В 1999 г. в США состоялись две представительные конференции на эту тему, еще два форума запланированы на июнь и декабрь 2000 г. Аналогичные мероприятия будут проведены в текущем году и в других странах (весной — в Швейцарии, осенью — в Мексике и Бразилии). В предлагаемой вниманию читателя статье изложены главные вопросы, обсуждавшиеся на последней нью-йоркской конференции, в рамках которой прошли три пленарных заседания и около 30 «круглых столов», а число ее участников составило несколько тысяч человек. Здесь также дается характеристика наиболее перспективных программных продуктов, демонстрировавшихся на приуроченной к конференции выставке eBusiness Expo, где развернули свои экспозиции около 140 компаний.

Учитывая популярность темы eBusiness в нашем отечестве, можно представить, каков масштаб интереса к ней в США. Складывается впечатление, что в эту сферу деятельности устремились все компании, которые традиционно занимались разработкой бизнес-приложений. И конечно, специалисты по маркетингу из самых разных компаний стараются убедить потенциальных клиентов в том, что именно их программные продукты наиболее полно и адекватно соответствуют идее электронного бизнеса. Нечто подобное, но с меньшим размахом происходило, на мой взгляд, несколько лет тому назад с программными продуктами для интрасетей — после некоего ажиотажа все постепенно успокоилось, и интрасети заняли свое достаточно скромное место в сетевом мире. Возможно, через несколько лет что-то в этом роде ожидает и Интернет-бизнес, и Интернет-торговлю. А может быть, наоборот, без них будет немыслим любой бизнес, так же как сейчас он немыслим без маркетинга и бухучета.

Наиболее привлекательной и перспективной, по мнению участников eBusiness Expo, в ближайшее время будет область межфирменного электронного бизнеса (business-to-business, или B2B). Именно на этот сектор рынка и ориентировано большинство программных продуктов, показанных на выставке. В основном здесь демонстрировались законченные и всеобъемлющие решения для перевода бизнеса в Интернет, предназначенные для интеграции с существующими корпоративными системами. В данной области, считает Крис Ларсен, президент компании SAP America, главной тенденцией станет разработка многофункциональных бизнес-приложений с единым Web-интерфейсом.

Многие компании-участники предлагали услуги по лизингу программного обеспечения и его сопровождению — это обходится на порядок дешевле, чем покупка приложений. Объем подобного рода услуг в мире, по данным исследовательской компании Dataquest, увеличился за последний год почти в три раза — с 0,9 до 2,7 млрд. долл. Арендованные модули могут работать на сервере и компании-потребителя, и компании-поставщика, и телекоммуникационного провайдера, что особенно привлекательно для малых компаний-пользователей, которым не нужно создавать специальную внутреннюю инфраструктуру. Для компаний—производителей программных продуктов такие услуги могут служить источником неплохого дополнительного дохода.

Наиболее крупные экспозиции на выставке были представлены хорошо знакомыми российским специалистам компаниями — IBM, Hewlett-Packard, Oracle, Baan, SAP America, Tivoli. Менее известны у нас такие поставщики решений для электронного бизнеса, как MERANT, Sterling Commerce и Xpeditor, стенды которых, однако, не уступали по размерам стендам компаний из первой шестерки.

Впрочем, представление собственной продукции, по словам участников форума, не являлось главной его целью. Гораздо важнее, на их взгляд, была демонстрация работающих решений, обмен опытом и исследование новых возможностей, а также выявление лидеров в различных секторах рынка.

К началу конференции американский еженедельник Informationweek опубликовал итоги проведенного совместно с консультационной фирмой Hurwitz Group исследования, определившего ведущую сотню компаний электронного бизнеса в стране (из примерно 350 претендентов). Средний годовой оборот вошедших в этот список компаний составляет 1,8 млрд. долл. (причем это более чем наполовину онлайновый оборот). Значительная часть компаний-лидеров (четверть) занимается исключительно Интернет-бизнесом.

В эту «горячую сотню» наряду с некоторыми ветеранами компьютерной и телекоммуникационной индустрии, а также представителями традиционных отраслей, активно развивающих свои онлайновые подразделения, вошли и такие компании, о которых год назад никому не было известно, — столь удачливыми новичками оказались, например, онлайновый автомобильный дилер DriveOff.com и поставщик онлайновых приложений Protera Systems. Второе и третье места заняли IBM и Cisco Systems, а возглавила список компания Office Depot — e-продавец офисного оборудования и ноу-хау для малого бизнеса. Она одной из первых начала поставки офисного оборудования через Интернет для небольших американских компаний. И важнейшим ее достижением стала оперативность поставок (заказанное оборудование доставляется клиентам уже на следующий рабочий день после оплаты счетов). Сейчас ее годовой оборот — около 9 млрд. долл., численность персонала — 44 тыс. человек.

Интернет-оборот компании IBM (эту аббревиатуру, по мнению многих, давно уже пора расшифровывать как Internet Business Machines) равен 20 млрд. долл., что составляет 25% общего оборота. Однако, как полагает ее глава Луи Герстнер, этого недостаточно, чтобы называться настоящей Интернет-компанией — для получения столь почетного звания удельный вес Web-бизнеса необходимо увеличить вдвое. О том, как IBM собирается добиться таких результатов, рассказал в своем докладе Ирвинг Владавски-Бергер, руководитель подразделения Internet Division, в котором работают более 6 тыс. сотрудников.

Электронный бизнес в IBM представлен в основном продажами программного обеспечения и Web-технологий и послепродажным обслуживанием. Доля же е-бизнеса в расходах на научные исследования и разработки гораздо выше, чем в обороте, — половину своего пятимиллиардного бюджета НИОКР компания направляет в эту стратегически важную для нее область.

Основополагающим решением, принятым в конце 1995 г. специальной исследовательской группой компании, была ориентация на Сеть не только как на информационный ресурс, но и как на полноценную среду для ведения бизнеса. Рецепт, предлагаемый IBM, — переход от развития онлайновых подразделений к полной интеграции бизнес-процессов в Интернет. В 2001 г., утверждает г-н Владавски-Бергер, около половины бизнеса в США станет электронным. Настоящая революция в использовании Web-технологий наступит только тогда, когда Сеть будет тесно интегрирована с бизнес-процессами. В этом плане IBM являет собой прекрасный пример — ее онлайновые продажи персональных компьютеров в 1999 г. выросли почти на 400% и составили около 12 млрд. долл., а экономия за счет технической поддержки пользователей через Web-сервер достигла почти 750 млн. долл.

Функциональная диаграмма Intershop еnfinity

Говоря о перспективах электронной коммерции в целом, г-н Владавски-Бергер отметил, что тут они менее радужные, чем в сфере В2В, поскольку для большинства населения земли подключение к Сети и работа на персональном компьютере все-таки довольно сложное занятие по сравнению с использованием телевизора и телефона. Кроме того, даже на территории развитых стран отдельные регионы существенно различаются по уровню необходимой инфраструктуры, а уж между самими странами эти различия еще более заметны. К тому же степень «вовлеченности» населения нашей планеты в Интернет пока намного меньше, чем в традиционные средства коммуникаций (почта, телефон, радио и др.).

Что касается состояния Сети, то сейчас здесь на высокопроизводительных суперкомпьютерах работает не более 20% Web-узлов. О важности этой проблемы косвенно свидетельствовало и внушительное число показанных на выставке анализаторов работы Web-узлов. В частности, Agilent Technologies (выделившаяся из Hewlett-Packard компания, которая производит измерительное оборудование) представила новую версию своего анализатора — Firehunter 3.0.

Второй программный доклад конференции был сделан Петером Солвиком, старшим вице-президентом и руководителем информационной службы компании Cisco Systems.

Он перечислил основные критерии, которым должна соответствовать компания, готовая работать в сфере электронного бизнеса:

  • четкое определение Интернет-стратегии;
  • ее интеграция в общую бизнес-стратегию;
  • конкретное распределение ролей;
  • формирование культуры электронного бизнеса внутри самой корпорации, и это, пожалуй, главное.

Для оценки степени соответствия данным критериям и эффективности процесса продвижения в правильном направлении Солвик предложил использовать двухмерную матрицу — Internet Value Matrix. По его словам, в настоящий момент Cisco принимает свыше 80% клиентских заказов на свою продукцию через Сеть и таким же образом размещает заказы на производство продукции более чем на 30 заводах в разных странах мира. Благодаря этому производство начинается через 15 минут после получения заказа. Сроки поставки готовой продукции сократились вдвое — до двух-трех недель.

В последние два года эволюционировала и бизнес-модель самой Cisco Systems. Сейчас до половины оборота компании обеспечивают партнеры, в то время как прежде осуществлялись прямые продажи. Многие клиенты предпочитают заказывать оборудование непосредственно на Web-узле компании, в связи с чем пришлось разработать специальные приложения, которые переадресовывают сделанные заказы на специальные программные модули компаниям-партнерам по перепродажам и дистрибуции. Объем ежедневно заказываемой на Web-сервере продукции составляет около 40 млн. долл. Г-н Солвик рассказал и о таком интересном применении Сети (напрямую не связанном с электронной коммерцией, но заметно уменьшающим накладные расходы), как установка 1700 IP-телефонов в 14 офисах компании, расположенных в разных точках земного шара.

С третьим ключевым докладом, открывшим заключительный день конференции, выступил Стефан Шамбах, основатель и президент фирмы Intershop Communications.

По данным International Data Corporation, в 1998 г. программное обеспечение этой сравнительно небольшой фирмы (500 сотрудников, оборот — около 18 млн. долл.) использовалось для работы с клиентами более чем на 20 тыс. Web-узлов, что превосходит суммарное количество установок программного обеспечения трех следующих за Intershop Communications компаний—поставщиков подобного инструментария. В отличие от двух предыдущих докладов и выступлений большинства участников конференции, ориентировавшихся на сферу В2В, доклад г-на Шамбаха был посвящен проблемам удовлетворения быстро растущих потребностей электронной коммерции в целом. Он подробно разъяснил сущность трех главных принципов, заложенных в основной программный продукт компании Intershop еnfinity, — продавать везде; интегрировать все и вся; сегодня, завтра и послезавтра. Сам же продукт предназначен для организации электронной торговли и настройки с этой целью всех бизнес-процессов предприятия.

Эти три принципа при всей своей внешней простоте гарантируют быструю адаптацию к постоянно развивающимся бизнес-процессам компании-продавца или провайдера. Фирма Intershop не пренебрегает и другими видами бизнеса, для которых традиционная модель продаж через Web-сервер неприменима. Здесь предусмотрены различные способы интеграции несетевых транcакций на корпоративном Web-узле. Специальные «интеллектуальные» модули предлагают клиентам различные виды обслуживания для конкретных сегментов рынка и в то же время анализируют и собирают информацию о поведении покупателей во всех его аспектах.

В дальнейшем, говорит г-н Шамбах, беспроводная часть Сети будет становиться все более и более весомой. Поэтому в программные продукты Intershop изначально заложена поддержка протокола WAP, по которому происходит обмен данными с беспроводными Интернет-терминалами.

Немного парадоксальной показалась мне оценка, данная основателем компании Intershop проблемам безопасности и защиты информации в Интернете. Г-н Шамбах считает, что приобретение товара с помощью пластиковой карты в электронном магазине не более опасно, чем оплата по этой карте обеда в ресторане, и большая часть проблем, связанных с безопасностью бизнеса в Сети, чрезмерно преувеличена. Он убежден, что существуют проверенные механизмы защиты, которые достаточно надежно функционируют в обоих случаях.

Впрочем, отчасти его мнение разделяли и участники форума, что нашло свое подтверждение в незначительном внимании к вопросу защиты информации на конференции. «Круглый стол» по этой тематике оказался едва ли не самым малочисленным, да и разговор на нем в основном сводился к проблемам упорядочения и согласования различных доступных средств защиты и организации их работы таким образом, чтобы они менее всего мешали работе законопослушных пользователей.

Такое отношение представляет собой яркий контраст с тем, как рассматривается вопрос защиты информации на российских конференциях по электронному бизнесу, где он занимает одно из ключевых мест. Возможно, корни этого — в национальной любви к проблемам безопасности, ведь в советское время столько всего засекречивалось, что быстро избавиться от дурной привычки невозможно.

Об авторе

Ростислав Сергеев — главный редактор журнала «Сети». С ним можно связаться по адресу: nets@networld.ru