Стефен ДеВитт

Вице-президент по маркетингу Cisco IOS и продуктам сетевого администрирования, Cisco Systems.

Александр Авдуевский и Игорь Левшин

PhotoСтефен ДеВитт приехал в Москву на проводимую московским представительством компании встречу высшего руководства Cisco с журналистами. IOS - основа технологий Cisco, поэтому именно выступление ДеВитта было посвящено стратегии компании. Накануне пресс-конференции ДеВитт дал интервью журналу LAN.

LAN Magazine/Русское издание: Раскройте, пожалуйста, связь между последними приобретениями Вашей компании и общей стратегией.

Стефен ДеВитт: Все очень просто. Мы не исповедуем какую-то одну технологию. У нас нет "религиозных" предпочтений, скажем, в пользу АТМ или Ethernet. Нам нужны обе. Может быть, через пять лет все будут говорить о Terabit Ethernet, а потом - о Pentabit. Приобретая StrataCom, мы инвестировали большие средства в АТМ. Этого нельзя было избежать, потому что нам необходима мощь АТМ, вся его масштабируемость, гибкость и надежность. Между прочим, перед тем как приобрести StrataCom, мы инвестировали конкурировавшую с ней Cascade. Нам нужны решения в разных технологиях, и тут главный момент - сетевое ПО. Любые технологические платформы без него бессмысленны. Единственная вещь, в которую мы свято верим, - это IOS - Internetworking Operating System. IOS - наша религия. Мы встраиваем ядро IOS во все наши устройства. Поэтому коммутатор этажа и магистральный маршрутизатор могут хорошо взаимодействовать. Гораздо легче сделать магистральный маршрутизатор и на этом успокоиться, как делают некоторые компании. Очень немногие фирмы в состоянии найти решение, которое позволит развернуть сеть и управлять ею от начала до конца: от устройств удаленного доступа до коммутатора уровня кампуса и высокоскоростных магистральных устройств. Ядро IOS гарантирует, что все эти устройства смогут совместно работать, а если вы собираете сеть из сетевых плат от 3Com, концентраторов от Bay Networks, маршрутизаторов от Cisco, коммутаторов ATM от FORE Systems или Cascade - управление сетью превращается в ночной кошмар. Мы вложили огромные средства в IOS именно для того, чтобы все те устройства, которые появляются в результате наших приобретений, могли взаимодействовать наилучшим образом.

LAN: Ваши приобретения решают эту непростую задачу?

ДеВитт: Последние наши приобретения - компании Nashoba Systems и Granite Networks. Политика у нас очень простая. Компания, производящая сетевое оборудование, не может делать все сама. Мы начинали с производства маршрутизаторов. Самые первые маршрутизаторы были придуманы исключительно для того, чтобы можно было осуществлять соединение одной локальной сети с другой в одном кампусе. Сейчас требования к маршрутизаторам настолько разнообразны и сложны, что построить все на одной платформе, на одном и том же наборе технологий невозможно. Последние приобретения показывают, куда направлены наши интересы - на глобальные сети, на сети кампусов и на удаленный доступ.

Если вы хотите угадать, какую компанию приобретет дальше Cisco - нет ничего проще: посмотрите на рынок, какие новые решения появились на нем. Почему мы купили Granite? Потому что Gigabit Ethernet - потенциальная альтернатива АТМ. Есть основания считать, что Gigabit Ethernet завоюет хорошие позиции на рынке, но знать это наверняка еще не может никто.

LAN: То есть Вы тоже не уверены в будущем Gigabit Ethernet...

ДеВитт: У Gigabit Ethernet много положительных сторон. Прежде всего, плавный переход к нему от достаточно распространенных сейчас форм Ethernet. Меньше затрат на обучение - относительно невысокая цена. Конечно, я верю, что место на рынке он себе отвоюет. Сейчас рынок Fast Ethernet в десять раз больше, чем АТМ. Индустрия развивается невероятно быстро, но при этом люди пытаются выжать все из уже существующих сетей. Так что рынок нам обеспечен, и солидный.

Мир сетевых технологий стал необычайно сложен. Перед тем как лететь в Москву, я посмотрел прогноз погоды на узле CNN. Это элементарный запрос, но что при этом происходит? Я сделал запрос, ввел Internet-адрес, установил соединение с коммутатором этажа, тот - с маршрутизатором здания, тот - с магистральным маршрутизатором, далее запрос попал на брандмауэр моей компании, был отправлен из компании к нашему Internet-провайдеру, от него к другому провайдеру и, пройдя целый ряд коммутаторов и маршрутизаторов, попал на нужный сервер, но там, на той стороне, - тоже брандмауэр и не менее сложная система. И это - простейшее приложение. А если речь идет о мультимедийных? Сколько различных устройств здесь работает! А если мы посмотрим на программное обеспечение? У клиента есть стек протоколов и средства адресации, уже здесь необходима хорошая пропускная способность; далее - ПО коммутаторов и маршрутизаторов. Маршрутизатор здания знает, как попасть в Internet, а также последующие маршрутизаторы адреса. К тому же существуют проблемы безопасности, ограничения пропускной способности. Все это очень сложная система. А в Internet мы имеем дело с тысячами таких соединений. Видеоприложения еще сложней, а они уже приходят в наши дома.

Вы знаете, что все компании, и наша в том числе, очень любят показывать графики производительность/цена и им подобные, и у всех кривые заканчиваются в правом верхнем углу. Удивительное совпадение! Комедия, фарс! Речь идет о современных технологиях. Никогда не бывает, что все было одинаково хорошо, и никогда не знаешь, что тебя ждет завтра. Необходимо обеспечить заказчику полный спектр решений. У каждого свои критерии. Для одного самое важное - цена/производительность, для другого - надежность, для третьего - масштабируемость и так далее. В США главным считают одно, в Китае - другое, в Сингапуре - третье, здесь в России - четвертое. А наша задача - связать все это воедино. Ее решает наше связующее ПО - IOS, лежащее в основе всех продуктов Cisco.

LAN: Cisco придерживалось такой стратегии с самого начала или ее вынудила к этому современная ситуация?

ДеВитт: Мы начинали как компания-производитель маршрутизаторов, но из этого не следует, что мы окончим свои дни производителями маршрутизаторов. Вначале наша фирма вложила деньги в одну компанию из числа производителей коммутаторов, потом в другую, затем в еще одну и, наконец, в очень большую "коммутаторную" компанию - StrataCom. Дело в том, что все меняется чрезвычайно быстро. Мы говорим о коммутации на втором уровне и маршрутизации на третьем, но сами границы между слоями становятся расплывчатыми. Маршрутизаторы все больше похожи на коммутаторы, а коммутаторы - на маршрутизаторы. А раз неизвестно, что будет на рынке через пару лет, адептом одной технологии быть нельзя. У нас есть конкуренты, которые говорят, что АТМ - решение всех проблем, даже пишут на своем Web-узле: "Все дороги ведут к АТМ". Смешно! Конечно, в глобальных сетях и магистралях крайне необходима АТМ, но мы только что говорили с вами о том, как сложно устроены даже простейшие приложения.

LAN: Как прошел процесс поглощения StrataCom?

ДеВитт: За время своей карьеры я так или иначе много раз наблюдал процесс поглощения компаний - и в Cisco, и раньше. Это было самое мягкое поглощение, которое я видел. Во-первых, потому, что StrataCom расположена через дорогу от нас. Наши дети ходят в одну школу. Но главное - у нас сходные взгляды на то, как лучше работать с клиентами, как вести бизнес. Не был уволен ни один человек, фактически просто сменилась вывеска. С продуктами тоже все проходит достаточно гладко: интеграция IOS с коммутаторами StrataCom продолжается и будет еще какое-то время продолжаться, но здесь нет принципиальных сложностей.

LAN: Таким образом, составная часть Вашей политики - искать маленькие компании, которые растут как грибы, и потом собирать их в лукошко?

ДеВитт: Не совсем. Покупая компанию, мы вовсе не ждем быстрой отдачи, это не вопрос прибыли. Это, прежде всего, технологическая политика. Если не считать StrataCom, приобретенные нами компании не имели развитой инфраструктуры маркетинговых и других коммерческих служб, у них на это не хватало сил. Мы даем фирме возможность расти внутри нашей большой компании. Так было с самого начала, это часть нашей культуры, традиция Cisco.

LAN: Но Вы ведь вкладываете деньги в приобретенные компании?

ДеВитт: Да, но в целом предоставляем компанию самой себе. Мы не втягиваем ее в общие бюрократические структуры, Cisco очень децентрализованная компания. Когда мы поглотили Crescendo и Kalpana, они вместе составляли бизнес в 40-50 миллионов долларов. Теперь, через 2,5 года, счет идет на миллиарды. Это говорит об огромных возможностях в данной отрасли.

LAN: В последнем номере LAN Magazin/Русское издание была напечатана статья Ника Липписа "Способен ли NIA сдержать Cisco?". Что Вы думаете по этому поводу?

ДеВитт: Я не буду темнить. Мы лидируем в этой индустрии, и наша цель - продолжать лидировать. Мы не хотим замедлять наше развитие и должны обеспечивать цену наших акций, но в то же время ни одна компания не может развиваться в одиночестве. Есть некая компания, руководство которой полагает, что все можно сделать самим. Как только мы начнем рассуждать подобным образом, нам наступит конец. Сейчас Cisco тратит огромные деньги на исследования, но не стремится быть единственной компанией на рынке или даже вытеснять с него конкурентов. Но мы лидеры, поэтому в нас стреляют, и мы будем отвечать на выстрелы. Мы будем, как и раньше, агрессивны в отношении цен и открыты к сотрудничеству, этого от нас ждут и наши клиенты. Ник упомянул о нашем слабом месте - соединении с настольными системами... Cisco построила Internet, и по мере того как мы приближаем к клиентам критичные сетевые службы, мы ищем партнеров. Intel, Compaq, Microsoft - вот всего лишь некоторые из компаний, с которыми мы работаем. Мы поставляем решения, основаные на стандартах - этого требуют клиенты. Нестандартизированные технологии, которые приведут к сетям, несовместимым с технологиями других основных производителей (не обязательно Cisco)... никогда!

LAN: Да, но у этих ребят из NIA такое хорошее название - Network Interoperability Alliance! И цели благородные.

ДеВитт: Новые стандарты мы поддерживаем и будем поддерживать. Cisco работает с комитетом IETF и с другими организациями. Если и другие компании будут предоставлять свои предложения в АТМ Forum и Frame Relay Forum, то к такому сотрудничеству мы готовы, но если кто-то попытается установить стандарты де-факто, это только приведет к войнам стандартов, и мы такие стандарты, конечно, поддерживать не будем.

Посмотрите на ситуацию с управлением сетями. Здесь есть общепринятые стандарты, и тем не менее программы с трудом работают совместно. У каждой компании свои средства управления сетью. А ведь будущие Internet-приложения требуют согласованной работы всех видов сетевого ПО.

LAN: Что Вы думаете о положении на этом рынке после 2000 года? К чему приведет процесс консолидации?

ДеВитт: Я думаю, что сохранится несколько крупных компаний. Посмотрите: рынок магистральных маршрутизаторов - 3 миллиарда долларов, интеграция IBM SNA - 3, АТМ-коммутаторы, коммутаторы Fast Ethernet для сетей масштаба предприятия, все то, что входит в понятие Internet-коммутация, - 10 миллиардов в этом десятилетии. Это большие рынки. Плюс новые - Китай, Индонезия, Сингапур, российский рынок - все это миллиарды долларов. Для существования на таких рынках нужны большие компании, поэтому, с одной стороны, идет процесс консолидации, с другой - все время появляются новые компании, несущие новые технологии. Примеры: Granite, Crescendo, Kalpana, Cascade.

Компании не хотят быть в роли системных интеграторов. Не знаю, как у вас в России, а я слышу постоянно о том, что клиенты хотят покупать полное решение у одного производителя.

LAN: Вы делаете свои устройства все более интеллектуальными. Не скажется ли это на эффективности их работы? Останется ли место для продукции сторонних фирм?

ДеВитт: Во-первых, я убежден, что для компании, которая производит интероперабельное оборудование для сетей, частные технологии - верная смерть. Вы можете убедиться: вся IOS построена на стандартах. Создавать программное обеспечение для сетей всегда очень сложно, потому что в любом только что созданном ПО есть ошибки, а клиент никогда не поставит большую систему, если не уверен, что она пуленепробиваемой надежности. Вы помните историю с America OnLine, когда сервер крупнейшего провайдера сервисов Internet, у которого 6 миллионов подписчиков, не работал в течение 2 дней. Они пытались соединиться с сервером и получали сообщение, что он недоступен. Это, мягко говоря, плохо. Сопряжение разнородного сетевого ПО - задача еще более сложная, чем сопряжение аппаратного обеспечения. Область развивается чрезвычайно быстро, поэтому возможности применения нового программного обеспечения в бизнесе огромные: и брандмауэры, и мультимедийные приложения, и средства разработки для Internet и Intranet. А наша задача - при помощи нашей IOS надежно связать это ПО, хотя некоторые и утверждают, что это невозможно. Мы разрабатываем модульное ПО: хороший принцип, которому мы научились у IBM. Дополняя модуль, можно добавлять новые функциональные возможности, не прекращая работы сети.

LAN: Сейчас все говорят об Intranet. Что Вы думаете по этому поводу?

ДеВитт: По-моему, это логически естественный шаг от того, что мы всегда называли технологией клиент-сервер. Всего несколько лет назад - в начале девяностых - вокруг этого термина была шумиха. Компании старались создать приложения, которые давали бы возможность клиентским машинам, достаточно мощным, получить доступ к данным, распределенным на сети, и построить такой тип приложений, который бы отражал потребности их специфического бизнеса. Так что претензии клиент-серверной парадигмы и парадигмы корпоративного Intranet похожи, если не учитывать, что в последней данные не обязательно локализованы, скажем, внутри кампуса, а расположены где угодно - в глобальной сети, в общедоступных сетях - как бы вокруг корпорации. И вы имеете дело с приложениями, разработанными именно для такого окружения, а не при помощи одного из языков 4GL или какого-то другого языка разработки, который используется для приложений клиент-сервер и поддерживается такими компаниями, как PeopleSoft или Oracle. Я считаю, что Intranet просто следующее поколение клиент-сервер.

LAN: В какой степени Intranet - модный лозунг?

ДеВитт: Что касается маркетинга, то я думаю, термин Intranet очень удачный, потому что он точно определяет то, что он может дать. Это частный, приватный компонент сетевых вычислений. Мы вкладываем большие деньги, создавая свое здание Intranet таким, каким мы его видим, чтобы наши клиенты получили о нем представление. При этом задействовано большое количество современных технологий. Здесь и распределенные сети, и удаленный доступ, и маршрутизаторы доступа, и коммутаторы. Мы инвестируем средства в несколько технологий ПО, без которых не могут быть построены приложения для Intranet. Если хотите создать внутрикорпоративные приложения для вашего отдела кадров или расчетного отдела, то придется использовать высококритичные сетевые сервисы, становящиеся важным программным уровнем, обеспечивая нужное качество и надежность приложениям, которые надстраиваются над ним. Мы сотрудничаем с очень многими провайдерами Internet и телекоммуникационными компаниями, такими как MCI, AT&T, Sprint в США, чтобы интегрировать мультимедийное ПО и предоставить клиентским машинам с процессорами Intel возможность работать с ПО Intel и с сетевым оборудованием Cisco.

LAN: То есть у Вас есть специализированные продукты именно для Intranet, или просто ваши продукты хорошо подходят для Intranet?

ДеВитт: Мы заостряем внимание прежде всего на аппаратуре для создания сетевой инфраструктуры. Наша компания состоит в партнерских отношениях с производителями компьютерных платформ (в первую очередь - с Intel), с одной стороны, и с разработчиками приложений, с другой, например PictureTell Videoserver, Precept, Microsoft, Intel со своим ProShare. Мы не делаем приложения, но, создавая сетевую инфраструктуру, разрабатываем ПО, которое необходимо как нижний слой для работы этих приложений. Однако мы сотрудничаем и с другими компаниями, которые производят межсетевое оборудование, поскольку мы хотим установить критически важные стандарты в отрасли, такие как стандарты IETF.

LAN: А у себя в корпорации Вы используете Intranet?

ДеВитт: Очень широко. Я думаю, что у нас крупнейшая в мире внутренняя Intranet. Кроме того, мы распространили нашу Intranet за пределы компании - для обслуживания клиентов. Сейчас больше 70% поддержки осуществляется таким образом. Мы применяем практически все виды сервисов Intranet: и видеоконференции, и широковещание, и заказы, и обучение. Безбумажный офис мы не создали - бумаг сколько было, столько и есть, но работа с ними идет эффективней. Приезжайте - увидите!