Какой толк от имени домена? В результате изменения процедуры регистрации доменов оно может принести вам две тысячи долларов, если действительно это имя вашего домена.


WHOISWHO.COM
TAKEN.COM
TRADESMARK.COM
GOLDENTOUCH.COM
ANYTHINGBUT.COM
NET.NET

КАК ПОЛУЧИТЬ ИМЯ ДЛЯ ДОМЕНА?
Бумажные серверы


Джеф Бургар рыбачил, когда ему пришла в голову мысль о том, как просто получить имя домена и что получение и присвоение доменных имен - особенно привлекательных, например, названий футбольных команд - представляет собой источник прибыли.

Бургар, владелец компьютерного салона в Эдмонтоне и президент новообразованной компании Super E-mail, говорит, что не знал, какова будет бизнес-модель использования имен доменов, но то, что из этого можно извлечь прибыль, не вызывало у него сомнений. Так он начал коллекционировать имена.

Если вы придумали отличное имя для своего домена, например stoptherpres-ses.com или californiadreaming.com, то не торопитесь радоваться, потому что Бургар зарегистрировал их несколько месяцев назад. Начав с марок автомобилей по образцу porsche1.com, chevrolet1.com и т. д., он стал подумывать о новых именах наподобие тех, что люди пишут на бамперах автомобилей. И тогда, ища имена типа IM4YOU, Бургар столкнулся с отрезвляющим фактом: множество хороших имен не только уже были присвоены, но находились в собственности всего дюжины людей. Получалось, что не он один такой умный.

WHOISWHO.COM

Узнать, какое имя кому принадлежит, можно при помощи старой доброй утилиты Internet под названием whois. Эта утилита является стандартной для многих оболочек Unix и, кроме того, имеет несколько графических версий для Windows, одну из которых можно загрузить с узла papa.indstate.edu:8888.

Использовать whois проще простого: набираете имя интересующего вас домена, допустим lanmag.com, и нажимаете Enter. Через некоторое время база данных информационного центра сети Internet сообщает вам, кому это имя принадлежит. Если база данных сообщает, что она не имеет сведений о таком домене, то этот домен еще никем не был зарегистрирован. Так что когда имя не занято, вы можете, заплатив предварительно сотню долларов за регистрацию Network Solutions Inc. (NSI), взять его себе.

Если запрошенное имя уже имеет владельца, то в ответ вместе с контактной информацией вы получаете и сведения об организации или лице, в чьей собственности оно находится. Когда Бургар занялся регистрацией привлекательных имен, он обнаружил, что многие из них уже принадлежат парню из Феникса по имени Рэнди Говард. По словам Говарда, он, как и Бургар, поначалу не знал, что делать с именами, но решил, что если думать слишком долго, то их присвоит кто-нибудь другой.

Говард открыл свой бизнес Starmail в середине 1996 года. Он предоставляет пользователям Internet - в обмен на некоторую демографическую информацию, вводимую через формы Web - почтовые бюджеты с броскими именами, по которым почта пересылается на указанный пользователем адрес. Starmail не одинока в этом бизнесе. Компания iName (www.iname.com) предоставляет вам пожизненный адрес электронной почты: все, что вы должны сделать, так это заполнить форму. Компания MailBank (www.mailbank.com) помимо профессий типа artrestorer.com, meatcutter.com и standupcomic.com специализируется еще и на фамилиях. В MailBank вы за услугу платите пять долларов. Автор статьи не нашел ничего любопытного в Starmail, но в iName, не удержавшись, взял себе адрес robert@howling.com (и по этому поводу чувствует теперь себя несколько глупо). В обмен на такой завлекательный почтовый адрес (вся почта автоматически перенаправляется на реальный адрес автора, robert@fiction.com) он дал согласие время от времени получать от iName рекламные объявления.

Кстати, все эти компании являются обладателями большой коллекции доменов, в качестве имен которых используются фамилии знаменитостей. Например, Super E-mail Бургера имеет pamela_anderson.com. Starmail Говарда также располагает множеством таких имен, хотя в его бизнесе домены с именами знаменитостей не столь популярны, как глупые имена вроде hehe.com. Бургар считает, что иметь множество доменов с именами знаменитостей дешевле, чем покупать рекламу, поскольку многие путешественники по Internet заглянут туда с большой степенью вероятности в поисках любопытного: вы просто перенаправляете этих искателей развлечений на свой узел. Говард признается, что он зарегистрировал на себя домены с именами знаменитостей из тех соображений, что сами знаменитости или их агенты захотят в конце концов их выкупить. "Это отличная визитная карточка. Мы возвращаем имена, если они хотят этого. Но гораздо чаще они предпочитают сотрудничать с нами. Так, мы бесплатно поддерживаем узел для фанатов на нашем сервере".

TAKEN.COM

Бизнес, каким занимаются Бургар и Говард, процветает благодаря тому, что количество легко запоминающихся имен ограничено. Учитывая, что каждый месяц регистрируется 80 000 новых доменов, нет ничего удивительного в том, что люди начинают задумываться, что произойдет, если хорошие имена кончатся. И Бургар, и Говард утверждают, что в настоящее время вы можете с большой долей вероятности получить желанное имя. Но здесь все зависит от того, какое имя вы хотите получить.

Мы планировали завершить свою статью фразой, что если вы не в состоянии получить домен kingdom.com (потому что он уже зарегистрирован), то можете завести yourkingdom.com. Оказалось, однако, что и это имя уже занято так же, как и thykingdom.com. Даже такое имя, как thywillbedone.com, было приобретено одним из главных собирателей имен Джеральдом Линденом из Орландо. Кроме того, все шуточные имена доменов, используемые в качестве заголовков разделов этой статьи, также уже расхватаны. Иногда вы оказываетесь и без завтрака, и без бесплатного завтрака, и вообще без всякого завтрака. (О том, как получить имя домена, см. врезку "Бумажные серверы".)

TRADESMARK.COM

Дискуссии об исчезновении пригодной для дыхания атмосферы в мире имен Internet подогреваются многочисленными публичными скандалами по поводу имен, соответствующих торговым маркам.

Например, раздутая стычка между бывшим сотрудником MTV, присвоившим адрес mtv.com, и самой несчастной MTV, затащившей упомятого сотрудника в суд и выколотившей из него имя домена. (Как это удалось? Участники умалчивают подробности.) Характерна история, рассказанная в Wired, когда журналист Джошуа Квитнер зарегистрировал mcdonalds.com прямо под носом спящего Дональда. Однако Квитнер вернул имя в обмен на взнос в благотворительный фонд.

Одно время позиция InterNIC состояла в том, что она не собирается заниматься проверкой принадлежности торговой марки. Организация считала, что сами компании должны отстаивать свои права на торговую марку, как и при обычных нарушениях их прав. Так именно и произошло: пробудившиеся ото сна корпорации стали возвращать обратно свои имена через суды. Тем не менее InterNIC была вызвана в качестве ответчика на несколько судебных разбирательств и (о чудо!) слегка изменила свою политику к концу 1996 года. Теперь, если вы в силах доказать, что являетесь зарегистрированным владельцем торговой марки, то InterNIC просто отбирает это имя домена у его владельца без всяких судов. Таким образом, всю заботу о том, чтобы имя домена не нарушало ничьих прав на торговую марку, InterNIC возлагает непосредственно на вас.

Если вам хочется быть в курсе последних разбирательств, касающихся имен доменов, то стоит заглянуть на узел www.law.georgetown.edu/lc/internic/recent/rec2.html - там вы найдете сведения о каждом из участников спора. Если вы зарегистировали hewlett-packard.com (кстати, сделать это нельзя, поскольку Бургар уже опередил вас), ну что ж, это ваше право, и вы, наверно, имеете веские основания для регистрации такого имени. Однако неприятности вам гарантированы, если вы будете дразнить Hewlett-Packard и требовать компенсации. Бургар говорит, что он собирается использовать это имя для предоставления информации о том, что его компьютерный салон в Эдмонтоне торгует продуктами Hewlett-Packard. Имеет ли он на то право? Принимая во внимание недавние разбирательства по поводу присвоения торгового знака (включая такие имена, как apple.com и thegap.com), не имеет. Узел Web юридического колледжа университета Джорджа Вашингтона содержит сводку недавних тяжб по поводу имен доменов.

GOLDENTOUCH.COM

В упомянутых разбирательствах InterNIC представляется какой-то таинственной, огромной и непоколебимой организацией. Дело в том, что этой организации на самом деле не существует, точнее, она существует только на бумаге. Домашняя страница характеризует ее как "совместную деятельность". Реально регистрацией бесценных valuable.com занимается частная компания Network Solutions Inc. (NSI). Не сгущая красок, можно сказать, что NSI - мать всех этих разбирательств.

Internet, без сомнения, крайний пример места, где есть то, чего нет. С этой точки зрения, InterNIC оказывается чересчур материальной. InterNIC является порождением ума National Science Foundation, профинансировавшем в январе 1993 года совместный проект AT&T, General Atomics и NSI. По этому соглашению AT&T предоставляет базу данных и службу каталогов, NSI занимается регистрацией (она получила право взимать плату за свои услуги), а Global Atomics должна была осуществлять информационные услуги, но вышла из игры в 1994 году.

Проект InterNIC рассчитан на пять лет, так что все может измениться уже в следующем году. Тем временем, однако, NSI контролирует процесс получения имен доменов с расширением .com. Кстати, многие домены верхнего уровня (ДВУ) зарегистрированы другими организациями. Например, ДВУ каждой страны имеют собственный реестр. Это касается и ДВУ .us, он контролируется Институтом информатики Южнокалифорнийского университета. Но в силу ряда причин домен .us не пользуется популярностью. Каждый хочет себе имя почудней.

ANYTHINGBUT.COM

Очень осторожно InterNIC, IETF и Internet Assigned Numbers Authority (IANA) рассматривают новые ДВУ. В то же время другие "ренегатские" организации бросают вызов официальному триумвирату в деле контроля за ДВУ. Наверно, наиболее известные из этих провайдеров альтернативных доменов - Alternic и MCS. В любой из названных организаций вы можете без труда за полцены регистрации .com получить имя домена по своем выбору (что-то наподобие .biz или .corp). В настоящее время выбор имен доменов в этих двух организациях весьма широк.

Однако неофициальные провайдеры доменов не могут гарантировать, что средний пользователь найдет адрес .biz или .corp. Большинство пользователей наткнутся на глухую стену, когда они напечатают www.internic.nic в строке запроса браузера. Эту стену клиентам Alternic или MCS преодолеть будеть непросто, но она не столь высока, как кажется, поскольку проблема здесь отнюдь не техническая.

Служба имен доменов (DNS) организована иерархическим образом. В вершине находится нулевой корень, а от него ответвляются домены .com, .edu, .mil и .org (и множество доменов, соответствующих странам, как правило, не изображаемых на диаграмммах), как это нарисовано в большинстве учебников по Internet. При движении вниз по иерархическому дереву, работа по установлению соответствия между именами и IP-адресами делегируется все более узкоспециализированным серверам имен (это просто серверы баз данных, которые выдают IP-адрес в ответ на заданное имя).

Вообще говоря, если клиентской программе на вашей машине нужен IP-адрес, соответствующий адресу DNS, то она обращается к ближайшему серверу имен. Если этот сервер не знает такого адреса, то он спрашивает вышестоящий сервер имен (на самом деле он обращается к серверу имен, у которого она может получить ответ с большой степенью вероятности). Когда адрес неизвестен ни одному из серверов, запрос попадает к одному из нескольких корневых серверов (в настоящее время таких серверов семь, но скоро их будет девять). Корневой сервер направляет запрос на сервер имен домена высокого уровня, где этот адрес может быть найден.

Проблема в том, что серверы имен InterNIC не ссылаются на серверы ДВУ тех ДВУ, которых InterNIC, IETF и IANA не любят. Подобное положение дел, конечно, не сулит ничего хорошего таким компаниям, как Alternic, но свет на этом клином не сошелся.

Чтобы заставить свою версию Internet работать, распорядители неофициальных ДВУ организовали альтернативный корень для созданной ими системы. Их высокоуровневые серверы указывают на серверы традиционных ДВУ, но они также ссылаются на серверы, отвечающие за свои ДВУ (и альтернативные ДВУ других ренегатов). Благодаря тому, что эти серверы указывают на традиционное дерево, пользователи альтернативных ДВУ имеют доступ ко всем тем же ресурсам, что и "нормальные" люди, плюс адреса "черного рынка".

Тем временем IANA рассматривает возможность предоставления доменов высокого уровня на конкурентной основе. Изданный сетевым администратором IANA Джоном Постелом меморандум описывает процедуру официального получения таких доменов, как .biz (меморандум можно найти по адресу ftp.isi.edu/in-notes/iana/administration/new-registries). Однако свободное получение ДВУ вряд ли будет разрешено скоро и вряд ли будет лучшим решением для сообщества Internet в целом.

Ряд операторов Internet, с которыми нам довелось разговаривать при подготовке этой статьи, высказали мнение, что увеличение числа ДВУ отнюдь не панацея. "Это как восьмисотые номера, - говорит Даниэл Энди, президент WebAccess. - Если вы вводите 888-е номера для разгрузки 800-х номеров, то все обладатели последних приобретают те же номера, но с префиксом 888. Кроме того, популярность 800-х номеров не снижается, потому что они привычнее. Адреса .com всегда будут более привлекательны, даже если когда-либо появятся адреса с высокоуровневым доменом .biz".

Уже сейчас мы сталкиваемся с таким явлением, как вторичный рынок "использованных" имен доменов. Энди, например, рассказал, что когда однажды он обратился по поручению клиента к владельцу имени домена, тот потребовал 10 000 долларов за имя. Ничего не оставалось, как согласиться. Во сколько же реально оценивается имя домена? В среднем, по мнению Энди, цена колеблется от 500 до 2 000 долларов. Другие провайдеры считают, что 2 000 - это предел, и только наиболее выдающиеся имена стоят дороже.

Цена менее чем 2 000 долларов не идет ни в какое сравнение с 750 тысячами, которые запросила за имя домена wallstreet.com новоявленная брокерская компания Multimedia Realty (www.multimediarealty.com/domainbroker/). В разговоре с президентом Стивом Ньюманом мы не могли не спросить, насколько серьезно он относится к своему новому бизнесу (основная его деятельность состоит в торговле реальной недвижимостью, которую продают 20 или около того агентов в виртуальном офисе). Ньюман ответил, что вполне серьезно. Кстати говоря, большинство имен с высокими ценами зарегистрированы на его имя. Он чистосердечно признался, что только одно имя домена сменило хозяина с его помощью. Другая брокерская контора, BestDomains, также настроена весьма серьезно. На время написания статьи она предлагала несколько тысяч имен при минимальной цене 500 долларов.

NET.NET

При всей путанице с именами доменов и правами на интеллектуальную собственность ясно одно (во всяком случае, все признаки налицо): при всей важности того, кто первым получил имя, многие из нас могут не волноваться. Если ваша компания имеет широкоизвестную торговую марку и какой-либо хакер из Нетвилла сбежал с именем вашего домена, то суд примет скорее всего решение в вашу пользу и вернет вам имя. Если нет, то велика вероятность, что вы сможете купить желаемое имя на рождающемся рынке имен доменов за приемлемую цену. В случае неудачи можно попытаться, например, сделать единственное число множественным или поставить дефис между словами. Кроме того, вы можете получить желанное имя в другом домене высокого уровня. Иными словами, вариантов немало: kingdom.com вы, скорее всего, не получите, но thy-kingdom.com или tillkingdom.com, вероятно, вам получить удастся. В конце концов вы можете прибегнуть к Всемогущему Доллару, например, обратившись к almightydollar.com.


Роберт Ричардсон - независимый автор. Он консультирует малые и виртуальные компании через свой узел www.smallofficetech.com. С ним можно связаться по адресу: robert@fiction.com. (Это имя не продается.)

КАК ПОЛУЧИТЬ ИМЯ ДЛЯ ДОМЕНА?

Бумажные серверы

Когда мы собрались получить имя для своего первого домена, коммерческий бизнес в Internet был еще достаточно новым делом, так что нам пришлось разговаривать с главным сетевым гуру оператора Internet. Во время разговора он заполнил форму с запросом в InterNIC и отослал ее, до того как разговор был закончен. Оператор Internet сказал, что придется заплатить за это 20 долларов, но мы так и не получили счет. InterNIC вообще ничего не взял за регистрацию (он по-прежнему ничего не берет, если имя домена было получено до изменения политики организации в отношении взимания платы за регистрацию). Три недели спустя имя было выделено, и тот же самый гуру занес мой домен в базу данных маршрутизаторов оператора.

В наши дни присвоение имен доменов - хорошо отлаженный процесс. Время между обращением и получением намного сократилось (некоторые операторы Internet могут зарезервировать для вас имя буквально за несколько минут), но за это вам придется платить всем по цепочке. Так, вы должны будете платить InterNIC 50 долларов в год, причем за первые два года придется заплатить сразу. Затем следует заплатить оператору за составление вашего запроса и за обслуживание вашего домена.

Частное лицо (т. е. вы) может обратиться непосредственно в InterNIC, в этом случае надо выложить 100 долларов сразу за два года. Однако, прежде чем вы займетесь получением имени для домена, вы должны будете позаботиться о следующем.

Во-первых, необходимо заполнить формы Web на узле www.internic.net. Сделать это не составляет труда, если вы, вы и только вы будете контактным лицом по административным, техническим и зонным вопросам, касающимся домена. Единственная трудность в том, что надо дать ответ, какие два хоста Internet будут служить в качестве первичных и вторичных серверов имен. Если вы хотите, чтобы ваше имя домена действительно работало, то должны указать адреса реальных серверов.

Тщательно скрываемая тайна службы имен доменов состоит в том, что вы лично вовсе не должны иметь серверы имен, если кто-либо готов это сделать для вас. Имея нужных друзей, вы можете избавить себя от необходимости изучения bind (наиболее широко используемой программы для организации сервера имен) и предоставления двух хостов.

Но если вам хочется заняться этим самому, то прочитайте хорошо документированную книгу "DNS and Bind", авторы которой - Paul Albitz и Cricket Li (издательство O'Reilly&Associates, 1996). Эта книга полезна в любом случае, даже если вы не собираетесь иметь сервер имен, поскольку она поможет понять, что именно вы покупаете.

В наши дни многие владельцы имен доменов не имеют серверов имен, что, может быть, и неплохо, ведь многие из них не имеют и реальных сетей (имена доменов используются главным образом для указания на серверы Web). Если только у вас нет на то весомых причин, то имеет смысл переложить все заботы об именах на вашего оператора Internet. Однако проконтролируйте, чтобы имя было зарегистрировано на вас, а не на оператора Internet - тогда вы сможете, когда потребуется, забрать его с собой.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями