или обслуживание которых попросту невозможны, если весь ваш технический арсенал состоит из мультиметра, отвертки и закона Ома?

Практика показывает, что небольшие учрежденческие АТС и телефонные сети почти всегда обслуживаются подразделениями, основная задача которых состоит в поддержке локальной сети. Объясняется это просто — основу любого современного устройства составляет компьютер, и «компьютерные» специалисты быстрее осваивают оборудование учрежденческой телефонной связи, чем «классические» телефонисты. Особенно ярко это проявилось в момент появления на российском рынке первых гибридных малых АТС — большинство телефонистов бежали от них, как черт от ладана, а дерзнувшие освоить смежную область компьютерщики получали сумасшедшие зарплаты.

Как это ни парадоксально, но с распространением цифровых технологий в телефонной сети ситуация качнулась в другую сторону — от эксплуатационников потребовались специальные знания, получить которые непросто (российские протоколы по большей части уникальны), и специальное оборудование, которое стоит дорого и требует навыков использования. Компьютер оказался проще для понимания, чем принципы построения цифровой телефонной сети.

Но и тогда, и теперь в штате каждого учреждения, не говоря уже о компаниях, основным направлением деятельности которых является монтаж АТС, были сотрудники, занимающиеся обслуживанием, модернизацией и ремонтом телефонной сети. Эта статья посвящена приборам, с помощью которых они могут выполнять свою работу. Отметим, что инструмент и приборы для обслуживания кабельных систем рассматривались ранее, поэтому ниже речь пойдет в основном о приборах для тестирования и диагностики абонентских и соединительных телефонных линий, проверки абонентских устройств, измерения характеристик выделенных линий и каналов.

Как бы ни развивалась телефонная сеть, в ней всегда найдется место аналоговым системам, особенно на абонентском участке. Самая распространенная задача, которую приходится решать линейному персоналу, — подключение к абонентской линии для проверки абонентского комплекта АТС и кроссировки до абонента. Самый простейший и распространенный прибор, который для этого используется, — тестовая (монтерская) телефонная трубка.

Чаще всего в качестве такой трубки отечественные специалисты используют трубку от обычного аппарата с прикрепленным к ней дисковым номеронабирателем. Такие самодельные «приборы» позволяют лишь проверить наличие сигнала «ответ станции» и выполнить набор номера в импульсном режиме. Применение самоделок стало почти невозможным там, где наряду с аналоговыми используются цифровые системы передачи (ISDN, цифровые системы уплотнения абонентских линий, xDSL). В большинстве случаев сигналы таких систем передаются по тем же кабелям, что и аналоговые сигналы, и случайное подключение к парам, по которым передаются цифровые сигналы, неизбежно приведет к нарушению обмена данными в линии, что равносильно разрыву связи.

Современная тестовая трубка не только позволяет прослушивать линию, принимать и размещать вызовы, но и обеспечивает защиту сигналов в подключаемой линии за счет высокого входного сопротивления и малой входной емкости. Более того, попытка подключиться к линии с цифровыми сигналами индицируется для предотвращения других некорректных действий. Большинство трубок имеет возможность тонального и импульсного набора, память для сохранения последовательностей DTMF при дистанционном управлении тестовым оборудованием. Некоторые модели обладают другими полезными свойствами (громкоговорящая связь, электронная компенсация внешних шумов для работы на улице, ударопрочный корпус и т. п.).

Еще один круг часто встречающихся проблем — диагностика проблем взаимодействия малых АТС с городской телефонной сетью или компьютерно-телефонными системами по аналоговым линиям. Если в простейших случаях эта работа может быть выполнена с помощью тестовой трубки, то при использовании внутриполосной сигнализации DTMF без анализатора абонентской линии не обойтись. Этот прибор может измерять параметры не только абонентского шлейфа, но и регистрового набора (т. е. формируемого номеронабирателем сигнала). Подключенный параллельно к линии, анализатор в реальном масштабе времени производит измерение параметров сигналов (вида линейного или регистрового сигнала, а также его частоты, уровня и длительности) и сохранение протокола измерений в памяти, не влияя на работу взаимодействующих устройств. После окончания измерений результаты могут быть просмотрены. Наиболее удобны для упомянутых работ анализаторы, совмещенные с тестовой телефонной трубкой и мультиметром. Более мощные приборы реализуют также функции АОН и измерение параметров шумов.

Заметим, что самый простой способ подключения приборов к телефонным системам, где используется 50-контактный разъем (RJ-21, или «амфенол» на русском техническом жаргоне), — миниатюрная кросс-панель. Для тестирования абонентских линий на узлах связи используются испытательные пульты. Они позволяют выявить неисправности абонентской линии на станционной и линейной стороне (измерять параметры шлейфа, организовывать питание шлейфа и разговорный тракт без АТС, подавать в линию вызывное напряжение, индицировать набранный абонентом номер и т. п.).

В лабораторных условиях проверка абонентских устройств и отладка компьютерно-телефонных систем выполняется с помощью имитатора абонентской линии АТС. Его основная функция — организация разговорного тракта между двумя абонентскими устройствами с возможностью подачи вызывного напряжения и линейных акустических сигналов.

Еще одна группа приборов предназначена для измерения затухания на выделенных (абонентских) физических линиях, а также двух- и четырехпроводных телефонных каналах. В состав таких приборов входят: генератор с программируемой частотой для подачи эталонного сигнала в линию и измерительное устройство для его оценки. Как правило, рабочий диапазон анализаторов каналов находится в пределах от 20 Гц до 50 кГц. Однако некоторые приборы имеют возможность проведения измерений на частоте 300 кГц, и их можно применять для оценки качества линий при реализации в абонентских сетях технологий xDSL. На рынке представлена широкая гамма таких приборов, но лишь некоторые из них подходят для тестирования каналов в соответствии с утвержденными в России методиками.

Гораздо сложнее ситуация обстоит в случае цифровых линий. Помимо дорогостоящих приборов тут необходимы серьезные знания. Вдобавок к нескольким разновидностям стыков ISDN, у каждого производителя существуют свои варианты гибридной и/или цифровой абонентской телефонной линии. Однако тестовые приборы имеются лишь для ИКМ-потоков на 2 Мбит/с (PDH Е-1) и ISDN-линий. Понятно, что без этих приборов диагностика проблем может осуществляться только с помощью скудных возможностей встроенных средств УАТС и терминальных устройств.

Наибольшее распространение в учрежденческой связи имеет, конечно, ISDN. У тестеров ISDN — множество разновидностей, каждая из которых отличается от остальных, причем порой значительно, набором выполняемых измерений и, соответственно, ценой. Многофункциональность этого вида приборов потрясает воображение — прибор может сопрягаться по S- или U-интерфейсу, выполнять тесты на физическом или канальном уровне, обеспечивать параллельное подключение к каналу или имитацию терминала и/или сетевого окончания, вводить в канал ошибки и обнаруживать их, понимать различное линейное кодирование и протоколы доступа, иметь несколько способов декодирования и представления информации и т. д.

Конечно, развитые средства представления информации и максимальная гибкость нужны только в редких случаях, когда требуется анализ сложных ошибок в сети при отладке сложных приложений. Для большинства же задач обслуживания систем учрежденческой связи подойдет простейший прибор. Поэтому перед приобретением таких приборов вам стоит хорошенько подумать над кругом задач, которые ему придется решать. Например, когда требуется проводить весь комплекс оперативных и долговременных измерений по стандартам G.821 и G.826, то не обойтись без тестера цифрового канала. А уж для контроля ошибок в линейных сигналах цифровых систем (подсчет ошибок и измерение коэффициента ошибок по битам (BER)) вполне подойдет и простейший монитор.

К сожалению, многие из упомянутых приборов стоят достаточно дорого. Поэтому их приобретение экономически целесообразно лишь для крупных операторов и городских узлов связи. Персоналу же небольших узлов связи остается лишь просить их у своих коллег взаймы и ожидать того момента, когда в России, как и во всем мире, появятся фирмы, сдающие такие приборы напрокат.



Игорь Иванцов — менеджер отдела «Инструменты и приборы для монтажа и обслуживания телекоммуникационных систем» компании «СвязьКомплект». С ним можно связаться по тел. (095) 362-7787, по адресам: skomplekt@valtex.net, http://www.skomplekt.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями