Специально для читателей журнала LAN.

Мэйнфреймы. Мини-компьютеры, ПК. Клиент-сервер. Что дальше? Как насчет клиент-сетевых вычислений? Никогда об этом не слышали? Да нет, вы должны были слышать. Это то, что некоторые называют революцией Internet. Другие полагают, что только сети Intranet ответственны за те кардинальные изменения, свидетелями которых мы стали. Есть и такие, кто настаивает, что главное в повестке дня - Extranet.

Но, несмотря на разнообразие мнений, очевидно одно: мы находимся на гребне волны, и волна эта еще даже не достигла своей верхней точки. Крупные корпорации тратят миллионы на относительно дешевые технологии Web: меняют стратегию, унифицируют сети и увеличивают производительность. Предприятия среднего размера с числом сотрудников от 500 до 2000 человек также купились на это. И даже небольшие компании не устояли перед всеобщим помешательством.

Все это вместе открывает широчайшие возможности для поставщиков - как крупных игроков, так и новичков.

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ТЕРМИНАМИ

Почему же мы решили добавить еще один термин в компьютерный лексикон? Давайте посмотрим на ту революцию, солдатами которой были ПК. Вычислительные мощности стали доступны любому человеку. Клиент-серверные технологии подняли ставки, дав настольным системам доступ к данным и приложениям на сервере. Но Web растворил в себе эту модель. Технологии Internet предлагают единообразный интерфейс не только для нескольких серверов, но и для миллионов, маскируя сложность и предоставляя беспрецедентный доступ и интероперабельность.

Люди, группы и предприятия могут теперь без труда разделять данные, ускоряя документооборот и принятие решений. Никогда прежде информация не была столь доступна. Внезапно люди получили возможность использовать мощность не просто ПК или серверов, но и сети в целом - говоря кратко, клиент-сетевых вычислений.

Клиент-сетевая модель стала возможна благодаря механизмам поиска, браузерам, серверам Web и высокой пропускной способности. Настольные системы связаны с сетью - той самой, раскинувшейся как спрут сетью, которую мы зовем Internet. Она растет быстрее, чем радио, ТВ, ПК и видео вместе взятые. Несмотря на все наши попытки ограничить ее размеры такими словами, как Intranet и Extranet, суть остается неизменна - все мы подключены к одной и той же инфраструктуре и имеем доступ практически к одной и той же информации.

Конечно, брандмауэры способны блокировать сеансы. Но это ничто иное как фильтры в сети; услуги же предоставляются сетью: распределение нагрузки, синхронизация, каталоги, механизмы поиска и серверы (вот немногие из них).

В сущности, прежнее представление о сети как транспортном средстве уже устарело. Взаимодействие процесса с процессом, клиента с клиентом, сервера с сервером - все это подмножества клиент-сетевых вычислений. А с появлением качества услуг (благодаря протоколу резервирования ресурсов, RSVP и другим схемам) клиент-сетевые вычисления сделают возможным и предоставление мультимедийных услуг.

ПРИЛИВ ПОДНИМАЕТСЯ

Клиент-сетевые вычисления оказывают огромное влияние на трафик. Дело даже не в том, что старая пропорция 80/20 имеет теперь обратное значение, а то, что уровень трафика растет не по дням, а по часам. Некоторые мои клиенты столкнулись с увеличением трафика на один-два порядка за последние полтора года... Например, Hewlett-Packard заявляет, что трафик возрос в 10 раз, а Cisco Systems сообщает, что трафик в ее сети увеличился чуть ли не в сто раз.

Такой рост объясняет практически ненасытный спрос на коммутируемые технологии. Более того, поскольку клиент-сетевые вычисления предполагают прежде всего доступность вне зависимости от местоположения, то требования к удаленному доступу также возросли - затраты на коммутируемую связь превосходят зачастую затраты на опорную сеть.

Исполнительные директора компаний хорошо осведомлены об этих тенденциях. И многие из них предпринимают меры. Их амбиции всегда опережали бюджеты на сеть, но не так явно, как в наши дни. В частности, по данным "Business Week", бюджеты отдела ИТ тысячи опрошенных фирм растут скромными темпами - по 5-10% ежегодно. А вот число настольных систем, подключаемых к сети за тот же период, увеличивается более чем на 30%.

Возьмем, для примера, такой факт: 3Com поставила свыше 650 тыс. сетевых адаптеров на 10/100 Мбит/с в прошлом году, а вся отрасль в целом - 24 млн. плат Ethernet. По нашим оценкам, около 50% этих адаптеров Ethernet было установлено в новые машины. Сопоставьте темпы роста с тощими сетевым бюджетами, и проблема будет для вас ясна.

Конечно, затраты из расчета на порт падают ежегодно на 20-50%, а тарифы на глобальные сети уменьшаются за тот же период на 5%, но этого, очевидно, недостаточно.

Там, где сетевые инженеры видят проблемы, поставщики видят возможности. Например, такие новички, как Extreme Networks и Alteon, специализируются на соединениях между серверами и коммутаторами Gigabit Ethernet. Позиция Alteon проста: компания заявляет, что она может сократить загруженность ЦПУ сервера на 50% с одновременным увеличением пропускной способности в два, а то и в три раза и уменьшением числа занятых слотов. Компании, которым удастся выразить преимущества своих продуктов в таких терминах, смогут обеспечить себе хороший рынок сбыта.

Крупные поставщики, тем временем, пытаются укрепить свои позиции и объединяются в альянсы. Например, Cisco, Intel и Microsoft начали предлагать клиент-сетевые услуги из конца в конец с обеспечением их качества. IBM, Netscape и Sun продвигают Java, как клиент-сетевой стандарт. 3Com, IBM и Cascade Communications объявили недавно о Fast IP, как о способе увеличения производительности клиент-серверных систем. И этот список далеко не полон.

Не отходите от своих настольных систем. Клиент-сетевые вычисления уже на пороге!


Николас Дж. Липпис III - президент и учредитель корпорации Strategic Networks Consulting, занимающейся консультированием по всем вопросам компьютерных сетей. Липпис - всемирно признанный авторитет в области архитектуры, реализации и управления объединенными корпоративными сетями. Он консультировал многие фирмы из числа Global 1000, в частности Barclays Bank, Shering-Plough Research Institute, Hughes and Liberty Mutual, по вопросам организации корпоративной сети. Кроме того, в качестве одного из редакторов он ведет колонку в журнале Data Communications. Липпис входит в состав организационного комитета крупнейшей международной торговой выставки NetWorld+Interop. С ним можно связаться через Internet по адресу: lippis@snci.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями