«Тема будущего — не блокчейн, а искусственный интеллект, вот что взорвет рынок. Данные о клиенте, которыми обладает банк, скоро станут гораздо более ценными, чем размещенные им депозиты», — заявил Алгирдас Шакманас, вице-президент «Промсвязьбанка» и руководитель блока «Цифровой бизнес», на пресс-конференции, посвященной освоению банком цифрового пространства. Уже в ближайшем будущем пойдет речь о бизнесе не на транзакциях клиента, а на его интересах и потребностях. Разумеется, подобное пристальное наблюдение может нервировать, но надо понимать, что за счет этого банк сможет выступать в роли «хорошего официанта», угадывая желания и потребности клиента. Согласно внутренним прогнозам банка, к концу следующего года примерно 50% продаж физическим лицам будет происходить с участием искусственного интеллекта.

Недавно «Промсвязьбанк» принял новую стратегию, в первую очередь предусматривающую переход в цифровые каналы, пересмотр кредитных конвейеров и функций поддержки. В нынешнем году было успешно запущено онлайн-кредитование малого и среднего бизнеса и физических лиц.

По словам Ивана Паткина, директора «Промсвязьбанка» по электронному бизнесу в СМБ, сейчас самая горячая сфера для банка — именно сегмент юридических лиц. Цифровизация банковского ретейла уже состоялась, а вот корпоративные клиенты начали активно переходить в онлайн лишь сейчас, и этой тенденции приходится уделять повышенное внимание. Борьба за клиента в значительной степени происходит именно здесь.

«Мы активно привлекаем новых клиентов в сегменте СМБ — более 10 тыс. юрлиц в месяц, около 98% из них сразу подключают интернет-банк. Дальнейшую свою стратегию мы видим именно в цифровизации всех наших процессов и выводе продуктов в онлайн-каналы», — рассказал Паткин. В планах на ближайшую перспективу — по возможности максимальный переход в «цифру» при работе с юридическими лицами, как с небольшими предприятиями, так и в корпоративном сегменте.

Важную роль в цифровизации процессов будет играть искусственный интеллект — роботы должны завладеть бизнес-процессами. Парадокс заключается в том, что именно благодаря роботам банк способен стать более человечным, предоставляя персонифицированные сервисы.

Тем не менее первое решение, основанное на искусственном интеллекте, в банке появилось в области безопасности: была внедрена система по борьбе с мошенничеством на основе модели поведения человека, сформированной с помощью анализа Больших Данных.

«Как только внедрили интеллектуальную систему, число инцидентов радикально сократилось. Как в анекдоте про медведя и охотников, банку не надо бежать быстрее всех — достаточно обогнать самых медленных», — констатирует Шакманас. После появления такого решения мошенники переключили свое внимание на более уязвимые организации. В текущем году размер компенсаций, которые банк был вынужден выплатить пострадавшим от мошенничества клиентам, не достиг и 1 млн руб.

Идет пилотный проект по биометрической идентификации клиентов. Государство выступило жестким драйвером унификации этого процесса. В течение следующего года большинство крупных банков начнут использовать эту технологию

Agile заставляет «пылесосить»

По признанию Шакманаса, начавшаяся несколько лет назад цифровая революция изменила правила игры в финансовом секторе, во главу угла ставится производство виртуальных продуктов и услуг. Конечно, большинство процессов в банках и раньше были сильно автоматизированными, но сейчас цифровизация становится неотъемлемой частью бизнеса, его ядром. Более того, это ключевая компетенция, поэтому ее нельзя отдать в аутсорсинг. Как следствие, шаг за шагом банки становятся ИТ-компаниями.

«Мы весь год ‘пылесосили’ рынок талантов, штат серьезно увеличился», — подчеркнул Андрей Овсянников, вице-президент по ИТ «Промсвязьбанка».

Еще одним фактором в наращивании ИТ-штата стало изменение используемых методологий: в начале нынешнего года банк начал активно внедрять подходы Agile. Как можно догадаться, эта история обходится недешево, требуется уход от традиционной парадигмы, годами складывавшейся в ИТ-подразделении. По мнению Овсянникова, гибкие методики сами по себе подразумевают расширение штата: вместо «высушенных» ИТ-подразделений с отлаженными процессами создаются отдельные команды.

«Сказать, что гибкие методики ускоряют разработку, было бы неправильно. Скорее, эффект заключается в более точном удовлетворении потребностей бизнеса», — отметил Овсянников. Оказалось, что сократить время вывода новых продуктов на рынок невозможно без кратного расширения штата ИТ.

Что касается использования блокчейна, то пока направлений, способных взорвать рынок, в «Промсвязьбанке» не видят, хотя и планируют реализовать в следующем году пилотный проект в области факторинга.

 

PwC: искусственный интеллект увеличит глобальный ВВП на на 15,7 трлн долл.

Согласно результатам исследования PwC «Искусственный интеллект: не упустить выгоду», в 2030 году глобальный ВВП вырастет на 14%, или на 15,7 трлн долл., в связи с активным использованием искусственного интеллекта. Эксперты PwC подсчитали, что более половины прироста будет обусловлено повышением производительности труда, а остальное будет получено за счет увеличения потребительского спроса вследствие совершенствования товаров.

Согласно результатам исследования, внедрение технологий с использованием искусственного интеллекта позволит достичь не меньших, а возможно, и больших показателей наращивания и улучшения ресурсов и мощностей предприятий, чем автоматизация. В ходе исследования его авторы пришли к выводу о том, что искусственный интеллект, вероятно, кардинальным образом изменит правила игры, существенно преобразив жизнь потребителей, предприятий и общества в целом.

Включенный в анализ индекс эффекта от внедрения искусственного интеллекта, разработанный PwC, отмечает три области бизнеса, обладающие наибольшим потенциалом для развития данных технологий в каждой из восьми рассмотренных отраслей промышленности. Выявленные области включают диагностику на основе изображений, производство по требованию и автономное управление дорожным движением.

В целом наибольшая прибыль в абсолютном выражении ожидается в сферах розничной торговли, финансовых услуг и здравоохранения, поскольку искусственный интеллект способствует повышению производительности, ценности товара и объемов потребления. К 2030 году совершенствование продукции и изменения в спросе и поведении потребителя обеспечат дополнительный прирост ВВП в размере 9 трлн долл., по мере того как обусловленное искусственным интеллектом увеличение объемов потребления превысит рост производительности.

Как отмечают в PwC, существует целый ряд подходов, в данный момент реализуемых в области искусственного интеллекта, применяемых уже сейчас как в мире, так и в России.

В данный момент развивается тенденция по автоматизации наиболее трудоемкой рутинной работы. В PwC подчеркивают: научная и техническая база в России позволяет ряду компаний сделать первые шаги в этом направлении, а некоторым добиться существенных успехов. Уже появляется целый ряд достойных примеров в агропромышленном комплексе страны, металлургии, нефтегазодобывающей отрасли и, конечно же, среди финансовых учреждений и телекоммуникационных компаний.