Участники круглого стола обсудили новые тенденции в бизнесе, связанные с развитием информационных технологий. Мероприятие было организовано компанией Comindware при поддержке Союза ИТ-директоров и Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ.

Президент российской Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами Анатолий Белайчук объяснил, в чем, по его мнению, заключается суть цифровой трансформации. Во-первых, она характеризуется перестройкой бизнеса, который все больше опирается на интернет-технологии. Во-вторых, сами ИТ поменяли за последние десятилетия роль со вспомогательной на лидирующую. Они становятся локомотивом, а не обслуживанием предприятий. В-третьих, меняются бизнес-процессы и появляется новая рабочая сила — роботы и чат-боты, цифровые помощники. Те компании, которые делают собственные разработки, становятся лидерами. Те предприятия, которые внедряют решения, созданные лидерами, являются последователями и занимают свою нишу. Те, кто ничем не пользуется, отстают, упускают возможности и теряют клиентов.

Задачами бизнеса, опирающегося на инновации, становятся использование ботов вместо офисного персонала, роботизация производства и быстрая реакция на изменения. Однако в реальности все еще широко распространены бумажные процессы, поддержка зоопарка унаследованных ИТ-систем, требующая больших трат, и негибкое финансовое планирование. Чем выше темп изменений в бизнесе, тем дороже поддерживать старые системы в актуальном состоянии. Тем временем происходят новые изменения, под которые снова надо подстраиваться.

Для того чтобы ускорить процессы, по мнению Белайчука, необходимо шире использовать платформы, минимизирующие кодирование новых функций, увеличить долю графического моделирования и быстрого прототипирования, опираясь на методологии скорой (agile) разработки и внедряя идеи DevOps в организацию развертывания новых программных систем. Программистов следует избавить от рутины, связанной с бесконечным переделыванием бизнес-логики и налаживанием пользовательских интерфейсов, чтобы они смогли заниматься содержательными задачами.

Для удовлетворения постоянно растущих ожиданий пользователей нужно упростить процессы. Сегодняшний потребитель — человек со смартфоном, поэтому сервисы должны быть доступны из мобильного браузера. Кроме того, клиентский менеджер становится лишним звеном между клиентом и специалистом, боты и веб-сервисы могут заменить его.

Ключевая необходимость в рамках происходящей трансформации — все делать быстрее, подытожил Белайчук.

Борис Славин: «Цифровая трансформация — не просто внедрение технологий, а ответ на возникающие потребности»

Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и информации Финансового университета, уверен, что сначала возникает потребность в чем-то и только потом появляется технология, удовлетворяющая эту потребность. К примеру, глобализация и увеличение числа участников мирового рынка ведут к созданию наднациональной валюты. Благодаря информационным технологиям она, возможно, уже появилась, это криптовалюта.

Эксперт также обратил внимание на то, что развитие технологий далеко не всегда приводит к росту цифровой деятельности. Так, интернет-торговля требует большого количества курьеров, а постаматы (автоматизированные почтовые станции выдачи заказов) не стали популярны.

Все тиражные сервисы будут замещены индивидуальными, считает Славин. Бизнес в привычном смысле слова исчезнет, останутся только отношения между людьми, которые станут «коллективным интеллектом».

Таким образом, цифровая трансформация не есть просто внедрение технологий, цифровая трансформация — это ответ на возникающие потребности людей, подвел итог эксперт.

Слушатели с интересом следили за ходом выступлений, задавали вопросы и вступали в полемику. Так, очень долго обсуждалось, являются ли текущие изменения в бизнесе действительно настоящей трансформацией, предполагающей, возможно, коренной переворот в процессах, и какой бывает трансформация. Например, физической (бумаги заменяются электронными файлами), трансформацией работы (присутствие в офисе не обязательно, многое можно делать удаленно) и т. д. Неоднозначно была воспринята и мысль о том, что потребности первичны по сравнению с технологиями. Многие считают, что и технологии влияют на потребности, создавая новые возможности.