Даже после успешного завершения монтажа кабельной системы сетевому администратору вряд ли стоит расслабляться - впереди его ждут задачи, связанные с эксплуатацией и администрированием кабельной системы.

Какие именно? Прежде всего, это распределение ресурсов, в данном случае кабельных линий; планирование сетевой инфраструктуры, частью которой является кабельная система; внесение изменений в кабельную систему и, наконец, поиск неисправностей и их устранение (как известно, от 50% до 80% проблем с сетью связаны с кабельной системой).

Одной из самых частых задач является реализация дополнений, изменений и перемещений (ДИП). В среднем, в каждой сравнительно крупной компании ежегодно 30% служащих пересаживается на новое рабочее место, причем примерная стоимость такого перемещения - 250 долларов (цифры приводятся на основании отчетов с анализом деятельности североамериканских фирм). Для компании со 100 служащими это составит в сумме 30 человек и 7500 долларов. В каждом случае администратору приходится, как правило, производить перекоммутацию оборудования. В результате телекоммуникационные шкафы начинают выглядеть как клубок спутанных проводов. Использование специальных приспособлений для укладки кабелей позволяет сделать внешний вид шкафа более аккуратным, но далеко не всегда это облегчает операции по изменению кабельной системы.

Потерянные кабели могут очень быстро стать проблемой даже для средней компании, где приходится часто производить перемещения, добавления и изменения. В случае зданий с несколькими арендаторами владелец может быть вынужден менять кабельную проводку всего здания каждые три года.

Неиспользуемые магистральные кабели понапрасну занимают место в кабельных каналах. В результате новые кабели вскоре оказывается некуда укладывать, и владелец вынужден зачастую отказываться от установленных телекоммуникационных шкафов и покупать новое дорогостоящее оборудование для решения проблем вместимости. В некоторых случаях единственным выходом из создавшегося положения может стать капитальный ремонт.

Стоимость перемещений, добавлений и изменений невелика по сравнению со стоимостью простоя сети, продолжительность которого составляет от четырех до девяти часов при потерях до 30 000 долларов в час. Однако во многих случаях остановки жизненно важных телефонных или компьютерных систем и вместе с ними всей деятельности компании можно было бы избежать при наличии адекватной документации.

Отраслевые обзоры показывают, что 70% запросов на сервисное обслуживание связано с кабельными проблемами. Более того, при сервисном обслуживании технические специалисты тратят 80% времени на поиск источника проблемы, и только 20% - непосредственно на ее решение. И, наконец, большая часть из этих 80% тратится на поиск связующих кабелей. Ситуация ухудшается, когда соединяющие кабели проходят по нескольким этажам или даже по нескольким зданиям.

Люди редко задумываются о последствиях для их бизнеса краж, природных катаклизмов или антропогенных катастроф. Но такие случаи далеко не редкость. Заблаговременное планирование для уменьшения времени простоя и восстановления потерь невозможно без оперативного получения информации. Руководитель службы автоматизации должен иметь возможность быстро идентифицировать утерянные ресурсы, заменить или перенаправить соединения на другие установки. Кроме того, наличие отчета с детальным описанием утраченного имущества позволило бы ускорить удовлетворение иска к страховой компании для получения необходимых средств на восстановление.

Статистику по сетевой инфраструктуре полезно иметь и при планировании развития. Чтобы знать, куда ты движешься, надо знать, где ты находишься в текущий момент. Добавление только одного соединения в коммуникационном шкафу может "съесть" 30% бюджета службы автоматизации, если при этом нужно проложить новый магистральный кабель.

Отчеты об использовании могут дать текущую картину состояния магистралей, активного оборудования и горизонтальной разводки. Эта информация может затем пригодиться для планирования расширения сети, чтобы "экстренные изменения" не пришлось впоследствии вносить в пожарном порядке с неоправданными затратами.

Планирование финансового бюджета - наиболее трудное время года для руководителя службы автоматизации. Работа по разработке бюджета на услуги и оборудование должна проводиться со всей возможной тщательностью, так как при отсутствии должного обоснования отдел может не получить необходимых ему средств. Графическое представление помесячных и годовых тенденций может послужить сильным аргументом при обосновании потребностей службы автоматизации. Пользу здесь могут принести и дополнительные отчеты о том, какие работы были выполнены за истекший период.

Чем сильнее становится зависимость компании от информационной системы, тем большее внимание требуется уделять вопросам безопасности. Достаточно часто кабельная система может оказаться слабым звеном в системе обеспечения информационной безопасности. Так, если при перемещении сотрудника из одной комнаты в другую телекоммуникационная розетка на старом рабочем месте останется подключенной к сетевому оборудованию, то любой посетитель организации потенциально будет иметь возможность подключиться к сети компании. И даже если сетевой администратор получит сообщение о попытке несанкционированного доступа к информационным ресурсам, в лучшем случае он сможет отследить злоумышленника только до порта сетевого оборудования. Определить, из какой комнаты и с какой розетки осуществляется эта попытка, будет совсем не просто.

Все это говорит о том, что организации необходимо задуматься о стратегии в области управления кабельным хозяйством и всей сетевой инфраструктурой. Двумя основными вопросами, которые должны быть рассмотрены при формировании такой стратегии, являются стандартизация и документация.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ

Использование унифицированного набора компонентов сетевой инфраструктуры и кабельной системы в рамках организации позволит существенно сэкономить на подготовке персонала, уровне складских запасов и времени реакции в аварийных ситуациях. Стандартная кабельная система должна быть дополнена стандартизованной, целостной системой маркировки, легко понимаемой и информативной.

Маркировка немыслима без документации. Точная и полная документация - ключевой момент успешной стратегии. Основным информационным ресурсом, необходимым для решения этих задач, являются данные о кабельной системе, текущих коммутациях и используемых соединениях. Наличие своевременно обновляемой информации критично для успеха административного процесса. Работа с кабельной системой без документации, в общем-то, возможна, но не более занимательна, чем плавание корабля в незнакомых водах без намеченного маршрута или с устаревшей картой. Информация может храниться в бумажном виде или в компьютерной системе, но в любом случае она организуется в соответствии с информационной моделью сетевой инфраструктуры. Требования к составу информации описаны в "Административном стандарте для телекоммуникационных инфраструктур коммерческих зданий" - EIA/TIA 606. Этот стандарт предлагает относительно полную общую информационную схему для администрирования кабельной инфраструктуры. Предлагаемая обобщенная схема не зависит от используемых приложений. Стандарт охватывает телекоммуникационные помещения, кабельные каналы, системы заземления, кабели и другое пассивное оборудование, но не затрагивает вопросы администрирования оборудования конечных пользователей, а также активного оборудования, такого, как концентраторы, контроллеры, мультиплексоры и т. д.

Для каждого типа элементов инфраструктуры стандарт определяет требуемые идентификаторы, атрибуты и связи. Идентификатор и соответствующие ему атрибуты называются записью. Список записей для конкретного типа элементов составляет таблицу. Связь представляет собой уникальное отношение между двумя компонентами. Идентификаторы и атрибуты должны следовать принятой терминологии (соглашению по именованию). Длины и форматы записей стандартом не оговариваются. Представление о требуемой стандартом информации дает таблица элементов кабельной инфраструктуры.

Как правило, требуемая для управления кабельной системой информация находится в разнородных документах:

  • поэтажные планы могут быть составлены в какой-либо системе автоматизированного проектирования, например в AutoCAD, и доступны только соответственно подготовленным инженерам;
  • информация о сетевом оборудовании, как об имуществе, хранится в какой-либо базе данных системы управления имуществом;
  • информация о соединениях, скорее всего, записана на каких-либо листках бумаги или занесена в электронные таблицы типа MS Excel, а возможно, вообще находится только в головах обслуживающего персонала.

Фактически такая информация недоступна, и одним из первых шагов по реализации стратегии управления является сбор данных об объекте управления с подготовкой документации.

Проще всего это сделать, когда ваша организация переезжает на новое место. В этот момент кабельную систему и сетевое оборудование документировать не составит особого труда. Требуемый формат документации можно указать в договоре на монтаж кабельной системы. Однако и здесь не обходится без проблем. Не всегда документация оказывается готовой к моменту начала эксплуатации. В этом случае в течение некоторого периода времени вносимые в сетевую инфраструктуру изменения не фиксируются в документации, в результате чего содержание документации перестает соответствовать реальному состоянию кабельной системы.

К сожалению, такой удобный случай для приведения документации в порядок представляется не всегда, поэтому обследовать и подготавливать документацию на сетевую инфраструктуру приходится параллельно с повседневной эксплуатацией сети и обычной работой обслуживающего персонала. При этом приемлемы оба метода: разовый и пошаговый. При разовом методе специальная команда производит обследование всего здания и заносит всю информацию в базу данных для получения полной картины. Менее агрессивный, пошаговый, метод предполагает поэтажное обследование и документирование системы с выявлением используемых соединений и устранением избыточных связей. Выполняя такую работу, этаж за этажом, организация может достаточно быстро вернуть утерянный контроль над кабельной системой, закончив обследование вертикальной разводкой и коммуникационными шкафами.

ТИПЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Все системы управления сетевой инфраструктурой можно разбить на три группы: традиционные "бумажные системы", компьютеризованные системы с использованием стандартных программных средств и системы на базе специализированного программного обеспечения.

Бумажные системы далеки от идеала, поскольку они наиболее чувствительны к человеческим ошибкам и не предусматривают каких-либо встроенных методов проверки вводимой информации на непротиворечивость и целостность. В результате постепенно документация перестает отражать реальное положение дел. Кроме того, со временем и сама бумага разрушается и должна обновляться. Простота "бумажной системы" зависит от системы маркировки, причем последняя должна быть достаточно развитой, чтобы каждый элемент кабельной трассы был полностью и однозначно идентифицируем.

Информация о кабельных системах часто хранится в электронных таблицах. Но такое решение немногим лучше систем бумажной документации. Оно не обеспечивает полноценный контроль вводимой информации и не позволяет пересмотреть и упростить систему маркировки.

Первые специализированные системы появились в 1987 году. Ранние системы были двух типов: приложения на основе баз данных и приложения на основе систем автоматизированного проектирования. Большинство сегодняшних систем относится к первому типу. Дело в том, что системы на основе баз данных оказываются проще, быстрее, гибче, и их легче интегрировать с другими системами, например с системами учета имущества или системами управления сетью.

ДОСТУПНЫЕ НА РЫНКЕ РЕШЕНИЯ

В настоящее время на рынке представлено несколько компьютерных систем управления кабельным хозяйством, например Crimp for Windows от Cablesoft Inc. (в России она распространяется компанией Microtest под названием MT Crimp), Cable System Manager от Unilogix Technologies, EXAN от Exan Technologies, UltiCAM от Total Wire Software Company, iMAP от Ycinc и др. Все эти продукты обеспечивают хранение необходимой информации, подготовку ряда отчетов, работу с заказами на изменения.

Несмотря на некоторые общие характеристики, каждая система имеет свою структуру записей, таблиц и функций. Допустимые типы кабелей, оконечных разъемов и сетевых устройств определяются на ранних стадиях настройки системы в так называемой библиотеке или каталоге элементов. Некоторые системы имеют уже готовые библиотеки, но допускают некоторую модификацию, другие позволяют определять почти произвольные типы объектов. Наличие библиотеки типов - необходимое условие ввода информации о конкретных элементах кабельной системы.

Системы отличаются также отношениями между элементами, в частности тем:

  • какие элементы могут быть связаны между собой;
  • как образуются и именуются точки соединения;
  • допустимо ли соединение типа "один-ко-многим" в устройстве или между устройствами;
  • как обрабатываются группы соединений.

В одних системах заранее определено, как могут соединяться элементы разных классов, в других - эти правила задает пользователь, а в третьих - таких правил нет вовсе. Например, в одних системах кабель с неэкранированными витыми парами может рассматриваться как единый кабель, а в других - как набор из четырех пар.

Разумеется, каждая система использует свои форматы экранов, запросов, фильтров, а также правила проверки непротиворечивости вводимой информации.

Многие системы имеют графический или САПР-подобный интерфейс. И здесь подходы различны:

  • простой показ образа элемента;
  • создание простых векторных рисунков, может быть с использованием пиктограмм;
  • обязательное создание графического символа для каждого элемента базы данных и использование графического интерфейса в качестве основного.

Для того чтобы читатель мог более полно представить себе возможности таких систем, рассмотрим некоторые из них более подробно. Начнем с системы Crimp for Windows фирмы Cablesoft.

Все объекты в этой системе разделены на три категории: местоположение, оборудование и каналы связи. Объекты первой категории служат для группирования объектов двух других категорий. Это, например, здание, этаж, комната и т. п. Примерами оборудования могут служить офисная АТС, порты концентратора или розетка, а примерами каналов связи - кабель горизонтальной разводки, шнур переключения или радиоканал. В системе Crimp отношения между объектами могут задаваться двумя способами: в форме иерархии вложенности (здание имеет несколько этажей, на этаже находятся несколько комнат, панель переключений содержит несколько портов и т. п.) и как отношение соединения (когда оборудование соединяется с одним из концов канала связи). В общем случае, одно и то же оборудование может быть подключено к нескольким каналам связи, но канал связи имеет только два конца, каждый из которых может быть соединен только с одним объектом. Цепочка соединений, например от телефона до АТС, образует трассу.

Объекты в системе разделены на типы. Все объекты данного типа имеют один и тот же набор параметров. Множество определений типов объектов образует поставляемую вместе с системой библиотеку, но в некоторых вариантах поставки программа позволяет пополнять библиотеку. Иными словами, пользователь может определить новый тип объекта в рамках любой из категорий, задать набор параметров объектов нового типа, их представление в виде экранной формы, а также место новых объектов в общей иерархии (в объекты каких типов может входить объект нового типа и какие объекты могут входить в него).



Рисунок 1. Иерархическое представление объектов в системе Crimp for Windows.


Рисунок 2. Пример представления трассы в системе Crimp for Windows.


Рисунок 4. Представление кабелей, соединяющих объекты.

Иерархические виды отображаются в Windows Explorer-подобном окне навигатора (см. Рисунок 1), где видно, как соподчинены объекты сетевой инфраструктуры. Соединения любого объекта можно просмотреть, открыв соответствующее окно. Пример трассы от порта АТС к телефону приводится на Рисунке 2. При таком представлении, какие порты входят в трассу, понять очень непросто. Однако система позволяет перейти на более высокий уровень иерархии и увидеть, какие объекты содержат данные порты. Поднявшись, таким образом, на один уровень (см. Рисунок 3),



Рисунок 3. Переход к объектам более высокого уровня в окне трассировки.
мы видим, что два порта - это порты панели переключений, а третий - порт розетки. В этом же окне (см. Рисунок 4) мы можем видеть не только оборудование, входящее в трассу, но и каналы связи, используемые для соединения оборудования. При необходимости вы можете без труда узнать параметры любого из объектов.

Система допускает импорт графических файлов, например с поэтажными планами зданий, и привязку объектов к таким планам (см. Рисунок 5). В результате вы в любой момент можете узнать, где на поэтажном плане расположен конкретный объект. Если объект не был привязан к плану, то система покажет ближайший к нему объект, привязанный к плану и составляющий с данным объектом одну и ту же трассу. Кроме того, один или несколько объектов можно отметить на графической схеме и проделать с ними те или иные действия, в частности просмотреть их параметры и т. д.



Рисунок 5. Использование поэтажных планов в системе Crimp for Windows.

Для поиска и выборки объектов имеются достаточно развитые средства. Объекты можно выбрать на основании ограничений на тот или иной их параметр. Кроме того, поиск можно ограничить каким-то конкретным типом объектов или какой-то областью иерархии. В более сложных случаях используются фильтры. Фильтр - это набор правил для сужения области поиска объектов. Множество полезных фильтров поставляется вместе с системой, но пользователь имеет возможность определять и сохранять свои собственные фильтры.

Более мощным и более гибким средством поиска информации в базе данных системы являются отчеты. Как и при поиске, отбор информации для отчета производится с помощью фильтров, но отчет может содержать информацию о разных типах объектов и их связях. Поэтому для генерации отчета пользователь должен не только ввести параметры объектов, но и указать связи между ними. Эти связи характеризуются с помощью так называемого системного параметра, т. е. параметра, значение которого не вводится пользователем, а вычисляется системой на основании информации о связях. Например, системным параметром порта розетки является количество соединений, в которых он участвует. Если порт свободен, то такое соединение только одно - с горизонтальным кабелем, иначе их уже два - еще и со шнуром переключений. К сожалению, средства определения отчетов в Crimp вряд ли можно охарактеризовать как простые для использования.

В систему Crimp for Windows включены также и средства для отслеживания изменений в кабельной системе и управления работами. Работы могут быть организованы двумя способами. При первом способе пользователь вносит планируемые изменения в базу данных и помечает их как отложенные. Затем он составляет отчет с этими изменениями и передает их исполнителю. После завершения работ соответствующие пометки в базе данных удаляются. При втором способе пользователь помечает некоторые объекты в базу данных, дополнительно вводя для исполнителя пояснения о необходимых операциях.



Рисунок 6. Иерархическое и графическое представление данных в CSM for Windows.
Изменения вносятся в базу данных, когда получено подтверждение о завершении работ.

Таким образом, помимо прочего, база данных хранит информацию о таком объекте, как задание: дата составления, дата завершения работ, приоритет, место выполнения и т. п. На время выполнения задания соответствующие объекты базы данных помечаются идентификатором задания. Инструкции для исполнителя составляются вручную.

Несмотря на достаточно мощные средства описания кабельной системы, Crimp for Windows не позволяет учитывать ситуации, когда, например, четыре пары обычного кабеля UTP используются по отдельности. Этого недостатка лишена система Cabling System Manager (CSM) фирмы Unilogix Technologies. Она так же, как и предыдущая, опирается на иерархическое представление информации (см. Рисунок 6), но классификация объектов в этой системе достаточно неординарна. Например, телефоны и компьютеры относятся к тому же типу, что и розетки.



Рисунок 7. Представление кабеля с витыми парами в CSM for Windows.

Как и Crimp for Windows, система CSM имеет средства импорта поэтажных планов и привязки к ним объектов, но при этом она обладает меньшими возможностями, чем Crimp. Получаемая статистика ограничена предопределенными типами отчетов, т. е. у пользователя нет возможности составить свой особенный отчет, как в Crimp. Однако, как уже упоминалось, у CSM имеется возможность рассматривать любой кабель как совокупность пар проводов и отслеживать все соединения с точностью до пары (см. Рисунок 7 - каждый квадрат соответствует одной паре), с указанием состояния пары, т. е. в какую сеть она входит и для какого приложения используется. Кроме того, CSM имеет ряд интересных механизмов, облегчающих работу с системой.

Все действия в CSM могут быть автоматизированы с помощью макрокоманд. Макрокоманда выполняется по запросу и определяется как последовательность действий или команд. Любые инициируемые нажатием клавиш или щелчком мыши команды или действия CSM могут включаться в макрокоманду.



Рисунок 8. Основное окно системы "ИнфраМенеджер".

Функция Auto-Route позволяет CSM автоматически находить оптимальный путь между двумя точками. Она используется для описания коммутаций, выполняемых с помощью шнуров переключения. Пользователю требуется задать два конца, которые нужно соединить между собой, например порт розетки и порт АТС, а также комбинацию критериев, в соответствии с которыми следует произвести оптимизацию способа соединения: общая длина, количество точек коммутации и т. п. Все остальное выполняется автоматически.

По-видимому, единственной пока системой, разработанной российской компанией, остается продукт компании "СофтИнтегро". Система под названием "ИнфраМенеджер" поставляется как часть документации структурированной кабельной системы. На момент поставки она, как правило, уже содержит информацию о структуре кабельной системы, размещении коммутационных шкафов и розеток, результаты тестирования кабельных линий (см. Рисунок 8). Сетевой администратор имеет возможность ввести информацию об имеющемся сетевом оборудовании, о пользователях сети и их подключениях, т. е. информацию о том, какие линии и кем используются.



Рисунок 9. Импорт описания пользователей в системе "ИнфраМенеджер".
В отличие от предыдущих систем, в "ИнфраМенеджер" гораздо большее внимание уделено активному оборудованию. Так, она позволяет избежать возникновения ситуаций, когда, например, ATM-порт одного устройства пытаются подключить к Ethernet-порту другого устройства. Кроме того, система частично интегрирована с каталогами: Novell Directory Services, LDAP, MS Active Directories (когда он будет доступен). Система позволяет импортировать сведения о пользователях из справочника, а также синхронизировать списки пользователей (см. Рисунок 9).

Все изменения в соединениях в системе соотносятся с тем или иным заданием (нарядом на работу) (см. Рисунок 10), и только после его выполнения эти изменения фиксируются в базе данных.

В любой момент администратор имеет возможность получить информацию по следующим запросам.

  • Есть ли свободные линии в комнате № 13?
  • К какому порту какого концентратора подключен пользователь ХХХ?
  • Кого затронет отключение устройства YYY?
  • Какие порты устройства ZZZ свободны?



Рисунок 10. Пример сформированного системой "ИнфраМенеджер" задания на выполнение работ.

Кроме того, благодаря возможности экспорта информации, пользователь системы может написать свои запросы и рассматривать накопленную информацию в требуемом контексте.

Если предыдущие системы позволяют управлять сетевой инфраструктурой вне зависимости от производителя компонентов, то система Cabling Management Software, входящая в состав Alcatel Cabling Systems, предназначена для проектирования и управления кабельными системами, производится фирмой Alcatel. Библиотека типов объектов поставляется фирмой, и пользователь не имеет возможности ее пополнять.

Сама система состоит из двух основных компонентов, ориентированных на различных пользователей: модуля проектирования и модуля администрирования. Первый предназначен инженерам, занимающимся проектированием и установкой кабельных систем Alcatel, а второй - конечным пользователям кабельной системы.



Рисунок 11. Поэтажный план в системе Alcatel CMS с указанием размещения розеток и путей прокладки кабеля.

Благодаря особому вниманию к процессу проектирования, проявленному разработчиками CMS, система не просто дает возможность импортировать поэтажные планы и привязывать к ним розетки и центры коммутации, она не только позволяет указать пути прокладки кабеля (см. Рисунок 11), но и помогает определить протяженность кабелей. Вообще, система позволяет составить полный список компонентов кабельной системы и вычислить ее стоимость, если будут загружены актуальные цены компонентов.

Основной операцией, которую приходится выполнять администраторам кабельной системы, является коммутация (см. Рисунок 12). Результаты действий по коммутации могут быть представлены в виде достаточно наглядных схем (см. Рисунок 13). Кабельная система не имеет средств иерархического представления всех объектов, вместо этого она представляется на нескольких уровнях.



Рисунок 12. Окно выполнения коммутации в Alcatel CMS.


Рисунок 13. Представление схемы соединений компонентов кабельной системы в Alcatel CMS.
Самый верхний уровень составляют одно или несколько зданий со схематичным изображением этажей, с распределением пунктов коммутации по зданиям и этажам, а также со схемами вертикальной разводки. Следующий уровень образуют поэтажные планы. Схемы заполнения коммутационных шкафов даются отдельно. Перечень отчетов, которые могут быть получены в данной системе, впечатляет, но он фиксирован: средства определения отчетов в систему не включены.

Несколько особняком по своим возможностям стоит система PatchView фирмы RiT Technologies. Дело в том, что, благодаря использованию дополнительного оборудования и специфических возможностей поставляемых этой же компанией коммутационных панелей, эта система позволяет в оперативном режиме отслеживать соединения, а также оповещать администратора об изменениях по протоколу SNMP. Для работы этой системы требуется три компонента (см. Рисунок 14):

  • коммутационные панели из семейства SMART компании RiT. Они полностью соответствуют Категории 5, но имеют дополнительные пассивные компоненты;
  • PatchView Scanner - электронное устройство, монтируемое в том же шкафу, что и коммутационные панели, и осуществляющее сбор информации о текущих соединениях; сканер подключается к коммутационным панелям и передает собранную информацию по протоколу SNMP;
  • станция управления, где установлен программный пакет, работающий в среде Microsoft Windows и использующий возможности таких платформ SNMP-управления, как HP OpenView или Castle Rock SNMPc.



Рисунок 14. Схема соединения компонентов системы RiT PatchView.

Таким образом, данная система может без участия человека определить, какие порты каких панелей соединены, а также обнаружить разрыв соединения и проинформировать администратора об этом. Кроме того, система по заранее сформулированному заданию на изменение конфигурации с помощью расположенных на панелях светодиодных индикаторов может указать, какие соединения следует разорвать, а какие - создать.

СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ И ЭКОНОМИЯ СРЕДСТВ

Немаловажным является вопрос стоимости реализации управления сетевой инфраструктурой. Конечно, его не стоит рассматривать изолированно. Стоимость альтернатив следует сравнить между собой и проанализировать с точки зрения временных затрат. Наиболее показательно сравнение потерь в случае непринятия никаких мер с расходами на принятие хотя бы минимальных мер. Размер убытков в первом случае потенциально может быть просто огромен. Имеются примеры, когда организациям приходилось менять офис из-за того, что их кабельная система настолько выходила из-под контроля, что нельзя было найти никаких концов. Затраты в этом случае включают не только стоимость переезда, но и потери из-за перерыва в работе, изменения адреса, телефонов и т. п.

Потенциально грамотное управление сетевой инфраструктурой позволяет получить экономию за счет следующих факторов.

  • Сокращение времени на производство дополнений, изменений и перемещений. Экономия времени на эти действия и минимизация их влияния на деятельность компании достигается за счет правильного документирования. Наличие актуальной информации упрощает планирование таких действий и их своевременное выполнение.
  • Сокращение времени простоя. Минимизация времени простоя напрямую связана с быстротой идентификации и устранения неисправности. Финансовые затраты, связанные с простоем, могут быть весьма и весьма значительными.
  • Увеличение срока службы кабельной системы. Чем дольше кабельная система используется, тем меньше ежегодные амортизационные отчисления. Правильное управление и документирование позволяют полнее использовать имеющиеся возможности кабельной системы и сетевого оборудования, снижая потребность в дополнительных закупках.
  • Снижение требований к уровню подготовки персонала. Стандартные процедуры, методы маркировки и документирования позволяют сотрудникам соответствующих служб быстрее научиться интерпретировать полученную информацию. Поэтому многие виды работ могут быть поручены менее квалифицированным работникам.

Современные сетевые инфраструктуры требуют применения современных методов управления ими, если вы хотите получить полноценную отдачу от вложенных средств. Использование таких методов становится возможным благодаря появлению специализированного программного обеспечения, ориентированного на задачи управления и документирования сетевых инфраструктур. Экономия, обеспечиваемая такими программными системами, вполне оправдывает их стоимость. Внедрившие их организации получают преимущества за счет снижения стоимости обслуживания сетевых инфраструктур и улучшения качества сервиса, предоставляемого конечным пользователям. Поэтому вопрос "почему я должен об этом беспокоиться?" постепенно сменяется вопросом "какую систему мне имеет смысл использовать?".

Василий Четвериков - директор компании "СофтИнтегро". С ним можно связаться по тел.: (095) 273-4237, или по адресу: vchet@softintegro.ru.


Таблица элементов кабельной инфраструктуры
 ЗаписьТребуемая информацияТребуемые связи
Каналы и помещенияКаналыИдентификаторКабельные записи
ТипЗаписи помещений
ЗаполнениеЗаписи каналов
УкладкаЗаписи заземления
ПомещенияИдентификаторКабельные записи
ТипЗаписи каналов
Записи заземления 
ПроводкаКабельИдентификаторЗаписи мест окончания
ТипЗаписи сращивания
Количество неоконцованных пар/проводниковЗаписи каналов
Количество оборванных пар/проводниковЗаписи заземления
Количество доступных пар/проводников 
Оконечное оборудованиеИдентификаторЗаписи мест окончания
ТипЗаписи помещений
Номера неисправных позицийЗаписи заземления
Место окончанияИдентификаторЗаписи мест окончания (других)
ТипЗаписи помещений
Код пользователяЗаписи оконечного оборудования
Кабельная параКабельные записи
Сращивание (splice)ИдентификаторКабельные записи
ТипЗаписи помещений
ЗаземлениеГлавная шина телекоммуникационного заземления (TMGB)ИдентификаторЗаписи соединительных проводников
Тип шиныЗаписи помещений
Идентификатор заземляющего проводника 
Сопротивление до земли 
Дата последнего измерения 
Соединительный проводникИдентификаторЗаписи шин заземления
ТипЗаписи каналов
Идентификатор шины 
Шина телекоммуникационного

заземления (TGB)
ИдентификаторЗаписи соединительных проводников
ТипЗаписи помещений

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями