Приобретение компанией Google подразделения проектирования смартфонов HTC за 1,1 млрд долл. вряд ли можно считать прямым ударом по ее главному конкуренту, Apple. Но за покупкой HTC скрывается признание успешной стратегии Apple.

Это также признание того, что в экосистеме, в которой доминируют производители оборудования и поставщики телекоммуникационных услуг — каждый со своими приоритетами и планами, не совпадающими с планами Google, — появляется масса самых разных устройств, причем далеко не всегда высокого качества.

Приобретение интеллектуальной собственности HTC позволит Google выстраивать свою игру, объединяя аппаратное и программное обеспечение таким образом, чтобы уменьшить фрагментацию экосистемы Android.

В HTC признали, что соглашение с Google затронет около 2 тыс. их инженеров, помогавших проектировать начинку телефона Google, а значит, умеющих интегрировать камеры и датчики с процессорными чипами Qualcomm.

В Google рассчитывают, что созданный в результате флагманский смартфон станет стандартом, к которому будут стремиться другие производители телефонов.

«То же самое Microsoft проделала с компьютером Surface, — указал главный аналитик Forrester Research Фрэнк Джилет. — Четыре-пять лет назад компании казалось, что флагманские продукты других производителей недостаточно хороши для того, чтобы успешно конкурировать с семейством Apple Mac».

Взяв инициативу в свои руки, Microsoft представила флагманский портативный компьютер Surface, аппаратная и программная часть которого были интегрированы так, как это может сделать лишь поставщик, контролирующий и то и другое.

В Microsoft попробовали отделить команду разработчиков оборудования Surface от команды, разрабатывавшей программное обеспечение, с тем чтобы у производителей устройств Windows сохранялось ощущение того, что и им на рынке отводится немаловажная роль.

«Microsoft не пытается самостоятельно решать задачи за всех своих OEM-партнеров, — указал Джилет. — Компания конкурирует с партнерами в определенной области, но не на всем рынке. Думаю, что и Google будет делать примерно то же самое».

По условиям сделки Google не получит от HTC инженеров, занимающихся разработкой чипов. Вероятно, для этого ей потребуется заключать дополнительное соглашение.

Согласно подготовленному недавно Forrester Research отчету, на долю Android и iOS приходится 94% мирового рынка мобильных операционных систем. Android остается доминирующей платформой для смартфонов, контролируя 73% рынка. В 2016 году у этой ОС было 1,8 млрд пользователей.

По прогнозам Forrester, Android сохранит лидерство и в этом году. На долю этой операционной системы приходится 74% проданных устройств. Далее идут iOS (21%) и Windows Phone (4%).

Однако у Android есть имиджевые проблемы.

Производители устройств играют ключевую роль в повышении безопасности телефонов и планшетов. А во фрагментированной экосистеме, где обновления программного обеспечения управляются телекоммуникационными операторами, задержки при установке некоторых обновлений могут измеряться месяцами.

«Еще одна проблема Android связана с тем, что под управлением последней версии этой ОС работает сегодня относительно небольшое число устройств, — указал главный аналитик J. Gold Associates Джек Голд. — Выпущенные обновления многих обходят стороной. И этим Android отличается от операционной системы Apple, обновления которой получают все».

Компания Apple, только-что выпустившая iOS 11, выстроила с телекоммуникационными операторами уникальные отношения. Компания настаивает на том, что она будет контролировать абсолютно все, начиная от тестирования приложений и сертификации устройств и заканчивая обновлениями операционной системы. Таким образом, при выпуске очередного обновления или исправления ОС оно немедленно попадает на все устройства, работающие под управлением соответствующей операционной системы.

По мнению главного аналитика Gartner Туонга Нгуена, объединяя аппаратное и программное обеспечение, Google рассчитывает улучшить пользовательское восприятие.

«В Google пытаются добиться того, чтобы все делалось согласованно», — подчеркнул он.

Нгуен согласен с Джилетом в том, что смартфон Google Pixel стал образцом высококлассного устройства, получившего весьма ограниченное распространение. В этом смысле Google никогда не стремилась превзойти своих партнеров.

«Конкурируя с другими ведущими поставщиками, вы выпускаете глобальную версию, которая распространяется через операторов, по их каналам, а не на рынке электронных продаж», — заявил Нгуен.

Вместе с тем телефон Android старшего класса, появившийся в результате перестройки оборудования, скорее всего, станет прямым конкурентом продуктов ведущего производителя высококлассных телефонов Android — компании Samsung Electronics.

Впрочем, это мало беспокоит Google, которая в стремлении улучшить новое оборудование решила бросить на рынке Android вызов всем, в том числе и Samsung. Такой путь очень похож на то, что Microsoft несколько лет назад проделала с планшетами Windows.

«Samsung живет в премиальном сегменте, так что, по сути, это прямой вызов семействам Galaxy S и Note, — признал Джилет. — Ответом Samsung, очевидно, станет технология Knox, обеспечивающая более высокий уровень безопасности для корпоративных клиентов. И я убежден в том, что в Samsung сделают упор именно на безопасности, утверждая, что у них она выше, чем у телефонов Google».

Это уже не первая попытка Google заняться аппаратными средствами. В 2011 году компания заплатила за Motorola 12,5 млрд долл., планируя начать разработку собственных смартфонов. Но спустя три года приобретенный производитель телефонов был продан компании Lenovo за 2,9 млрд долл.

В Google обнаружили, что большинство производителей телефонов получают от оборудования не слишком высокую прибыль. А поскольку компания не была намерена много инвестировать в Motorola, она решила сохранить у себя интеллектуальную собственность и патенты на аппаратные решения.

«Microsoft Surface, который в этом смысле аналогичен Google Pixel, разрабатывался не для того, чтобы конкурировать с ASUS, Dell или с кем-то еще, — указал Нгуен. — В Microsoft попытались предложить платформу и продемонстрировать, насколько симпатичным может быть устройство старшего класса. Они хотели, чтобы и другие последовали их примеру».

Партнерство Google и HTC уже имеет свою историю. HTC совместно с Google выпустила первую версию смартфона Pixel. Ожидается, что следующая его версия будет анонсирована 4 октября.

Судя по всему, аппаратные планы Google рамками смартфонов не ограничатся. Компания намерена добиться более тесной интеграции аппаратного и программного обеспечения с новом хромбуке, который, как ожидается, получит название Pixelbook.

Кроме того, Google выпускает потоковое устройство Chromecast и умный динамик Google Home, разрешая независимым производителям динамиков использовать в своих устройствах цифрового помощника Google.

«Думаю, направление это у Google будет развиваться, — подчеркнул Джилет. — В компании понимают, что успех Apple во многих категориях оборудования обусловлен глубокой интеграцией аппаратного и программного обеспечения. Сейчас Google ищет возможность занять ведущие позиции сразу в нескольких областях, чтобы доказать рынку и партнерам преимущества своего видения перспектив. Партнеров же призывают сражаться за оставшуюся часть рынка и конкурировать с флагманскими устройствами Google».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF