Планирование отпуска тоже может быть приятным занятием. Запустите программу просмотра World Wide Web - и мечтайте себе на здоровье о предстоящих удовольствиях.


АГЕНТ НА ЛИНИИ
ПОЕДЕМ НА ОСТРОВА
НЕБЕСНЫЙ ВИДЕОПРОКАТ
ВИДЕЛА БЫ ТЫ МЕНЯ СЕЙЧАС
ПОДНЯТЬ ПАРУСА!
ЛЮБИМЫЙ КОРАБЛЬ
ПОРА СОБИРАТЬ ВЕЩИ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЛУЖБЫ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ДЕТАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ СОБИРАЮЩИМСЯ В ПОЕЗДКУ КЛИЕНТАМ
Путешествие по Web

Недельные путешествия - одно из самых замечательных изобретений человечества. Как замечательно уйти в отпуск, избавиться от домогательств начальства и груза каждодневных обязанностей, но... Куда поехать? И где остановиться по дороге? Конечно, можно воспользоваться услугами турбюро - у них всегда найдется в запасе парочка маршрутов, - но за это почти наверняка придется выложить кругленькую сумму.

Если вы хотите разработать маршрут самостоятельно, то вам необходим доступ к интерактивной службе World Wide Web (WWW) - здесь можно найти самую подробную и свежую информацию об авиарейсах, отелях, прокате автомобилей, а также о том, куда стоит поехать в данное время года. Имея компьютер и модем, будущие путешественники могут познакомиться с культурой и обычаями любого уголка земли, имеют возможность заказать билеты и забронировать места в гостинице, даже не дотрагиваясь до телефона!

Очутившись наконец на борту самолета или пассажирского лайнера, вы с удивлением обнаружите массу технических приспособлений, благодаря которым поездка становится не только безопасней, но и приятней.

АГЕНТ НА ЛИНИИ

В 1985 году возникла служба easySabre (принадлежащая компании AMR, одному из учредителей American Airlines), благодаря которой появилась возможность самостоятельно бронировать места в самолетах, номера в гостиницах и заказывать автомобили на прокат. У этой системы, имеющейся в America Online, CompuServe, Prodigy и других интерактивных службах, простой текстовый интерфейс, с помощью которого вы можете узнать о продолжительности полета до того или иного пункта назначения на самолетах разных авиакомпаний, а также стоимости авиабилетов, гостиничных номеров и расценках на прокат автомобилей. В 1994 году с помощью данной системы был произведен один миллион операций бронирования.

В марте 1996 года компания Sabre Interactive, подразделение Sabre Group компании AMR, начинает эксплуатацию интерактивной службы в WWW. Travelocity (http:www.travelocity.com) содержит постоянно обновляемую базу данных с графической информацией для путешественников.

"Поскольку эта база программировалась на языке разметки гипертекста (Hypertext Markup Language) HTML, она выглядит по-другому и снабжена более подробным описанием", - говорит Террел Джонс, президент Sabre Interactive. (Информацию о других интерактивных туристических услугах можно найти во врезке "Путешествие по Web".)

"Мы рассчитываем, что благодаря нашей системе клиенты смогут бронировать билеты на самолет и места в гостиницах, заказывать автомобили, исходя из конечной цели своей поездки или в привязке к конкретному событию, - говорит Террел Джонс. - К примеру, если предстоит командировка в Сан-Франциско, вы можете выяснить, играет ли в это время ваша любимая футбольная команда, и соответственно скорректировать свои планы".

Те, кого интересуют какие-то конкретные способы времяпрепровождения, скажем, катание на горных лыжах или плавание с аквалангом, могут подбирать место отдыха на основе соответствующих критериев.

Travelocity появилась в результате дружных усилий Sabre Interactive и Worldview Systems, совместного предприятия компаний Ameritech и Random House. Worldview специализируется на изготовлении программного обеспечения по заказу; в частности, именно эта компания разработала Fodor"s Worldview Travel Update и Fodor"s Worldview TravelFacts. Компания предлагает также и продукты специально для турагентств, например: Worldview TripPlanner Software, Worldview Automated TripPlanner Software и Fodor"s Worldview Personal Meeting Planner.

Пользователи Travelocity получают доступ к системам бронирования более чем 370 авиакомпаний, 180 гостиничных сетей и 50 компаний по прокату автомобилей; помимо этого, они могут общаться (через систему chat area и форумов) со своими собратьями-отпускниками и обозревателями туристических маршрутов. В рамках данной службы будет работать туристический магазин, торгующий дорожными сумками, путеводителями и проч.

Безбрежные просторы киберпространства таят в себе немало опасностей, поэтому Sabre Interactive установила сервер Netscape Commerce Server для защиты коммерческих операций.

Терелл Джонс поясняет, что первое время Travelocity и easySabre будут существовать бок о бок. Однако, если количество пользователей easySabre снизится за счет перехода на Travelocity, компания, возможно, полностью перейдет на новую службу.

ПОЕДЕМ НА ОСТРОВА

Предположим, вы много лет мечтали о поездке на Карибские острова - и вот наконец собрались. Наверняка, прежде чем отправляться в турагентство за путевкой, стоит чуть больше узнать о том, что вас там ждет. Но не спешите бежать в библиотеку или книжный магазин. Отправляйтесь-ка лучше в виртуальное путешествие по желанной стране, не отходя от мультимедийного компьютера на вашем столе. Именно для этого и предназначена серия Virtually There, выпускаемая компанией Sabre Interactive на CD-ROM. Ознакомившись с содержанием выбранного диска (здесь и видеозаписи, и графические иллюстрации, и музыка, и справочные данные), вы сможете лучше подготовиться к тому, с чем вам предстоит столкнуться, выйдя из самолета.

"Турист не может унести с собой все, что он увидел и услышал, - говорит Террел Джонс. - Путешествие мимолетно, в него нельзя вернуться и рассмотреть что-то получше, поэтому разумнее подготовиться заранее и знать наперед, на что следует обратить особое внимание. Именно для этого и предназначены наши продукты".

Первый CD-ROM из этой серии Virtually There - Caribbean - содержит более 35 минут видеоинформации и справочные данные о 19 возможных местах отдыха, включая Багамы и Ямайку.

После того как клиент выберет "кусочек рая" по своему вкусу, специальный пароль, записанный на CD-ROM, откроет ему доступ к 10 бесплатным часам работы в Prodigy и предоставит возможность соединения с easySabre, чтобы выполнить все необходимые операции бронирования.

НЕБЕСНЫЙ ВИДЕОПРОКАТ

Итак, билеты куплены, отель заказан, вещи собраны. Пора ехать в аэропорт. Если путь туриста лежит через океан, ему предстоит провести много часов (самый длинный полет продолжается более полусуток) в тесном салоне самолета. Компания Singapore Airlines (вскоре за ней последуют и другие) решила скрасить этот утомительный перелет и ввести новую систему развлечений на борту.

Matsushita Avionics Systems Corp. (MASC) устанавливает на самолетах Singapore Airlines и других авиакомпаний бортовую систему развлечений 2000EV, обеспечивающую воспроизведение заказанных пассажиром видео- и аудиозаписей.

В состав системы входит видео/аудио сервер производства Micropolis, на котором хранятся данные в формате .MPEG. Впервые эта система будет установлена в конце первого квартала 1996 года на самолете Боинг-747, принадлежащем Singapore Airlines.

Система состоит из четырех серверов Micropolis, расположенных в бортовом буфете в средней части самолета. На каждом сервере установлено по восемь 3,5-дюймовых дисков объемом 4,3 Гбайт каждый. Один сервер обслуживает 32 пассажира, поэтому пока услугами новой системы смогут воспользоваться только 128 человек.

"Полная емкость составляет 40 часов видео- (примерно 25 полнометражных фильмов) и 48 часов аудиозаписей", - говорит Дэвид Гуо, директор по маркетингу отдела видеосистем компании Micropolis.

Singapore Airlines намеревается предоставлять бесплатный доступ к системе пассажирам первого и бизнес-класса. По мере того как сингапурская авиакомпания и ее последователи будут расширять систему, доступ к ней получат и пассажиры экономического класса, однако им, по-видимому, придется платить за это как за дополнительную услугу (точно так же, как они платят за пользование наушниками). В состав развлекательной компьютерной системы 2000E входят персональные компьютеры класса 386 (встроенные по одному под каждым креслом); в подлокотники кресел в первом и бизнес-классах вмонтированы 6,5-дюймовые жидкокристаллические мониторы. В персональных компьютерах установлены коммуникационные платы для связи с землей, а также плата для видеоигры Nintendo.

Когда пассажир заказывает фильм или аудиозапись, данные с сервера поступают на выполняющий восстановление данных MPEG-декодер, а затем к пассажиру.

ВИДЕЛА БЫ ТЫ МЕНЯ СЕЙЧАС

В рекламном ролике компании Carnival Cruise Lines поется о том, как хорошо оказаться на борту судна этой компании - тут тебе и горы вкусной еды, и ночные клубы, и тренажерные залы. О том, как Carnival Cruise Lines (со штаб-квартирой в Майами) использует сетевые технологии, в этой песенке почему-то не поется. И напрасно.

Carnival Cruise Lines отнюдь не преувеличивает, называя себя самой популярной туристической компанией в мире, специализирующейся на круизах. За год десять лайнеров этой компании перевозят полтора миллиона человек в Мексику, на Карибские острова и на Аляску. Каждый из лайнеров перевозит свыше 2500 пассажиров, численность экипажа составляет до 900 человек.

Осенью 1996 года на воду должен быть спущен новый корабль - Destiny. Это будет первый круизный корабль водоизмещением свыше 100 тыс. тонн, который может принять на свой борт 3500 человек.

Дуг Ени, директор Carnival по системам и технологиям, рассказывает, что желание сэкономить на телефонной связи побудило компанию установить неполные линии T-1. Эти линии используются для голосовой связи и передачи данных с кораблей через спутник в Майами, где находится штаб-квартира компании, в Лондонское агентство по продаже билетов и на другие корабли. Линии T-1 соединяют Майами с филиалами в Хомстеде (шт. Флорида) и в Хомдейле (шт. Нью-Джерси).

В Майами сеть Carnival состоит из зеркального сервера под NetWare 3.12, маршрутизатора 7000 компании Cisco, интеллектуальных концентраторов MMAC-8FNB компании Cabletron и SPARC-станций Sun Microsystems. Кроме того, в состав сети входит около полутора тысяч персональных компьютеров, сервер уровня предприятия Unisys 2200/900, используемый для системы бронирования мест, маршрутизаторы NetRunner производства Micom для передачи IP-трафика и данных, голосовой и факсимильной связи, а также четыре факс-сервера производства компании American International Fax Products. Сеть работает по протоколу Ethernet 10BaseT и на кольце dual-homed FDDI.

ПОДНЯТЬ ПАРУСА!

Корабли Carnival можно назвать плавучими городами: здесь есть электронная почта, собственная ежедневная газета "Карнивал Каперс" и магазины, где продается все на свете, начиная от косметики и кончая сувенирными майками.

Бортовая сеть 10BaseT помогает избежать сбоев в работе всех судовых служб и поддерживает постоянную связь судна с портом Майами и с другими лайнерами Carnival. На каждом судне установлены маршрутизатор Cisco 400, концентратор Cabletron 4000, около 40 персональных компьютеров, рабочие станции Sun и учрежденческая АТС производства AT&T или Northern, обеспечивающая телефонную связь между каютами (которых более 1000). На судах ранней постройки используется сеть Ethernet и кабель Категории 3 в качестве носителя; бортовая сеть некоторых более новых судов представляет собой FDDI (носитель - оптический кабель) и 100BaseT (кабель Категории 5). Управление сетью осуществляет программа Spectrum 3.0 от Cabletron; поскольку корабли переговариваются между собой по спутниковой связи, с одного корабля можно управлять сетью другого. На всякий случай, вместе с каждым кораблем путешествует администратор информационной системы.

Благодаря линиям связи программисты из Майами могут работать с бортовыми приложениями находясь у себя дома, а если какой-нибудь член экипажа сталкивается с проблемой, то помочь ему может, например, член экипажа другого корабля.

Помимо прочего, бортовые приложения следят за поставками продуктов и передают необходимую информацию на компьютер Sequent, где установлены Oracle 6 и Oracle Financials. К моменту возвращения судна в порт береговые службы уже знают, какие запасы подошли к концу.

ЛЮБИМЫЙ КОРАБЛЬ

Для приобретения круизов Carnival туристические агентства используют Leisure Shopper, составную часть системы Apollo, весьма напоминающей Sabre. В данный момент Carnival рассматривает также ряд других продуктов, в частности Cruise Director от Sabre и Cruise Source от WorldSpan.

Сервер производства Unisys (находящийся в Майами), поддерживающий открытую систему на базе протокола TCP/IP, отслеживает все купленные путевки и автоматически бронирует для клиентов места на самолетах, направляющихся в Майами. "Подключившись к System One, мы работаем также и как туристическое агентство, - говорит Дуг Ени. - System One - это североамериканская дочерняя компания авиационного консорциума Amadeus (Мюнхен, Германия), совладельцами которого являются Air France, SAS, Lufthansa и Continental Airlines".

Система Unisys запоминает номера кредитных карточек пассажиров и передает соответствующую информацию судовым системам управления имуществом до выхода судов в море. По прибытии пассажиров на корабль их кредитные карточки вставляются в считывающее устройство, после чего судовая рабочая станция Sun посылает данные на сервер Unisys, который выходит на VisaNet, чтобы проверить платежеспособность пассажиров. Номера карточек шифруются по алгоритму, разработанному программистами Carnival. По получении подтверждения пассажирам выдают магнитные карточки Sail & Sign, с помощью которых можно оплачивать любые покупки во время круиза (за еду платить не надо - ее стоимость входит в стоимость путевки). При покупке алкогольных напитков и товаров из судового магазина деньги снимаются со счета пассажира, поэтому наличные для расчетов во время плавания не нужны.

Карточки используются также и для расчетов в центре развлечений под названием "Голубая лагуна", где пассажиры могут найти все последние новинки в области электронных игр.

К судовой системе управления имуществом подключена система кассовых аппаратов AT&T/NCR, поэтому все транзакции (производимые как с помощью обычных кассовых аппаратов, так и с использованием переносных радиомодулей) попадают в одну и ту же систему. На каждом судне также установлены справочные аппараты (automatic teller machine, ATM) производства AT&T/NCR, поэтому пассажирам не приходится тратить время на выяснение вопроса, когда судно приходит в тот или иной порт. Пассажиры, которые не хотят полностью предаться радостям жизни, имеют возможность ознакомиться с содержанием пришедших на их имя электронных писем.

Следующим шагом для Carnival станет узел Web, где можно будет получать информацию о круизах и бронировать места напрямую через Internet.

ПОРА СОБИРАТЬ ВЕЩИ

В индустрии туризма наметились заметные технические перемены, вызванные изменениями в запросах клиентов и возникновением новых средств доступа к информации. Наверное, еще рано рассуждать об успехе или неуспехе интерактивных служб; тем не менее ясно, что люди, предпочитающие самообслуживание при бронировании мест для деловых поездок, рано или поздно начнут пользоваться этим методом и в своих частных делах. А тот, кто не поленился и правильно спланировал свою поездку, сможет избежать неприятных накладок во время отпуска.


С Анитой Карве можно связаться через Internet по адресу: akarve@mfi.com.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЛУЖБЫ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ДЕТАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ СОБИРАЮЩИМСЯ В ПОЕЗДКУ КЛИЕНТАМ

Путешествие по Web

Отпуск может влететь в копеечку, если перед отъездом не раздобыть подробных сведений о поездке. Ниже перечислено, куда можно отправиться в киберпространстве, чтобы узнать подробности и заказать билеты для заветного путешествия.

America Online

  • easySabre

CompuServe

  • easySabre
  • Official Airline Guides (OAG)
  • Electronic Edition Worldspan TravelShopper

Prodigy

  • Fodor"s Worldview
  • Zagat"s Restaurant Guide
  • Mobil Travel Guides
  • easySabre

World Wide Web

  • Abacus Travel Magazine (http://www.actravel.com)
    Служба продажи билетов.
  • British Travel Information (http://www.inect.co.uk/vacation) Все, что необходимо узнать перед поездкой на Британские острова.
  • The Elite Traveller (http://www.uni.com/hall.html) Скидки на авиабилеты, гостиничные номера, круизы и прокат автомобилей. Годовой членский взнос составляет 39,95 долларов.
  • Going Places (http://travel.gpnet.com) Информационный справочник для путешественников.
  • Travel Online (http://tol.com/tol) Список услуг для путешественников: покупка туров, предоставление информации о местах назначения, а также о видах отдыха и развлечений.
  • Travel Source (http://www.travelsource.com) Диалоговый путеводитель, охватывающий широкий круг тем, в том числе информацию о курортах, сафари, походах на плотах, местах для плавания с аквалангом, гольфе, "винных турах", турах по заповедным местам и горнолыжных базах отдыха.
  • Travel Weekly (http://www.traveler.com) Список узлов Web для путешественников.
  • WorldNet "Visit U.S.A." (http://www.goworldnet.com/usa.htm) Каналы связи для получения информации обо всех 50 штатах и различных городах.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями