Российский офис Kyocera Digital Solutions провел традиционное мероприятие, посвященное устройствам печати и услугам в области управления документооборотом.

Выступая с обзором происходящего на российском рынке, Константин Макаренков, аналитик IDC, отметил, что положение дел в экономике, а стало быть, и на ИТ-рынке выровнялось. Стабилизировался после падения 2015 года и рынок печатающих устройств. По данным IDC, он даже показал рост — незначительный (0,4%) в количественном выражении, но достаточно заметный (10,6%) в долларовом. Струйный сегмент вырос намного больше, чем лазерный. В IDC это объясняют, в частности, тем, что в прошедшем году еще два вендора выпустили решения с непрерывной подачей чернил, ощутимо удешевляющей отпечатки. Лидируют на местном рынке устройств печати HP (оборот — 161 млн долл., 843 тыс. проданных устройств), Kyocera (70 млн долл., 285,3 тыс.) и Canon (51 млн долл., 381,5 тыс.).

В отличие от ряда конкурентов, Kyocera не выпускает струйную технику, только лазерную. А потому ее позиции в соответствующем сегменте еще крепче. Компания, например, занимает первое (35%) и второе (17%, 16,2 млн долл.) места на российском рынке лазерных МФУ формата A3 — в количественном и денежном исчислении. Аналогичные показатели в сегменте лазерных МФУ формата A4 — 17 и 18% (34,9 млн долл.), второй результат после HP.

Как полагает Макаренков, российскому рынку печатающей техники есть куда расти, общее количество установленных устройств на душу населения у нас пока в полтора — два с половиной раза ниже, чем в западноевропейских странах. Однако сами по себе устройства малоприбыльны, на рынке расходных материалов растет доля совместимых и перезаправленных картриджей, поэтому все вендоры, и Kyocera не исключение, больше надежд возлагают на рынок услуг управления печатью (Managed Print Services, MPS) и документооборотом (Managed Document Services, MDS).

Поскольку контракты на оказание услуг заключаются на относительно продолжительный, не менее года, срок, то соответствующий рынок в меньшей степени подвержен резким колебаниям. Как показывают результаты исследования IDC, проведенного весной 2016 года, по уровню развития рынка MPS/MDS мы отстаем, хотя и незначительно, не только от стран Западной Европы, но и от более близких к нам по многим параметрам Турции и Польши.

Исследование выявило: российские заказчики в большей степени интересуются «базовыми» услугами — обслуживанием техники, поставкой расходных материалов, нежели решениями для управления документооборотом и оцифровки документов. Причем предпочитают получать услуги из тех же рук, что и саму технику. Контракты, как правило, заключаются на непродолжительный срок — до года (в Польше, например, наиболее популярны трехлетние контракты). А потому российские заказчики чаще меняют поставщиков услуг.

Быстро положение не выправится — только около 20% компаний, которые в настоящее время не пользуются аутсорсингом управления печатью и документооборотом, планируют это сделать в 2016–2017 годах.

Как отметил Тарик Альхаурани, директор по развитию бизнеса Kyocera DS в России, предложение Kyocera в области печати, кроме собственно продукции Kyocera DS, включает решения компаний KDDI (печать через облако), Mopria (мобильная печать), Ceyoniq и Docuware (управление корпоративным контентом), Scannervision (сканирование документов и дальнейшая обработка данных). Набор продуктов и услуг, предлагаемых ими, покрывает все потребности заказчиков.

В России у компании около десяти клиентов, в настоящее время идут два «пилота» — у одного из крупнейших банков и у федерального ретейлера.

В банке тестовый участок включает около четырех десятков устройств с месячным объемом печати 5–7 тыс. страниц. Проект продлится до апреля — мая, после чего банк сравнит его результаты с результатами аналогичных проектов, ведущихся другими вендорами. Победитель получит право масштабировать проект на другие региональные управления. При этом для банка важна не столько стоимость отпечатка, сколько информационная безопасность.

В ретейлере же пока главным образом просто хотят понять, как можно «посадить» всю инфраструктуру печати, складывавшуюся весьма хаотично, на единую технологическую платформу.

В MDS-проектах Kyocera участвует преимущественно как консультант, все работы ведутся партнерами. Их у компании около 90, к концу марта, по словам Альхаурани, будет около 100. Проектами занимается примерно 10% из них, причем если раньше MDS-партнеры приходили «со стороны» (это были крупные интеграторы, давно занимающиеся соответствующим бизнесом), то сейчас сегмент понемногу начинают осваивать и те партнеры, которым раньше хватало торговли «коробками». В результате доход от проектов в 2017 году должен будет достигнуть 7% общего, то есть существенно вырасти по сравнению с прошлогодними 2,5%.

Купить номер с этой статьей в PDF