Как маленькая компания развернула и ворвалась на скоростную дорогу информации.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ
ПОЧЕМ ОБХОДИТСЯ INTERNET
ГЛАЗ ДА ГЛАЗ
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ TCP/IP
ПРЕДСТОИТ БОЛЬШАЯ РАБОТА

Hill Associates Inc. (HAI) -компания, занимающаяся консультированием и обучением по вопросам телекоммуникаций, в которой в настоящий момент работает 48 человек. В нашем главном офисе (Colchester, VT) 35 сотрудников - технический, производственный и административный персонал. Поскольку основным направлением нашего бизнеса является обучение, большинство сотрудников технической службы от 25 до 50 процентов времени проводят в пути, экипированные переносными ПК или Macintosh PowerBook. Кроме того, есть сотрудники в удаленных офисах, которые получают доступ к нашей локальной сети в Вермонте, набирая телефонный номер асинхронного коммуникационного сервера Norton pcAnywhere (Symantec, Cupertino, CA).

Поддержание линий связи между территориально разбросанными служащими - непростая задача, и мы решили, что реализация системы электронной почты, которая позволила бы организовать простой доступ к путешествующим и удаленным пользователям, была бы полезной. В то же время, мы стали чувствовать необходимость взаимодействия со всем миром и поэтому начали изучать и доступ к Internet.

Наш опыт выбора и установки электронной почты и шлюза Internet в течение прошлого года (или около того) мог бы оказаться поучительным для других организаций, которые хотят усовершенствовать свои коммуникации.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

Летом 1993 года мы приступили к изучению программного обеспечения электронной почты для локальной сети в нашем новом здании. Сеть в офисе в Вермонте - это локальная сеть IEEE 802.2 10BaseT, состоящая из 21 ПК под управлением NetWare 3.12. Еще пять ПК, соединенных ARCnet, также работают под NetWare. Наши ПК - это 286-е, 386-е и 486-е машины, работающие под управлением DOS и Windows, с объемом оперативной памяти от 1 до 8 МБ и емкостью жестких дисков не менее 250 МБ. Кроме того, локальная сеть на базе ПК связана с 10 системами Macintosh, соединенными между собой AppleTalk.

После просмотра литературы и разговора с пользователями мы остановили свой выбор на cc:Mail компании Lotus Development (Mountain View, CA) и на продукте, который мы будем обозначать System X.

Хотя мы обнаружили ряд пользователей cc:Mail, которые дали бы нам возможность протестировать продукт, мы не смогли найти пользователей System X, которых можно было бы посетить. Местный дилер согласился установить маленькую демонстрационную систему на сети из четырех узлов. Мы решили, что пакет работает хорошо, и были изумлены набором приложений, прилагавшихся к нему. Этот набор включал календарь, электронную записную книжку и программу управления проектом.

После покупки System X мы обнаружили, что принимать решение на основе демонстрации было неправильно. Хотя нам понравился пользовательский интерфейс пакета, а его сходство с программой обработки текстов облегчало его использование, оказалось, что в нашей сети он выполняется неважно. Все узлы демонстрационной локальной сети были ПК на базе 486DX/33 МГц с емкостью памяти по меньшей мере 4 МБ. В статьях отраслевых изданий упоминаются аналогичные системы. На наших же 286-х и 386-х компьютерах система обычно тратила 30-40 секунд на то, чтобы возвратить управление пользователю после выдачи сообщения. Такая задержка обескуражит любого, а не только сердитого пользователя.

Другим важным уроком для нас оказалось, то, что нашим пользователям не потребовались все возможности пакета. Каждому была нужна электронная почта, всего несколько человек использовали календарь, но никому не потребовались другие приложения. В конце концов мы вернули продукт производителю.

После этого мы заново исследовали cc:Mail. В этот раз мы пошли дальше и даже соединили одну из наших 286-х машин с локальной сетью одного из пользователей, чтобы убедиться, что cc:Mail будет работать с нашими аппаратными платформами. Поскольку оказалось, что работает он хорошо, мы вложили деньги в cc:Mail.

У нас не было серьезных проблем с инсталляцией cc:Mail ни на наши платформы DOS, Windows или Macintosh, ни на платформы пользователей. После установки базового почтового офиса мы обнаружили, что создавать пользователей для почтового офиса довольно просто. cc:Mail содержит утилиту под названием Directory Services (Службы Каталогов), которая позволяет импортировать имена пользователей из NetWare и Banyan VINES.

Поскольку у нас много путешественников, мы знали, что нам надо установить удаленный компонент cc:Mail. Варианты для платформ DOS и Windows были укомплектованы программой под названием Dialin, которая бесплатно предоставляется Lotus. При помощи Dialin пользователи, находящиеся в дороге, могут дозвониться до домашнего почтового офиса и обменяться почтой. Для Dialin требуется выделенный сервер в локальной сети. Мы используем бездисковый 286-й ПК с 1 МБ.

По большей части наши пользователи DOS и Windows приятно удивлены скоростью и эффективностью программы удаленного доступа. В число проблем с удаленным доступом у Маков входит случающееся время от времени зависание компьютера и невозможность посылать присоединенные файлы размером более 15 КБ. Другие жалобы включают ограниченность средств фильтрации входящих сообщений. Нашим пользователям хотелось бы отфильтровывать определенных отправителей или определенные темы сообщений.

ПОЧЕМ ОБХОДИТСЯ INTERNET

Доступ к Internet заинтересовал HAI по нескольким причинам. Во-первых, он должен был помочь нам улучшить коммуникации с нашими заказчиками. Во-вторых, он дал бы нам доступ ко всем сетевым информационным ресурсам, позволив нашим инструкторам, разработчикам учебных программ и сотрудникам бухгалтерии постоянно быть в курсе вопросов, важных для нашего бизнеса. Кроме того, мы ощущали, что вступление в сообщество Internet является важным профессиональным требованием.

Ну, если все это так, как компания или отдельный человек может получить доступ к Internet? Первый шаг состоит в изучении причин подключения к сети. Это всего лишь почта, или вам требуются инструменты и утилиты Internet? Будет Internet использоваться одиночкой, маленькой группой пользователей или большой организацией? Ожидаемая величина трафика будет случайной или постоянной?

Один из наших советов состоит в изучении всех возможных фирм, предоставляющих сервис. Как правило, пользователи присоединяются не напрямую к Internet, а к региональному или национальному провайдеру сервиса Internet. Традиционно единственным экономически оправданным оказывался доступ к Internet через местного провайдера, который обычно был на данной территории одним. Однако технологии телефонной связи и глобальных вычислительных сетей предоставляют пользователям новые приемлемые по стоимости возможности доступа через большее число провайдеров.

Следует также рассмотреть различные элементы цены, связанные с доступом к Internet. Вы должны будете платить не только за сам сервис, но и за коммуникационную линию, связывающую вас с сервис-провайдером. Цена может включать регулярные издержки по счетам местной телефонной компании и плату за междугороднюю связь. Не забудьте добавить стоимость аппаратного и программного обеспечения.

При попытке сравнить стоимость услуг у вас могут возникнуть определенные сложности: структура цены от одного провайдера к другому меняется. В расчетах, которые мы видели, один провайдер включил оплату маршрутизатора и Data Service Unit (DSU) в течение первых шести месяцев предоставления сервиса, другой потребовал, чтобы мы взяли их в аренду на весь срок контракта, третий предполагал, что это оборудование у нас уже есть. Таблица 1 на этой странице приводит полученные нами образцы расчета цены за выделенный доступ к Internet, включающие поддерживаемые скорости, ежемесячные издержки и стоимость инсталляции с учетом телефонного оборудования (CPE - customer premises equipment, установленное у заказчика оборудование).

Если вы планируете использовать Internet для почтовых целей, убедитесь в том, что ваш провайдер обеспечивает сервис передачи почты. Ваше программное обеспечение электронной почты должно поддерживать Simple Mail Transfer Protocol (SMTP), стандартный почтовый протокол для связи между сетями на базе TCP/IP и Internet. Почтовые программы должны поддерживать также Post Office Protocol (POP) или аналогичный протокол, если провайдер этого потребует. POP необходим для того, чтобы накапливать исходящую от вас почту до того момента, как вы дозвонитесь до сервера передачи почты вашего провайдера.

Если вас заинтересовал сервис соединения по телефонному номеру, вам следует обратить внимание на несколько потенциальных проблем. Убедитесь, что у вашего провайдера местный телефонный номер, проверьте, в какое время вы можете пользоваться сервисом и сколько часов ежемесячно включено в стоимость сервиса. Разница в тарифе подталкивает к тому, чтобы не использовать часы пик. Это ограничение может оказаться пригодным для приложений электронной почты, которые объединяют несколько сообщений в пакет, преже чем обменяться с сервером передачи почты, но не поощряет пользователей к доступу к Internet в реальном масштабе времени.

Некоторые другие критерии, рассматриваемые при выборе провайдера сервиса Internet, включают тип и скорость доступа (например, асинхронное или синхронное соединение по телефонному номеру, арендуемая линия, канал с коммутацией кадров frame relay), вид предлагаемого сопровождения и управления, возможность помощи провайдера в установке оборудования, качество технической поддержки.

Мы выбрали Netcom (San Jose, CA). Хотя стоимость не была для нас критерием номер один, она стала решающим фактором, поскольку все шесть провайдеров, к которым мы обращались, предложили, по большому счету, один и тот же уровень сервиса. С помощью Netcom мы получили доступ к их узлу в Сан-Хосе по 56 Кб/сек постоянному виртуальному соединению (PVC - permanent virtual circuit) frame relay, которое предоставляет компания WilTel (Tulsa, OK).

Наша ежемесячная плата включает стоимость 56 Кб/сек линии DS0 местной телефонной компании (Nynex), предоставляемого Netcom сервиса доступа к Internet и frame relay PVC компании WilTel. Кроме того, цена инсталляции включала маршрутизатор и DSU, а также регистрацию IP-адреса/имени, установку маршрутизатора и пару часов технической поддержки по телефону во время инсталляции (которая в действительности заняла около 30 минут работы с нашей стороны).

Нам показалось любопытным, что найденный нами наиболее эффективный по цене вариант подключения к Internet потребовал соединения с сетью за 3000 миль от нас.

Это вполне убедительно демонстрирует, в какой мере возникающие глобальные сетевые сервисы, подобные frame relay, фактически сжимают видимые размеры сети и открывают новые перспективы.

ГЛАЗ ДА ГЛАЗ

Электронная почта в Internet требует использовать SMTP. Мы выбрали шлюз Lotus cc:Mail Link to SMTP, поскольку это было самым эффективным по цене решением, которое мы обнаружили. Почтовый шлюз периодически устанавливает SMTP-соединение с хостом доставки почты Netcom, выгружая почту из выходного ящика нашей локальной сети и загружая ожидающую почту во входной ящик. В качестве сервера SMTP-шлюза мы используем 386SX/16 МГц ПК.

Инсталляция cc:Mail Link to SMTP может потребовать большого внимания. Программе должны быть указаны каталоги входного и выходного ящиков. Если каталоги не существуют, программа не создаст их автоматически, но и не сообщит вам об их отсутствии - вместо этого она просто не будет работать. Кроме того, вы должны создать файл с именем hosts, содержащий имя системы, IP-адрес и алиас. Если алиас отсутствовал, программа завершалась неудачей, хотя он и считается необязательным параметром.

Еще одна проблема заключалась в том, что программному обеспечению SMTP-шлюза надо сообщить сетевое имя и IP-адрес хоста доставки почты. Однако в Netcom нас предупредили, чтобы мы не использовали этот IP-адрес, поскольку компания хочет оставить за собой возможность передать функции доставки почты другой машине, не уведомляя об этом нас. Если SMTP-шлюз использует возможности сетевого сервиса по разрешению имен, нам было бы достаточно сообщить только имя хоста доставки почты.

Во время инсталляции нам пришлось назначить SMTP-шлюзу имя, которое должно добавляться к имени домена в исходящей почте. Кроме того, програм-мное обеспечение приписывает имя исходного почтового офиса к имени пользователя, если сообщение передается из одного почтового офиса в другой. Подобные расширенные имена могут вызывать сложности при определении того, кому адресовать ответные сообщения.

Решение этой проблемы просто и документировано, но его не всегда легко найти. SMTP-шлюз использует файл с именем SMTP.ADR в качестве таблицы для трансляции адреса, если этот файл существует. Элементы этого файла отображают имена пользователей cc:Mail в адреса SMTP/Internet. Сетевой администратор должен обеспечить актуальное состояние этого файла; впрочем, эта информация остается относительно неизменной после того, как ее ввели.

Когда в вычислительном центре впервые устанавливается локальная сеть, администратор сети обычно дает пользователям возможность выбрать свои собственные входные имена. Когда инсталлируется электронная почта, в большинстве вычислительных центров в качестве почтовых адресов используются имена пользователей локальной сети. Когда же приходит пора присоединения к Internet, некоторые могут решить, что им требуется более разумная структура имен - для того, чтобы люди вне организации могли легко находить пользователей. Поддерживаемые сетевым шлюзом возможности отображения адресов позволяют администратору сети создать логичную схему именования и отобразить ее на, возможно, менее логичную внутреннюю схему.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ TCP/IP

Если вы хотите использовать Internet не только как почту, надо, чтобы в вашей локальной сети использовался TCP/IP. Мы решили установить программное обеспечение TCP/IP на каждый хост по отдельности, сохранив тем самым гибкость системы, существенную для путешественников. Мы тестировали несколько програм-мных пакетов TCP/IP неделями, прежде чем развернуть доступ к Internet. Мы хотели определить, какой пакет легко инсталлируется на наши ПК, содержит те утилиты, которые нам хотелось бы, и работает с различными аппаратными и программными платформами, которые мы используем.

Мы обнаружили, что при покупке коммуникационных программ для уже имеющихся компьютеров надо учитывать несколько вещей. Во-первых, вам нужен доступ к стеку протоколов TCP/IP. Метод, который используется наиболее широко, состоит в реализации спецификации многопротокольного канала передачи данных, например, Network Driver Interface Specification (NDIS), разработанной совместно Microsoft и 3Com (Santa Clara, CA), или Novell Open Data-link Interface (ODI). Использование NDIS или ODI позволит различным стекам протоколов существовать одновременно в одной системе. Убедитесь также, что ваша сетевая операционная система и пакет TCP/IP поддерживают одну и ту же спецификацию Уровня Канала Передачи Данных (Data-Link Layer - DLL).

Следующая задача состоит в выборе подходящей конфигурации формата кадра, используемой в вашей локальной сети (потенциально щекотливый вопрос для сред IEEE 802.3 и Ethernet). Этот шаг необходим, когда TCP/IP должен сосуществовать с исходной сетевой операционной системой, поскольку станциям назначения необходим механизм для того, чтобы отличать один протокол от другого.

Наличие возможности поиграть с программным обеспечением, даже в отсутствие действующей связи с Internet, оказалось очень ценным. В одном случае мы обнаружили пакет, который требовал сложного предварительного конфигурирования - без этого не работал протокол передачи файлов file transfer protocol (ftp). Мы исключили этот пакет из рассмотрения, поскольку требование показалось нам довольно обременительным. Другой пакет содержал слишком мало утилит и интерфейс, отличный от принятого в Windows, поэтому от него мы также отказались.

Когда у нас появился канал Internet, нам осталось изучить два пакета. В конце концов мы выбрали PC/TCP компании FTP Software (North Andover, MA). Он поддерживал все утилиты на базе TCP/IP, которые нам хотелось, включая ftp, telnet, nslookup, nicname, ping, finger и traceroute, а также поддерживал и DOS, и Windows, что было для нас обязательным требованием. Интерфейс Windows - вещь замечательная, но в нашей учебной среде, бывает, полезно показать слушателям детали той работы, которую выполняет компьютер. DOS-приложения позволяют нам продемонстрировать сложность того, что скрывает Windows. Наконец, FTP Software заявила о намерении поддерживать Windows 95.

Поиск программного обеспечения TCP/IP для систем Macintosh оказался проще. Один из сотрудников уже использовал Versatilities (Synergy Software, Reading, PA) и был им очень доволен. Он легко инсталлируется и недорог (более чем вдвое дешевле сравнимого пакета на базе ПК).

ПРЕДСТОИТ БОЛЬШАЯ РАБОТА

Нынешняя конфигурация локальной сети HAI изображена на Рисунке 2. По всей вероятности, мы еще не завершили интеграцию TCP/IP и Internet в стратегию наших внутренних и внешних коммуникаций. В частности, есть два направления, в которых мы хотели бы преуспеть в этом году.

Первое состоит в исключении асинхронного доступа к сети по телефонному номеру посредством замены асинхронного коммуникационного сервера pcAnywhere на удаленный сервер локальной сети. Такой подход должен позволить нашим удаленным и путешествующим сотрудникам дозваниваться до локальной сети и использовать все ее возможности, такие как полный доступ к Internet и доступ ко всем сетевым ресурсам. Вместе с доступностью локального Windows-интерфейса удаленный доступ к узлам сети обеспечит более высокую производительность, чем используемый сейчас асинхронный сервер.

Второе запланированное усовершенствование состоит в выделении машины, которая будет функционировать как сервер ftp, gopher или World Wide Web (WWW). Это позволит нам намного легче доставлять информацию нашим заказчикам, как и всему сообществу Internet. Помещая все общедоступные документы на выделенную систему на базе TCP/IP, мы можем сконфигурировать наш маршрутизатор таким образом, чтобы разрешить входящие соединения Internet только с этой машиной, одновременно заблокировав внешний доступ к файловому серверу нашей локальной сети, не использующему TCP/IP.

Осталось увидеть, надолго ли доступа со скоростью 56 Кб/сек хватит нашему персоналу, чтобы оставаться счастливыми.


Гэри Кесслер и Кэрол Монахан - сотрудники технической службы компании Hill Associates Inc. (HAI) из Колчестера, штат Вермонт. С Кесслером можно связаться через Internet по адресу kumquat@hill.com. С Монахан можно связаться через Internet по адресу cam@hill.com.

Приносим свои извинения за отсутствие рисунков.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями