Специально для читателей русского издания LAN Magazine.

При всех разговорах об ISDN, кабельных модемах и различных вариациях DSL неискушенный пользователь может подумать, что получить высокоскоростной доступ к Internet ничего не стоит. Однако единственное, что ему гарантировано наверняка, это нервное истощение при попытках установить один из таких сервисов. Российскому читателю будет небезынтересно узнать, что даже наиболее зрелую из упомянутых технологий, ISDN, в США отнюдь не просто заказать и установить.

Обескураженный медлительностью модема на 28,8 Кбит/с при работе в Internet, я решил недавно установить ISDN дома. Я живу на Северо-Востоке, а значит, в качестве местного оператора связи выступает Nynex, причем эта компания рекламирует приложения для дистанционного обучения и доступа в Internet под зазывным лозунгом "Это Nynex прямо сейчас". Заплатив ежемесячный взнос 30 долларов за цифровой сервис на 64 Кбит/с плюс 15 долларов за доступ в Internet через национального оператора Internet - компанию Ziplink LLC, я приготовился вступить в мир ISDN. Как жестоко я ошибался! Обоим сервисам далеко даже до приемлемого уровня.

ТАК ВОТ ОН КАКОЙ, NYNEX

Подключение к ISDN я заказал в начале октября, а выполнение его было обещано на середину ноября. Так долго ждать не хотелось, но у Nynex в данной области нет конкурентов, поэтому волей-неволей пришлось смириться. Когда же настала долгожданная середина ноября, мне позвонили из Nynex и сообщили, что заказ переносится на середину декабря. По всей видимости, ребята из Nynex забыли о том, что мой дом находится более чем в 18 000 футов от центрального офиса (максимальная протяженность линии ISDN) и вначале следует установить повторители. Дальнейшие события оказались еще любопытнее.

За неделю до Дня благодарения техники Nynex, устанавливающие повторитель, лишили телефонной связи всю округу на целых пять дней. Хорошо еще, что никому из моих соседей не потребовалась срочная помощь, например, службы 911.

Положение дел нисколько не улучшилось, когда четыре техника Nynex объявились в середине декабря. Мой мост/маршрутизатор ISDN - Pipeline 50 от Ascend Communications - использует гнездо RJ-45 для завершения глобального канала (как и в большей части оборудования ISDN). Единственная проблема состояла в том, что техники Nynex завершили линию ISDN посредством RJ-11, хотя рабочая спецификация рекомендует RJ-45. Pipeline 50 стоял всего в 3 метрах на виду у техников, но никто из них не обратил на него внимание.

После решения этой проблемы я подумал, что все трудности позади, и подключение к Ziplink пройдет без труда. Но не тут-то было. Несмотря на то что Ziplink вложила огромные средства в создание инфраструктуры (в том числе в магистральные линии Т-3), предлагаемый сервис и поддержка оставляют желать много лучшего.

Я купился на низкую ежемесячную арендную плату в 15 долларов за сервис ISDN против 30 долларов у других операторов Internet. На следующий день после регистрации на Web-узле Ziplink торговый представитель позвонил мне и запросил информацию, которую я уже предоставил, - какая эффективная организация!

На вопрос о конфигурации торговый представитель уверил меня в том, что все должно работать, - а любой из мира сетей знает, насколько двусмысленно слово "должно". В моей конфигурации Pipeline 50 связывается с Ziplink через ISDN, но есть еще и второй интерфейс - для поключения Macintosh через Ethernet. Начав конфигурировать Macintosh, я вспомнил, что позабыл спросить адреса серверов именования доменов. Прождав 15 минут ответа на звонок, я смог наконец переговорить с сотрудником отдела технической поддержки. Он выдал адреса DNS, но не более того.

В частности, как оказалось, этот человек имел представление только о сервисе ISDN для автономных ПК или Macintosh, когда соединение должно устанавливаться вручную каждый раз заново. Но меня интересовал доступ из локальной сети через ISDN при наличии моста/маршрутизатора ISDN, автоматически инициирующего звонок, когда пакет предназначен для пересылки по глобальной сети.

После получасового разговора этот сотрудник предложил мне обратиться с вопросами о конфигурации по электронной почте isdn@ziplink.net. Он уверил меня, что я получу ответ в течение нескольких дней.

Так что вот так. Спустя полтора месяца я по-прежнему не имею ISDN. К тому времени, когда вы будете читать эту статью, может быть, все утрясется.

БОЛЬШЕ НИКАКИХ УЖАСНЫХ ИСТОРИЙ

Даже если я в конце концов получу то, что хотел, другие пользователи будут вынуждены пройти через все те же перипетии, что и я. Если отрасль действительно собирается сделать ISDN ходовым товаром, то он должен стать гораздо проще в установке. Владельцы сетей связи, операторы Internet и поставщики должны принять следующие меры:

  • обучение торговых представителей и технических специалистов (торговые представители должны знать, какие сервисы для каких приложений подходят, а сотрудникам отдела технической поддержки следует вплотную познакомиться с предлагаемыми сервисами и требуемыми конфигурациями);
  • поставщики оборудования ISDN должны поставлять преконфигурированные продукты, чтобы пользователю оставалось только ввести номер телефона ISDN и тип коммутатора в узле АТС (оборудование должно обеспечивать простой доступ посредством telnet для отладки конфигурации или, еще лучше, применение графических конфигурационных меню);
  • владельцам сетей связи, операторам Internet и поставщикам оборудования необходимо создать общенациональный клиринговый дом по технической поддержке ISDN (отрасль только выгадает от налаживания связи между производителями устройств и провайдерами услуг (помимо экономии времени такой клиринговый дом должен взять на себя задачу разработки общеотраслевого стандарта на конфигурационное программное обеспечение).
  • Хочется еще раз подчеркнуть важность обучения. По крайней мере все Nynex и Ziplink в мире могли бы повысить плату за свои услуги, но полученные средства направить на обучение персонала. Он в нем нуждается.


    Николас Дж. Липпис III - президент и учредитель корпорации Strategic Networks Consulting, занимающейся консультированием по всем вопросам компьютерных сетей. Липпис - всемирно признанный авторитет в области архитектуры, реализации и управления объединенными корпоративными сетями. Он консультировал многие фирмы из числа Global 1000, в частности Barclays Bank, Shering-Plough Research Institute, Hughes and Liberty Mutual, по вопросам организации корпоративной сети. Кроме того, в качестве одного из редакторов он ведет колонку в журнале Data Communications. Липпис входит в состав организационного комитета крупнейшей международной торговой выставки NetWorld+Interop. С ним можно связаться через Internet по адресу: lippis@snci.com.