Мы продолжаем публикацию статей Ника Липписа, написанных специально для русского издания LAN Magazine.


ФОРМУЛА УСПЕХА CISCO
...ВСТУПАЙТЕ В NETWORK INTEROPERABILITY ALLIANCE
ДУША NIA
ДОБЬЕТСЯ ЛИ NIA УСПЕХА?
ВЛИЯНИЕ NIA
МИРОВОЙ РЫНОК СРЕДСТВ МЕЖСЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В 1996 г.

Уважаемые читатели русского издания LAN Magazine!

Сегодня, после выхода уже трех моих статей в рубрике "Колонка Липписа", я хотел бы поблагодарить всех, кто присылал на них свои отклики в адрес редакции LAN Magazine/Русское Издание. Я рад, что эти статьи вызвали интерес у российских читателей, и надеюсь на дальнейшее сотрудничество с этим ведущим российским сетевым изданием.

Думаю, что сейчас рынок сетевых и телекоммуникационных услуг в России окончательно "встал на ноги" и может стать одним из факторов, которые ускорят продолжающийся в последние годы процесс интеграции России в мировое сообщество. Об этом свидетельствует и успех выставки Netcom - крупнейшего в России и странах СНГ события для всех, кто всерьез занимается вопросами, связанными с различными аспектами сетевых технологий, которая проводится уже в третий раз. Думаю, что быстрое развитие этого рынка в России позволит в обозримом будущем сделать возможным проведение здесь и других сетевых шоу мирового масштаба. Как один из членов организационного комитета Interop, выставки, охватывающей многие страны мира и являющейся событием #1 в индустрии сетей и телекоммуникаций, хотел бы надеяться на то, что в будущем возможно ее проведение и в России. Уверен, что российский рынок становится все более привлекательным для компаний-производителей и поставщиков услуг во всем мире.

С наилучшими пожеланиями всем читателям LAN Magazine/Русское Издание,

Николас Дж. Липпис III


Cisco Systems сопутствует успех. За последние шесть лет лидер в области межсетевого оборудования обогнал своих соперников настолько, что конкуренты с многомиллиардным оборотом выглядят подбирающими объедки со стола Cisco. Стоит только на секунду зазеваться, и Cisco уже далеко впереди в очередном новом секторе рынка сетевого компьютерного оборудования. Bay Networks и Cabletron до сих пор не могут наверстать свой поздний приход на рынок дешевой коммутации кадров и связи для удаленных офисов. IBM пытается подкрепить свои худосочные предложения маршрутизаторов и концентраторов при помощи ATM (без успеха). Digital возлагает свои надежды на заимствованную у Ipsilon технологию, а Hewlett-Packard, по существу, покинула рынок сетевых средств для предприятия.

Как собственные разработки, так и многочисленные приобретения принесли Cisco больше успехов, чем неудач. По объему продаж компания опережает ближайшего конкурента почти в два раза.

Cisco подает свою продукцию крупным корпоративным заказчикам под соусом: "С конкуренцией на сетевом рынке покончено, мы победили". Торговые представители компании заколдовывают заказчиков тем же заклинанием, что и Microsoft, а ранее IBM: "Вас никогда не уволят за покупку сетевого оборудования Cisco".

ФОРМУЛА УСПЕХА CISCO

Cisco добилась такого беспрецедентного успеха благодаря следующим факторам:

  • Нацеленность на успех. Внутренняя структура Cisco соответствует структуре рынка, благодаря чему каждое подразделение идет голова к голове со своими непосредственными конкурентами. При годовом обороте в 4 миллиарда долларов компания не утратила коммивояжерский дух - Cisco как бульдог вцепляется в каждый кусок рыночного пирога. Принятая организационная модель помогает, помимо всего прочего, избегать технологических догм. Единственная исповедуемая Cisco религия - это победа в конкуренции и деланье денег.
  • Создание своего мира. Если вам когда-либо доводилось присутствовать на конференции сетевиков Cisco Networkers, то вы наверняка обратили внимание на их речь: компания изобрела свой собственный "язык" общения с пользователями по поводу продуктов. Это создает еще один барьер для проникновения конкурентов.
  • Широкий спектр товаров. Те, кто руководит Cisco, стремятся к тому, чтобы компания имела продукты для всех категорий покупателей, от частных до корпоративных клиентов.
  • Правильно сделанные ставки. Компания сумела извлечь из своего успеха деньги, а их она направила на приобретение лучших молодых компаний в новых сегментах рынка. За последние два года Cisco потратила около 5 миллиардов долларов на покупку таких компаний, крупнейшая из которых StrataCom. Одним мощным прыжком она ворвалась на рынок телекоммуникационных средств и поставила Cascade, Newbridge, NorTel, Lucent, NEC и др. перед неприятным для них фактом: Cisco собирается господствовать и в этом секторе рынка. В недавней сделке с Telebit Cisco действовала как инвестиционный банк, ссудив директорату Telebit деньги для выкупа части фирмы.
  • Эти хрестоматийные действия были подкреплены одной дерзкой акцией, способной навсегда покончить с конкуренцией в отрасли. В целях укрепления своего господствующего положения Cisco начала лицензирование своих "фамильных драгоценностей" вроде IOS (межсетевая операционная система). Ведущая начало от программного обеспечения маршрутизаторов Cisco, IOS обеспечивает теперь защиту и управление сетей и т.п. Она охватывает все три направления деятельности компании: потребительский, корпоративный и телекоммуникационный рынки. Однако важнее всего смелая попытка Cisco навязать отрасли IOS в качестве стандарта де-факто на межсетевую операционную систему.

    ...ВСТУПАЙТЕ В NETWORK INTEROPERABILITY ALLIANCE

    В мае три основных конкурента (3Com, Bay Networks и IBM) воздвигли заслон на пути всесокрушающего катка Cisco в виде альянса для обеспечения сетевого взаимодействия (Network Interoperability Alliance, NIA). За Xylan, недавно присоединившейся к альянсу, наверняка последуют другие, если альянс приобретет вес в отрасли.

    Что из себя представляет NIA? NIA - это приверженность принятым стандартам плюс независимое тестирование на соответствие данным стандартам. NIA предлагает простую структуру архитектуры сети из недорогих простых сетевых устройств уровня настольной системы и рабочей группы, причем вся функциональность и сложность сосредотачиваются, главным образом, на уровне магистрали и территориальной сети. Альянс определяет также общие для входящих в него поставщиков приложения и агенты управления сетью.

    NIA обещает структуру из четырех основных компонентов:

    1) Настольные системы и серверы. Эти конечные узлы в сети станут более интеллектуальными благодаря новым специальным возможностям сетевых плат (например, качеству услуг и средствам управления сетью), драйверов, портов концентраторов и коммутаторов. Именно здесь должны сказать свое веское слово объединенные усилия IBM, 3Com и Bay Networks, так как они контролируют свыше трети от почти 200 миллионов сетевых соединений (сетевые платы плюс порты концентраторов и коммутаторов). Cisco может противопоставить этому лишь жалкий 1%. Однако по числу коммутируемых портов она идет вровень с 3Com, а это наиболее быстро растущий сегмент рынка.

    2) "Крайние" сетевые технологии. NIA обещает недорогие эффективные сетевые технологии для периферии сети, в том числе стандарты на коммутацию, коммутацию с маршрутизацией, укороченную маршрутизацию с использованием маршрутного протокола без промежуточных узлов (zero hop routing protocol), а также качество услуг.

    3) Базовые сетевые технологии. В центре сети NIA предполагает поддерживать существующие магистральные маршрутизаторы и магистральные протоколы, например OSPF. Кроме того, альянс собирается использовать стандарты эмуляции локальной сети, принятые ATM Forum, и разработанную Bay Networks технологию I-PNNI (Integrated Private Network-to-Network Interface). I-PNNI обеспечивает единую топологию или представление маршрутизаторов, коммутаторов кадров и коммутаторов ячеек в масштабах сети. I-PNNI должен стать магистральным протоколом в архитектуре NIA (магистральным протоколом для маршрутизаторов Cisco является IGRP).

    4) Управление сетью. Предполагается, что приложения управления входящих в альянс поставщиков смогут следить за всеми их продуктами. Для этого NIA собирается согласовать имеющиеся корпоративные базы управляющей информации (MIB), содействовать разработке и стандартизации новых возможностей и функций MIB, поощрять разработку инструментов Java для управления сетью и совместно разрабатывать топологические протоколы.

    Например, сегодня только Bay Networks имеет топологический протокол, при помощи которого управляющие приложения могут видеть всю сеть с коммутаторами, концентраторами и настольными системами за портами маршрутизатора. С принятием этого топологического протокола комплекты приложений управления сетью (в частности Optivity, Transcend или NetView) членов ассоциации получат возможность давать подробную картину разделяемых, коммутируемых и маршрутных инфраструктур - иными словами, администраторы сетей получат наконец-то возможность увидеть и оценить инфраструктуру всей сети в целом. Если NIA преуспеет в одной лишь этой своей затее, то это будет гигантским шагом вперед.

    ДУША NIA

    Каково значение NIA для ее членов? Ставка - многомиллиардные узлы, территориальные и магистральные сети. Ассоциация хочет уравнять шансы и склонить чашу весов в свою пользу. NIA пытается перебить козырную карту Cisco - межсетевую операционную систему IOS - "открытой IOS" в надежде переманить заказчиков в свой лагерь. NIA наносит удар в самое слабое место Cisco: соединения с настольными системами. Отсюда включение в разрабатываемую архитектуру интеллектуальных соединений с настольными системами и серверами.

    ДОБЬЕТСЯ ЛИ NIA УСПЕХА?

    Все эти разговоры о материнстве, яблочном пироге и открытых стандартах осточертели до тошноты (за ними, как часто оказывается, ничего не стоит). При теперешнем раскладе сил ассоциация обречена, если она будет заниматься исключительно противодействием Cisco. В данном контексте поучительна судьба Фонда открытых систем (Open System Foundation, OSF), очевидной целью которого было лишить компанию Sun лидерства в распределенных вычислениях и ее крупной доли на рынке Unix. Фонд тоже пытался завлечь конечных заказчиков приманкой в виде взаимодействия и переносимости систем различных поставщиков, но пользователи в итоге предпочли остаться с нестандартными реализациями от Sun и других. Несмотря на все размахивания руками, лишь немногие поставщики воплотили технологию OSF в реальные продукты - большинство отдали ей должное на словах, но предпочли сделать ставку на свои нестандартные продукты.

    Работы над межсетевыми стандартами на коммутацию для корпоративных сетей непочатый край. NIA, заимствовав существующие технологии - одни у ATM Forum, другие у IEEE, третьи у IETF, а остальные у собственных членов, - подошла к проблеме стандартизации по-новому. До сих пор никому не удавалось добиться успеха с помощью такого количества технологий. Усилия приносили свои плоды, прежде всего, тогда, когда они концентрировались вокруг одной технологии, а не на архитектуре или общем подходе к сетевым технологиям.

    IETF, IEEE, Frame Relay Forum и ATM Forum - вот четыре организации, чьи стандарты были приняты отраслью. IETF и IEEE - официальные организации по стандартизации. Каждый из форумов Frame Relay и ATM разрабатывал стандарты только для одной технологии. Оба этих форума были первоначально созданы четырьмя поставщиками и ставили своей изначальной задачей быстрое продвижение технологии на рынок. По сути, они занимались предварительной подготовкой стандартов, так что, когда те попадали в IEEE или IETF, этим организациям оставалось только поставить на них печать.

    Прежде всего NIA должна стать IETF для коммутируемых корпоративных сетей. При такой модели процесс выбора технологии открыт, а не предопределен. При этом победителей и проигравших выбирает рынок. NIA должна взять на вооружение подход IETF к созданию/утверждению стандартов с организацией рабочих групп по технологиям, причем предложения должны приниматься ото всех.

    Во-вторых, NIA должна расширить круг членов и включить в свой состав тех, кто действительно заинтересован в ее деятельности, т.е. пользователей. Например, обеспечить качество услуг между настольными системами и серверами невозможно без участия Microsoft, Netscape, Novell и Sun. Предпочтение не должно отдаваться ни одной из компаний. Ассоциации необходимо быть независимой организацией, открытой для отрасли.

    В-третьих, скорейшее основание независимой лаборатории для тестирования продуктов на взаимодействие помогло бы членам NIA значительно продвинуться на пути извлечения выгоды из своей затеи, благодаря демонстрации на деле реальной цели альянса: обеспечения взаимодействия между продуктами различных поставщиков. Лаборатории следует помещать логотип NIA на тестированные продукты для подтверждения их соответствия стандартам NIA. Демонстрация взаимодействия продуктов может проводиться на таких крупнейших торговых выставках, как Networld+ Interop.

    ВЛИЯНИЕ NIA

    Так остановит ли NIA каток Cisco? Очевидно, но только не в этом году. Однако если члены NIA смогут конкурировать и противостоять NIA на торговом фронте и если продажи будут наглядно свидетельствовать об обоснованности заявлений о взаимодействии и эффективности продуктов, то, да, NIA сможет повлиять на рост продаж продукции Cisco. Первая вряд ли сможет отобрать у последней ее долю рынка, но снизить темпы роста на несколько процентов ей по силам.

    Весьма обнадеживающе, что Bay вынуждена будет развивать свои открытые межсетевые технологии и отойдет от нынешней корпоративной стратегии выбрасывания на рынок очередного "горячего" изделия. Что касается 3Com, с помощью NIA компания сможет окончательно утвердить себя как поставщик корпоративных систем. В случае IBM альянс дает возможность компании продемонстрировать свое влияние на сетевую отрасль и повысить доверие к своей продукции.


    Николас Дж. Липпис III - президент и учредитель корпорации Strategic Networks Consulting, занимающейся консультированием по всем вопросам компьютерных сетей. Липпис - всемирно признанный авторитет в области архитектуры, реализации и управления объединенными корпоративными сетями. Он консультировал многие фирмы из числа Global 1000, в частности Barclays Bank, ScheringPlough Research Institute, Hughes and Liberty Mutual, по вопросам организации корпоративной сети. Кроме того, в качестве одного из редакторов он ведет колонку в журнале Data Communications. Липпис был в составе организационного комитета крупнейшей международной торговой выставки NetWorld+Interop. С ним можно связаться через Internet по адресу: lippis@snci.com.

    МИРОВОЙ РЫНОК СРЕДСТВ МЕЖСЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ* В 1996 г.

    Приблизительный доход и доля рынка

    Компания
    Доход в миллиардах долларов
    Доля рынка
    Cisco
    3,9
    21,9%
    3Com
    2,3
    12,8%
    Bay Networks
    2,1
    11,6%
    IBM
    1,5
    8,3%
    Cabletron
    1,1
    6,0%
    Digital
    0,6
    3,3%
    Madge
    0,5
    2,8%
    UB
    0,5
    2,8%
    Fore
    0,24
    1,3%
    Proteon
    0,15
    0,8%
    Xylan
    0,11
    0,6%
    Другие
    5,0
    27,8%
    Всего
    18,0
    100%

    * Включая маршрутизаторы, концентраторы, удаленный доступ, управление сетью.

    Поделитесь материалом с коллегами и друзьями