Интернет и эволюция человечества

Современное общество породило новую среду — информационное пространство, которое, подобно природным явлениям, существует самостоятельно, развивается и вмешивается в жизнь человека, создавая еще одну реальность — так называемую виртуальную, где все очень похоже на привычный порядок вещей и в то же время не имеет с ним ничего общего. Появление информационного пространства — это очередной виток эволюции человечества, призванный вывести наше общество на новый уровень развития и обусловленный глобальными изменениями в самих требованиях, предъявляемых человеком ко всему, что его окружает и определяет успех взаимодействия с другими членами общества. Теперь стало очевидным — тех критериев успеха, которые до сих пор считались классическими, уже недостаточно. Если совсем недавно достижение определенного уровня внутренней эффективности обеспечивало успешность любого бизнеса и позволяло лидировать в конкурентной борьбе, то в настоящее время ситуация радикально изменилась. Современные методы и технологии, определяющие внутреннюю эффективность предприятий, уже хорошо изучены, внедрены и успешно используются. Поэтому для сохранения конкурентных преимуществ необходимо пересмотреть сами подходы к ведению бизнеса. В чем может состоять различие между двумя одинаково эффективными конкурирующими предприятиями, которое обеспечило бы одному из них лидерство? По всей вероятности, в завоевании максимально возможной аудитории заказчиков. Так что конкуренция в новом тысячелетии проявится прежде всего в форме напряженной борьбы за заказчика. Как же проложить дорожку к загадочному сердцу клиента, чем привлечь и, главное, удержать его, сделать приверженцем только вашей компании? Видимо, поиском ответов на эти вопросы и будет озабочено бизнес-сообщество в ближайшее время, однако некоторые рецепты существуют уже сегодня. Беспрецедентно высокий уровень обслуживания, максимальная открытость предприятия и простые инструменты общения с клиентом, круглосуточный доступ ко всем элементам, вовлеченным в заказ, т. е. полная «интеграция» заказчика во все производственные циклы предприятия, — вот что требуется для построения долгосрочных и обоюдовыгодных взаимоотношений с каждым клиентом.

Как случалось и прежде, очередной виток эволюции общества сопровождался изобретением инструментов для работы и жизни в новых условиях. Нечто подобное произошло и сейчас. Ведь Интернет — это всего лишь инструмент, созданный для взаимодействия с информационным пространством и представляющий собой виртуальную проекцию нашего реального мира. Именно благодаря Интернету появилась возможность реализовать новые концепции взаимоотношений с заказчиком и построить новую структуру эволюционирующего бизнеса. Особенно хорошо эволюция инструментов управления бизнесом видна на примере стремительного развития систем управления ресурсами предприятия — ERP (Enterprise Resource Planning) систем.

ERP-системы сегодня

За время существования систем поддержки и управления предприятием методы и концепции построения таких систем постоянно совершенствовались. ERP-системы являются последней генерацией в длинной цепочке инструментов управления бизнесом, обеспечивающих комплексный или интегрированный контроль над предприятием. Однако очень важно понимать, что любая, даже самая сложная, система решает все-таки только внутренние задачи предприятия. Это означает, что само предприятие как бы отделено невидимыми стенками от внешнего мира и концентрируется на внутреннем благоустройстве. При правильном внедрении таких систем внутренние процессы действительно оказываются весьма эффективными, что предоставляет предприятию немало выгод, например, способность работать с минимальной рентабельностью, мгновенный контроль над издержками, сокращение времени на ввод первичной информации и т. д. Но фокусируясь на внутренней эффективности бизнеса, предприятие быстро достигает своего потолка преимуществ. Это заметно уже сегодня. По мнению аналитического агентства Gartner Group, концепция ERP (в ее каноническом понимании) уже умирает и уступает место так называемому c-commerce (collaborative commerce), т. е. системе управления предприятием, где заказчик выступает в роли одного из элементов этой системы. Очень сложно реализовать новую концепцию c-commerce без надлежащих инструментов — невозможно представить, каким образом любой из элементов окружающего бизнес мира сможет взаимодействовать с внутренней системой предприятия, не имея простого и понятного доступа в нее. Интернет с блеском устраняет возникающее препятствие и дает мощнейший инфраструктурный инструмент для взаимодействия предприятия со всеми его контрагентами в концептуально новой среде, превращая бизнес традиционный в бизнес электронный.

Что такое электронный бизнес?

Между двумя сферами электронной коммерции — «бизнес-потребитель» и «бизнес-бизнес» — существует большая разница. Электронная коммерция в узком смысле (Business-to-Consumer, B2C) подразумевает ведение торговых операций (закупка, продажа, оплата и т. д.) через Интернет, в то время как электронный бизнес (Business-to-Business, B2B) включает в себя более широкий спектр процессов. В отличие от теперь уже традиционной технологии B2C, технология B2B осуществляет операции с различными контрагентами (банками, поставщиками и пр.) через Интернет. Это означает, что любой субподрядчик предприятия имеет возможность просматривать текущие потребности компании в соответствующих товарах или услугах и незамедлительно реагировать на сформировавшийся запрос, т. е. планировать поставку, определять сроки и способы доставки, выставлять счета и т. д., причем все нужные сведения будут введены напрямую в ERP-систему данного предприятия. Но это далеко не самая привлекательная возможность новой технологии. B2B позволяет легко организовать виртуальные команды, например, инженеров, поставщиков оборудования и самого заказчика для работы над каким-либо проектом, причем любые действия каждого из участников команды мгновенно модифицируют все компоненты проекта — от графика поставки комплектующих до дизайна целевого изделия. Такое же тесное взаимодействие можно организовать и с другими элементами бизнеса предприятия, формируя при этом суперинтегрированную систему уже не только на уровне внутренних процессов предприятия, а на уровне самого бизнеса (рис. 1). Разумеется, такая масштабная реализация требует принципиально других инструментов для создания модели интегрированного бизнеса. Поэтому требования компаний к современным ERP-системам существенно расширяются — им нужны системы, позволяющие компаниям «влиться» в Интернет-экономику, причем максимально быстро и с минимальными затратами. Такое требование породило новый класс систем управления предприятием — электронных ERP-систем.

Критерии выбора...

Итак, каким условиям должны удовлетворять электронные ERP-системы для того, чтобы реализовались все заявленные возможности Интернет-экономики?

Хотя производственная эффективность предприятия и не является достаточным условием приемлемости ERP-системы в новых условиях, но это все еще необходимое условие успеха. Компания, не обладающая четкой системой внутреннего контроля, обречена на неудачу, и в новой экономике невозможно построить интегрированную модель бизнеса, не имея порядка внутри. Отсюда возникает первое условие — прежде всего это должна быть ERP-система в каноническом смысле, т. е. обеспечивать управление всеми внутренними процессами предприятия, иметь широкие функциональные возможности и быть интегрированной на уровне процессов. Во-вторых, ERP-система должна поддерживать вновь приобретенные свойства электронного бизнеса. Вновь возникшие возможности по торговле и взаимодействию через Интернет требуют серьезного пересмотра подходов к построению как технологической базы, так и структурной концепции системы. И наконец, последний критерий — электронная и бизнес-составляющая ERP-системы должны быть интегрированными. Здесь требуется пояснение.

Многие производители ERP-систем реагируют на изменения в конъюнктуре рынка, присоединяя дополнительные функции, связанные с электронным бизнесом к своему уже существующему и хорошо себя зарекомендовавшему программному обеспечению, т. е. по сути создают отдельные модули электронной торговли со своими интерфейсами, бизнес-логикой и базами данных. Такой подход имеет смысл, поскольку берет за основу хороший, проверенный инструмент и делает в нем «косметические» изменения, что сравнительно дешево и не очень трудоемко. Однако у подобного подхода имеется ряд существенных недостатков. Во-первых, все «проверенные» системы исполнены на устаревших платформах и используют устаревшие архитектурные решения, поэтому применение новейших технологий на «генном» уровне просто невозможно. Во-вторых, в таких решениях возникает проблема с синхронизацией данных, поскольку весь электронный модуль реализован «сбоку» и ведет обмен с базой данных бизнес-приложения через интерфейсы. Наконец, производителю ERP-системы приходится полностью дублировать бизнес-логику электронного приложения, где возникает существенный риск потери единообразия в одних и тех же бизнес-процессах, выполненных стандартным образом или через Интернет. На все это накладывается различие в технологиях реализации электронного модуля и собственно ERP-системы и необходимость поддержки вместо одной системы сразу двух.

Но существует и другой подход, успешно реализованный датской компанией Damgaard, выпустившей два года назад концептуально новую электронную ERP-систему АКСАПТА. Суть его заключается в следующем: в основе системы лежит ядро, содержащее всю бизнес-логику, которое «омывается» океаном Интернет, и база данных. В результате у новой системы есть только одна база данных, одно приложение, отвечающее за функциональность, единый программный код, единый инструментарий разработки, но два различных интерфейса: Windows и Web-браузер. С точки зрения конечных пользователей, интерфейсы разные, но ERP-система, с которой они работают, одна и та же, как, впрочем, и база данных, с которой они общаются в режиме реального времени. В этом случае вся система полностью интегрирована и ни одной из перечисленных выше проблем не возникает. Более того, появляются очень интересные возможности.

ERP в аренду

В основе технологической реализации АКСАПТА лежит трехуровневая модель архитектуры клиент–сервер (рис. 2), в которой промежуточный слой — сервер приложений (Aхарtа Object Server, AOS) отвечает только за бизнес-логику системы, изолируя таким образом Windows и Web-клиентов от бизнес-логики и базы данных. Данный подход позволяет существенно снизить требования к пропускной способности канала, соединяющего клиента с сервером приложений Ахарtа, что является одним из основных условий работы любого приложения (особенно такого как ERP-система) через Интернет. Эта весьма оригинальная технология положила начало настоящему прорыву в абсолютно новом направлении бизнеса — ERP-хостингу — сдаче систем управления предприятием в аренду.

Рис. 2

ERP-хостинг является частным случаем более широкого направления — ASP (Application Service Provider), т. е. аренды любых приложений, услуг и технического оборудования. Внешне (в простейшем случае) все выглядит так. Кто-то на своей площадке и оборудовании устанавливает сервер приложений Axapta (AOS), а потребители этой услуги (пользователи) устанавливают на своих компьютерах только клиентские приложения Axapta и работают с AOS через Интернет. При этом пользователи совершенно не заботятся о технических аспектах — инсталляциях и обновлениях приложений, резервном копировании и пр. (рис. 3).

Рис. 3
В решениях ASP всегда есть три основные «роли»:
  • Бизнес-партнер компании Damgaard, который является экспертом в системной области и имеет право распространять AКСАПТА.
  • Хостинг-партнер, предоставляющий свое «железо» и отвечающий за техническое обеспечение всей системы (резервное копирование баз данных, обеспечение безопасности и пр.).
  • ASP-партнер — специалист в прикладной области своих клиентов. Именно он общается с клиентом и служит связующим звеном между всеми участниками бизнеса.

Однако нередки случаи сочетания ролей. В частности, все функции может выполнять одна компания.

Кроме того, у провайдера ASP есть возможность специализироваться на определенном сегменте бизнеса и иметь заранее настроенную бизнес-модель системы. В этом случае пользователь получает мгновенный доступ к уже работающей системе, смоделированной с учетом специфики его конкретной индустрии. Это означает, что фаза утомительного и не всегда успешного внедрения ERP-системы в случае с ERP-хостингом просто отсутствует, а поскольку базы данных различных компаний, подключенных к такому ASP-провайдеру, физически расположены в разных местах, то проблемы перемешивания данных или несанкционированного доступа со стороны конкурента не возникает. Добавим к этому, что пользователю не нужно покупать дорогую систему на всю жизнь — он может взять ее в аренду на некоторый срок. А те виды деятельности, которые не свойственны профилю деятельности компании, могут быть отданы «на сторону» (аутсорсинг). В частности, подготовку бухгалтерской отчетности можно поручить внешней аудиторской фирме, управление персоналом и расчет заработной платы — кадровому агентству, а доставку грузов покупателю — транспортному предприятию. Отсюда и преимущества:

  1. Не нужна система — не пользуйся.
  2. Нет необходимости покупать дорогие серверы и другое оборудование.
  3. Не требуется отдел сопровождения и поддержки.
  4. Данные где-то далеко спрятаны.
  5. Отдельные участки работы можно поручить профессионалам.
  6. Доступ к системе из любой точки мира.

На кого же рассчитана технология ASP?

Во-первых, на небольшие и средние компании, у которых нет средств (или они не хотят их тратить) на поддержание мощной внутренней IT-структуры (программисты, сетевые администраторы, профессиональные серверы и пр.). Во-вторых, данная схема идеально подходит для групп франшизинговых компаний, работающих по единым бизнес-моделям, например McDonalds. В-третьих, пользователями ASP могут стать любые фирмы, предлагающие профессиональные услуги для бизнеса, такие как аудиторские и консультационные.

Сегодня и завтра рынка ERP-хостинга

Трудно сказать, приживется ли эта модель в мире, а тем более в России... Пока с ней связано еще очень много проблем, прежде всего юридических. Очень важная проблема — безопасность данных. Хостинг-провайдер обязан каким-то образом гарантировать, что даже он не сможет иметь доступа к информации своих клиентов, не говоря уже об их конкурентах или других лицах и организациях. Хостинг-провайдер, наконец, должен предоставить систему, способную начать работать действительно сразу, а затем поддерживать и оперативно обновлять ее. Тем не менее пилотные проекты уже ведутся. Больше того, из желающих стоит очередь. По оценкам консультационной компании IDC, емкость этого рынка услуг составляет 4,5 млрд долл. Сегодня уже все понимают, что каждый должен заниматься своим делом. Именно поэтому активно развивается аутсорсинг, т. е. использование сторонних профессиональных услуг на операционном уровне предприятия, и, возможно, именно поэтому будет развиваться и технология ASP.

Однако существует и другая возможность использования концепции ERP-хостинга — корпоративный хостинг. Представьте себе крупную интернациональную компанию с сильно распределенной структурой и мобильной командой управленцев или продавцов. Чтобы оптимизировать затраты на корпоративную систему управления таким предприятием, можно создать единый центр данных и приложений (Data Center), разместить в нем серверы и обеспечить доступ всех удаленных офисов и филиалов компании к этому центру в режиме хостинга через Интернет. Тогда нет необходимости заботиться ни о безопасности данных (сервер находится в ведении корпоративного центра), ни о своевременном обновлении бизнес-приложения (все изменения в бизнесе оперативно вносит команда центра), и хотя не все преимущества классического ERP-хостинга проявляются в случае применения этой модели (систему и оборудование все-таки придется купить), интегральные затраты на внедрение такой корпоративной системы будут на порядок меньше, чем при традиционном подходе. В дополнение к преимуществам подхода ERP-хостинга к построению корпоративной системы можно добавить еще одну интересную функцию — установку клиентов АКСАПТА через Интернет. Как известно, при традиционном подходе установка клиентских приложений сложных клиент-серверных систем сводится к тому, что на каждой клиентской станции запускается дистрибутивный CD, где пользователю предстоит выполнить процедуру установки приложения, отвечая на ряд вопросов. Пройти до конца инсталляции может далеко не каждый — требуется определенная квалификация. Чаще всего пользователи сразу зовут на помощь системного администратора. Кроме того, возникает дополнительная проблема, связанная с обновлением клиентских приложений вслед за обновлением версий серверного компонента (обновление версии или установка пакетов обновления). В больших корпорациях, где число пользователей достигает сотен и тысяч, установка и администрирование клиентских мест превращается в гигантскую проблему, и решить ее позволяет Axapta Web Deployment Client (Установщик через Интернет). С точки зрения удаленного пользователя, установка и запуск АКСАПТА выглядит следующим образом. Сначала в центральном офисе администратор создает Web-страничку, на которую помещает специальный элемент контроля ActiveX и настраивает его характеристики — местоположение исходных файлов для инсталляции, конфигурационного файла, языка интерфейса и пр. Затем удаленный пользователь открывает эту страницу на корпоративном Web-сайте, нажимает на кнопку и дальше процесс установки идет без его участия.

Возможности АКСАПТА в Интернете

Представляется интересным подробнее остановиться на конкретной реализации тех функций, традиционно относящихся к работе в виртуальном пространстве. Теоретически они должны переноситься из реального бизнеса, будучи предварительно адаптированными к новой среде. Однако возможности электронного пространства создают благодатную почву для пересмотра традиционных схем, обратной связью влияя на окончательный вид адаптированной функциональности.

Электронный магазин, который в устаревшей реализации ERP-систем был бы обыкновенным модулем заказов на продажу, совершил качественный скачок. В АКСАПТА это удобный и мощный инструмент интерактивной работы с заказчиком. Последний может не только увидеть прейскурант компании и сделать заказ, ему мгновенно сообщат по e-mail о наличии товара и сроках его получения, если товара недостаточно, а также о способе и сроке доставки. Однако и это еще не все. Теперь заказчик может изменять все параметры заказа — объем и комплектность, срок и адрес доставки; просматривать историю своих покупок; следить за стадией обработки заказа и т. д.

Любые данные и их комбинации (отчеты или запросы) можно опубликовать в Интернете и увеличить таким образом потенциальное число потребителей информации о предприятии. Прикладные решения могут быть сфокусированы как на внешних, так и на внутренних потребителях информации. Например, информация о планируемых компанией закупках поступает в Интернет в виде тендерного предложения, что позволяет привлечь нескольких поставщиков продукции и тем самым оптимизировать закупочные цены. Внутренняя потребность в информации может быть удовлетворена опубликованием списка заказов на отгрузку, который выводится на корпоративный сайт и исполняется кладовщиком удаленного склада, что позволяет избежать коррекций заказа на уровне склада и в то же время производить оперативные отгрузки.

* * *

Интерактивная функциональность электронных ERP-систем меняет представление о настоящих возможностях традиционных бизнес-функций, наполняя их новым смыслом. Построение электронных функций еще далеко не закончено, да и вряд ли когда-нибудь это произойдет — ведь теперь каждый пользователь или разработчик такой системы является, по сути, изобретателем новых методов работы в виртуальном мире. А развитие Интернета и новые методы электронного бизнеса меняют реальный бизнес компаний — он становится все более «прозрачным» и интерактивным. Так что дело уже не в том, нужен ли электронный бизнес или нет. Сегодня вопрос ставится по-другому: как в него войти и поддержать?

ОБ АВТОРЕ

Владимир Демин — вице-президент Columbus IT Partner, е-mail: dem@columbus.ru