В Москве прошла 20-я ежегодная конференция БЕСЕДА. Конференция, одним из первых ведущих которой был Аркадий Волож, а бессменным организатором является компания «Комптек», сыграла — и продолжает играть — большую роль в развитии беспроводных сетей передачи данных.

Одна из основных тенденций развития сетей Wi-Fi — повышение плотности абонентов и общий рост нагрузки. Большинство строящихся сегодня инфраструктур Wi-Fi — это сети высокой плотности. Такие сети требуются не только на объектах массового скопления народа (стадионах, выставочных комплексах, аэропортах, транспортных узлах и пр.), но и в обычных офисах. Все больше офисных комплексов переводится на беспроводные технологии связи, и очень важно гарантировать ее высокое качество, особенно для критичных приложений.

Но даже самые ярые фанаты «беспроводов» признают, что трудно ожидать полного отказа от проводных соединений в офисах. Всегда существуют требовательные приложения, например видео-конференц-связь для руководства или графические приложения для дизайнеров. К тому же для подключения самих точек Wi-Fi требуется все более развитая проводная инфраструктура. С выходом Wi-Fi на гигабитные скорости, предусмотренные стандартом IEEE 802.11ас, уже не хватает скорости 1 Гбит/с в проводных каналах, поэтому активно развиваются мультигигабитные сетевые решения.

Как отметила в своем выступлении на конференции Юлия Андрианова, менеджер по развитию беспроводных решений Cisco, сети Wi-Fi становятся не только средством подключения пользователей, но и инструментом для навигации и сбора различных данных. Такие данные помогают определить, насколько эффективно используются площади объекта (офиса, магазина, транспортного узла и пр.), осуществлять персонифицированный маркетинг и т. д. Кроме того, Андрианова отметила, что сети Wi-Fi становятся все более автоматизированными и защищенными от ошибок персонала.

В Москве прошла 20-я ежегодная конференция БЕСЕДА, посвященная беспроводным сетям передачи данных   
Источник: «Комптек»

Что касается публичных хот-спотов Wi-Fi в России, то это направление — одно из самых успешных на операторском рынке. По прогнозу, который озвучил Константин Анкилов, управляющий партнер «TMT Консалтинг», за год число таких хот-спотов вырастет на 13% (с 85,5 тыс. в 2016 году до 96,2 тыс. в 2017-м), а доходы от соответствующих услуг — на 23% (с 2,97 млрд до 3,64 млрд руб.). Рост рынка обеспечивают крупные проекты на общественном транспорте, а также в сегменте B2G. В ближайшее время продолжат реализовываться проекты, так или иначе приуроченные к чемпионату мира по футболу 2018; например, в Москве будет потрачено около 830 млн руб. на развитие сети Wi-Fi на улицах, в парках, музеях, вузах и Домах культуры.

Аналитики из «TMT Консалтинг» в качестве отдельного сегмента стали рассматривать проекты на транспорте, где установлено уже 25% всех хот-спотов. По словам Анкилова, именно реклама на транспорте приносит значительную долю доходов в сегменте B2B рассматриваемого рынка. Не случайно крупнейший по объему доходов игрок российского рынка хот-спотов Wi-Fi — компания «МаксимаТелеком» известна именно своими транспортными проектами. Ее доля в «пироге» доходов (38%) более чем в два раза превосходит доли компаний, занимающих второе («ВымпелКом», 15%) и третье («ЭР-Телеком», 14%) место.

Интересно отметить, что по числу хот-спотов «МаксимаТелеком» (12%) уступает тому же «ВымпелКому» (14%) и находится на равных с «ЭР-Телком» (12%). Это показывает, насколько более экономически эффективны ее хот-споты. В целом, заключил Анкилов, новые сети Wi-Fi, как правило, финансово более эффективны.

Как известно, «МаксимаТелеком» начинала с развертывания сети ­Wi-Fi в столичном метро. Как рассказал Илья Черкасов, заместитель генерального директора по инфраструктурному бизнесу «МаксимаТелеком», сегодня услуги доступа по Wi-Fi предоставляются в 5,2 тыс. вагонов метро в Москве. Кроме того, сервис MT_FREE доступен в 8 тыс. единиц общественного наземного транспорта и 1,1 тыс. железнодорожных вагонов (включая поезда МЦК, пригородные электрички и поезда «Аэроэкспресса»). Всего к MT_FREE совершается более 3 млн подключений ежедневно.

«МаксимаТелеком» начала работать и в Санкт-Петербурге. Сеть ­Wi-Fi уже запущена на четырех линиях метрополитена из пяти, продолжается проект в наземном транспорте, почти 400 точек доступа установлено на стадионе «Зенит-Арена».

Для возврата инвестиций по рекламной модели на первом этапе создания Wi-Fi-пространства «МаксимаТелеком» использовала схему идентификации, согласно которой при каждом переходе между сегментами пространства для продолжения работы с сетью пользователю требовалось авторизоваться. Сейчас в пространстве MT_FREE реализуется полная бесшовность: интернет-сессия будет сохраняться при переходе пользователя из одной сети в другую.

Как пояснил Черкасов, проект Wi-Fi в метро — абсолютно коммерческий, и он должен окупиться за семь лет. И сейчас компания идет с опережением графика окупаемости.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF