Хотя не существует двух одинаковых сетей Intranet, все они имеют некоторые общие черты. В этой статье мы поговорим об инфраструктуре Intranet.

Если вам не пришлось весь прошлый год провести, скажем, на Плутоне, то вы, скорее всего, слышали о повальном увлечении Intranet. Фактически мы стали свидетелями появления новой "подотрасли", тем более что продуктов и служб для Intranet создается все больше и больше. Хотя термин "Intranet" появился относительно недавно, он стремительно вошел в лексикон, в отличие от слова "Internet", к которому компьютерное сообщество привыкало намного медленнее. Такое впечатление, что у компаний нет более неотложных дел, чем организация Intranet. Но соответствуют ли в действительности сети Intranet распространенному представлению о них?

Хотя Intranet может показаться еще одной причудой среди множества современных технологий, во многих организациях считают, что создание такого рода сети позволит им значительно увеличить производительность и удовлетворить требования своих сотрудников. Сеть Intranet способна обеспечить оперативную доставку информации, поддерживать внутрикорпоративные коммуникации и даже предоставить доступ к центральной базе данных с настольных систем пользователей вне зависимости от компьютерной платформы или типа используемой сети. Помимо обеспечения внутренних коммуникаций Intranet дает возможность организовать взаимодействие с удаленными пользователями и мобильными сотрудниками, помогая поддерживать контакт с центральным офисом компании и ее филиалами.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

В сетевой отрасли термину "Intranet" даются самые разные определения, и это вызывает неизбежную путаницу среди потенциальных потребителей. В узком смысле слова, Intranet — это внутрикорпоративный инструментарий для обмена информацией на базе таких стандартных технологий Internet, как серверы Web, TCP/IP и HTML. Благодаря этим компонентам компания может функционировать как единая группа, совместно использовать информацию и повысить производительность труда.

Хотя к некоторым Intranet приведенное определение вполне подходит, основная масса сетей подпадает под более общее определение. В более широком смысле этот термин служит для описания сетей, где имеющаяся система электронной почты применяется для пересылки информации, где бюллетени размещаются на регистрационных экранах мэйнфреймов или где доставка информации осуществляется с помощью какой-либо иной клиент-серверной системы базы данных. Большинство развертываемых сейчас Intranet базируются на технологии Internet. На сегодняшнем рынке программное обеспечение как клиентов Web, так и серверов Web можно найти почти для любой компьютерной платформы. Это программное обеспечение стоит обычно недорого, а иногда предлагается даже бесплатно.

Cтандартизованная среда Internet позволяет взаимодействовать между собой различным инструментальным средствам и обеспечивает простой и удобный доступ к корпоративным ресурсам, таким, как базы данных, с помощью сценариев CGI, написать которые не представляет особого труда.

Объединяя эти средства с легким для изучения языком разметки гипертекста HTML и графическими вставками, настраиваемую среду Intranet можно создать всего за несколько недель.

Поскольку в большинстве существующих сетей используются те или иные протоколы из стека TCP/IP, с Intranet могут работать все сотрудники компании. Более того, применение уже реализованных технологий позволяет компаниям избежать значительных капиталовложений в аппаратное обеспечение и кабельную систему. К примеру, чтобы сотрудник имел возможность получать корпоративную информацию непосредственно на своей настольной системе, все, что нужно сделать, — это добавить клиентские драйверы для TCP/IP, браузеров Web и других инструментальных средств Internet.

Intranet может и не иметь прямого соединения с Internet. В некоторых случаях канал доступа к Internet доставляет лишние проблемы, особенно когда приходится работать с конфиденциальной информацией. В большинстве случаев, однако, соединение с Internet увеличивает ценность Intranet, поскольку оно открывает доступ к ресурсам Internet непосредственно с Web-страниц Intranet.

НЕБОЛЬШАЯ INTRANET

Компоненты Intranet различаются почти столь же существенно, как и организации, их использующие. Во многих случаях сеть Intranet оказывается побочным детищем других проектов, причем она развивается снизу вверх, а не сверху вниз. Зачастую отдельный сотрудник или подразделение осознают необходимость в простом распространении информации в пределах организации и для достижения этой цели разрабатывает свою собственную систему. Обычно средств на этот проект не выделяется, более того, он даже не признается официально. Такого рода системы создаются на базе уже имеющегося оборудования и недорогого программного обеспечения (см. Рисунок 1).

Что касается аппаратного обеспечения, то в любой компании вы наверняка найдете работающий с неполной нагрузкой или вовсе не используемый компьютер, пусть и с недостаточно мощным процессором. Это может быть компьютер общего пользования, который занят всего пару часов в день. Подобного компьютера — даже если он не является выделенным — вполне достаточно, особенно на первых этапах становления Intranet.

В некоторых случаях это может оказаться единственно возможным решением. К счастью, серверам Web не требуется мощных вычислительных ресурсов, так что такой вариант может оказаться вполне работоспособным, по крайней мере до того момента, когда Intranet значительно вырастет в размерах или трафик станет чересчур интенсивным. Тем не менее чем меньше других задач будет выполнять компьютер, где установлен сервер Web, тем стабильнее окажется Intranet.

Приобретать дорогое коммерческое программное обеспечение сервера Web нет необходимости, особенно когда сеть только начинает создаваться. В Internet вы можете без труда найти вполне приемлемые бесплатные и условно-бесплатные серверы Web. Это программное обеспечение имеется для большинства аппаратных платформ и сетевых операционных систем, в том числе для Windows 95, Windows NT, Macintosh и UNIX.

Небольшие сети часто служат только для доступа с пользовательских ПК к единственному небольшому серверу файлов и печати или главному компьютеру. Если сеть может работать по протоколам TCP/IP, то никаких дополнительных затрат на прокладку кабеля, сетевые платы или другое оборудование, которое используется в сети, не потребуется. Даже относительно медленные сети, такие, как Arcnet и AppleTalk, способны поддерживать Intranet, но, естественно, сеть Ethernet на 10 Мбит/с или Token Ring — более привлекательная альтернатива.

Ставшая в последнее время широко доступной вследствие роста популярности Intranet поддержка TCP/IP решает еще одну проблему построения Intranet. Все, что потребуется для предоставления доступа к Web-серверу Intranet, — назначить внутренние IP-адреса и ввести в операционную систему необходимую информацию о различных устройствах, таких, как серверы имен, маршрутизаторы и почтовые серверы.

Хотя электронная почта может в известном смысле заменить собой Intranet на основе Web, тем не менее она остается важным компонентом этой структуры. Многие организации имеют такие внутренние системы обмена электронной почтой, как Lotus cc:Mail, QuickMail компании CE Software или Microsoft Exchange. Все эти инструментальные средства сами по себе достаточно полезны, но их трудно интегрировать с Intranet. Если в вашей организации пока нет электронной почты, то мы советовали бы в первую очередь обратить внимание на бесплатные или условно-бесплатные программные пакеты почтового сервера SMTP. Среди таких пакетов sendmail, имеющаяся во всех системах на базе UNIX, MailShare для Macintosh и Pegasus Mail для платформы Windows.

СЕТИ СРЕДНЕГО РАЗМЕРА

На создание более сложной сети Intranet требуется чуть больше средств, чем для вышеописанного варианта. Конфигурация такого типа служит лучшим подтверждением жизненности концепции более крупной, более надежной и более дорогой Intranet. Одно из отличий конфигурации среднего размера от сети Intranet младшего класса — это использование выделенного сервера Web.

Благодаря применению выделенного сервера Intranet становится значительно более доступной, и при этом она избавляется от проблем, характерных для Intranet на базе настольного ПК. Выделенный сервер быстрее, и он не "исчезнет", если невыделенный компьютер придется перезагрузить.

Выделенный сервер может также функционировать одновременно как сервер Web и как сервер электронной почты. Общепринятой практикой является объединение различных функций Internet/Intranet в одной системе, если компьютер имеет достаточно ресурсов для их поддержки. Кроме того, сервер Web можно установить на компьютере, уже выполняющем другие функции, например на таком, как файловый сервер NetWare или Windows NT Advanced Server. При наличии достаточной вычислительной мощности файловый сервер способен справиться с выполнением и других серверных функций.

Системы такого типа обеспечивают дополнительные преимущества за счет стабильности электрического питания, регулярного создания резервных копий и мониторинга системы. Компьютер необязательно должен быть файловым сервером. Если система имеет избыточную вычислительную мощь, то она может использоваться еще и в качестве сервера Web по крайней мере до тех пор, пока вы не окажетесь в состоянии поставить для этого отдельный компьютер.

Если позволяет бюджет, коммерческое программное обеспечение сервера Web не будет лишним. И Netscape, и Microsoft выпускают подобные продукты, а также другое программное обеспечение для Internet/Intranet. С момента своего появления Notes компании Lotus предлагается как решение для корпоративной сети в крупной компании. Хотя эта система и не базируется на инструментарии Internet, новый интерфейс Domino интегрирует Notes с браузерами Web. С другой стороны, GroupWise компании Novell, для которого инструментарий Internet также не является базовым, представляет собой прежде всего приложение коллективной работы, хотя и может выполнять некоторые функции Intranet. Эти коммерческие предложения имеют мощные средства обновления, регулярные модернизации и техническую поддержку, отсутствующую в условно-бесплатных и бесплатных пакетах.

Данная модель организации Intranet может быть дополнена за счет включения почтового сервера SMTP. Почтовые серверы SMTP легко интегрируются в Intranet на основе Web, позволяют передавать данные во внешние по отношению к компании системы и открывают удаленным пользователям доступ в Intranet.

ВСЕ НАВЕРХ!

Хотя реализация сети Intranet старшего класса возможна, по всей видимости, лишь при условии серьезного финансирования, эту модель можно назвать идеальной для крупных организаций (см. Рисунок 2). В конфигурации такого типа выделенный сервер Web, работающий на максимально возможной скорости, способен поддерживать Intranet доступной круглосуточно. Этот сервер должен быть аналогичен другим, уже действующим в сети компании. Обычно выделенный сервер Web старшего класса представляет собой систему с процессором Pentium с тактовой частотой от 100 до 166 МГц. Системы такого типа могут одновременно обслуживать больше пользователей, чем более медленные системы, и они эффективнее при работе со сложными типами данных, такими, как апплеты Java, видеоклипы QuickTime компании Apple и поисковые механизмы для баз данных.

Сеть Intranet старшего класса обычно имеет канал доступа в Internet и, зачастую, коммерческое программное обеспечение сервера Web. Она, как правило, содержит выделенный почтовый сервер на базе SMTP и обеспечивает встроенную клиентскую поддержку протоколов TCP/IP. Соединения с Internet могут быть самыми разными, от каналов ISDN на 128 Кбит/с до frame relay и каналов T-1 на 1,5 Мбит/с.

При использовании небольших баз данных их ядро может работать как непосредственно на сервере Web, так и на выделенном компьютере. Где лучше разместить ядро базы данных, будет зависеть от типа ядра и частоты обращений к нему. База данных может стать основой любых служб Intranet, где нужны поиск и генерация отчетов.

Еще одна возможность — это удаленный доступ. Он может быть организован по телефонным линиям через брандмауэр в такой конфигурации, чтобы наделенные соответствующими полномочиями пользователи могли из Internet получить защищенный доступ в Intranet. Конкретная стратегия удаленного доступа определяется не только применяемыми технологиями, но и корпоративной культурой вашей компании.

Самое замечательное в Intranet — возможность сначала создать небольшую сеть, а затем наращивать ее по мере необходимости. Intranet, реализованная с помощью настольного ПК, который обслуживает от 10 до 20 пользователей, может быть преобразована в работающую круглосуточно специализированную систему, которая в состоянии обслуживать тысячи пользователей. Кроме того, Intranet — одна из немногих корпоративных компьютерных систем, которую не нужно покупать сразу полностью.

ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ INTRANET

Приложений для Intranet достаточно много, а то, как вы будете их использовать, зависит от потребностей и творческого подхода сотрудников вашей организации. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные задачи, решаемые Intranet, и некоторые из преимуществ, которые она может дать.

Очень часто Intranet используют в качестве платформы для корпоративных телефонных каталогов. Издание телефонного каталога, впрочем, как и бюллетеня новостей, может стоить довольно дорого, особенно с увеличением размера компании. Размещение телефонного каталога в Intranet позволяет сократить эти затраты; информация может храниться в базе данных, ее легко искать и обновлять. Дополнительную информацию, в частности, о местонахождении, номерах факсов и телефонов, а также организационные диаграммы добавить не составляет труда. Некоторые компании имеют даже программное обеспечение, с помощью которого пользователь может набрать телефонный номер и послать сообщение на алфавитно-цифровой пейджер прямо со страницы Web в Intranet.

Большинство средних и крупных организаций ежедневно или ежемесячно выпускают бюллетень новостей. Хотя компьютеры упрощают эту задачу, общепринятые методы распространения подобных материалов по-прежнему требуют значительных затрат времени, не говоря уж о расходе бумаги и средств на копирование и рассылку бумажных документов. Распространение бюллетеня новостей компании через Intranet не только сокращает затраты на рассылку, но и позволяет подготовить более информативную и эффектную публикацию, включив, к примеру, мультимедийные вставки, что невозможно сделать на бумаге. Бюллетень информации с видео- и аудиофрагментами выглядит значительно более привлекательно.

Многие компании по-прежнему размещают критически важную, в том числе финансовую, информацию на мэйнфреймах. Эти системы печально известны трудностями в организации доступа к данным и генерации отчетов. Немного программирования — и вы можете создать простой в работе интерфейс, через который пользователи получат возможность обращаться к данным на мэйнфреймах без необходимости разбираться в непонятных и загадочных командах.

С помощью Intranet специалисты по информационным системам смогут на основе хранящихся на мэйнфреймах данных генерировать отчеты, подготовка которых в ином случае заняла бы несколько дней. Освободив сотрудников ИС от обязанностей, связанных с генерацией отчетов, ваша организация может компенсировать время, которое специалисты по ИС потратили на разработку интерфейса между Intranet и мэйнфреймами. Intranet также позволяет организовать доступ к базам данных, реализованным в архитектуре клиент-сервер. Поскольку браузеры Web имеются практически для любой компьютерной платформы, разработать интерфейс на базе Web для базы данных может оказаться проще, чем специального клиента для каждой компьютерной платформы в отдельности.

ДОЛОЙ БУМАГУ

Ни одна из компаний в своей работе не может обойтись без бланков и форм, но, к сожалению, большинство компаний по-прежнему используют одни и те же многочастные формы, с которыми они работают уже долгие годы. Intranet позволяет передавать электронные копии форм, после чего их нетрудно распечатать. В то же время с помощью Intranet формы можно заполнять интерактивно, т. е. так, что их вообще не нужно печатать. Специалисты компании могут написать программы, извлекающие всю информацию из форм и передающие ее непосредственно в базу данных или на мэйнфрейм, избавляя сотрудников от необходимости многократно вводить одну и ту же информацию.

Зачастую общие внутрикорпоративные материалы, к примеру информация о привилегиях, расписание выплат, меню кафетерия и списки рабочих мест, рассылаются в виде уведомлений всем сотрудникам или вывешиваются на доске объявлений в центральном офисе. Возможность обратиться к этой информации непосредственно с настольной системы делает ее не только более оперативной и доступной, но и своевременной, а ее распространение в итоге обходится компании значительно дешевле.

Благодаря Intranet число личных встреч для контроля за выполнением корпоративного проекта может быть значительно сокращено, а кроме того, эта инфраструктура позволяет информировать участников проекта о результатах работы их коллег. К примеру, сроки реализации проекта можно опубликовать в Intranet и снабдить их ссылками на соответствующую группу. Щелкнув мышью всего несколько раз, любой разработчик в состоянии выяснить, как обстоят дела с реализацией текущего этапа проекта, не встречаясь с другими его участниками.

НОВОСТИ, КОТОРЫЕ НАМ ВЫБИРАЮТ

Во многих крупных организациях каждое утро для руководства компании готовится сводка новостей. Эти сведения могут содержать котировки акций, подборку материалов прессы с упоминанием компании, новости о конкурентах и их проектах или сообщения о тенденциях развития отрасли.

Эффективный способ реализации системы доставки новостей состоит в ее развертывании на основе Intranet, с автоматическим просмотром интерактивных источников информации и генерации ежедневной сводки без вмешательства человека. В некоторых случаях системы такого типа могут дать лучшие результаты, чем сотрудник, занятый поиском информации посредством чтения многочисленных изданий. После разработки системы добавить новые ключевые слова и термины для поиска не составляет труда. Полученные сводки затем могут быть дополнены ссылками на внешние источники информации, содержащие полную версию статей или связанные с ними данные.

В некоторых случаях каждому из сотрудников может быть предоставлена возможность заказывать тематические сводки с доставкой непосредственно на настольную систему этого пользователя. Многие службы Internet уже позволяют генерировать такие настраиваемые страницы.

Несмотря на использование компьютеров в мире бизнеса, собрать документы, касающиеся конкретного клиента или проекта, может оказаться столь же трудно, как и в докомпьютерную эпоху. Создаваемые в рамках проекта уведомления, отчеты, сообщения электронной почты и множество других файлов могут храниться на практике где угодно. Они размещаются на локальном жестком диске, сменных носителях, таких, как диски Iomega Zip или Jaz, на лентах с архивами или резервными копиями либо на файловом сервере. Для контроля и отслеживания этих документов Intranet окажется весьма полезной. К примеру, база данных с интерфейсом Web позволяет отслеживать документы по мере их готовности. Администраторы и другие сотрудники в состоянии собрать ссылки на эти документы в соответствии с различными критериями, например выяснить, какие работы выполнялись для конкретного клиента, какие документы относятся к данному проекту или какие материалы имеют отношение к определенному сотруднику. Эта система может оказаться полезной особенно в том случае, когда сотрудник уходит из компании, при экспертизе проекта или в случае судебного разбирательства.

Ничто не мешает использовать Intranet для информирования сотрудников о проводимой организацией рекламной кампании. Intranet на основе Web с ее возможностями доставки мультимедийной информации очень хорошо подходит для такого рода приложений. Печатную рекламу можно представить в виде картинки на странице Web, радиорекламу вставлять как загружаемые файлы, а телевизионную рекламу — добавлять в сжатом формате, с воспроизведением непосредственно на настольных ПК пользователей. Обычно Intranet имеет большую пропускную способность, нежели Internet, и вполне позволяет доставлять файлы большого размера (более подробную информацию по реализациям Intranet см. во врезке "Настраиваемые коммуникации").

ВАМ ЭТО НУЖНО?

В перспективе сети Intranet будут расти в размерах и сливаться друг с другом. Видя повышение производительности в результате применения Intranet, компании будут расширять эти сети и использовать их для других приложений. Появление более совершенных технологий разработки приложений для Intranet и автоматизации создания информационного наполнения позволит значительно сократить требуемое для поддержки Intranet время.

Intranet будут также объединяться с другими технологиями, такими, как телекоммуникационные и Internet-технологии. В скором будущем компании смогут создавать защищенные виртуальные частные сети, что открывает им возможность использовать общедоступную сеть Internet как часть своей глобальной сети. VPN позволяет значительно снизить затраты на связь с Intranet удаленных пользователей и офисов.

Объединение Intranet с коммерческими телекоммуникационными системами открывает путь к управлению настольными телефонными системами. Intranet сможет запоминать и набирать номера, а также поддерживать такие функции телефонии, как селекторные совещания. Включение идентификатора пользователя сделает информацию о звонящем доступной еще до того, как сотрудник снимет телефонную трубку. В ближайшем будущем сеть в сочетании с Intranet станет телефонной системой, связывающей все подразделения компании, поддерживающей проведение аудио- и видеоконференций в любом помещении компании.

При всей полезности Intranet определяющим фактором для принятия решения об ее создании должна стать потребность данной организации в обеспечении связи. Если деятельность компании отлажена, а сотрудники в состоянии находить необходимую информацию или уже имеют возможность эффективным образом совместно ее использовать, то создавать Intranet, скорее всего, нет никакой надобности. Однако по мере роста компании ее связи и отношения усложняются, и в этой ситуации переход на Intranet может оказаться самым целесообразным решением.

В частности, рост компании может сказаться на ее управляемости. С увеличением размеров организации менеджерам и рядовым сотрудникам становится труднее взаимодействовать друг с другом. Как менеджер может руководить, если он не уверен, что все сотрудники получили одно и то же сообщение? Если для успешной работы компании внутрикорпоративные коммуникации принципиально важны, то Intranet подходит для решения этой задачи как нельзя лучше.

Затраты на развертывание Intranet можно сократить за счет применения имеющегося оборудования и недорого программного обеспечения, особенно на начальных этапах. Доступная во внутренней сети пропускная способность позволяет использовать самые разнообразные виды мультимедийной информации, в том числе фотографии, аудиозаписи, видеофрагменты. Доступ к корпоративной информации Intranet может рассматриваться как современный эквивалент автомата с газированной водой — именно возле него сотрудники компании обменивались информацией в те времена, когда ПК еще не было.

Дуглас И. Велч — независимый журналист и консультант. В прошлом Велч работал в должности руководителя отдела информационных систем компании Hollywood Online. С ним можно связаться по адресу: dewelch@earthlink.net или http://home.earthlink.net/~dewelch/.

INTRANET КОМПАНИИ AT&T УДОВЛЕТВОРЯЕТ СПРОС НА ДОСТАВКУ ДАННЫХ

Настраиваемые коммуникации

Реструктуризация отрасли связи привела к значительной децентрализации управления в AT&T. Поскольку компания располагает множеством подразделений, такая схема может вызвать серьезные трудности при совместной работе над проектами с участием нескольких подразделений. Intranet компании AT&T позволяет решить некоторые из вызванных децентрализацией проблем, поскольку она связывает воедино все подразделения компании и их отдельные расчетные системы. Благодаря Intranet подразделения могут приобретать "цифровую наличность" в существующей расчетной системе и использовать ее в универсальной платежной системе.

Кроме того, Intranet служит для поддержания связи с более чем 300 тыс. сотрудников AT&T. Как и многие другие корпорации, сначала AT&T разместила в Intranet свой телефонный каталог, после чего этими материалами стали пользоваться намного активнее. AT&T также использует свою Intranet для обеспечения доступа к внутренней и к внешней информации через Information Services Network. Эта сеть поддерживает многие традиционные библиотечные сервисы и позволяет обращаться к внешним источникам информации, расположенным в Internet. Среди материалов, опубликованных в Intranet, в частности унаследованная техническая документация Bell Labs (теперь Lucent Technologies), технического исследовательского центра корпорации AT&T до момента децентрализации компании.

Уникальной особенностью Intranet компании AT&T является офисная система поддержки заказов. Через написанный на Java офисный каталог товаров на складе пользователи могут получить представление об имеющихся товарах и сделать заказ.