От клавиатуры, расположенной в Израиле, Америке или Чехии. Оплатив сделанную покупку кредитной карточкой и задав время доставки, можно звонить маме и предупреждать, чтобы не волновалась. «Супермаркет XXL» (www.xxl.ru) входит в первую двадцатку Рамблера в разделе «Продукты питания» и является единственным Интернет-магазином в этом разделе.

Член редакционного совета нашего журнала Микаэл Горский беседует с одним из руководителей «Супермаркета XXL» Георгием Ушаковым.

— Как появился «Супермаркет XXL», кто его учредители?

— «Супермаркет XXL» создан общими усилиями СП «ЮНИОН» и ООО «БизнесТех» и пока не оформлен юридически как отдельная компания. (В регистрационной базе РОСНИИРОС домен xxl.ru числится за СП «ЮНИОН» и зарегистрирован 24 июня 1999 г. — Прим. ред.)

СП «ЮНИОН» владеет несколькими магазинами в Москве, первый из которых был открыт в 1992 г. Сеть продуктовых магазинов «ЮНИОН» была одно время среди лидирующих как по ассортименту, так и по разветвленности. Для успешной деятельности Интернет-супермаркета, торгующего продуктами питания, как ни для какого другого Интернет-бизнеса, важен опыт компании, сложившиеся отношения с поставщиками, отлаженная система хранения, знание рынка и цен. Доверие к СП «ЮНИОН», фирме с восьмилетней историей и известными магазинами, служит веским аргументом в пользу «Супермаркета XXL» — такой организации можно доверить свою кредитную карточку или депозит.

Компания «БизнесТех» создана в 1997г. как профессиональная ИT-консультационная фирма, специализирующаяся на продуктах Sybase, Netscape и Inprise. «БизнесТех» осуществил ряд масштабных проектов по информационным технологиям в таких компаниях как «ПТТ-Телепорт», Центр фармацевтической информации, RadioPage, а также в некоторых банках.

«XXL» был изначально задуман как совместный проект, в который каждая из компаний вносит свой опыт и квалификацию, разделяя прибыль пропорционально вкладу. «ЮНИОН» поставил задачи, разработал бизнес-модель и предоставил помещение, а «БизнесТех» полностью выполнил разработку программного комплекса. Дизайн магазина создан компанией INFOPAGE (www.infopage.ru).

Целевая аудитория супермаркета была определена следующим образом:
  • «остатки» среднего класса, люди слишком занятые, чтобы покупать продукты в будни, и не желающие тратить на это выходные;
  • «бывшие соотечественники», получающие уникальную возможность заботиться о своих родственниках и друзьях, оставшихся в Москве, отправляя им продуктовые и иные заказы;
  • москвичи (и не только), которым необходимо отправить подарки своим близким, коллегам или партнерам, находящимся в Москве (подарочный ассортимент «XXL» постоянно расширяется).

— Сколько все это стоило, хотя бы примерно?

— В создание магазина инвестировано несколько десятков тысяч долларов.

— Как функционирует «Супермаркет XXL»?

— Покупка на xxl.ru совершается очень просто: посетитель выбирает товары, форму оплаты, назначает срок доставки и отсылает заказ.

Покупателю предлагаются четыре варианта оплаты товаров:

  • наличными при получении,
  • кредитной картой при получении,
  • кредитной картой в момент онлайнового заказа,
  • с квазидепозита в СП «ЮНИОН» и три вида доставки:
  • «стандартная» — по истечении шести часов с момента заказа,
  • «срочная» — не позже трех часов с момента заказа,
  • «отложенная» — в указанный день и час.

После того как клиент подтверждает заказ прямо со своего компьютера, информация о заказе поступает на рабочее место онлайн-оператора (так в «XXL» называется эта должность). Онлайн-оператор отбирает заказанные товары в торговом зале магазина «ЮНИОН», после чего связывается с заказчиком по телефону и окончательно согласовывает время доставки. В этот момент клиент вправе внести в свой первоначальный заказ какие-либо изменения.

Статистика: TOP5 самых покупаемых товаров на сайте «Супермаркета XXL» (www.xxl.ru)

Наименование товара Среди всех покупок, %
Яйцо куриное свежее 14,6
Морс «Чудо-Ягода» из клюквы и земляники 10,8
Сахар-рафинад быстрорастворимый 10
Апельсины 9,2
Вода минеральная негазированная «Святой Источник» 8,5
Информация предоставлена «Супермаркетом XXL».

Оформив все необходимые транспортные и платежные документы, онлайн-оператор упаковывает товар и передает в службу доставки. Транспортировка и расчет с клиентом выполняются непосредственно водителями службы доставки.

Прежде чем тот или иной товар появится на сайте «Супермаркета XXL», проводится следующая работа: все виды товаров, поступающих в магазин «ЮНИОН», фотографируются цифровой камерой, операторы вводят в базу данных (БД) текстовое описание каждого из них. Когда полная информация о товаре введена в БД, менеджер «Супермаркета XXL» решает, ставить ли товар в продажу на сайте и какую цену на него назначить. При этом менеджер ориентируется на цены магазина «ЮНИОН», самостоятельно определяя скидку, если необходимо.

Всю работу в «Супермаркете» выполняет следующий персонал:
  • четыре онлайн-оператора (в две смены по два человека), чьи основные обязанности — прием и оформление поступающих заказов;
  • два оператора ввода данных, основная работа которых — ввод описаний товаров;
  • группа технической поддержки программного обеспечения из двух человек;
  • художник-дизайнер, в чьи обязанности входит обработка изображений товаров, создание различных элементов графического оформления сайта;

  • роль менеджера/директора «Супермаркета XXL» исполняют совместно генеральные директора обеих компаний.

Главная задача, которую мы ставим перед собой, — популяризация «Супермаркета» и расширение ассортимента товаров и круга поставщиков.

— Расскажите, пожалуйста, о своих планах.

— Концепция развития «Супермаркета XXL» предполагает постоянное расширение ассортимента предлагаемых товаров. Для этого мы планируем привлекать все новых поставщиков, интегрироваться с крупными оптовыми торговыми системами. Основные направления расширения ассортимента «Супермаркета»: подарки, парфюмерия, сувениры, дорогие вина, товары народного потребления.

Наш календарный план можно представить таким образом: до марта добавить двух поставщиков, до июня еще пятерых, а к концу года довести их число до пятнадцати-двадцати. Для непродовольственных товаров мы планируем организовать доставку по всей России.

— Сколько времени ушло на разработку программного обеспечения?

— Программное обеспечение «Супермаркета» разрабатывалось шесть месяцев, из которых два последних месяца сайт уже существовал в Интернете, но в тестовом режиме (небольшому количеству друзей и знакомых был выдан IP-адрес будущего «Супермаркета», и они сообщали о встречающихся неполадках и опечатках). 5 декабря 1999 г. по адресу www.xxl.ru появился сайт «Супермаркета XXL».

— Какова динамика посещений «Супермаркета XXL»?

— 20 декабря одновременно с переходом сайта на «толстый» канал была начата скромная рекламная кампания в Интернете. Баннеры «Супермаркета XXL» со слоганом «Купи ей все через Сеть!» появились на сайтах Yandex, RosBusinessConsulting, в баннерообменных сетях. За десять предновогодних дней с 20 по 31 декабря сайт xxl.ru посетило более 5 тыс. человек. Еще 12 тыс. пришло к нам в январе. Анализ статистики посещений сайта показывает, что примерно каждый сороковой посетитель доходит до страницы подтверждения оформления заказа, каждый четвертый из дошедших до этой страницы совершает покупку.

Магазин работает всего полтора месяца, но уже складывается круг постоянных покупателей. Согласно той же статистике, около 70% людей, однажды купивших что-то в «Супермаркете XXL», делают повторные покупки.

— Как велики объемы ваших продаж?

— По-разному, но в среднем на один день в нашем «Супермаркете» приходится пять покупок на общую сумму около 6 тыс. руб.

— Кто ваши конкуренты?

— «Супермаркет XXL» считает своим единственным конкурентом в Интернете сервер CyberGrocery, но у него нет русскоязычного интерфейса, что резко сужает круг возможных покупателей, а кроме того, и ассортимент товаров, и наглядность представления информации у CyberGrocery хуже.

Если же сравнивать xxl.ru с обычными супермаркетами, то тут у него преимущество еще и в ценах — они на 10—15% ниже средних по Москве.

— Как вы оцениваете инвестиционные перспективы Интернет-коммерции в России?

— Я полагаю, что не раньше чем года через два-три иностранцы начнут проявлять интерес к покупке российских Интернет-компаний. Технология Интернет-торговли пока не отлажена даже и на Западе, они еще только учатся делать деньги на продажах через Интернет. Но когда за границей начнут зарабатывать на онлайновых продажах, иностранцы сюда валом повалят. Однако покупать они будут, собственно, не технологии или иные умения россиян. Покупать они будут клиентскую базу, привычку людей приобретать товары на определенном сайте.

По-другому обстоят дела с вложением денег в существующие компании с целью участвовать в будущей прибыли сегодняшних проектов. Такого рода инвестиции уже начинаются. Но это деньги не с Запада, ибо трудно представить себе нормального западного бизнесмена, вкладывающего деньги в российскую компанию (слишком слаба у нас, по-моему, законодательная защита инвестора). Инвестиции, которые уже делаются и только еще предстоят, — это инвестиции «изнутри», инвестиции российских денег, принадлежащих тем, кто видит в Интернете новый канал сбыта продукции. В основе этих инвестиций — доверие конкретных инвесторов к конкретным исполнителям, реализующим проекты.

— Спасибо за содержательную беседу.

— Спасибо и вам и, как говорит домовой нашего супермаркета Юниоша: «Заказывайте, будем очень рады!»