РА «Эксперт» присваивает рейтинги Интернет-магазинам

В сентябре 1999 г. проект рейтингового агентства (РА) «Эксперт» «Рейтинги в Интернет-коммерции» победил на конкурсе Фонда «Евразия» «Развитие Интернет-коммерции в российских регионах» и агентство получило от Фонда грант на выполнение этого проекта.

По мнению РА «Эксперт», в настоящее время Интернет-коммерция в России находится на стадии появления первых законченных проектов. Эти единичные проекты продемонстрировали принципиальную возможность решения комплекса технических, методологических, организационных и иных задач из области отечественной Интернет-коммерции. Однако дальнейшее ее развитие в России сдерживается рядом нерешенных проблем. Одна из основных — отсутствие развитой информационной инфраструктуры.

Для преодоления барьера недоверия покупателя к Интернет-коммерции необходима третья авторитетная сторона, независимая оценка которой могла бы служить ориентиром для покупателя. В настоящее время покупатель полностью предоставлен самому себе — это означает, что вероятность совершения ошибки при принятии решений весьма велика, если только покупатель не является квалифицированным экспертом в различных областях. Создание независимых профессиональных рейтингов существенно упростит для покупателя вхождение в Интернет-коммерцию, способствуя тем самым развитию отрасли в целом.

Рост и развитие торговли в российском сегменте Интернета, увеличение количества и повышение качества предлагаемых услуг невозможны без инвестиций в проекты электронной коммерции. Благодаря действию рыночных механизмов инвестиционные ресурсы перемещаются в наиболее эффективные области бизнеса, где достигается оптимальное сочетание уровней доходности и риска. Привлечение инвесторов сдерживается тем, что степень неопределенности и уровень рискованности проектов в области Интернет-коммерции весьма высоки (признанных методик оценки риска этих проектов пока не существует). Независимые рейтинги решений Интернет-коммерции позволят количественно оценить риск инвестора и до некоторой степени снизить влияние технологической специфики. Это переводит проекты электронной коммерции в разряд обычных бизнес-проектов, поскольку инвесторы уже привыкли работать с разного рода рейтингами.

Цель выполняемого РА «Эксперт» проекта — создание информационной инфраструктуры развития Интернет-коммерции по всем ее существенным аспектам (организация торговли, защита персональных данных и т. п.), а также формирование центра компетенции. Основные задачи проекта: провести исследование рынка, связанного с Интернет-коммерцией, разработать методологию присвоения рейтингов, организовать систематическое его проведение, а также сформировать банк данных.

Поставленные цели будут достигаться поэтапно. Первый этап включает комплексное исследование рынка, связанного с Интернет-коммерцией. Результаты публикуются в Интернете и СМИ (в частности, в деловом журнале «Эксперт»), все заинтересованные лица получают сводную и структурированную информацию. На втором этапе вырабатывается методология и проводится пробный рейтинг в Интернет-коммерции. Появляются количественные оценки риска, качества, функциональной полноты и т. п. На третьем этапе отрабатываются процедуры присвоения рейтинга и создается специализированный Web-узел (для онлайновой коммерции выпускается онлайновый рейтинг). Заключительный, четвертый этап связан с формированием центра компетенции и организацией консультирования представителей региональных центров поддержки Интернет-коммерции, создаваемых Фондом «Евразия», и всех заинтересованных лиц.

Оценка результатов проекта осуществляется по общественному признанию выпускаемых рейтингов и информационной прозрачности рынка Интернет-коммерции. Косвенный показатель эффективности — повседневное использование рейтингов предпринимателями, покупателями, инвесторами и разработчиками.

Дальнейшее развитие проекта связано с усовершенствованием методологии присвоения рейтингов, выпуском бизнес-справочников и периодических бюллетеней и интеграцией отечественных решений с западными моделями.

В долгосрочной перспективе ожидается, что эффект проекта проявится по двум направлениям: развитие бизнеса за счет снижения барьера вхождения в Интернет-коммерцию для предпринимателей, инвесторов, покупателей, а также оптимизация решений и систем Интернет-коммерции за счет повышения качества обслуживания, достигаемого в результате улучшения информационной прозрачности рынка.

На первом этапе проекта РА «Эксперт» проводит анкетирование Интернет-магазинов с тем, чтобы измерить основные параметры рынка. В данный момент число участников рынка относительно невелико, поэтому варианты проведения выборочных опросов или получения экспертных оценок были отвергнуты.

Предлагаемая анкета имеет средства для внутренней проверки информации, что затрудняет фальсификацию. Кроме того, учитывая небольшое количество участников рынка, недостоверная информация, очень возможно, будет замечена конкурентами, и ущерб, нанесенный деловой репутации, перекроет сиюминутные выгоды.

Электронные магазины сами заинтересованы в предоставлении полной и достоверной информации. Это хороший способ получить объективно измеренные показатели рынка и на их основе определить роль и место собственной компании на рынке, построить обоснованную корпоративную стратегию, привлечь дополнительные инвестиции.

Для проведения анкетирования из различных источников были выбраны адреса Интернет-магазинов, проведен анализ различных аспектов их деятельности, структурирование и классификация данных. В результате была составлена развернутая анкета, которая представляет собой файл в формате MS Excel и состоит из десяти листов: Общая информация, Технические характеристики, Реклама и продвижение, Регионы, Товары и услуги, Партнеры, Собственники, Результаты деятельности, Динамика показателей, Описание магазина.

Анкета была разослана более чем в 100 Интернет-магазинов (в рамках проекта под Интернет-магазином расширительно понимается любой вид торговли в Интернете — от супермаркета до подписной кампании и продажи справочной информации). В связи с информационной закрытостью, свойственной всем зарождающимся рынкам, пока что не все участники рынка Интернет-коммерции откликнулись на предложение участвовать в проекте.

На базе данных, полученных в результате анкетирования, а также на основе анализа открытых данных и материалов собственных исследований, специалисты РА «Эксперт» составили предварительный отчет по проекту, который можно увидеть на Web-сайте РА «Эксперт» http://www.raexpert.ru/i-comm/ report/report.htm.

Рейтинговое агентство «Эксперт» создано в 1997 г. деловым журналом «Эксперт». За время деятельности на рынке информационно-аналитического обслуживания оно стало не только его активным участником, но и разработчиком нового, уникального для России комплекса услуг.

РА «Эксперт» является лидером в сфере определения рейтинга предприятий российской промышленности (ежегодный список «Эксперт 200»), регионов России (ежегодный «Инвестиционный рейтинг регионов России»), финансовых институтов, аудиторских и страховых компаний и др. Широкое общественное признание независимой системы присвоения рейтингов позволило сформировать благоприятную информационную среду для участников этих секторов российского рынка.


С руководителем проекта «Рейтинги в Интернет-коммерции» Александром Самсоновым беседует Микаэл Горский

М.Г.: Александр, почему РА «Эксперт» начал заниматься этим проектом?

А.С.: На свои деньги мы бы не стали этого делать, ибо есть и существенно более благодарные рынки рейтингов. Грант Фонда «Евразия» позволил заняться делом интересным и многообещающим, не ожидая немедленной отдачи от затрачиваемых сил.

У нашего агентства есть глубинный интерес к этому перспективному инструменту бизнеса. На сегодняшний день нами израсходовано существенно больше средств на выполнение проекта, чем было получено от Фонда «Евразия» по гранту.

М.Г.: В чем состоит главная трудность, с которой столкнулся ваш проект?

А.С.: У РА «Эксперт» существуют определенные технологии присвоения рейтингов, и мы изначально собирались применить их в области Интернет-коммерции. Но мы привыкли действовать на несколько более «устоявшихся» сегментах, и категорическое нежелание подавляющего числа Интернет-магазинов предоставлять о себе информацию стало для нас неожиданностью. Наше агентство накопило значительный опыт «слома» информационной закрытости. Самое важное — преодолеть начальную стадию. Как? Это секрет нашего искусства.

Практически по всем Интернет-магазинам отсутствует открытая информация о том, какая компания владеет сайтом. По самому же сайту нельзя определить, кто за ним стоит — компания с миллиардным оборотом или новички, еще вчера работавшие в подвале. А зная точно, что dostavka.ru поддерживается компанией Intel с ее практически неограниченными финансовыми возможностями и что colibri.ru — это инвестиционный проект компании «Финмаркет», стабильно работающей на Интернет-рынке уже не первый год, можно гораздо лучше оценить и положение, и перспективы этих предприятий.

Сегодня мы уже понимаем, что привычный для нас «контактный» рейтинг (когда предприятия заполняют анкеты и на их основании мы составляем рейтинговые таблицы), у нас не получится — слишком мало информации можно собрать у Интернет-магазинов. Поэтому мы переходим к «дистанционному» рейтингу, когда активно используются оценочные и аналитические показатели. Такой опыт у нас тоже есть, и мы уверены, что сумеем его успешно использовать.

М. Г.: По каким основным параметрам вы собираетесь определять рейтинги предприятий и проектов Интернет-коммерции?

А. С.: Начнем с того, что развернутый ответ на ваш вопрос я пока не могу дать. Для построения корректного рейтинга нам сначала нужно произвести оценку рынка Интернет-коммерции в целом. Сделать это нелегко, ибо агрегированных показателей по рынку нет. Мы проводим собственное полноценное исследование рынка, и оно еще не завершено.

Можно с уверенностью говорить, что мы будем оценивать проекты Интернет-коммерции по совокупности нескольких параметров, среди которых будут как специфические характеристики — посещаемость, состав аудитории, информационная безопасность сайта, так и общие финансовые показатели — оборот, капитализация.

М. Г.: В качестве источника количественных данных вы используете информацию, предоставляемую теми самыми предприятиями, которым предстоит участвовать в рейтинге. Вы им верите?

А. С.: Во-первых, все не так просто. РА «Эксперт» работает уже давно и на многих рынках. Те анкеты, которые заполняют предприятия и из которых мы берем количественную информацию, — это официальный документ предприятия с печатью и подписью руководителя.

Во-вторых, предоставление данных для рейтинга — процесс саморегулирующийся. Можно, конечно, дать рейтинговому агентству любую цифру объема продаж, но ведь это заметят общественность и конкуренты. Да и рейтинговое агентство «Эксперт» — это очень серьезная и известная фирма, обманывать которую должно быть не с руки мало-мальски уважающему себя бизнесмену.

Комментарий Микаэла Горского

На мой взгляд, в проекте РА «Эксперт» заложена бомба замедленного действия. Дело в том, что у сторон — рейтингового агентства и рейтингуемого бизнеса — катастрофически разные представления о том, «кому это все нужно». Александр Самсонов, представитель лидера российского рейтингового бизнеса (компании, попасть в рейтинги которой — большая честь и заветная мечта многих бизнесменов), уверен, что фирма, получающая предложение принять участие в рейтинге РА «Эксперт», должна мигом выполнять все требования агентства и благодарить за проявленное внимание. А Интернет-магазины — фирмы со штатом в два-три человека (которые не могут тратить несколько часов на заполнение многостраничной анкеты), пытающиеся скрыть свое юридическое лицо даже от покупателей (попробуйте найти реквизиты организации-продавца на е-коммерческих сайтах) и как огня боящиеся конкуренции и конкурентов, — эти Интернет-магазины искренне не могут понять, зачем какие-то добрые люди просят заполнить ненужную анкету...

Что мы можем получить в итоге? Не в силах собрать полную и достоверную (а РА «Эксперт» требует и печать организации на анкете) информацию по Интернет-магазинам, рейтинговое агентство вынуждено переходить от хорошо знакомых «контактных» рейтингов к менее изученным «дистанционным». В этой ситуации может случиться самое худшее — отчаявшись получить сколько-нибудь полную картину, агентство объявит полученные результаты не рейтингом РА «Эксперт», а исследованием, выполненным по заказу Фонда «Евразия». Такой печальный конец будет свидетельствовать лишь об одном — Интернет-коммерция как отрасль российского бизнеса еще настолько глупа и неотесана, что не в состоянии поддержать выполнение «правильного» проекта даже в ситуации, когда за него платит добрый американский дядюшка.


Промежуточный отчет РА «Эксперт» по проекту «Рейтинг в Интернет-коммерции» опубликован по адресу http://www.raexpert.ru/i-comm/quest.htm. А по адресу http://www.raexpert.ru/i-comm/shops/ shoplist.htm можно найти список Интернет-магазинов, наотрез отказавшихся заполнять анкету РА «Эксперт».