Рабочий вариант 20.05.2000

Раздел I. Статус Рекомендаций по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации

1. Назначение и цель создания Рекомендаций по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации.

Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации (далее — Рекомендации) предназначены для гармонизации развития Интернет-коммерции в российском сегменте сети Интернет в условиях возрастающего интереса российского государства и общества к коммерции в сети Интернет и к сети Интернет в целом.

В настоящее время указанный интерес — при отсутствии специальных законодательных норм в сфере Интернет-коммерции, сложности судебной защиты по спорам, связанным с использованием сети Интернет, несовершенстве технической организации сети Интернет и, главное, неадекватном социально-психологическом восприятии сети Интернет у ее пользователей — может стать катализатором дезорганизации отношений в сфере Интернет-коммерции и привести к массовым нарушениям гражданских прав и свобод, законодательства Российской Федерации, интересов организаций, занимающихся Интернет-коммерцией, российского государства и общества.

Представляется возможным и целесообразным с целью формирования обычаев делового оборота и развития механизмов саморегуляции в сфере Интернет-коммерции использовать принципы и положения настоящих Рекомендаций для прямого или опосредованного внедрения их в соответствующие общественные отношения в Российской Федерации.

2. Задачи Рекомендаций.

Посредством использования настоящих Рекомендаций могут быть решены следующие задачи:

  • учебные — по просвещению пользователей сети Интернет о возможных проблемах использования сети Интернет и организации Интернет-коммерции;
  • организационно-методические — по формированию и поддержке информационных ресурсов в сети Интернет, предназначенных для ведения Интернет-коммерции;
  • научные — по исследованию и разработке принципов и норм регулирования сети Интернет и электронной коммерции.

3. Основные понятия.

Под Интернет-коммерцией понимается коммерческая деятельность в сфере рекламы и распространения товаров и услуг посредством использования сети Интернет.

Пользователь сети Интернет — физическое или юридическое лицо, использующее услуги и сервисы сети Интернет.

Информационный провайдер — физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги по использованию сети Интернет. Информационный пройвадер, кроме ситуаций, обусловленных техническими протоколами и стандартами сети Интернет, не инициирует информационный обмен, не выбирает получателя информации и не модифицирует информацию, передаваемую посредством его услуг.

Оператор Интернет-коммерции — пользователь сети Интернет, занимающийся Интернет-коммерцией.

4. Международное сотрудничество в сфере регулирования электронной коммерции.

В мире в сфере регулирования электронной коммерции разрабатываются и принимаются многочисленные документы и нормативно-правовые акты, изучение, использование и участие в разработке которых позволит Российской Федерации гармонизировать собственное развитие электронной коммерции в общемировой системе единого информационного пространства.

5. Юридическая сила Рекомендаций.

Рекомендации не имеют никакой юридической силы до тех пор, пока принципы и положения из них не будут использованы лицами при организации процессов Интернет-коммерции.

6. Научная сила и неполнота Рекомендаций.

Заложенные в Рекомендациях принципы и положения не претендуют на абсолютную истину и должны рассматриваться исключительно как научный анализ проблематики информационных общественных отношений в сфере Интернет-коммерции.

Перечень затрагиваемых в Рекомендациях проблем регулирования Интернет-коммерции не является исчерпывающим.

7. Временные изъятия.

В настоящий момент Рекомендации не затрагивают проблематику особых третейских процедур разрешения споров в связи с использованием сети Интернет, расчетов в сети Интернет, интеллектуальной собственности, специальных средств обеспечения доказательств и ряд других вопросов, связанных с государственным регулированием коммерческой деятельности в целом.

8. Открытость Рекомендаций.

Рекомендации открыты для обсуждения, критики, изменений, неприятия и заимствования.

9. Редакции Рекомендаций, текущая и последняя редакции.

В силу объективных причин настоящие Рекомендации будут претерпевать определенные изменения, которые будут отражаться в редакциях настоящего документа.

Первая редакция: 20 мая 2000 года.
Последняя редакция: 20 мая 2000 года.

Раздел II. Принципы и рекомендации по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции

10. Принцип соблюдения суверенитета Российской Федерации.

Предполагаемая сфера действия настоящих Рекомендаций — информационные общественные связи с использованием сети Интернет и ведением Интернет-коммерции, складывающиеся на территории Российской Федерации или инициируемые гражданами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации или организациями, зарегистрированными на территории Российской Федерации и развивающиеся вне пределов Российской Федерации.

С целью реализации данного принципа рекомендуется:

  • определить юрисдикцию, т. е. решить, какие, в зависимости от субъектов и характера информационных общественных отношений, действия в сфере использования сети Интернет регулируются исключительно законодательством Российской Федерации, а для каких требуется соблюдение законодательства иностранных государств.

11. Принцип законности.

Все лица, участвующие в информационных общественных отношениях с использованием сети Интернет, должны соблюдать законодательство Российской Федерации.

С целью реализации данного принципа рекомендуется:

  • учитывать, что на настоящий момент в законодательстве Российской Федерации отсутствуют изъятия из регулирования общественных отношений вида «все, кроме использования в сети Интернет» и соответственно соблюдать нормы законодательства Российской Федерации, относящиеся к соответствующим предметным сферам регулирования.

12. Принцип анонимности пользователей в сети Интернет.

Все лица, использующие сеть Интернет, в пределах действующего законодательства имеют право на анонимность. Указанное право не распространяется на операторов Интернет-коммерции при осуществлении ими коммерческой деятельности.

Сбор, хранение и распространение информации о пользователях сети Интернет без разрешения последних запрещается. Владельцы информационных ресурсов в сети Интернет обязаны уведомлять пользователей о предпринимаемых ими мерах по защите информации о пользователях.

13. Принцип равенства Интернет-коммерции.

Государственное регулирование деятельности в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации осуществляется на равных основаниях с коммерческой деятельностью, если иное не установлено федеральными законами Российской Федерации или международными договорами.

14. Принцип обязательной индивидуализации оператора Интернет-коммерции.

Оператор Интернет-коммерции обязан полно и достоверно индивидуализировать себя во всех информационных отношениях с пользователями сети Интернет.

С целью реализации данного принципа оператору Интернет-коммерции рекомендуется:

  • указывать или организовывать открытый доступ к информации о наименовании, юридическом адресе, фактическом местонахождении, реквизитах, лицензиях, сертификатах и других правоустанавливающих документах, принадлежащих оператору Интернет-коммерции, во всех информационных отношениях с пользователями сети Интернет;
  • указывать собственный электронный почтовый адрес во всех информационных отношениях с пользователями сети Интернет;
  • указывать или организовывать открытый доступ к информации о наименовании и электронных адресах информационных провайдеров, услуги которых используются оператором Интернет-коммерции при организации деятельности в сфере Интернет-коммерции;
  • указывать электронные адреса органов государственной власти, выдавших оператору Интернет-коммерции правоустанавливающие документы. В случае отсутствия электронных адресов у указанных органов государственной власти указываются их адреса на территории Российской Федерации.

15. Принцип открытости и достоверности совершения коммерческих операций в сети Интернет.

Оператор Интернет-коммерции обязан публиковать с использованием всех собственных информационных ресурсов правила получения информации о предлагаемых товарах и услугах и условиях и порядке совершения сделок с помощью сети Интернет с целью приобретения и доставки последних, а также использования информационных ресурсов, предназначенных для реализации коммерческой деятельности.

Оператор Интернет-коммерции несет ответственность за соответствие существенных условий сделки, заключаемой посредством использования сети Интернет, требованиям законодательства.

Пользователь сети Интернет имеет право требовать от оператора Интернет-коммерции письменной копии любых документов, связанных с деятельностью последнего.

Оператор Интернет-коммерции несет ответственность за защиту информации о потребителе, получаемой в результате заключения сделки с использованием сети Интернет.

С целью реализации данного принципа оператору Интернет-коммерции рекомендуется:

  • составить детальные правила использования информационных ресурсов, предназначенных для реализации коммерческой деятельности, и четко определить порядок совершения сделок с помощью сети Интернет;
  • разработать механизм предоставления по требованию пользователей письменной информации о действиях оператора Интернет-коммерции;
  • электронный текст договора, заключаемого с помощью сети Интернет, должен находиться по одному адресу в сети Интернет, доступ к которому должен быть открытым;
  • четко описать, что является офертой и что считается акцептом при заключении договора с использованием сети Интернет; указать, как будет определяться время и место совершения сделки и метод обмена информацией между сторонами в связи с исполнением договора;
  • предусмотреть систему обработки технических ошибок при заключении договора;
  • определить собственную ответственность за неполную или недостоверную информацию, опубликованную в связи с организацией коммерческих операций.

16. Принцип факультативной индивидуализации потребителей товаров и услуг в сети Интернет.

Оператор Интернет-коммерции имеет право требовать индивидуализации потребителя услуг и товаров при заключении договора посредством сети Интернет в объеме, предусмотренном законодательством.

При индивидуализации с целью заключения договора посредством сети Интернет потребителям запрещается предоставлять недостоверную информацию или фальсифицировать информацию, связанную с доступом к информационным ресурсам оператора Интернет-коммерции.

С целью реализации данного принципа оператору Интернет-коммерции рекомендуется:

  • контролировать правосубъектность лиц, заключающих сделки;
  • определить ответственность потребителя за указание недостоверной информации или фальсификации при заключении сделки.

17. Принцип разумной свободы информационного обмена.

Помимо законных ограничений на информационный обмен, пользователи сети Интернет не имеют права осуществлять несанкционированные получателем или получателями электронные почтовые рассылки, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пользователи имеют право использовать информационные ресурсы только в соответствии с установленными для последних правилами, если иное не определено законом или договором с собственником информационного ресурса.

Доступ к информации ограниченного доступа запрещается. Под информацией ограниченного доступа в сети Интернет понимается информация, доступ к которой осуществляется на основе принудительной авторизации по имени и паролю.

С целью реализации данного принципа оператору Интернет-коммерции рекомендуется:

  • закрыть доступ к информации ограниченного доступа путем организации системы авторизации.

18. Принцип разумной ответственности информационных провайдеров.

Информационный провайдер не несет ответственности за незаконные действия лиц, использующих его услуги, в случае отсутствия информации об указанных действиях или отсутствия возможности своевременно и достоверно выявить и/или квалифицировать указанные действия.

Информационный провайдер не несет ответственности за действия лиц, использующих его услуги и нарушивших обычаи делового оборота в сфере использования сети Интернет, если иное не предусмотрено законом или договором.

Информационный провайдер несет ответственность за модификацию и задержку передачи информации, если иное не предусмотрено законом или договором.

Информационный провайдер несет ответственность за неполное или недостоверное ознакомление пользователей сети Интернет с условиями использования и существенными особенностями функционирования его информационных ресурсов.

19. Принцип добровольного обеспечения доказательств в связи с использованием сети Интернет.

Пользователи, информационные провайдеры и операторы Интернет-коммерции имеют право использовать любые законные способы обеспечения доказательств информационного обмена и совершения коммерческих операций в сети Интернет.

С целью реализации данного принципа пользователям, информационным провайдерам и операторам Интернет-коммерции рекомендуется:

  • заключать соглашения о принятии в качестве доказательств по спорам в связи с использованием сети Интернет информации в электронной форме;
  • использовать системы депонирования электронной информации как для электронных почтовых сообщений, так и для опубликованной в сети Интернет информации;
  • использовать механизмы электронно-цифровой подписи и ее аналогов;
  • использовать информационные сервисы, предназначенные для сбора и обработки общедоступной информации в сети Интернет (поисковые системы, каталоги ресурсов);
  • использовать возможности классических экспертных действий и сложившуюся практику нотариальных действий.

При составлении Рекомендаций использованы следующие материалы:

  1. DIRECTIVE 2000/ /EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL on certain legal aspects of Information Society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market («Directive on electronic commerce»), February 28, 2000.
  2. Study «Electronic Commerce and the Role of the WTO», 1999.
  3. Principles of Consumer Protection for Electronic Commerce by Canadian Working Group on Electronic Commerce and Consumers.
  4. Recommendation of the OECD Council Concerning Guidelines for Consumer Protection in the Context of Electronic Commerce, 1999. Organization for Economic Co-operation and Development.
  5. America-On-Line e-commerce policy, 2000.
  6. Проект федерального закона «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет».
  7. Проект федерального закона «О праве на доступ к информации».
  8. Нормы пользования Сетью. Открытый форум Интернет-сервис-провайдеров (ofisp.org).
  9. Предметные законы и законопроекты США, Швеции, Германии, Франции, Австрии, Австралии, Китая и Сингапура.

ОБ АВТОРЕ

Виктор Наумов — научный сотрудник Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук, преподаватель Санкт-Петербургского университета, юрист и эксперт по организационно-правовым проблемам информационных технологий, член группы по электронной коммерции Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы, руководитель проекта «Электронная библиотека «Сети и право», е-mail: nau@mail.iias.spb.su


Комментарий редактора

22 мая 2000 г. на парламентских слушаниях «Правовые условия использования информационных технологий в торговле» членом рабочей группы по электронной коммерции Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Виктором Наумовым был представлен документ, вызвавший значительный интерес участников мероприятия, — «Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации». По итогам слушаний рабочей группе было поручено разработать «Типовые правила ведения электронного бизнеса в российском сегменте сети Интернет». Предполагается, что «Рекомендации» будут активно использоваться в процессе создания «Типовых правил».

Автор «Рекомендаций» — специалист в области информационных технологий и права — является убежденным сторонником необходимости установления государством рамочных правил развития Сети. На основе своего значительного опыта работы в сфере Интернет-права он пришел к заключению, что с развитием информационных технологий, проникающих во все более широкие слои общественных отношений, возникла настоятельная необходимость в разработке «Информационного кодекса» — свода правил поведения и осуществления бизнес-процессов в Сети. Положения этого кодекса должны быть сначала сформулированы самими участниками деятельности, осуществляемой в Интернет-пространстве, а затем перейти из сферы саморегулирования в полноценную законодательную среду.

Наиболее актуальной задачей в области электронной коммерции является создание определенного «поля защиты» для клиентов, т. е. механизма, гарантирующего соблюдение прав потребителей товаров/услуг, приобретаемых через Интернет. В самом общем виде этот механизм устанавливается в виде норм, в соответствии с которыми происходит объявление публичной оферты. При этом нужно учитывать ряд ключевых моментов, определяющих специфичность такой оферты в сфере, имеющей непосредственное отношение к информационным технологиям. В частности, следует учитывать: наличие в цепочке отношений «оферент — клиент» информационных посредников; транснациональный характер осуществляемых операций; сложность обеспечения доказательств, необходимых для разрешения возникающих конфликтов; несовершенство существующих технических протоколов и обеспечивающих их стандартов и т. п.

При составлении предлагаемых вниманию читателя «Рекомендаций» были использованы многие отечественные и зарубежные документы, разработки и проекты, относящиеся к сфере законодательного регулирования Интернет-коммерции. «Рекомендации» открыты для обсуждения, которое мы будем вести на страницах нашего журнала, а также в интерактивном режиме по адресу: www.russianlaw.net.