Возможно, ничто не пользуется столь быстро растущей популярностью, как продукция маленьких пивоварен. На плечах лидера в этой области на вершину успеха взлетели и локальные сети.


"СУЕТА ВОКРУГ..."
А ВПЕРЕДИ...
РАЗНООБРАЗИЕ ВЫБОРА
МОЩНЫЙ СПРУТ
КТО СКАЗАЛ, ЧТО ВАС ВСЕ БРОСИЛИ?
Путь к перевалу

Эта история началась еще в 80-х с домашней пивоварни, организованной Питом в собственной ванне и выведшей его в число компаний, внесенных в список Inc.500 наиболее быстро развивающихся частных предприятий.

История содержит и отдельную главу о вычислительной системе компании, в начале которой тоже было нечто подобное пивоварне в ванной комнате. "Наша первая локальная сеть была просто проводом, протянутым по комнате к печатающему устройству", - вспоминает Доротея МакФарланд, руководитель информационного отдела компании Pete"s. - "Это был просто каменный век!"

Такого же мнения о первой сети компании придерживается и Джим Коллинз, главный экономист компании, один из четверых отчаянных предпринимателей, стоявших у истоков дела.

Но каким бы ни было начало, оно привело компанию к пятимиллионной отметке объема продаж, которую она легко перешагнула в 1992 году. Этот путь разделила с компанией и вычислительная система. О ней и пойдет речь.

"СУЕТА ВОКРУГ..."

Если верить легенде, в 1987 году Питу показалось, что число желающих отведать его Wicked Ale стало достаточным, чтобы открыть производство. К сожалению, владельцы пивоварен в западных штатах не разделили его энтузиазма, и будущему пивовару пришлось воспользоваться давними связями с пивоварнями в Сан-Паоло. Там удалось развернуть эффективное производство, хотя штаб-квартира компании Pete"s Brewing"s, со всеми традиционными службами - бухгалтерией, учетом кадров, планированием и маркетингом - осталась в Пало-Алто. В результате, инфраструктура оказалась прямо-таки созданной для сети.

Воспользовавшись услугами Edge Information Service, компания установила NetWare 2.2 на базе 10BaseT; сетевая ОС стала управлять каждым настольным ПК.

Вот что рассказал об этом Крис Стенс, руководитель отдела сетевых услуг компании Edge, тесно сотрудничавшей с Pete"s Brewing"s с самого начала работы с локальными сетями. "Вначале мы просто установили файловый сервер. У них была единственная сетевая плата на файловом сервере; очень скоро нам пришлось сегментировать сеть. Потом, всем захотелось работать под Windows, и мощности файлового сервера понадобилось нарастить."

Сейчас в Pete"s установлено три сетевых файловых сервера компании Hewlett-Packard: один на пивоварне с Сан-Паоло, два других в Пало-Алто - один из них обслуживает штаб-квартиру, другой выполняет функции сервера приложений. Этот сервер работает под WinView компании Citrix, что обеспечивает пользователям удаленный доступ к локальной сети.

Коллинз и МакФарланд экспериментировали с удаленным доступом через WinView. "Для работы с сетью я могу просто пользоваться моим домашним телефоном. У сотрудников, имеющих персональные компьютеры дома, есть возможность исполнять свои обязанности, не выезжая на работу", - считает МакФарланд. - "Однако это средство можно будет использовать еще более широко, с большим эффектом для роста продаж."

Дело в том, что 50 торговых представительств компании разбросаны по всей стране, но пока у них нет доступа к корпоративной сети. Весь обмен информацией происходит через Пало-Алто, и из-за отсутствия прямого выхода в сеть продавцы не могут "держать руку на пульсе" событий.

"Мы хотим автоматизировать работу торговых представительств и как можно теснее связать их со всей компанией", - пояснил Коллинз. - "Сейчас мы вкладываем средства в аппаратуру и средства телекоммуникаций, которые служат именно этой цели."

Хотя пока Коллинз ждет некоторого снижения цен, закупки оборудования запланированы на самое ближайшее будущее. Он уверен, что и многочисленным пользователям не удастся перегрузить сеть, поскольку торговым представителям не требуется сохранять постоянное соединение - они, как правило, работают с перерывами, например, на проверку электронной корреспонденции или просмотр заказов.

А ВПЕРЕДИ...

Пока все пользователи сети компании, состоящей из NetWare 3.11 в объединенной штаб-квартире и 3.12 на пивоваренном заводе, кажутся вполне довольными. По словам Спенса, большинство узлов обслуживается оборудованием компании 3Com. По оценкам МакФарланд около 45 узлов глобальной сети поддерживают от 60 до 70 идентификаторов пользователей.

Рассуждая о той вполне удачной версии, которая работает сейчас в компании, Коллинз считает, что "не стоит прибивать к столу то, что и так не разобьется". "Я знаю, что сейчас выпущено нечто четвертое с точкой. Я никогда не тороплюсь производить модернизации, и получается, что когда я все-таки решаюсь на них, следующая версия уже на подходе."

МакФарланд пока не питает особых иллюзий. - "В первых продуктах 4.х пользователи находили много дефектов, и хотя теперь она стала лучше, по мне она еще сырая."

Линия глобальной связи с пивоварней пропускной способностью в 56 Кбит/с используется для разделения информации бухгалтерскими прикладными программами, обмена корреспонденцией по системе электронной почты и возможной передачи файлов.

Пакет прикладных программ для автоматизации бухгалтерских операций ACCPAC компании Computer Associates на базе ПК использовался на двух концах сети - в штаб-квартире и на производстве, причем во втором случае в него загружались большие объемы данных. Эти операции приходилось выполнять в оперативном режиме, что в отсутствие реальной действующей системы в архитектуре клиент/сервер приводило к "закупорке" линии.

В настоящий момент требуется дать возможность сотрудникам в Пало-Алто выполнять ввод данных локальным образом, так чтобы минимум вводимой информации действительно передавался по сети. "Небольшие изменения, например, в информации о поставках, можно по-прежнему производить через глобальную сеть", - считает Коллинз, - "но массивные операции, такие как ввод пакетов заказов, должны быть локализованы в Пало-Алто".

РАЗНООБРАЗИЕ ВЫБОРА

Список приложений на настольных ПК ограничивается текущими версиями трех продуктов: Paradox компании Borland, cc:Mail компании Lotus и WordPerfect, принадлежащий компании Novell. По мнению МакФарланд, этого пока достаточно. Сейчас рассматривается только возможность установки графического пакета для обработки информации в области маркетинга. Что касается платформы для такого оборудования, то, скорее всего, компания включит в сеть несколько компьютеров Macintosh.

Все настольные ПК компании совместимы с IBM PC. В их число входят несколько компьютеров фирмы AST Research, а печать возложена на несколько принтеров HP LaserJet III и 4.

Сеть поддерживает все аспекты деятельности Pete"s, в том числе составление графика производства. К сожалению, менее всего автоматизировано само производство. "Сейчас мы ищем систему автоматизации производства и управления ресурсами, - говорит МакФарланд. - И хотя мы не собираемся переходить на нее немедленно, ее необходимость ясна уже сегодня."

Несмотря на ожесточенную конкуренцию среди малых пивоварен, МакФарланд не видит необходимости в дорогостоящей системе обеспечения безопасности. Она отмечает, что пока важно только, чтобы все использовали пароли при доступе в сеть, информация же в самой локальной сети не слишком чувствительна.

Каждый вечер МакФарланд копирует информацию с файловых серверов на магнитные ленты, используя при этом устройства производства компании Mountain Network Solutions. Данные с накопителей на жестких дисках также копируются, что позволяет обеспечить полное восстановление сети за один день.

Хотя, по сообщениям МакФарланд, сеть сама по себе работает достаточно надежно, внешние сбои питания доставляют много неприятностей. Для борьбы с этим злом компания использует источники бесперебойного питания компании APC.

Самым последним нововведением была установка сетевого шлюза Internet cc:Mail. Пользователи уже "почувствовали разницу", и есть надежда на существенное улучшение связи более чем с 400 торговыми представителями, занимающимися распространением продукции Pete"s в 43 штатах. Кроме того, станет проще общаться и с девятью операторами пивоваренного завода в Сан-Паоло.

МОЩНЫЙ СПРУТ

Как бы ни были современны и мощны системы, их истинное значение определяется, в конечном счете, соотношением стоимости и вклада в увеличение эффективности производства. "Я знаю, что мы, в большой степени, стреляли из пушек по воробьям", - признается Коллинз. - "Поставщики говорили нам, что служащих офиса у нас было столько, сколько не бывает и в компании в несколько раз большей, чем наша. По мне, так это хороший способ улучшить показатель производительности."

"Я проектировал систему, исходя из оборота в 100 миллионов долларов", - не удержался Коллинз, рассуждая о том, что только тщательное планирование и отсутствие спешки могут привести к созданию оптимальной системы.

Руководители Pete"s планируют развитие своих сетей всерьез и надолго, но все же твердо придерживаются принципа простоты. Коллинз считает, что хотя их компания рискует показаться консервативной, он хотел бы сохранять рабочие места в прежнем виде сколь возможно долго. "Как только мы вносим какие-то изменения, начинают вылезать скрытые дефекты."

Повлияло ли на философию компании в вычислительной области ее производственная, "пивная" философия - неизвестно, однако принятый подход дает хорошие плоды. Большинство затруднений с сетью либо уже разрешены, либо доведены до такого состояния, что сеть нормально работает без "хирургического" вмешательства.


Адрес Лори Пике в Internet - lpiquet@mfi.com.

КТО СКАЗАЛ, ЧТО ВАС ВСЕ БРОСИЛИ?

Путь к перевалу

Настоящая крепкая дружба компаний Pete"s и Edge (по-русски значит "кромка, перевал") началась еще в те дни, когда цифры бюджета начинающих пивоваров не позволяли всерьез задумываться о вложениях в вычислительную технику и главный экономист Pete"s Джим Коллинз вместе со своими единомышленниками собирали крохи на покупку хоть каких-то "умных машин" и втайне мечтали о сети.

В это время Коллинзу досталась по наследству бухгалтерская система ACCPAC компании Computer Assosiates. Он имел слабое представление о том, что с ней делать и решил найти кого-нибудь, кто бы мог организовать поддержку сего продукта. "Я отправился в Edge и попросту спросил их, не могут ли они мне помочь. И что же - они сказали, что мне сказочно повезло, и я не только стал обладателем самого крупного бухгалтерского пакета среднего класса, но и попал к самому крупному держателю лицензии на ее установку и поддержки. Так мы нашли друг друга."

В начале 1992 года, когда кошелек компании Pete"s заметно потяжелел, ее руководители вспомнили о старых друзьях и пригласили Edge для установки сети NetWare. Поразительные успехи компании Pete"s Brewing"s - ее объем продаж вырос с 1989 по 1993 год на 2,558% - сделал работу Edge столь же трудной, сколь и выгодной.

"С тех пор мы "сделали" с ними сотни тысяч долларов, - сказал Коллинз, - и эта работа была самой легкой из всех, которыми нам приходилось заниматься."

"Мы думали, что два-три года Pete"s будет пребывать в состоянии "подготовки к прыжку", - вспоминает Крис Спенс, руководитель отдела компании Edge и технический консультант Pete"s Brewing"s, - но скоро поняли, что наш прогноз оказался не слишком точен. Возможности технических средств и быстродействие становились для них недостаточными каждые семь-восемь месяцев."

По признанию Спенса основную нагрузку на сеть создает рост штатов. "Мы старались установить у них то, что могло бы прослужить несколько лет, но это мгновенно устаревало, поскольку они развивались слишком быстро."

Дела у самой Edge идут совсем неплохо. С объемом продаж в 27 миллионов долл. она занимает 28-е место в составленном LAN Magazine списке 100 сетевых интеграторов.

Однако складывается впечатление, что Edge удалось найти решение, которое сможет на какое-то время удовлетворить даже Pete"s. "Мы бы не могли сделать этих ребят из Pete"s более счастливыми, особенно руководителя их вычислительного отдела Доротею МакФарланд. Мы объясняем им, в чем проблема, и они вырабатывают решение."

У Edge всегда есть в запасе предложения по усовершенствованию сети. Например, они планируют перейти к использованию программного обеспечения GroupWise компании Novell, чтобы улучшить работу по планированию.

Следующим вопросом на повестке дня, как считает Спенс, стоит анализ конфигурации сети. Это слабое звено в информационной системе компании Pete"s, ставшее таким потому, что кабельная проводка прокладывалась без единого плана, по мере необходимости. С ростом компании, вероятно, придется переходить на коммутируемый Ethernet, но пока проблем со скоростью не возникает.

В наши дни успех зависит от качества отношений с покупателем едва ли не в той же степени, как от качества товаров или работы. Сотрудничество Edge и Pete"s Brewing"s, кажется, может служить эталоном таких отношений.

Тесное сотрудничество системного интегратора и клиента выгодна обоим - к тому же нельзя не учитывать и неизбежные неформальные связи. Например, Спенс уже включен в списки самых почетных гостей на предстоящую свадьбу госпожи МакФарланд. А что могут получить сотрудники Edge за свою тяжелую работу? Как, что? Странный вопрос, когда ваши компаньоны - пивовары ...

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями