Инициативы чиновников обычно строго подчиняются принципу «стрелы Аримана», описанному Иваном Ефремовым в «Часе быка»: в определенных общественных формациях любое действие, предпринятое властью для улучшения жизни населения, неизбежно приводит к ее необратимому ухудшению. Одним словом, «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Поэтому, встречая очередную инициативу правительственных учреждений, я обычно настораживаюсь и жду подвоха, ибо «данайцев боюсь и дары приносящих». (Если кто запамятовал, данайским даром оказался знаменитый Троянский конь, набитый вооруженными воинами, которые и погубили дотоле неприступную Трою.)

А тут попался мне в руки любопытный документ: проект Федеральной целевой программы развития электронной торговли в России на 2001—2006 гг. (редакция 2.1). Разрабатывает ее Министерство связи при участии Министерства торговли, Российского агентства по системам управления (РАСУ) и — угадайте с трех раз... правильно! —ФАПСИ. Цели, поставленные разработчиками, настолько благородны, что я засомневался: неужели перековались? Неужели действительно радеют о народном благе?

Судите сами (прошу прощения за длинную цитату): «Основной целью программы является формирование условий, необходимых и достаточных для внедрения на товарные рынки России электронной торговли... При этом необходимо решить следующие задачи:

— сформулировать общие принципы последовательного становления и развития национальной системы электронной торговли в России, которые бы обеспечили ее интеграцию в международную систему электронной торговли;

— сформировать правовую базу для национальной системы электронной торговли в России с учетом международного законодательства и тенденций его развития. Решить вопросы организационно-нормативного обеспечения национальной системы электронной торговли в России, которое способствовало бы росту доверия всех участников торговых отношений к электронной торговле и обеспечивало бы защиту их законных прав и интересов;

— провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах организаций, реализующих функции государственных заказчиков;

— сформировать инфраструктуру информационной поддержки рынка в России, которая бы в свою очередь способствовала бы (стиль оригинала. — Прим. авт.) продвижению российских товаров на мировой рынок».

Если не считать странноватого пункта о НИОКР в интересах госзаказчиков, т. е. тех самых Минсвязи, Минторговли, РАСУ и ФАПСИ, под всем этим мог бы подписаться любой, кто занимается Интернетом мало-мальски серьезно.

А вот какие конечные результаты хотят получить разработчики программы (стиль опять же оригинала):

«Сокращение расходов на проведение торговых операций (трансакционные издержки) и позволяет частично решить проблемы регионов и предприятий, связанные с традиционно невыгодным географическим расположением, особенно проблемы, порожденные большими расстояниями;

Создаются условия для прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, которые способствуют появлению новых участников на растущем числе рынков. В этих условиях малые и средние предприятия могут успешно конкурировать даже на международных рынках;

Улучшается транспарентность рынков: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами. Это обстоятельство особо важно при организации закупок для государственных нужд (обратите внимание! — Прим. авт.);

Предотвращается ряд негативных явлений, таких как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов, утечка капиталов за рубеж».

(Использовать электронную торговлю, ныне живущую практически вне нормативного поля, для государственных закупок — каково! Намерение смелое до революционности. Мягко говоря, не каждая из развитых стран может этим похвастаться. У России есть шанс сделать серьезный рывок и опередить их.)

Пояснительную записку к программе мне даже неловко хвалить, так как в ее первом разделе («Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами») шесть абзацев, характеризующих современное состояние электронной торговли в России, взяты из моей прошлогодней статьи в «Компьютерре» без каких-либо изменений, уведомления автора и ссылок на него. Полагаю, что большая часть остального материала появилась в записке таким же способом, и приглашаю заинтересованных авторов опознать раскавыченные цитаты из своих трудов.

Так или иначе, благодаря или вопреки столь творческому методу подготовки документов, пояснительная записка получилась вполне связной и убедительной в той части, которая обосновывает необходимость для государства заниматься проблемами электронной коммерции. Дочитав до этого места, я было возрадовался. Но преждевременно: дальше начинались детали, а в них-то и таится диавол, как гласит народная мудрость.

Пожалуй, главная часть проекта — приложение под названием «Мероприятия по развитию электронной торговли в России на 2001—2006 годы». В нем-то и раскрывается содержание программы, и из него-то становится ясно, как далеки истинные цели ее разработчиков от тех, что декларированы в начале документа.

Основное содержание программы заключается в разработке государственных документов, составляющих правовое и организационно-нормативное обеспечение электронной коммерции. Это действительно главное, что может и должно сделать для нее государство. Чтобы электронная коммерция могла существовать в нормальном правовом поле, необходимо:

— законодательно признать существование электронного документа;

— установить правила его создания, обращения и хранения;

— установить, каким образом осуществляется идентификация и аутентификация сторон при сделках, заключаемых в электронной форме;

— сформулировать процедуры, основания и критерии разрешения конфликтов между сторонами.

По большому счету, от государства ничего кроме этого и не требуется. Все остальное рынок, получив единые правила игры, сделает сам. Но не таков российский чиновник. Как же можно, чтобы рынок регулировал себя самостоятельно, без его участия! И в проекте Федеральной целевой программы ставится задача разработки нормативных актов (на уровне федеральных законов и постановлений правительства) об обязательном страховании информационных рисков, о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере электронной торговли, об обязательной сертификации аппаратных и программных средств, используемых в электронном документообороте в системе электронной торговли... Разрабатываются даже перечни технических и программных средств электронной торговли, подлежащих обязательному страхованию (!). Все это могло бы иметь видимость какого-то смысла, если бы речь шла только об использовании электронной торговли для государственных закупок. Но в программе явочным порядком обязательное страхование, лицензирование и сертификация распространяются на всю электронную торговлю.

Коррупционная направленность этих положений программы очевидна. Они создают для чиновников лицензирующих и сертифицирующих ведомств бесконечные возможности для произвола. Как это делается, все видят на примере деятельности ФАПСИ в области средств криптографической защиты информации. Федеральное агентство правительственной связи и информации почему-то лезет в область частных отношений между негосударственными субъектами (в связи с выходом операционной системы MS Windows 2000, имеющей встроенные средства криптозащиты, это привело к совершенно абсурдной ситуации). При этом ФАПСИ сертифицирует только собственные разработки и разработки аффилированных предприятий, ограничивая тем самым нормальную конкуренцию (и давая основания подозревать агентство в не очень чистых мотивах, так как совершенно очевидна его материальная заинтересованность в продаже своих продуктов). Добро бы еще качество продуктов, сертифицированных ФАПСИ, хоть сколько-нибудь соответствовало мировому уровню! Или если бы сертификация ФАПСИ подразумевала хоть какую-нибудь ответственность агентства перед теми, кто использует сертифицированную продукцию!

Кстати, о ФАПСИ. Помимо разработки нормативной базы электронной торговли, федеральная программа предусматривает, как уже говорилось, проведение НИОКР (авторы простодушно проговариваются: «в интересах государственных заказчиков программы»). Интересен пункт 3.2 предлагаемой программы НИОКР: «Разработка рекомендаций и аппаратно-программных средств обеспечения информационной безопасности сделок и участников торговых отношений в рамках системы электронной торговли, в том числе российской интеллектуальной карты». Иными словами, рынку будут пытаться навязать для обязательного употребления единообразные технические решения, в том числе построенные на «российской интеллектуальной карте» — еще одной разработке аффилированных c ФАПСИ предприятий. Эту карту агентство уже года четыре пытается «впарить» хоть кому-нибудь. Никто не берет — по двум причинам: во-первых, отсталая и дорогостоящая технология, неконкурентоспособная по сравнению с зарубежными аналогами, а во-вторых, несовместима с общепринятыми мировыми стандартами. Оба недостатка, впрочем, характерны почти для всех разработок агентства.

И совсем уж зловеще выглядит заложенная в программе разработка технических предложений по созданию и использованию инфраструктуры электронной торговли — уж не собирается ли ФАПСИ реанимировать для этой цели мертворожденный проект «Деловая сеть России», чтобы стать монополистом по предоставлению среды для электронной коммерции?

Коммерческое использование Интернета, которое привело к его бурному развитию и превращению в системообразующую среду мировой экономики, началось с дерегулирования, с решения об уходе государства из Интернета. Милый ведомственный междусобойчик разработчиков рассматриваемого проекта (собственно коммерция представлена там... Министерством торговли!) предлагает нам нечто противоположное. Причем складывается навязчивое впечатление, что авторы проекта в большей степени интересуются регулированием технических мелочей, чем общих принципов: очень хочется что-нибудь немножечко посертифицировать. За деньги.

Еще можно себе представить, как Microsoft АО будет сертифицировать Internet Information Server. Там в конце концов найдут и деньги, и рычаги влияния на ФАПСИ. А кто заплатит за сертификацию бесплатных решений, на которых построены многие Интернет-магазины в мире и в России? Самое страшное, что любая модернизация средств электронной торговли у коммерсанта потребует их повторной сертификации.

К чему все это приведет, нетрудно догадаться: России будут навязаны морально устаревшие и заведомо несовместимые с общепринятыми технологии и системы. В результате страна окажется технологически оторванной от остального мира. Похоже, ленинский тезис «Мы пойдем своим путем» слишком прочно засел в головах наших чиновников.

Ох, боюсь я данайцев...