Обмениваясь информацией друг с другом, производители и торговые организации могут добиться снижения затрат. В конечном счете, в выигрыше оказывается покупатель.


НЕ ЗАБУДЬ МОЛОКО
БЕЗБУМАЖНЫЕ ЗАКАЗЫ
МАГАЗИНЫ НА ГУДЗОНЕ
ПОДНЯТЬ ЯКОРЯ
ДЕНЬГИ НА БОЧКУ!
ЧТО НА ВИТРИНЕ?
БОЛЕЛЬЩИКИ "ЯГУАРОВ" ИЗ ДЖЕКСОНВИЛЯ МОГУТ ОСТАВИТЬ ДОМА КОШЕЛЬКИ ДАЖЕ В ДЕНЬ ИГРЫ
Новые возможности

Во всех мировых цивилизациях, на протяжении тысячелетий, рынок был средоточием бесчисленных сообществ. До появления телефонов и телевизоров люди собирались на рынках не только для того, чтобы купить, но и для того, чтобы узнать последние городские новости и сплетни. Ежедневный или еженедельный поход на рынок был еще одной, если не единственной, возможностью общения с родственниками и друзьями. Но, как говорится, все течет, все изменяется; времена, когда рынок был местом встреч, канули в лету. Новости мы теперь черпаем из других источников, однако главная функция рынка - поставлять товары - осталась неизменной.

В наш век, век информации, даже такое старое как мир действие, как покупка, должно быть усовершенствовано, чтобы отвечать всем требованиям сегодняшнего дня. Раньше покупавшим и продававшим приходилось довольствоваться тем, что есть, ведь ни те, ни другие не знали в точности, что и когда поступит в продажу. Теперь же покупатель хочет иметь возможность приобрести все необходимые товары в одном месте и в удобное для него время. Под страхом разорения продавцы вынуждены искать пути к разрешению вставших перед ними задач.

Чтобы не потерять конкурентоспособность, розничные торговцы - и мелкие бакалейщики, и владельцы крупных универмагов - используют современные технологии, позволяющие следить за куплей-продажей в целом и совершенствующие как процедуры заказа товаров у производителей, так и собственно акта продажи.

НЕ ЗАБУДЬ МОЛОКО

В наше время даже самые маленькие продуктовые лавки оборудованы считывателями штрихового кода, позволяющими точно и быстро - быстрее, чем при ручном вводе - определять цену покупки. Эта техника отнюдь не нова, однако в последнее время лазерное считывание стали применять в продуктовых магазинах и для других целей.

Сеть продуктовых магазинов H.E.B. с центром в Сан-Антонио, охватывающая Хьюстон и ряд регионов в центральном и южном Техасе, насчитывает более 200 магазинов. Поставки здесь осуществляются через систему складов, разбросанных по всему штату. В число этих центров дистрибьюции, называемых также центрами розничной торговли (Retail Support Center, RCS), входят: складской комплекс в Сан-Антонио (бакалея, свежемороженные продукты, скоропортящиеся продукты (молоко и мясо) и сельскохозяйственные продукты), склад в Сан-Маркосе (сопутствующие товары, например косметические и гигиенические принадлежности, товары для садоводов), складской центр в Хьюстоне (бакалея и сопутствующие товары в одном здании, скоропортящиеся продукты в другом) и склад в Корпус-Кристи (негабаритные товары, например бумажные изделия).

Суммарная складская площадь составляет более 2 миллионов квадратных футов (более 185 тысяч квадратных метров). Задача работников складов состоит в том, чтобы следить за содержимым этих огромных хранилищ, выяснять какие товары каким магазинам нужны и в течение дня готовить к транспортировке необходимые продукты.

Согласно системе, ранее принятой в H.E.B., заказы от магазинов отправлялись на мэйнфрейм в Сан-Антонио, где из них формировались рабочие задания. Задания распечатывались на бумагу и выдавались складским работникам, которые затем отыскивали нужные товары на складе и размещали их на поддонах для последующей транспортировки. В задачу конторских служащих входил контроль за правильностью выполнения заказа. Поскольку автоматизация в этой области отсутствовала, контролеры были вынуждены вручную проверять каждый заказ. Время уходило, например, на то, чтобы выяснить, соответствуют ли требуемому объему заказанные магазином бутылки с кетчупом.

"Мы решили повысить точность подбора товаров на складе и обеспечить своевременную доставку в магазины, - говорит Томас Карпентер, менеджер H.E.B. по дистрибьюции и технике. - Для этого мы заключили договор на автоматизацию складского подбора товаров с компанией Symbol Technologies". Symbol (Богемия, шт. Нью-Йорк) принадлежит патент на ручной лазерный считыватель, и теперь областью деятельности компании являются переносные компьютеры, ручные устройства, а также радиообмен в рассеянном спектре (spread-spectrum) для передачи и приема данных в беспроводном режиме.

В большинстве магазинов сети используются карманные устройства фирмы Telxon (Акрон, шт. Огайо), при помощи которых сотрудники считывают ярлыки на полках и фиксируют количество товара данного типа. Центральный компьютер магазина собирает эту информацию и посылает заказы в Сан-Антонио на мэйнфрейм через канал T-1 или по спутниковой связи. Заказы обрабатываются на мэйнфрейме и затем пересылаются в центр дистрибьюции через сеть Token Ring.

Все заказы, предназначенные для самого большого складского комплекса, находящегося в Сан-Антонио, сбрасываются на персональный компьютер хранилища. На этом компьютере установлена программа радиочастотного обмена, которую конфигурировали H.E.B. и компания System Application Engineering, хьюстонский реселлер Symbol.

Picture 1

Высокая мода.
Сотрудники центра поддержки розничной тогровли компании H.E.B. облачились в компьютеризированные одеяния, благодаря которым они могут правильно отбирать товары для поставок в продуктовые магазины.

Компьютер принимает заказы и передает их по сети Spectrum One разработки Symbol работникам, имеющим при себе модули Symbol APS 3395. Модули состоят из лазерного считывателя, закрепляемого на кисти руки, и компьютера для радиочастотного обмена, пристегиваемого к поясу. Клавиатура и монитор компьютера фиксируются на предплечье (см. рисунок). Технология spread spectrum обеспечивает передачу данных практически без интерференции или потери пакетов.

Модули Symbol используются примерно 175 сотрудниками главного складского комплекса в Сан-Антонио и 250 работниками других складов. Не применяется это оборудование только в холодильных комплексах - техника пока не в состоянии работать при отрицательных температурах.

Получив задание на свой модуль, сотрудник берет тележку с поддонами и начинает искать требуемые продукты. На модуль передается также информация о том, сколько времени отводится на выполнение задания и в каком порядке следует складывать коробки на поддон. После того как сотрудник считает закрепленный на полке штриховой код товара при помощи ручного лазерного считывателя, модуль выдаст подтверждение правильности выполнения заказа.

Покончив с отбором товаров, сотрудник подвозит поддоны к воротам склада, указанным в задании и распечатывает штриховые этикетки, закрепляемые на поддонах. Все, поддон подготовлен к отгрузке, и рабочий запрашивает новое задание, которое высылается ему с центрального компьютера в реальном времени. При работе по такой схеме, во-первых, существенно сокращается время на выполнение заказа, а во-вторых, резко возрастает точность выполнения заказа.

БЕЗБУМАЖНЫЕ ЗАКАЗЫ

В то время как компании розничной торговли, например H.E.B., усовершенствуют коммуникации между магазинами и центрами дистрибьюции и занимаются автоматизацией доставки продуктов в магазины со складов, многие компании по-прежнему используют бумаги (посылка заказов и ведение учета) при работе с производителями и поставщиками. Стратегии розничной торговли, появившиеся во второй половине 80-х, в частности Quick Response, Just-In-Time Manufacturing и Efficient Customer Response (ECR), были разработаны производителями и компаниями розничной торговли с целью усовершенствовать каналы дистрибьюции. Эти стратегии способствовали укреплению связей между производством и розничной торговлей.

"Розничной торговле принадлежала ведущая роль: торговля размещала заказы, и заводам ничего не оставалось делать, как эти заказы выполнять," - говорит Джуди Марра, начанальник отдела промышленного маркетинга компании Symbol Technologies. Symbol Technologies была создана как компания, по производству продуктов для считывания штрихового кода товара, а ныне она предоставляет товары и услуги в области розничной торговли, производства и дистрибьюции.

"Компьютерные системы используются в продовольственных магазинах уже 20 лет, а в непродвольственной торговле - 10 лет. Следующей областью применения может стать учет товаров, поступающих в магазин", - считает г-жа Марра.

Раньше было так: продавец должен был решать, что ему потребуется в будущем, а производитель не знал структуры сбыта. Теперь же оба эти партнера могут делиться друг с другом информацией при помощи приложений для электронного обмена документами (Electronic Document Interchange, EDI).

EDI - это стандартизированное средство обеспечения межкомпьютерной связи для обмена документами, например заказами и счетами. Многие организации розничной торговли используют данную технологию для извещения производителя о продажах конкретного продукта в разные времена года, с тем чтобы производитель мог корректировать свои планы производства.

EDI-приложение, используемое компанией H.E.B., является частью корпоративной программы постоянного пополнения запасов. Программа была разработана в соответствии с инициативой ECR, поддержанной многими организациями розничной торговли. Данные с мэйнфрейма поступают в коммерческую сеть с дополнительными услугами - это своего рода почтовый ящик, куда могут заглянуть поставщики. Эта коммерческая сеть служит не только для обмена заказами, но и для того, чтобы производители имели полную картину продаж своих продуктов в магазинах H.E.B.

"Основная идея состоит в том, чтобы запасы быстро пополнялись за счет поставок от производителя, - говорит Томас Карпентер (H.E.B.). - Новая технология сокращает время выполнения заказа и уменьшает вероятность ошибки за счет отказа от ручного ввода". В конечном счете, экономия времени за счет внедрения автоматизации (в частности EDI) выгодна и потребителю тоже.

Следующая цель H.E.B. - создание безбумажных центров дистрибьюции. Процесс заказа товаров уже почти полностью переведен на безбумажную основу, и следующим шагом станет использование электронных счетов при расчетах с производителями (вместо отсылки счетов по почте).

МАГАЗИНЫ НА ГУДЗОНЕ

Другим примером сети магазинов, где эффективно используется EDI, служит компания Hudson"s Bay, или просто The Bay, со штаб-квартирой в Торонто (Канада). Эта компания, основанная 1670 году, является одной из старейших ныне действующих компаний розничной торговли. Ей принадлежат 102 универмага, расположенных в различных частях Канады.

Работа каждого универмага контролируется компьютером IBM 4680, в котором содержатся все локальные данные, например прейскуранты. Каждый такой компьютер связан с мэйнфреймом в Торонто через канал спутниковой связи Very Small Aperture Terminal (VSAT) с пропускной способностью 56 Кбит/с. Мэйнфрейм, компьютер из семейства IBM ES 9000, следит за всеми сторонами работы The Bay, в том числе и за взаимоотношениями с производителями, поставляющими товары для этой сети.

На мэйнфрейме установлено приложение EDI, посылающее информацию в почтовый ящик коммерческой сети, принадлежащей компании Advantis (Шаумбург, шт. Иллинойс). Производители могут получить доступ к этой информации при помощи соединения по арендованным линиям. Пегги Мачек, директор системы торговли The Bay, говорит, что вся информация о продуктах, содержащаяся на мэйнфрейме The Bay и поступающая оттуда в коммерческий почтовый ящик, основана на символах универсального кода продуктов (Universal Product Code, UPC). "В торговле продовольствием UPC используется только для определения цены товара. Напротив, организации, торгующие товарами общего назначения, вот уже несколько лет пользуются UPC для управления запасами и контроля пополнения складов", - утверждает г-жа Мачек.

The Bay требует от всех своих поставщиков, чтобы они помещали UPC, ценники и описания товара на все отправляемые ими продукты. "Это экономит нам время и затраты на дистрибьюцию. Кроме того, это означает, что товары быстрее оказываются в торговом зале и скорее продаются", - говорит Пегги Мачек.

"Символ UPC - это наш язык, это главный опознавательный знак на заказах и упаковочных мешках, это способ передачи торговой информации", - добавляет директор системы торговли компании The Bay.

Прежде чем в центрах дистрибуции стали использовать лазерное считывание, рабочим, чтобы убедиться в правильности поставки, приходилось вскрывать все упаковочные ящики, поступающие на два главных склада (в Торонто и Монреале); и только после этого товар перепаковывался и отправлялся в магазины. После внедрения системы EDI кладовщики не только знают, что находится в закрытой коробке, - они еще и получают предварительную информацию от поставщика об отгрузке конкретного товара.

Пользуясь интегрированными лазерными радиотерминалами LRT 3800 производства Symbol Technologies, рабочие могут считывать штриховой код на коробках в момент их поступления на склад и просматривать постоянно обновляемую информацию в реальном времени. В модулях LRT 3800 используется 46-символьная клавиатура; эти модули эргономичны и удобны в использовании. Сотрудники держат модуль в одной руке, вторая - остается свободной.

Как и в H.E.B., в центре дистрибьюции на коробки наклеивают этикетки со штриховым кодом. Перед отгрузкой сотрудник составляет реестр отправляемых грузов, считав штриховой код со всех ящиков. Получив такой реестр через беспроводную сеть Spectrum One, мэйнфрейм, прежде чем товары будут погружены для перевозки, проверяет заказ.

ПОДНЯТЬ ЯКОРЯ

Дистрибьюция продуктов - серьезная проблема для Navy Exchange Command (сокращенно Nexcom, со штаб-квартирой в Вирджиния-Бич, шт. Вирджиния), предприятия розничной торговли с годовым оборотом в 2 миллиарда долларов, которое осуществляет торговлю на 500 военно-морских базах и 300 плавучих точках по всему миру. Nexcom предоставляет товары и услуги военнослужащим, отставникам, а также их семьям. В число поставляемых товаров и услуг входят одежда, электроника, мебель, продукты, услуги телефонной и факсимильной связи, видеопрокат, химчистка, парикмахерские и косметические салоны.

По словам начальника информационной службы Nexcom Сью Дубман, данная компания работает с 300000 наименованиями товаров, в то время как большинство компаний розничной торговли имеют в своем ассортименте лишь три-шесть тысяч наименований. "Мы оказались в такой ситуации, что никто уже не знал, чем мы торгуем, что лежит на складе и где заказывать товары", -говорит г-жа Дубман. Справиться с этой проблемой должна была принятая два года назад обширная программа модернизации, цель которой сводилась к замене системы учета на перфокартах компьютерной сетью, существенно облегчающей управление торговлей.

Для повышения эффективности учета огромных партий товаров, проходящих через разбросанные по всему миру центры дистрибьюции, Nexcom установил систему автоматического управления торговли Richter Automated Merchandising System (RAMS), выпускаемую фирмой Richter (Монреаль, Канада). Этот пакет работает на служащем центральной торговой базой данных компьютере HP 9000, установленном в Вирджиния-Бич.

Каждая точка розничной торговли соединена с HP 9000 через локальный компьютер, в качестве которого используются Pentium-системы 3000 производства AT&T Global Information Solution (GIS, Дейтон, шт. Огайо); на этих машинах установлен диалект Unix разработки AT&T.

В зависимости от того, где расположена точка и какова стоимость услуг местной телефонной компании, для связи используются самые разные технические средства - от frame relay и ISDN до арендованных линий. "Рано или поздно практически все коммуникации будут переведены на frame relay, - говорит Бо Горэм, начальник сетевых систем Nexcom. - Наша сеть frame relay (под названием NexNet) рассчитана на связь с регионами вроде Брансвика (шт. Мэн), где она будет собирать информацию со всех магазинов и передавать полученные данные на центральный компьютер".

Как на компьютерах в магазинах, так и на HP 9000 установлен промежуточный программный пакет Top End разработки GIS. Он обеспечивает бесшовное соединение со всеми точками независимо от сетевого протокола, в случае Nexcom - это TCP/IP. "Реализовав эту систему, мы сможем собирать информацию по торговым точкам и сразу определять имеющийся у нас запас товаров", - говорит г-н Горэм.

После запуска новой системы RAMS сама определит, какие товары следует закупить, и пошлет соответствующую информацию на шлюз EDI, откуда электронные заказы будут расходиться по поставщикам. Один из пакетов EDI, рассматриваемых в качестве возможного варианта, выпускается компанией Premenos (Конкорд, шт. Калифорния). Этот продукт осуществляет шифровку информации, тем самым улучшая степень защиты данных. "У нас уже имеются каналы связи с поставщиками, однако расширение взаимодействия с поставщиками и решение технических проблем связи требует определенных усилий, поскольку у всех установлены разные системы", - говорит Сью Дубман.

Реализуемая система сможет также собирать данные непосредственно с торговых точек, обеспечивая тем самым постоянное обновление списка запасов.

"Невозможно составлять описи, необходимые для работы с Just-In-Time, если не знаешь, чем торгуешь, - говорит г-жа Дубман. - Мы хотим анализировать данные с точки зрения автоматического пополнения запаса и пытаемся сократить торговый цикл с трех месяцев до трех дней". И поскольку данная система по определению является безбумажной, главные выгоды связаны с экономией затрат и времени.

ДЕНЬГИ НА БОЧКУ!

Компании розничной торговли во всех секторах рынка уже осознали многочисленные выгоды коммуникаций между магазинами, центрами дистрибьюции и производителями, однако многие из них еще совершенно не готовы к реализации систем EDI и работе с информацией о запасах в реальном времени.

В торговых точках компании розничной торговли освоили новую технику, упрощающую процесс выбивания чека на кассовом аппарате, расположенном даже не на выходе из магазина. Компания Symbol Tech-nologies недавно установила новую систему автоматического пробивания чека в сети продуктовых магазинов Finest (Мейпл-Хейтс, шт. Огайо). Похожая система уже два года используется в крупнейшей сети продуктовых магазинов в Европе, Albert Heijn, со штаб-квартирой в Голландии.

Покупатели проходят регистрацию и получают магнитную карточку, которая дает им право при походе в магазин на использование ручного считывающего устройства производства Symbol, внешне напоминающего телефонную трубку. Проходя с такой трубкой по торговому залу, вы просто считываете штриховой код товара, который собираетесь приобрести. Модуль имеет доступ к прейскурантам, поэтому покупатель видит промежуточную итоговую стоимость после выбора каждого товара.

По окончании закупок пользователь подходит к кассе и передает считыватель сотруднику, который получает деньги и выдает чек. Поскольку такая система очень легко позволяет жульничать, магазин проводит выборочные проверки покупателей - точно так же, как проводит ревизии национальная служба контроля доходов.

Другая тенденция в организации оплаты товаров - использование беспроводных точек продажи, обладающих гораздо большей гибкостью, нежели кабельные кассовые аппараты. Компания The Bay организовала беспроводные точки оплаты товара во всех своих магазинах. В кассовом аппарате установлена беспроводная плата Symbol, сообщающаяся с другой такой же платой в центральном компьютере по сети Spectrum One. Центральный же компьютер связан с мэйнфреймом в Торонто.

"В каждом магазине имеется от трех до шести беспроводных кассовых аппаратов, которые можно использовать для обучения сотрудников вне торговых площадей и в качестве резерва в часы пиковой нагрузки, например по выходным или во время лентих отпусков", - говорит сотрудник The Bay г-н Митцел. (Другие примеры дружественных устройств для оплаты товара можно найти во врезке "Новые возможности").

ЧТО НА ВИТРИНЕ?

Компании розничной торговли и производители товаров, день ото дня все чаще сталкивающиеся с выгодой от автоматизации работы на складах и в торговых залах, начинают устанавливать соответствующие системы (как EDI) и более эффективные устройства для расчета с покупателями. Конечной целью, по мнению Джуди Марра, должно стать пополнение запаса товара немедленно после покупки.

Кроме того, поскольку информация с торговой точки напрямую посылается производителю, он может теперь регулировать производственный процесс в соответствии с уровнем продаж. "Идея всей этой деятельности состоит в том, чтобы вообще отказавшись от запаса, свести размер склада к минимуму, - говорит Марра. - Производители должны работать рука об руку с розничными торговцами, которые делятся с ними всей необходимой информацией".

Подобная политика - "одна покупка - одна поставка" - относительно спроса на тот или иной товар существенно отличается от стандартного режима работы большинства компаний розничной торговли. Однако по мере того как совместное пользование информацией все больше и больше входит в повседневную жизнь поставщиков, такое отношение к делу кажется куда разумнее прежнего.

Древнейшее занятие - торговля - становится, похоже, не таким простым делом, как раньше. Тем не менее, использование передовых технологий сэкономит время и деньги производителей и продавцов. И, как знать, возможно, скоро они смогут даже обмениваться сплетнями со своими покупателями.


С Анитой Карве можно связаться через Internet по адресу: akarve@mfi.com.

БОЛЕЛЬЩИКИ "ЯГУАРОВ" ИЗ ДЖЕКСОНВИЛЯ МОГУТ ОСТАВИТЬ ДОМА КОШЕЛЬКИ ДАЖЕ В ДЕНЬ ИГРЫ

Новые возможности

Еще совсем недавно футбольные болельщики (речь идет, разумеется, об американском футболе) города Джексонвиль (шт. Флорида) вынуждены были болеть за команды близлежащих городов - скажем, за "Соколов" из Атланты или "Пиратов" из Тампа-Бэй. Однако в прошлом году положение изменилось: в городе появилась своя команда "Ягуаров" - одна из двух новых команд Национальной футбольной лиги сезона 1995-1996 годов.

По игровым дням городской стадион Джексонвиля (65000 мест) представляет собой весьма оживленное место. Во время перерывов болельщики устраивают настоящую свалку у лотков с сэндвичами и сувенирами, поэтому администрация команды заключила договор с джексонвильским отделением First Union National Bank о создании системы безналичных платежей. Такая система позволила бы более эффективно организовать торговлю и повысить уровень общественной безопасности (предприятие, работающее с наличными, часто становится объектом насилия).

На стадионе сотни торговых точек, но все эти точки находятся под управлением одной компании - Volume Services. "Закрытое помещение и толпы покупателей, которым все равно некуда деваться, открывают прекрасные перспективы для сотрудничества между "Ягуарами" и банком", - говорит Майк Якель, менеджер систем First Union National Bank.

Компания Diebold (Кантон, шт Огайо), известный производитель банкоматов и систем расчетов по карточкам, произвела поставку системы расчета по депозитным пластиковым карточкам. Болельщики могут приобретать такие карточки (в них вмонтирована специальная микросхема), на которые уже занесена определенная сумма денег, непосредственно на стадионе или в близлежащих филиалах First Union. Сами карточки, имеющие название Spot Card и украшенные символикой команды, производятся нью-йоркским отделением компании Schlumberger.

Покупая еду или другие товары, болельщики могут расплачиваться наличными, кредитной карточкой или карточкой Spot Card. Если покупатель использует Spot Card, продавец загружает информацию о покупке с электронного кассового аппарата на подключенный к кассовому аппарату терминал Diebold 2014.

На терминале высвечивается текущий остаток на карточке, размер платежа и конечный остаток по факту покупки. При получении от покупателя подтверждения на покупку сумма платежа вычитается из суммы на карточке; наличные при этом не используются.

Болельщики, которые не хотят покидать свои места, могут воспользоваться услугами мобильных торговых точек. Для этого также нужны карточки Spot Card. В конфигурацию терминала на мобильной торговой точке входит принтер, распечатывающий квитанции. Модуль может хранить информацию где-то о 1000 покупках; по окончании матча все данные сбрасываются на один из стационарных терминалов.

Данные с 98 переносных терминалов и 338 терминалов, жестко соединенных с кассовыми аппаратами, загружаются на Pentium-систему под DOS через асинхронные телефонные линии (скорость передачи составляет 9600 бод). Сервер генерирует отчеты о продажах.

Сведения о всех операциях с использованием карточек Spot Card передаются также на сервер First Union, находящийся в городе Шарлотт (шт. Сев. Каролина). Эта Pentium-система производства Compaq, на которой установлена операционная система SCO Unix (Santa Cruz Operation, Санта-Круз, шт. Калифорния), позволяет банку следить за карточками и определять, сколько покупок производится с их использованием.

Picture 2

Час расплаты.
Болельщики "Ягуаров" из Джексонвиля могут использовать карточки Spot Card вместо наличных при покупке еды и сувениров.

В настоящее время использованные карточки Spot Card выбрасываются. В ходе подготовки к Олимпийским играм 1996 года в Атланте, First Union намерен создать систему как одноразовых, так и многоразовых карточек для использования в ресторанах быстрого обслуживания, продуктовых магазинах, автоматах для продажи товаров, телефонах-автоматах и общественном транспорте. Пополнить запас денег на многоразовых карточках можно будет через торговые автоматы First Union, установленные как в самом городе, так и в пригородах.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями