Компания DataLine занимает ведущие позиции на отечественном рынке коммерческих центров обработки данных и является одним из ведущих провайдеров облачных сервисов. Она владеет двумя площадками в Москве, на которых расположено семь дата-центров суммарной емкостью более 4,7 тыс. стоек. В октябре 2017 года введен в действие кластер виртуализации в Санкт-Петербурге. Юрий Самойлов, генеральный директор DataLine, рассказал Computerworld Россия о бизнесе компании и рынке, на котором она работает.

— Коммерческие центры обработки данных формируют на российском ИТ-рынке новый сегмент услуг. В чем его основная специфика и отличия?

Основное отличие — в самой модели деятельности коммерческих ЦОД. Их организационная структура и внутренняя идеология существенно отличаются от соответствующих параметров интеграторских компаний.

Проектный бизнес интеграторов строится так, чтобы получить в конкретные сроки нужные результаты. Наши же сервисные контракты заключаются на весьма продолжительное время, а их основные задачи — обеспечение бесперебойной работы систем клиентов и соблюдение заключенных соглашений о качестве обслуживания. Интеграторы используют различные проектные методологии, например Agile. Наш инструментарий — ITSM, набор сервисов и работа линий техподдержки формируются с учетом конкретных потребностей клиентов.

Идеологическая задача коммерческих ЦОД — поддерживать постоянный уровень качества обслуживания клиентов. Это требует значительных усилий при выполнении рутинных процессов, поскольку параметры ИТ-систем со временем имеют тенденцию к деградации. Несмотря на это, мы должны поддерживать качество своей работы на обещанном уровне, реагировать на запросы клиентов — как крупных, так и небольших. Стандартное время обработки запросов указывается в договорах на основе статистических данных. Однако бывают случаи, когда требуется что-то делать быстрее, или происходит нечто не предусмотренное регламентом. Таких ситуаций — десятки в месяц. Здесь наша внутренняя задача состоит в том, чтобы мотивировать наш персонал работать в стрессовых условиях и научить устранять проблемы в весьма ограниченное время, оправдывая доверие клиентов.

— Меняется ли структура спроса на услуги ЦОД? Насколько быстро происходит переход от аренды стоек к сервисам более высокого уровня?

Я не вижу пока заметных изменений. Спрос на размещение ИТ-оборудования стабилен, по деньгам — это более 60% доходов DataLine. Около 30% приходится на облачные сервисы, главным образом IaaS, этот сегмент бизнеса самый быстрорастущий. Оставшиеся 10% составляют телекоммуникационные услуги: аренда оптоволоконных линий связи в Москве, построение каналов между офисами клиентов и размещенным у нас ИТ-оборудованием, доступ в Интернет.

Некоторые клиенты, использующие colocation, начинают обращаться к облачным сервисам, но и обратное тоже происходит. Так что в целом объемы colocation сохраняются. Я не стал бы утверждать, что есть «перетекание» из аренды в облака, хотя в перспективе это можно ожидать.

— Какие же факторы влияют на предпочтения ваших клиентов?

Прежде всего они, будучи коммерческими компаниями, руководствуются практическими соображениями и решают свои конкретные задачи: выбирают тот или иной тип размещения бизнес-систем, создают резервные площадки, используют платформы для разработки и тестирования приложений. Всякие же маркетинговые истории, связанные с цифровизацией и Интернетом вещей, — это дополнительные поводы вызвать к нам интерес клиентов, но не более того. А вот что обращает на себя внимание, особенно в последнее время, так это нежелание приобретать собственное оборудование. Для расширения своих ИТ-систем компании предпочитают арендовать ресурсы. Формируется тенденция оптимизации операционных расходов, сокращается количество зарезервированных «на вырост» стоек. Клиенты стараются платить только за то, что им требуется сегодня.

— Каким образом облачные сервисы сказываются на развитии центров обработки данных?

По мере развития облачных сервисов все больше клиентов приходит со своими особыми задачами и требованиями, поэтому очень важно понять, какого рода системы они намерены размещать в облаках. Исходя из суммарной оценки клиентских запросов, мы формируем новые вычислительные кластеры и закупаем оборудование, которое должно обеспечить работу в течение ближайшего квартала. Основное ограничение при выборе оборудования — рекомендации разработчиков платформ виртуализации VMware и Microsoft. Однако у них достаточно обширная совместимость, поэтому мы используем оборудование разных производителей.

У нас представлены все ведущие вендоры, и такая мультивендорная инфраструктура дает существенные преимущества. Если происходит конфликт драйверов платформ виртуализации и поддерживающего их «железа», то эта проблема не распространяется на большие объемы ресурсов. И всегда можно временно переключиться на оборудование другого производителя.

Для повышения отказоустойчивости мы разнесли нашу облачную инфраструктуру по разным машинным залам и разным ЦОД. Новый кластер в Санкт-Петербурге мы спроектировали так, чтобы он работал с московской инфраструктурой и была возможность балансировать питерскую нагрузку. Многое также зависит от задач заказчиков и их требований к сетевым задержкам. Облачные сервисы существенно влияют на развитие коммуникационной инфраструктуры. Чтобы увеличить производительность облачных сервисов, нужно, кроме прочего, расширять и наращивать емкость портов, увеличивать производительность каналов связи в центрах обработки данных и между ними.

Юрий Самойлов: «Мне нравится рынок коммерческих ЦОД, здесь сохраняется конкуренция, мало политики, мало всего того, что связано с административными ресурсами»

Источник: DataLine

 

— Какие организации представлены среди клиентов DataLine?

Мы работаем в основном со средним бизнесом, у нас более 600 клиентов, это очень разные компании. Среди них есть и очень крупные организации, которые у всех на слуху. С ними сложнее работать по разным причинам, в том числе из-за корпоративных правил и многочисленных формальных ограничений. Довольно много международных компаний. Облака привлекают в основном небольших клиентов, таких как адвокатские бюро с десятком сотрудников, которым нужно поддерживать свою систему «1С». И клиентов такого рода довольно много. Средний облачный контракт по деньгам меньше, чем colocation, это также стимулирует рост спроса. Но и конкуренция в этой области растет. Не припомню ни одного облачного договора без оценочной или конкурсной процедуры: это и сравнение предложений нескольких провайдеров, и участие в электронных торгах. Услуги аренды по-прежнему хорошо продаются, рост в год — около 30%.

— Что можно сказать о текущем состоянии отрасли коммерческих ЦОД в нашей стране?

Я бы не стал называть это отраслью, так как суммарный объем рынка коммерческих ЦОД пока не велик, он меньше ИТ-бюджета крупнейшего банка страны. Правильнее говорить о группе компаний, оказывающих определенные услуги. Этот бизнес сейчас на подъеме, и его развитие продолжается — наращиваются мощности, выходят новые игроки, появляются новые площадки. Однако очень высока ценовая конкуренция, и потому иногда приходится браться за проект на грани себестоимости. Рост бизнеса стимулирует и рост квалификации специалистов — как у нас, так и в других организациях. Конкурировать становится сложнее. Тем не менее мне нравится этот рынок, здесь сохраняется конкуренция, мало политики, мало всего, что связано с административными ресурсами. В целом это очень здоровый сегмент отечественного рынка.

Купить номер с этой статьей в PDF