Малым сетям - большую поддержку
Microsoft подводит итоги года
Прогнозы на будущее от Hewlett-Packard
К нам приехал президент
"Подключайтесь" к семинарам
S/390 - корпоративный сервер от IBM
Русское слово "брандмауэр"
Kami и Dell - вперед на федеральный рынок
В российском Digital новый глава

Малым сетям - большую поддержку

C сентября начала действовать объявленная российским представительством Novell программа "Инициатива по поддержке бизнеса малых сетей". Суть программы в том, что Novell совместно с партнерами будет продвигать на рынке малых компаний решения на основе платформы IntranetWare for Small Business. Малый бизнес, по оценкам IDC, в настоящее время составляет порядка 30% сетевого рынка в России. Такая неожиданно большая доля обусловлена как ростом количества малых фирм (а также числа локальных офисов крупных компаний), так и явно выраженной тенденцией их перехода к использованию сетевых технологий в офисах. Перспективность этого направления видна по тому, с какой готовностью партнеры Novell приняли участие в программе. Что же эта инициатива дает заказчикам? Производители серверов (Hewlett-Packard, Compaq, Acer, Vist) будут со скидкой предлагать (и уже предлагают) свои машины начального уровня с предустановленной IWSB. Поставки планируется осуществлять главным образом через дистрибьюторов (RSI, Merisel, "Ланит"), которые в свою очередь будут настойчиво рекомендовать решения своим дилерам. Вопросы технической поддержки (небольшие компании редко могут позволить себе иметь собственных технических специалистов) будут решать сервисные компании ("Ай-Ти", ПАРУС, "Кречет", "СофтИнтегро", "Рарус", "ИксТехнологии"). Предусмотрена также организация специальных недорогих курсов для пользователей IWSB в учебных центрах "Ай-Ти", "Микроинформ" и "Сетевой академии". Novell совместно с компанией "1C" предлагает также комплект, условно названный "БухWare", который состоит из IWSB на 5 пользователей и сетевой версии популярного приложения "1С:Бухгалтерия". И, наконец, пользователи IWSB получат возможность на льготных условиях подключиться к Internet, а также обзавестись своим Web-сервером при помощи провайдеров-участников программы: "Совам Телепорт", "Гласнет", "Демос", "Релком". Сложно спрогнозировать успех этой рассчитанной на целый год программы, но, по словам участников инициативы, спрос на включенные в нее продукты и услуги вполне обнадеживающий.

photo

На официальном объявлении инициативы. Все внимание малым сетям.

- Александр Авдуевский

Microsoft подводит итоги года

2 сентября состоялась пресс-конференция Microsoft, посвященная итогам деятельности корпорации в 1997 финансовом году (финансовый год в Microsoft длится с 1 июля по 30 июня). По словам генерального директора Microsoft AO Ольги Дергуновой, за год достигнуты впечатляющие результаты. Доход по всему миру равен 11,36 млрд. долларов, что на 31% больше, чем в предыдущем. Составляющими успеха назывались Windows 95, Microsoft Office и Windows NT. Рост продаж NT достиг 86%, по данным IDC за 1996 календарный год, NT Server было продано в 2 раза больше, чем Novell NetWare.

В России и странах СНГ (кроме Украины, на которую деятельность Microsoft AO не распространяется) успехи Microsoft также ощутимы. Доход за финансовый год составил более 26 млн. долларов (рост на 89,2%). 21 программный продукт локализован; продано более полумиллиона лицензий, что на 99,4% превышает результаты прошлого года.

Что касается позиций Windows NT Server в России, то, несмотря на значительный рост продаж (369%), по общему количеству инсталляций NetWare пока опережает NT Server. По словам Ильи Биллига, ответственного за маркетинг ОС Windows и приложений для нее в восточноевропейском офисе Microsoft, чаще всего NT Server приобретают для вновь создаваемых сетей, а также для серверов приложений в действующих сетях. Тем не менее Microsoft намерена потеснить Novell на рынке сетевых ОС.

В настоящее время документация по Windows NT 4.0 Server переводится на русский язык, а ОС NT 5.0 Server будет полностью локализована.

Кроме того, Microsoft планирует выпустить для малого бизнеса продукт Microsoft Small Business Server по весьма привлекательной цене, дабы еще прочнее закрепиться на рынке офисных приложений.

По данным Internet-провайдеров в России, среди Web-браузеров пока более популярны продукты компании Netscape, но доля Microsoft Internet Explorer составляет уже 42% и быстро увеличивается. Кстати говоря, в октябре Россию собирается посетить президент Microsoft Corp. Билл Гейтс.

- Константин Пьянзин

Прогнозы на будущее от Hewlett-Packard

Компания Hewlett-Packard провела в начале сентября в Женеве "Европейский сетевой симпозиум", на котором представила свое видение будущего сетевых технологий, а также анонсировала ряд новых продуктов.

Основным на симпозиуме был доклад Брайса Кларка, который является менеджером по стратегическому планированию сетевого дивизиона Hewlett-Packard и отвечает за разработку долгосрочной стратегии компании в области сетевых технологий. Констатируя бурное развитие технологий Internet/Intranet и все большее сращивание сетевых технологий с обычными средствами связи (например, телефон или телевидение), а также появление таких новых средств коммуникаций в сети, как видеоконференции, Кларк подчеркнул, что будущее есть только у коммутируемых сетевых технологий. Как известно, мультимедийные приложения создают очень большой трафик в сети, который не будучи изолирован (т. е. трафик только от клиента к серверу и наоборот, не затрагивая другие узлы), может привести к полной потере работоспособности сети. Решение этих проблем найдено, и это коммутация на 3 и 4 уровнях, а также создание виртуальных сетей. Что же особенного в позиции Hewlett-Packard? Дело в том, что на уровне корпоративной сети HP видит будущее только для коммутируемых Ethernet, Fast Ethernet и Gigabit Ethernet. Кларк заявил, что ATM, несмотря на все его достоинства, еще долго не появится на уровне рабочих групп по одной простой причине - такое решение экономически не эффективно. По оценке представителей Hewlett-Packard, решения, в основе которых лежит коммутируемый Ethernet всех видов, а также аналогичные на базе ATM, соотносятся по стоимости в диапазоне

1:10-1:20. При такой разнице в цене заказчики в ближайшие несколько лет, несомненно, будут выбирать коммутируемый Ethernet.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в докладе Кларка отсутствовало какое бы то ни было упоминание о так долго и настойчиво продвигавшейся компанией технологии 100VG-AnyLAN. Отвечая на этот вопрос, Кларк отметил, что, с точки зрения компании, 100VG - это такой же Ethernet, поскольку тип кадров тот же, а что касается протоколов, то при применении коммутируемых технологий протокол доступа CSMA/CD все равно не задействуется. Тем не менее Кларк признал, что доля рынка 100VG достаточно мала, однако, по его мнению, она не сокращается. Компания будет и дальше предлагать заказчикам 100VG для инсталляций с мультимедийными приложениями, но, отвечая запросам рынка и учитывая реальную ситуацию на нем, Hewlett-Packard анонсировала ряд продуктов для 100BaseTX и 100BaseFX.

Photo

ATM? Не сейчас. Брайс Кларк обнародует планы HP в области сетевых технологий.

Кроме того, показательным является отношение HP к Gigabit Ethernet. Около года назад ходили упорные слухи, что 100VG будет "разогнан" до гигабитных скоростей. Теперь об этом нет и речи. Кларк заявил, что естественный путь развития 100VG-AnyLAN - это Gigabit Ethernet. По его словам, Gigabit Ethernet основан на технологиях, которые HP разработала для Fiber Channel, а активное участие компании в Форуме Gigabit Ethernet позволило включить в технологию схему приоритетов, аналогичную той, что используется в 100VG. Так что теперь, по мнению представителей Hewlett-Packard, Gigabit Ethernet можно считать прямым наследником Fast Ethernet и 100VG, что примиряет технологии, вызывавшие столь бурные споры еще два года назад.

Еще одной полезной инновацией является вклад HP в решение проблемы управления коммутируемыми сетями. Для успешного мониторинга всех сегментов такой сети, который затруднен при применении обычных технологий (например, зондов RMON, и без того создающих большой дополнительный трафик в сети, а в случае их установки в каждом сегменте приводящих просто к катастрофическим результатам), компания собирается использовать технологию анализа трафика EASE, существующую уже несколько лет и идеально подходящую для подобных ситуаций. Поскольку зонды EASE создают лишь незначительный трафик управления в сети, есть возможность установить их в каждом сегменте. Hewlett-Packard пошла по наиболее простому пути и собирается оснащать каждый порт своих коммутаторов встроенным зондом EASE, решив тем самым проблемы отслеживания всего трафика. (Следует отметить, что для использования технологии EASE в сети необходимо установить станцию управления с HP OpenView.)

Кроме того, на симпозиуме в Женеве были представлены новые продукты из серии так называемых тонких серверов. Этим термином в HP называют сервер, выполняющий лишь одну задачу, - таким является, например, принт-сервер. Новым продуктом из этой серии стал сервер

CD-ROM, который обеспечивает подключение до 7 дисководов CD-ROM к сети Ethernet. Устройство напрямую подсоединяется к сети и может быть использовано как во внутреннем варианте (в этом случае HP предлагает стойку, в которую устанавливаются 20-скоростные устройства собственного производства), так и во внешнем, когда к серверу могут подключаться любые внешние дисководы CD-ROM с помощью стандартного интерфейса SCSI.

- Кирилл Терлекчиев

К нам приехал президент

В сентябре с рабочим визитом Москву посетил президент Cisco по Евроазиатскому региону, Австралии и Новой Зеландии Джеймс Ричардсон. Воспользовавшись случаем, Ричардсон провел пресс-конференцию, посвященную текущему положению дел компании и ее стратегическим планам. Сперва Ричардсон несколько шокировал собравшихся журналистов, вытащив со словами "поговорим о стратегии" очень толстую папку со слайдами, но это оказалось шуткой - само выступление было кратким и содержательным. Согласно опросам, индекс удовлетворенности заказчиков уверенно держится за отметкой 4 (по 5-балльной шкале). По словам г-на Ричардсона, это означает, что в целом клиенты Cisco чрезвычайно лояльны. Потребители сегодня все чаще предпочитают использовать оборудование от одного поставщика (40% из числа опрошенных администраторов - и этот показатель постоянно растет). В связи с этой тенденцией успех компании вполне понятен, и она собирается занять еще более устойчивое положение на рынке. В целом Cisco рассчитывает к 2000 году добиться роста оборота до 10-20 млрд. долл. Нижняя цифра - гарантированный рост, а верхняя - максимальный, с учетом взрывного спроса на рынке Internet. Большой интерес вызвало признание г-на Ричардсона, что большую часть расходов Cisco составляют затраты на приобретение перспективных компаний, а внутренние разработки (в основном работы над IOS) занимают только второе место. Впрочем, по мнению Ричардсона, это объясняется не только стремлением "прибрать к рукам все новое", но и потребностью в высококвалифицированных специалистах.

Photo

"Cisco о вас позаботится". Джеймс Ричардсон рассказывает о стратегии компании.

- Александр Авдуевский

"Подключайтесь" к семинарам

10 сентября в рамках проводимого "Совам Телепорт" совместно с журналом LAN конкурса "Подключайтесь!" прошел семинар "Программные средства подключения корпоративных сетей к Internet". Его цель - ознакомление участников конкурса с существующими на сегодняшний день решениями, предлагаемыми основными игроками рынка.

Выступавший первым Александр Данилин (Lotus) свой доклад начал с обзора решений на базе продукта Lotus Domino. Точнее было бы сказать, группы продуктов, объединенных торговой маркой Domino. Сегодня заказчик может в зависимости от потребностей и масштабов своей компании скомпоновать из этих продуктов решение для своей внутренней сети. Вторая часть выступления Данилина была посвящена проекту под кодовым названием Kona. Kona представляет собой кросс-платформенную оболочку на основе Java. В интерфейсе Kona не используется оконная метафора: рабочую область уместно сравнить скорее с передней панелью телевизора. Слева, подобно кнопкам переключения каналов, находится список доступных приложений, справа - собственно рабочее окно со строкой статуса. Пользователь получает приложения, отвечающие всем его потребностям, и при этом он избавлен от необходимости использовать громоздкие офисные приложения, львиная доля возможностей которых практически не задействуется. В представленной Александром Данилиным (пока еще не коммерческой) версии продукта (запущенной из-под Windows 95) в качестве примера продемонстрировались следующие функции - написание делового письма на бланке компании по шаблону, подведение баланса в электронной таблице, выход в Web, а также эмуляция терминала IBM. Информация о проекте доступна на сервере www.kona.com.

Докладчики из московского представительства Sun поступили весьма разумно, решив не расписывать все достоинства языка Java. В общих чертах они всем уже известны, а за конкретными подробностями удобней и проще обращаться на Web-сервер Sun. В выступлениях Дмитрия Романова и Сергея Мышелова Java рассматривался с других позиций.

Романов затронул вопрос масштабируемости и объяснил, что именно получает Sun (в первую очередь как производитель компьютерной техники) в результате повсеместного распространения выпорхнувшего у нее из рук Java. Реализация в последней версии ОС Solaris многопоточного исполнения апплетов в машинах Java, по мнению представителей компании, весьма способствует продвижению на рынке серверов Sun, в том числе высокомасштабируемого сервера Ultra Enterprise 10000.

Мышелов представил проект программы поддержки разработчиков на Java "Internet Associate Programm". Компании, принимающие участие в программе, получат возможность приобретения со скидкой 50% нескольких компьютеров Sun - рабочих станций и/или серверов. Это оборудование должно использоваться только для разработки приложений Java. Со скидкой будет предлагаться также набор средств разработки Java Workshop для тех же целей. И, наконец, разработчикам, имеющим готовые приложения и желающим продвигать их на рынке, будет предоставлена вся мощь маркетингового аппарата Sun. Профессиональных разработчиков на Java в России пока немного, и эта программа, предлагающая всю необходимую для работы материальную базу по ценам ниже дилерских (минимизируя инвестиции в разработки), несомненно сможет подстегнуть интерес специалистов к Java - именно как к средству разработки коммерческих продуктов.

Николай Исаков (Novell) рассказал собравшимся о поступившем недавно в продажу продукте Novell - Border Manager. Продавая нацеленную на рынок Internet/Intranet операционную систему Intranet-Ware, но вместе с тем не предлагая обеспечения пограничных сервисов (имеется в виду граница локальной сети с Internet), Novell стала мишенью для критики. И вот теперь, когда брешь закрыта, компания с гордостью заявляет, что у Novell есть все для подключения корпоративных сетей к Internet. Приложение (несмотря на родство с операционной системой, это все-таки приложение) выполняет функции proxy-сервера, шлюза IPX/IP (так называемый "естественный брандмауэр"), proxy-кэша (допускается организация каскадного кэширования), а также шифрование исходящего трафика. И, наконец, пожалуй, основное достоинство продукта: Border Manager поддерживает NDS. Самую приятную (для российского представительства Novell) новость сообщил Николай Исаков: несмотря на то что на момент проведения семинара продукт только-только поступил в продажу, в России уже появилось два крупных покупателя Border Manager. Один из них - компания "Би Лайн", второй - фирма "Реал", провайдер Internet из Астрахани.

Завершился семинар выступлением Ивана Пашкевича (Microsoft). Его доклад, в отличие от предыдущих, был насыщен демонстрационным материалом; впрочем, это объяснимо, поскольку Пашкевич стремился представить весь спектр продуктов Microsoft, предназначенных для работы в Internet. Доступно рассказать о большом количестве приложений, к тому же с похожими названиями (практически во всех обязательно используются слова "Microsoft" и "Server") можно было, только излагая материал в строгой последовательности, и именно так была построена презентация Пашкевича. Сменяющие друг друга слайды демонстрировали, как при помощи продуктов Microsoft можно "интернетизировать" сети компаний различных масштабов - от небольшого офиса до крупных корпоративных систем. Интерес вызвал также рассказ о технологии Active Pages, с помощью которой страницы Web можно сделать действительно активными за счет включения в них апплетов Java и объектов ActiveX, а также выполняемых на сервере (не обязательно на том же самом) приложений. В корпоративных сетях такой подход позволит полностью перейти на интерфейс Web при работе с сетевыми ресурсами.

Семинар, несомненно, оказался полезным не только для слушателей, но и для докладчиков, поскольку конкурентам или партнерам (или и тем и другим одновременно) представилась возможность из первых рук достаточно подробно узнать, какие решения предлагают их соседи по рынку и в каком направлении этот рынок движется.

- Александр Авдуевский

S/390 - корпоративный сервер от IBM

В сентябре Россию посетила группа руководителей подразделений IBM, занимающихся системами S/390 и системами внешней памяти, во главе с директором по маркетингу и продажам S/390 в мире Робинсоном Роу. Целью этого визита стало ознакомление российских заказчиков с новыми продуктами и стратегией IBM в области корпоративных систем S/390. На пресс-конференции, состоявшейся 16 сентября, были представлены некоторые данные, касающиеся положения S/390 на мировом рынке. Практически все компании, входящие в список Fortune 500, имеют системы S/390 и не намерены отказываться от этой платформы. На рынке S/390 наблюдается устойчивая тенденция к росту (40% в год в единицах мощности). Основными особенностями системы S/390 представители IBM назвали надежность, масштабируемость, открытость и безопасность. В S/390 имеется встроенная поддержка среды Unix (и даже NT). Более того, приложения Lotus Domino, Java и ряд других реализованы для S/390 с помощью UNIX API. S/390 обеспечивает прозрачную интеграцию с другими системами. В настоящее время IBM позиционирует S/390 не только как центральную платформу по обработке и хранению данных, но и в качестве мощного сервера Web с уникальной системой безопасности, поддержкой Java и средствами доступа к БД. По заявлению представителей IBM, большие компании охотно используют S/390 в качестве серверов Internet/Intranet/Extranet. Не было зафиксировано ни одного случая взлома защиты серверов на основе S/390.

В личной беседе Робинсон Роу заострил наше внимание на том, что IBM отдает приоритет современным сетевым технологиям в системах S/390 и проблемам работы этой платформы в гетерогенных средах. Чтобы подчеркнуть эту направленность, IBM отказалась от термина "мэйнфрейм" в пользу термина "сервер". По соглашению с Novell системы S/390 будут поддерживать службу каталогов NDS. Одновременно IBM планирует продвижение собственной службы каталогов.

С учетом проблемы защиты корпоративных сетей на S/390 будет реализована не имеющая аналогов система безопасности (помимо встроенной), которая позволит в максимальной степени оградить сетевые ресурсы от возможности несанкционированного доступа. По словам Роу, она включает не только стандартный набор на уровне брандмауэров, но и всевозможные системы криптографии и защиты.

IBM работает в тесном контакте с ведущими игроками на рынке сетевых решений, стремясь добиться того, чтобы все последние новации были как можно скорее интегрированы в систему S/390.

Photo

Робинсон Роу. S/390 - это сервер 21 века.

- Константин Пьянзин

Русское слово "брандмауэр"

В конце августа Москву посетил региональный менеджер компании CheckPoint по Центральной и Восточной Европе г-н Ульрих Гласнер. Цель визита - ознакомление на месте с перспективным, но достаточно загадочным российским рынком. Первые и, как водится, самые яркие впечатления оказались весьма хорошими, поскольку сейчас в России явно наблюдается повышенный интерес к технологиям защиты данных в сетях IP. Это, в свою очередь, выражается в росте продаж продукта CheckPoint - брандмауэра Firewall-1. Ульрих Гласнер выразил удовлетворение работой дистрибьютора CheckPoint в России, московской компании Uni, и добавил, что он будет стремиться расширить партнерскую сеть в нашей стране, но необходимости во втором прямом партнере пока не видит. Комментируя состояние бизнеса CheckPoint, г-н Гласнер сказал, что компания не боится конкурентов, и не столько потому, что ее методы защиты сетей радикально лучше, а благодаря подходу к своему продукту. CheckPoint видит Firewall-1 в качестве платформы защиты корпоративных сетей и предоставляет производителям антивирусных, крипто- и прочих программ API для интеграции их продуктов с брандмауэром. Поддержка нескольких ОС также явный плюс продукта. Самой же большой неожиданностью для Ульриха Гласнера стало то, что в российской прессе используетcя термин "брандмауэр", поскольку в Германии, откуда Гласнер родом, в ходу английское слово firewall, а брандмауэрами называют только огнезащитные сооружения.

- Александр Авдуевский

Kami и Dell - вперед на федеральный рынок

18 сентября компании Dell и Kami объявили о подписании договора, согласно которому Kami становится системным партнером Dell. Компания Kami известна как крупный интегратор, работающий на рынке федеральных и правительственных структур России. В свою очередь Dell специализируется на поставках оборудования прежде всего для корпоративного рынка (и является основным поставщиком компьютерной техники федеральных структур США), поэтому заключенный союз закономерен. Для Dell результатом соглашения станет расширение рынка, Kami сможет придать списку своих основных поставщиков оборудования завершенность, а следовательно, и более гибко реагировать на порой весьма строгие запросы корпоративных (федеральных) заказчиков. Dell и Kami будут также сотрудничать в рамках проводимой с начала лета программы Dell ProfitPack. Вклад Kami в эту программу будет заключаться в том, что отныне все покупатели серверов Dell получат возможность приобретения с 15%-ной скидкой антивирусного комплекта AVP by Eugene Kaspersky. Подписание соглашения также демонстрирует явное (после некоторого затишья) повышение активности Dell на российском рынке и готовность вкладывать в него деньги.

- Александр Авдуевский

В российском Digital новый глава

В сентябре российское отделение Digital официально представило своего нового директора. Им стал Пол Харви, до этого возглавлявший представительство Digital в Ирландии. Пол Харви работает в компании с 1980 года, а начал карьеру он тридцать лет назад в IBM. Свое новое назначение Пол Харви воспринял с энтузиазмом. По его словам, в Ирландии рынок уже сложился, и работать там стало не интересно, в России же открываются новые возможности для работы в полную силу. На вопрос о том, как он оценивает наследство, доставшееся от предшественника, Пол Харви ответил, что в целом доволен тем, как российское отделение Digital работало в текущем году. В частности, на него произвело впечатление количество выигранных тендеров. Однако, отметил он, в деятельности представительства наблюдалась некоторая нестабильность, обусловленная оттоком ценных специалистов. Первоочередной задачей поэтому станет восстановление кадрового потенциала представительства и восстановление утраченных позиций. В целом, по его мнению, это должно получиться. После нелегкой "пятилетки" бизнес (в общемировых масштабах) Digital снова испытывает подъем, компания заметно упрочила свое финансовое положение и готова вступить бой за лидирующее положение на рынке, и в первую очередь в таких ключевых сегодня секторах, как телекоммуникации и решения для Internet/Intranet.

Photo

Пол Харви. Настоящий ирландец и все делает, как следует.

- Александр Авдуевский