ISDN НЕ УДАЛОСЬ ОСЛЕПИТЬ РЫНОК. НО МНОГИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НАДЕЮТСЯ, ЧТО С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ И СЕРВИСАМИ ТЕХНОЛОГИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ БУДЕТ ТВОРИТЬ ЛЕГЕНДУ.

Ли Че

СНАЧАЛА ВРАЗВАЛКУ, ЗАТЕМ СЛОМЯ ГОЛОВУ
ПОТРЕБНОСТЬ В СКОРОСТИ
КТО ЭТО СДЕЛАЛ?
КТО, ЕСЛИ НЕ...
ПОСЛЕДНЯЯ МИЛЯ
ЦЕНЫ НА ISDN BRI У ОСНОВНЫХ ПРОВАЙДЕРОВ СЕРВИСА
НОВЫЕ ПРАВИЛА FCC МОГУТ ПРИВЕСТИ К РОСТУ СТОИМОСТИ ISDN
Звонок Большого Брата

Если бы история завтра остановилась, ISDN, без сомнения, заняла бы свое место в анналах знаний о телекоммуникациях как нечто недостижимое. Первоначально специфицированная в середине семидесятых Международным Консультативным Комитетом по Телефонии и Телеграфии (Consultative Committee for International Telephony and Telegraphy - CCITT), цифровая технология передачи сигналов воспринималась как средство модернизации инфраструктуры телекоммуникации. Привлекательность ISDN основана на возможности пересылать звук, видео и данные по стандартным, аналоговым телефонным линиям с более высокими скоростями передачи, чем у обычных модемов, и по цене ниже, чем у арендуемых линий, и при всем этом - с улучшенным качеством передачи.

Из-за высоких цен, ограниченной доступности и недостатка практических приложений ISDN никогда полностью не использовала свой потенциал технологии, важной для деловых применений. К счастью для телефонных компаний и производителей, на которых ложится основной груз работы по превращению ISDN из теории в реальность, время для решения этой задачи пока еще есть.

СНАЧАЛА ВРАЗВАЛКУ, ЗАТЕМ СЛОМЯ ГОЛОВУ

В восьмидесятые ISDN окружало множество домыслов. По многим причинам, как техническим, так и финансовым, ISDN по-прежнему приходится существовать, во многом согласуясь с этими домыслами. Сегодня, однако, технология как бы рождается заново. Телефонные компании, которые обеспечивают фактический сервис доставки, перешли на бег - раньше они лишь спотыкались.

"Вначале с индустрией ISDN связывались большие надежды, что все будет сделано очень и очень быстро", - говорит Регги Бест, вице-президент компании 3Com (Santa Clara, CA). - "ISDN - это важное начинание. Реализуемая с ее помощью возможность передачи звука, видео и данных максимально приближает создание универсального сервиса".

Попав на рынок, ISDN столкнулась с рядом проблем, и главная из них - развертывание. Даже если организация или пользователь были заинтересованы в этом сервисе, телефонные компании были не в состоянии гарантировать, что смогут им его доставить. "Серьезный вопрос для ISDN - доступность. Она не могла самостоятельно решить задачи пользователей, если нельзя было положиться на ее доступность", - говорит Брайан Баум, менеджер по приложениям для сетевых настольных систем компании Bell Atlantic.

Другим препятствием оказалась цена. Телефонные компании неохотно вкладывали деньги в аппаратуру, если ее актуальность для рынка была неочевидна. И из-за высокой платы за использование, являвшейся следствием высоких цен, которые телефонным компаниям приходилось платить для реализации этой технологии, заказчики с трудом находили финансовое оправдание применению ISDN.

ПОТРЕБНОСТЬ В СКОРОСТИ

Одной из главных причин позитивного сдвига в популярности ISDN стало осознание этой технологии как средства передачи данных - первоначально она воспринималась как новый способ звуковых коммуникаций. Значение ISDN как звукового сервиса не было настолько высоко, чтобы компенсировать цену. Но по мере возрастания требований пользователей к полосе пропускания, может прийти осознание того факта, что ISDN в состоянии обеспечить самое экономичное решение для высококритичных задач (см. врезку "Цены на ISDN BRI основных поставщиков сервиса").

Стандартный сервис ISDN, Basic Rate Interface (BRI, "Интерфейс с базовой скоростью передачи"), может обеспечить пропускную способность до 128 Кбит/с посредством двух каналов передачи данных. ISDN Primary Rate Interface может обеспечить до 24 каналов со скоростью передачи 64 Кбит/с. Добавьте к этим характеристикам возможность сжатия данных в отношении четыре-к-одному, и вы обнаружите недорогое и эффективное средство получить требуемую пропускную способность.

"При текущем состоянии технологии ПК и возможностей сжатия вы сможете многого добиться, используя BRI с пропускной способностью 128 Кбит/с", - считает Тед Хету, директор стратегических альянсов компании Intel.

Такие скорости передачи и, что еще важнее, появление практических приложений делают передачу данных основным доводом в пользу применения технологии ISDN. "Я предполагаю, что более 50 процентов линий ISDN используется только для данных. Я не знаю никого, кто бы выразил желание иметь ISDN-телефон", - говорит Дон МакКалл, менеджер по маркетингу продуктов компании Shiva (Burlington, MA).

КТО ЭТО СДЕЛАЛ?

Когда-то отсутствие какого-либо приложения, которое демонстрировало бы возможности технологии ISDN, неизбежно вело к крайней ограниченности круга потенциальных заказчиков. Сегодня чемпионами в ISDN становятся два приложения, основанные на данных: удаленный доступ к локальным сетям и Internet. В меньшей степени на рост интереса к ISDN оказывают влияние видеоконференции и мультимедиа.

"Благодаря задачам удаленного доступа и Internet, наконец появились реальные, а не надуманные приложения для ISDN", - говорит Сьюзен Старнес, ведущий аналитик исследовательской фирмы Meta Group (Stamford, CT), изучающей индустрию телекоммуникаций.

Для современного бизнеса характерно использование удаленного доступа к сети компании - такая организация работы обеспечивает определенные преимущества перед конкурентами. Например, компания с географически рассредоточенными торговыми офисами может использовать технологию сетей удаленного доступа, чтобы предоставить торговым представителям доступ к базам данных и другим информационным ресурсам, хранящимся в центральном офисе. Такой сценарий позволяет обновлять информацию быстро и эффективно. Другой пример - это организация взаимодействия сети филиала с локальной сетью центрального офиса корпорации, обеспечивающего быструю и интенсивную передачу данных.

Линии ISDN предоставляют жизнеспособное решение задачи удаленного взаимодействия с основной корпоративной сетью, особенно в ситуациях, когда использование арендуемых линий неэффективно по цене, а аналоговые модемы не обеспечивают приемлемого уровня производительности. "ISDN - технология, интересная для приложений удаленного доступа, так как она позволяет предоставить доступ к большему количеству данных за меньший промежуток времени", - считает Бест из 3Com.

ISDN предпринимает серьезную попытку нанести ответный удар по удобству арендуемых линий с характерным для них быстрым временем установки, делая все более сложным обоснование затрат на арендуемые линии.

Еще одна технология удаленного доступа, которую окружает не меньше домыслов, чем ISDN, - это телекоммьютинг (telecommuting - термин, которым определяют использование служащими средств телекоммуникаций для постоянной связи с офисом своей компании вместо регулярных поездок на работу в город из пригорода, что обозначается словом commuting (прим. перев.)). Его появление вызвано массой причин - от защиты окружающей среды благодаря сокращению транспортных потоков до уменьшения затрат на аренду офисов. По-видимому, телекоммьютинг и ISDN настолько взаимосвязаны, что могут подхлестывать рост популярности друг друга. По мере того, как ISDN становится все более реальным средством связи удаленных пользователей с сетями центральных офисов, компании могут все больше склоняться к тому, чтобы воспринимать работу на дому как реальную альтернативу. И чем больше емкость рынка продуктов для домашних офисов, тем больше ISDN походит на правильное решение.

"Доступны приложения, которые подходят для таких сред, как домашний офис. Предположим, например, что у вас имеется терминальный адаптер ISDN, который обеспечивает высокоскоростное соединение с сетью в офисе. Вы подключаете факс-аппарат и телефон к самым обычным портам телефонных линий в адаптере. Теперь ваша линия ISDN BRI может поддерживать звук, цифровые или аналоговые данные. Это классический пример конструирования офиса для работы на дому без потери каких-либо возможностей, которые были доступны вам в офисе корпорации", - говорит Дин Шарп, менеджер по продуктам ISDN компании Motorola (Schaumburg, IL).

"Очень скоро может произойти взрыв интереса к организации домашней работы", - считает Шарп. - "Серьезное испытание предстоит в Атланте во время Олимпиады 1996 года. Уже сейчас в городе ускорено развертывание инфраструктуры телекоммьютинга, поскольку служащим попросту будет сложно добираться до своих офисов."

КТО, ЕСЛИ НЕ...

Если вы поверили маркетинговой компании или неиствующим средствам массовой информации, вы наверняка пришли к заключению, что уже сегодня Internet у вас всегда под рукой. Такие сервисы, как World Wide Web (WWW), и утилиты, подобные программам просмотра предоставляют пользователям неисчерпаемое богатство информации.

Сервис Web - это не только возможность для деловых людей раздобыть нужную информацию, он также позволяет компании повысить значимость своих продуктов. Организации, желающие оперативно сообщать важную информацию о своих продуктах и создать канал для технической поддержки пользователей, могут образовать свои собственные узлы Website.

Однако, узлы Website часто прибегают к графике, звуку и другим выразительным средствам мультимедиа, которые увеличивают требования к пропускной способности - иначе просмотр происходит буквально ползком. "Пользователи начинают получать доступ к Internet и устанавливать соединение по телефонным линиям с помощью своих модемов 14.4 Кбит/с или 28.8 Кбит/с. При этом они сталкиваются с плохой производительностью, и кроме того, модемы не обеспечивают сжатия графики", - говорит Шарп. - "ISDN берется за дело там, где отступают модемы".

Пользователям следует постоянно следить за политикой в области платы за использование линии, которой придерживаются провайдеры сервиса Internet. Действительно, провайдер может запросить за соединение ISDN более высокую плату, чем за стандартное телефонное соединение с вызовом по номеру.

По мнению Старнес из Meta Group, видеоконференции также способствовали расширению рынка ISDN, но не с тем потрясающим эффектом, как телекоммьютинг и Internet.

ПОСЛЕДНЯЯ МИЛЯ

Несмотря на то, что производителям и провайдерам сервиса удалось достичь определенного успеха в доказательстве того, что ISDN сохраняет привлекательность для современного рынка, ISDN придется преодолеть несколько оставшихся препятствий. И хотя телефонные компании приложили значительные усилия, чтобы сделать ISDN доступнее, пройдет еще некоторое время, пока этот сервис будет доставлен в регионы, далекие от столиц. Возможно, что некоторые области никогда не будут доступны для ISDN.

"Телекоммуникационным компаниям, быть может, придется добавить еще один повторитель для связи с сельскими районами, и тогда они, возможно, назначат другую цену за этот сервис. Они должны побеспокоиться о себе в ближайшие два года", - говорит Шарп. - "Может возникнуть группа потенциальных заказчиков, которых никогда не удастся обслужить. Им придется использовать другую форму коммутируемого цифрового сервиса".

Для развития рынка сервисов ISDN телефонные компании взяли курс на агрессивную ценовую политику. Однако в конце декабря 1994 года FCC (Федеральная комиссия по связи) распространила проект, который может изменить сам способ определения цен, и привести к значительному повышению месячной оплаты для пользователей (см. врезку "Звонок Большого Брата"). Некоторые провайдеры сервиса отреагировали на это петицией в FCC об отказе от предложенных правил. В ответ FCC согласилась в процессе пересмотра своей новой политики принимать от провайдеров неформальные комментарии. В момент написания этой статьи провайдеры по-прежнему томились в ожидании результатов работы комиссии.

В условиях прилива на рынок продуктов ISDN и желания соединять различные локальные сети, разделенные большими расстояниями, интероперабельность становится все более и более критичной. К настоящему моменту в индустрии ISDN сложились два основных стандарта. Один был разработан группой Bandwidth On Demand Interoperability Group (BONDING). По мнению Старнес из Meta Group, BONDING является предпочтительным стандартом передачи сигналов ISDN.

В последнее время популярность завоевывает стандарт протокола, получивший название многоканальный (multilink) PPP, разработанный Internet Engineering Task Force (IETF). "Многоканальный PPP принят Североамериканским форумом пользователей ISDN, группами европейских пользователей и более чем 30 производителями", - говорит Хэм Мэтьюс из компании Digi International (Eden Prairie, MN). - "И он будет продолжать сметать все на своем пути".

Возможно, самая большая проблема для ISDN на современном этапе рынка заключается в сложности процесса заказа сервиса. Когда клиенты заказывают сервис ISDN, им приходится иметь дело с такими вопросами, как номера Service Profile Identifier (SPID), тип приобретенного ими терминального оборудования, тип линии, используемой в центральном офисе провайдера сервиса, а также решать, заказывать ли различные телефонные номера для каждого B-канала или использовать для всех каналов единственный телефонный номер.

"С точки зрения простоты использования индустрия ISDN находится сейчас там, где индустрия ПК была в 1984 или 1985 году, когда пользователям надо было иметь полное представление о всех джамперах и драйверах", - считает Хету из Intel.

"При использовании ISDN заказчикам по-прежнему нужно знать слишком много технических подробностей. Есть планы покончить с этим, но сегодня вам пока необходимо знать, с каким коммутатором вы соединены, каков ваш номер SPID и т. д."

"Для телекоммуникаций цифровой сервис уже стал привычной специальностью. Но сегодня этот сервис стал нужен и обычным людям, а не только администраторам информационных систем", - говорит Мэтьюс.

Положение вещей усугубляется тем, что телефонная компания на другом конце линии может знать об ISDN ненамного больше, чем заказывающий его клиент. "Существует проблема с предоставлением сервиса. Если вы обращаетесь в свою телефонную компанию, чтобы заказать ISDN, есть вероятность, что отвечающий вам не будет знать, что это такое", - добавляет он.

Пытаясь исправить это положение, производители начинают принимать участие в процессе заказа и инсталляции. Они организуют обучение пользователей ISDN, создавая ISDN BBS и центры, в которые можно обратиться с вопросами. Например, компания Intel выработала соглашение о поддержке со всеми провайдерами сервиса, в соответствии с которым пользователи, обращающиеся по каналу технической поддержки, контактируют одновременно и с Intel, и с компанией-владельцем данной линии связи ISDN.

"Мы хотим стандартизировать процесс заказа, чтобы сократить все эти сотни переменных, необходимых для установки", - говорит Мэтьюс. - "Обратитесь сначала к нам, и мы поможем вам с инсталляцией. Без такого сервиса в индустрии ISDN не обойтись - это создает барьер для продаж."

Кроме того, провайдеры сервиса приступили к организации специальных обучающих программ для формирования групп операторов и установщиков ISDN. "Знания на уровне основ и обучение - вот следующая группа важных вопросов, на которые придется ответить", - говорит Бест из 3Com.

Ameritech, замечает Шарп, планирует в ближайшие несколько лет потратить значительные средства на обучение. "Они будут учить персонал тому, как продавать ISDN, как делать заказ ISDN и как инсталлировать ISDN."

Чтобы дополнительно упростить процесс заказа и приобретения, производители и провайдеры сервиса объединяются и предоставляют пользователям пакеты, в которых все элементы ISDN уже собраны вместе. Такие пакеты обычно содержат различные типы сервиса ISDN, а также аппаратное и программное обеспечение, необходимое на уровнях настольных систем и сети; эти пакеты предназначены для всех - от домашних пользователей до крупных компаний.

В качестве примеров реализации этого плана маркетинга можно упомянуть Home Professional Package, совместный проект компании Ameritech с Motorola, и программу All@Once компании Bell Atlantic, разработанную вместе с Intel, 3Com, Gandalf и J&L. Компания Symplex Communications (Ann Arbor, MI) создала Telco Liason Team, которая выполняет для клиента заказ и инсталляцию ISDN от начала до конца.

По мнению Джорджа Бростофа, директора компании Symplex, "ключевой момент, связанный с ISDN, заключается в том, что когда этот сервис появился, его было просто продвигать. Существовала масса неправильных представлений об ISDN, а у конечного пользователя не было достаточных возможностей доступа к провайдеру сервиса для получения информации."

"Для телефонных компаний это был процесс непрерывного развития", - говорит Бест. - "Первоначально связанные с ISDN ожидания телефонных компаний были очень высоки - выше того, что удалось реализовать. Из-за этого энтузиазм по отношению к ISDN упал. Теперь же телекоммуникационные компании по одной определяют проблемы и по одной берутся за их решение."


С Ли Че можно связаться через Internet по адресу lchae@mfi.com.

ЦЕНЫ НА ISDN BRI У ОСНОВНЫХ ПРОВАЙДЕРОВ СЕРВИСА

Ameritech
Стоимость инсталляции: $144 - $170
Ежемесячная стоимость: $39 - $97
Bell Atlantic
Стоимость инсталляции: $110 - $287
Ежемесячная стоимость: $45 - $57
Bell South
Стоимость инсталляции: $163 - $222
Ежемесячная стоимость: $26 - $46
Nynex
Стоимость инсталляции: $141 - $195
Ежемесячная стоимость: $32 - $82
Pacific Bell
Стоимость инсталляции: $70
Ежемесячная стоимость: $27
Southwestern Bell
Стоимость инсталляции: $154 (Техас)
Ежемесячная стоимость: $56 (Техас)
US West
Стоимость инсталляции: $85 (Айова)
Ежемесячная стоимость: $67 (Айова)

Источник: Intel 1994


НОВЫЕ ПРАВИЛА FCC МОГУТ ПРИВЕСТИ К РОСТУ СТОИМОСТИ ISDN

Звонок Большого Брата

Как раз в тот момент, когда стало ясно, что телефонные компании занялись восстановлением образа ISDN как практически полезного сервиса передачи, делая его цену более привлекательной и для деловых применений, и для домашних пользователей, FCC выпустила предложения, которые могут серьезно повлиять на стоимость использования ISDN.

В январе 1995 года FCC объявила, что компании должны отрегулировать способ оплаты заказчиками использования ISDN. Вместо ежемесячной платы за каждую линию ISDN, которая за ними закреплена, заказчики, по новым правилам, должны будут платить за использование канала.

"По сути, FCC пытается определить стоимость ISDN по занятости каналов, а не на базе абонированных линий", - говорит Брайан Баум, менеджер по приложениям для сетевых настольных систем компании Bell Atlantic.

Согласно письменному заявлению Pacific Bell от 21 февраля 1995 года новые правила могут повысить стоимость различных сервисов ISDN компании на 50 процентов.

Pacific Bell отреагировала на эту новость петицией в FCC, призывающей отменить предложенные правила. В петиции заявляется, что компания всегда практиковала назначение оплаты за каждую абонированную линию между своим офисом и помещениями заказчиков.

Однако, несмотря на то, что FCC начинает пересмотр своей политики и результатов ее введения, по-прежнему ожидается, что провайдеры будут выполнять новые правила.

Результат - повышение платежей заказчиков по счетам, что может замедлить повторное восхождение ISDN на вершину телекоммуникационного рынка.

"Сейчас действительно благоприятный момент для расширения рынка ISDN. ISDN является ключевым компонентом в широком внедрении Информационной Супермагистрали. Мы не хотим, чтобы проблемы, подобные этой, сдерживали этот процесс", - говорит Баум.

Как сообщает Pacific Bell, FCC готовит ответное письмо компаниям RBOC. В петиции утверждается, что компания "откликнулась на призыв правительства построить Информационную Супермагистраль и, в частности, сделать ISDN доступной и приемлемой по цене. Сложная паутина правил, принятых тем же самым правительством, теперь может помешать активным продажам, над развертыванием которых мы так напряженно работали."

В момент написания этой статьи FCC все еще была занята ответом на петицию Pacific Bell.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями