вечера, а потом снова ехал домой. И так каждый день, — вспоминает Уилдрик, президент компании CyberState University. — Так долго продолжаться не могло». Уилдрик решил эту проблему так: он создал центр образования и обучения в области ИТ для тех людей, кто просто не в состоянии выкроить в течение дня время на посещение аудиторных занятий на курсах, тем более что территориально они могли располагаться довольно далеко.

Поскольку такой учебный курс предлагается обычно в структурированном виде, например в виде отдельных учебных модулей, обучение с применением современных технологий часто более согласованно и унифицировано, чем традиционное аудиторное обучение. Различные режимы обучения могут использоваться в произвольных комбинациях. К примеру, студенты могут изучать учебник или печатные материалы, обсуждать их с коллегами и задавать вопросы в переговорной комнате, получать видеоролики или графические изображения, сдавать тесты с помощью браузера Web, а затем передавать работы на проверку преподавателю.

Синхронное интерактивное обучение позволяет тут же получить комментарии преподавателя и студентов виртуальной аудитории. Как отметила Кристина Лумсден, менеджер по маркетингу продуктов LearningSpace компании Lotus, последняя версия системы LearningSpace Anytime 3.0 имеет функцию Follow Me, с помощью которой преподаватель может взять на себя управление браузерами студентов и перенаправлять их на другой узел Web.

Программа также дает преподавателю возможность запланировать семинар для нескольких студентов одновременно и узнать, кто из них «присутствует в аудитории» на основании информации о регистрации. Преподаватель может задать студентам вопросы и на основании их ответов составить график прогресса каждого в учебе. «Если я как преподаватель заметил, что кто-то из студентов не ответил на вопрос, то я могу воспользоваться аудиокомпонентом системы и спросить его: «Джим, я заметил, что вы не ответили на вопрос. Нужна ли вам помощь?»

Еще одно достоинство дистанционного обучения состоит в том, что оно позволяет отказаться от командировок служащих компании на курсы в другой город. Это значит, что компании не придется платить за авиабилеты, гостиницу и питание, не нужно оплачивать работу преподавателей, аренду помещения, учебные и вспомогательные материалы. Конечно, потенциальную экономию расходов при дистанционном обучении необходимо сопоставить с затратами на оборудование и материалы, требующиемися для его реализации. Однако эта альтернатива часто может оказаться намного экономичнее, чем традиционный подход, предусматривающий обучение под руководством преподавателя.

Поскольку при дистанционном обучении персоналу не требуется специально ездить в другое место, такое решение помогает также сократить потери рабочего времени сотрудников. В некоторых случаях студенты могут выполнять учебные задания дома, по вечерам, в выходные. Другими словами, они теряют меньше времени в течение рабочей недели.

Как подчеркивает Джереми Коссен, менеджер по маркетингу и связям компании CyberState University, дистанционное обучение также способно помочь, если ваша организация ощущает нехватку времени на образовательные программы. К примеру, как отметил Коссен, «если вам необходимо к концу года иметь 1000 сертифицированных специалистов Microsoft, а офисы вашей компании расположены по всему миру, то обучение можно намного быстрее провести с помощью интерактивных курсов, чем если бы вы стали заставлять сотрудников посещать обычные курсы под руководством преподавателя».

Наконец, дистанционное обучение может помочь компаниям обойти некоторые потенциально неприятные последствия обучения непосредственно на работе. Например, некоторые задачи могут иметь крайне опасные последствия для работающей сети. В подобных случаях намного безопаснее предоставить студенту закрытый «полигон» для экспериментов, чем рисковать сбоем системы.

ЖИВИ И УЧИСЬ

К сожалению, планирование, реализация и поддержка дистанционного обучения могут быть сопряжены с определенными трудностями. Они могут различаться в зависимости от таких факторов, как тип программы, потребности вашей организации, назначение программы и скорость усвоения учебной программы.

Дистанционное обучение может создавать значительную нагрузку на сеть, занимая зачастую и без того скудную пропускную способность. Кроме того, оно может потребовать инвестиций в дорогое аппаратное обеспечение, такое, как звуковые платы, динамики и видеокамеры. Видео- и телеконференции также зачастую требуют высоких затрат. В зависимости от сложности используемых при дистанционном обучении технологий, затраты на их реализацию могут быстро свести на нет всю ту экономию, о которой мы упоминали.

Однако этим технические сложности не исчерпываются. Соединение с Internet может оказаться слишком медленным, а сквозное качество обслуживания — достаточно низким. Кроме того, некоторые программы требуют громоздких подключаемых модулей для реализации аудио- и видеовозможностей.

В зависимости от комбинации используемых средств представления информации, а также числа студентов в аудитории и объема учебного материала, программы дистанционного обучения часто требуют более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. В частности, в случае синхронного режима недостаточно тщательное проектирование и планирование могут вызвать различного рода сложности как у студентов, так и у преподавателей.

Как отмечает Коссен, одно из самых серьезных препятствий, с которым его организации пришлось столкнуться при предоставлении ряда обучающих услуг, в частности при организации интерактивных практических занятий, было связано с доступом через брандмауэр на узле заказчика.

Еще один вопрос связан с индивидуальным стилем обучения. Некоторые люди просто не могут учиться без непосредственного общения в аудитории. В подобных случаях программа дистанционного обучения может затруднить усвоение материала или увеличить срок обучения. Вместе с тем другие студенты, однако, могут добиться больших успехов путем самообразования, бегло просмотрев информацию, с которой уже знакомы, и сосредоточившись на более углубленном изучении нового материала.

Еще одна трудность связана с тем, что некоторым студентам, чтобы добиться успеха, требуется внешнее руководство. По словам Плейта Кларка, менеджера по интерактивному обучению компании Novell, одна из серьезнейших задач состоит в том, как поддержать стремление студента завершить обучение. «В обычной обстановке человеку трудно сидеть, пытаясь не отвлекаться и не прерываться, выкроить время на обучение в течение дня и продираться через очень сложный учебный материал, — считает Кларк. — А бросить это занятие очень просто: при интерактивном обучении вы просто выключаете компьютер и занимаетесь чем-либо другим».

Во многих организациях обучение имеет и политический подтекст. Когда требуется сократить бюджет, первой жертвой становятся расходы на обучение.

Один из вопросов, подогревающих дискуссию об эффективности обучения с помощью современных технологий, — это отсутствие точных способов оценки эффективности традиционных аудиторных занятий, так что надежное сравнение с ними альтернативных методов оказывается по сути невозможным. Этот недостаток параметров для сравнения подчеркивает необходимость разработки методов точной оценки эффективности дистанционного обучения.

«При любой модели обучения с использованием Web крайне важно иметь инструментарий или методологию измерения для оценки эффективности программы и уровня вовлеченности студентов, — считает Марша Кабаков, директор по обучению для партнеров компании Microsoft. — Наличие способа проверить, что студенты достигли поставленной цели, имеет критически важное значение. Самое худшее, что может произойти: слушатель записывается на курсы, но на самом деле их не посещает, а затем получает сертификат об их окончании».

Аарон Осмонд, менеджер по решениям в области обучения с применением современных технологий компании Novell, замечает, что появление более совершенных средств контроля посещаемости студентов помогло убедить большее число организаций принять концепцию интерактивного обучения.

Во врезке «Табель успеваемости дистанционного обучения» Олдрич дает ряд дополнительных замечаний относительно потенциала программ обучения с помощью современных технологий.

ОБУЧЕНИЕ НА ЗАВТРА

Прогноз относительно перспектив дистанционного образования и обучения с помощью современных технологий дать не так уж просто, поскольку их судьба зависит от многих обстоятельств, на часть которых создатели обучающих программ и их потенциальные клиенты никак повлиять не могут. Как уже отмечалось ранее, когда требуется урезать бюджет, часто первыми кандидатами на сокращение становятся образовательные программы. Кроме того, непреодолимым препятствием может оказаться необходимость убедить руководство потратить деньги на дорогое оборудование. Наконец, перспективы распространения дистанционного обучения зависят от таких глобальных факторов, как общее состояние экономики. Сейчас высокий спрос на высококвалифицированных специалистов по ИТ способствует активному развитию рынка обучения, но этот баланс может нарушиться, если ситуация на рынке труда существенно изменится.

Чтобы альтернативные подходы к обучению завоевали популярность, должны сложиться определенные условия. Осмонд считает, что ключом к успеху служит интеграция интерактивного обучения с традиционной средой аудиторных занятий. Вовлечение центров аудиторного обучения, а также школ и университетов в апробацию методик дистанционного обучения является важнейшим фактором распространения альтернативных подходов к обучению.

По мнению Олдрича, консолидация на рынке обучения с применением современных технологий неизбежна. Избыток предложения образовательных услуг ограничивает объем прибыли, которую каждая отдельная компания может получить. Если консолидации не будет, то рост рынка интерактивного обучения практически прекратится.

Олдрич также отмечает, что информационное наполнение должно стать более привлекательным, если интерактивное обучение хочет приобрести широкую популярность. «Необходимо, чтобы материал вас захватывал, — считает он. — Использование известных торговых марок и концепций могло бы заставить людей относиться к нему с большим интересом». По его мнению, применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных курсов.

Важным фактором для предоставления этого более совершенного информационного наполнения является создание технологической инфраструктуры с достаточными для его доставки ресурсами. Организации должны захотеть инвестировать средства в более сложное, ресурсоемкое оборудование и системы для поддержки меняющегося информационного наполнения.

Как мы уже видели, многие из этих тенденций вполне реальны, так что будущее дистанционного обучения выглядит многообещающим. Хотя отрасль по-прежнему будет зависеть от внешних обстоятельств, технология дистанционного обучения наверняка сможет быстро адаптироваться к новым условиям.

Элизабет Кларк — исполнительный редактор Network Magazine. С ней можно связаться по адресу: eclark@mfi.com.

Табель успеваемости дистанционного обучения

Хотя в концепции дистанционного обучения нет ничего нового, усовершенствования в технологиях, на которые оно опирается, крайне усложняют оценку подходов к обучению. Кларк Олдрич, старший аналитик компании Gartner Group (http://www.gartnerweb.com), предлагает некоторые критерии для определения эффективности образовательных программ с применением современных технологий.

Во-первых, определить, насколько студенты удовлетворены учебным курсом, можно просто попросив их дать оценку эффективности программы. Хотя такой метод может показаться субъективным, на самом деле ничто не может заменить непосредственную реакцию. Кроме того, не меньшее значение имеет и выяснение того, в какой мере удалось добиться поставленных целей. К примеру, может ли студент после окончания курса продемонстрировать свое умение на практике?

Еще один важный момент — объем учебного материала, который студенту требуется изучить во внеаудиторное время; другими словами, сколько своего свободного времени придется потратить студентам на изучение курсовых материалов? По словам Олдрича, доля тех, кто осваивает материал таким образом, должна составлять около 30—40%. «Если это не так, скорее всего, ваша система ошибочна», — считает Олдрич.

Еще один важный момент связан с соотношением программ, начатых студентами и фактически ими завершенных. Хорошо, если 60% студентов, которые начали курс, завершат его. Кроме того, важно установить, сколько (в процентном отношении) студентов из всей аудитории решили пройти учебный курс по собственному желанию. По словам Олдрича, в самом лучшем случае эта доля составит 40—50%.


Ресурсы Internet

Lakewood Report on Technology for Learning — ежемесячный бюллетень, посвященный таким темам, как компьютерное обучение и настольные видеоконференции. Более подробную информацию можно найти по адресу: http://www.trainingsupersite.com/publictions/newsletters/TFL/tfl_toc.htm.

Ассоциация United States Distance Learning Association, с сервером http://www.usdla.org, представляет собой некоммерческую организацию, созданную с целью пропаганды разработки и использования дистанционного обучения в образовательных целях.

Information Technology Training Association — это отраслевая ассоциация провайдеров услуг обучения ИТ. Вы можете связаться с этой организацией через сервер http://www.itta.org/whoisitt.htm.

Статью под названием «Сетевое интерактивное обучение с помощью мультимедийных средств» можно найти на узле Web компании Alex Informatique по адресу: http://www.alex.com/e/wpaper.htm.

Masie Center занимается вопросами обучения и технологий. Ее узел Web расположен по адресу: http://www.masie.com.