5 апреля в «Кроке» подвела итоги прошедшего года, сопроводив их рассказом о жизненном пути компании, которой исполнилось 25 лет. Главный результат 2016-го — оборот за отчетный период вырос до 28,5 млрд руб. Это на 3,7% больше, чем в прошлом году, хотя и гораздо меньше «пиковых» 37,1 млрд, заработанных компанией в 2011-м. Как полагает Борис Бобровников, генеральный директор «Крока», с учетом состояния российского ИТ-рынка это очень неплохо.

Наибольший вклад в оборот в 2016 году внесли финансовый (22%) и государственный (20%) секторы. Для сравнения, в 2000 году (самая старая разбивка по отраслям, которую нашли в «Кроке») соответствующие показатели были 38% и 26%. С тех пор многое изменилось, ушли направления «Дилеры» (в связи с отходом от торговли ИТ-продуктами в канале) и «Медиа», зато появился «Спорт» — в преддверии чемпионата мира 2018 года интегратор завершил ряд проектов на стадионах, например в Краснодаре (см. «Высокоплотные футбольные технологии», Computerworld Россия, 16 декабря 2016).

Несмотря на общий рост, отдельные сегменты бизнеса продемонстрировали разнонаправленную динамику. Продажи в нефтегазовый сектор выросли на 24%, в государственный — на 10%. Около 8% прибавила транспортная отрасль, 6,5% — компании энергетического сектора, 5,2% — промышленность. А вот доходы от финансового и телекоммуникационного секторов упали, на 11% и 24,8% соответственно. Впрочем, в обоих сегментах есть точки роста: финансисты вкладываются в обеспечение информационной безопасности при дистанционном банковском обслуживании и противодействие внутреннему мошенничеству, а также в развитие новых каналов обслуживания, а операторы — в проекты по виртуализации ИТ-систем.

За год компания заключила соглашения более чем с полусотней новых вендоров (их теперь более 200), из которых около десятка — российские. При этом продажи оборудования и лицензий на программное обеспечение упали на 17% (на них теперь приходится 28,5% в обороте, тогда как в начале 2000-х их доля доходила до 98%); причина этому — в «Кроке» в последние годы делают акцент на услуги.

Пополнения портфеля компании призваны обеспечить продуктовую поддержку новых и быстроразвивающихся направлений бизнеса, в том числе инструментов виртуализации, аналитики Больших Данных, создания программно-конфигурируемых решений, информационного моделировании зданий и виртуальной реальности, средств обеспечения физической и информационной безопасности.

Борис Бобровников считает, что в условиях стагнации ИТ-бюджетов и взятого курса на импортозамещение свой шанс получают решения небольших, начинающих компаний

При этом, как отметил Бобровников, в условиях «дорогого доллара» и стагнации ИТ-бюджетов многие отечественные заказчики, в том числе весьма солидные, готовы рассматривать предложения не только от грандов, но и от небольших компаний, «почти стартапов». Предлагая их, «Кроку» приходится гарантировать заказчику, что он не останется с продуктом один на один в случае каких-то пертурбаций в компании-разработчике. Для того чтобы стартап не прекратил работу, «Крок» оказывает ему содействие в различных формах, в том числе предоставляя своих программистов для интенсификации разработки. Таких примеров пока немного, но, по словам Бобровникова, все истории сотрудничества вполне успешны.

Падение продаж оборудования и ПО компенсировано ростом выручки от ИТ-услуг, который составил 10%. За год «Крок» реализовал более 2 тыс. проектов и приобрел более 200 новых клиентов, количество сервисных контрактов выросло на 3,3%, а средний размер контракта увеличился более чем на 10%.

Наилучшую динамику показала разработка программного обеспечения (22,6%), ее подстегнули, в частности, госполитика в области импортозамещения, а также увеличение спроса на российскую разработку и открытое ПО со стороны заказчиков. Продолжили рост направления документооборота (14%), бизнес-приложений (14%), информационной безопасности (12%).

Отдельно в компании отметили рост направления облачных технологий (43%) и аутсорсинга центров обработки данных. Так, ЦОД «Компрессор» получил сертификаты Uptime Institute по Tier III Gold (были произведены сертификация проекта, сертификация построенного объекта и сертификация обслуживания).

В ходе пресс-конференции руководители ее департаментов подробно рассказали о том, как развивались их подразделения, появлялись ключевые вендоры и заказчики, развивалось направление услуг, менялась концепция их предоставления. Отдельное место было отведено кадровой политике — большинство нынешних топ-менеджеров компании начинали свою профессиональную карьеру в «Кроке», однако средний возраст более чем 2 тыс. сотрудников за четверть века вырос всего на два года — с 30 до 32, что стало возможным в том числе и благодаря интенсивной работе с вузами.