Веб-приложения — один из строительных блоков цифровой экономики, немыслимый без открытых интерфейсов, благодаря которым широкому кругу предприятий становятся доступны инновации, направленные на привлечение новых клиентов, расширение линеек продуктов и сервисов, формирование и поддержание партнерских экосистем. Например, в цифровой экономике статистика включения дворников лобового стекла автомобилей может продаваться сервисам информирования о погоде в конкретных регионах, а обезличенные данные о предпочтениях покупателей могут использоваться сторонними разработчиками различных приложений для привлечения новых клиентов. Некоторые отраслевые аналитики даже говорят о наступлении новой эры, эры API-экономики.

Вместе с клиентами меняются каналы доставки им информации, способы предоставления доступа к различным сервисам, каждый из которых имеет свой интерфейс. Идея омниканальности захватила множество разработчиков; рынок инструментов создания, управления и отладки API стремительно расширяется. Как отметил Владимир Амелин, руководитель центра консалтинга компании Aplana, в ходе семинара, посвященного обзору средств работы с OpenAPI, к концу 2016 года насчитывалось уже около 16 тыс. различных API — в эпоху Интернета вещей вести бизнес изолированно невозможно. По мнению аналитиков, лишь 18% из числа крупных банков не планирует в ближайшее время открывать API своих приложений. В России инструменты работы с OpenAPI применяются для обеспечения доступа к сервисам единого портала госуслуг, «Яндекса», Сбербанка, банка «Открытие», МТС, к многочисленным торговым площадкам и другим интернет-ресурсам.

Максим Максименко, системный архитектор Aplana, исторически первым инструментом управления опубликованными API назвал TIBCO Mashery, по сути продолживший эволюционную линейку открытых протоколов и систем — EDI (1990 год), SOAP (1998 год), Web 2.0 (2005 год), направленных на обеспечение взаимодействия машин, приложений и бизнес-процессов. Далее, наряду с программными решениями по проектированию интерфейсов и обеспечению безопасности их применения, с распространением средств аналитики (интеграционная платформа Mule Anypoint Platform) появились программно-аппаратные комплексы поддержки всех этапов жизненного цикла работы с API (например, IBM API Connect). Однако, как отметил Руслан Карпов, руководитель центра разработки и сопровождения Aplana, основной недостаток таких решений — дороговизна, более 60% их стоимости приходится на оборудование. Тем не менее Сбербанк и «Аэрофлот» выполнили ряд проектов на основе API Connect.

Благодаря открытым интерфейсам широкому кругу предприятий становятся доступны инновации, направленные на привлечение новых клиентов, расширение линеек продуктов и сервисов, формирование и поддержание партнерских экосистем

Интерес к средствам работы с API проявляют и ведущие игроки цифровой экономики. Например, компания Google в 2016 году приобрела систему Apigee, которая осуществляет управление API, биллинг сервисов, выравнивание пиков нагрузки и предоставляет, в частности, готовый набор стандартных сервисов (геолокация, работа с социальными сетями и др.) или коннекторов к конкретным системам вроде Salesforce, хотя пользователи могут сделать это и с помощью REST либо SOAP.

Андрей Степанов, системный архитектор компании Aplana, обратил внимание на продукт Dell Boomi, предназначенный для разработки API и позволивший компании выполнить в России проект для Philip Morris по интеграции потоков разнообразных данных с десятков сайтов.

Специалисты Aplana отметили следующие ограничения упомянутых инструментов для OpenAPI: ни один из них не поддерживает с достаточным качеством всех операций жизненного цикла работы с API, а отвечает только за какую-либо одну; как правило, поставщики не указывают определенную цену, устанавливая ее в зависимости от конкретного проекта; серверы поддержки обычно расположены за пределами России; непременно требуется тестирование, например на допустимость задержек, происходящих при автоматическом обновлении версии инструментария.

Сегодня не редкость предприятия, использующие сотни SaaS-сервисов, данные которых распределены по облакам и внутренним ИТ-системам; прежде подобной фрагментации, чреватой утратой контроля над данными, не наблюдалось. Это еще более повышает важность инструментов работы с OpenAPI, основное назначение которых — возможность организовать эффективную передачу данных в облако и обратно, а также внутри экосистемы клиентов, партнеров и поставщиков.

Купить номер с этой статьей в PDF