Развитие технологий виртуальной (Virtual Reality, VR) и дополненной реальности (Augmented Reality, AR) определенно стало одной из главных тенденций 2016 года. Однако, говоря об их применении, обычно начинают с возможностей использования в развлекательной сфере. Между тем виртуальная реальность уже используется, и весьма успешно, и в сфере бизнеса, где возможностей и преимуществ для ее применения, пожалуй, даже больше.

Где можно использовать VR-технологии?

Не так давно компании Dassault Systеmes и HTC начали сотрудничество в области профессиональных решений для виртуальной реальности. Ими был запущен проект открытых инноваций Never Blind in VR для исследования возможностей использования шлемов виртуальной реальности в отраслях, где применяются решения Dassault Systеmes, — энергетике, ракетостроении, транспорте, ретейле, медицине и т. д. Исследование показало, что VR имеет огромный потенциал для использования в самых различных областях.

Так, по данным Dassault Systеmes, в таких производственных сферах, как авиастроение, судостроение, транспорт или строительство сложных инженерных объектов, очень востребованной оказалась технология виртуального тестирования. К примеру, она позволяет смоделировать влияние природного катаклизма на стоящую в прибрежной области атомную электростанцию и выявить потенциально проблемные места еще до начала строительства. В частности, технологии виртуальной реальности использует «Росатом» для строительства атомной электростанции в Воронежской области.

Широкие перспективы имеют технологии дополненной и виртуальной реальности в сфере оптимизации процессов проектирования и поддержки жизненного цикла изделий и зданий, уверен технический директор Autodesk в России и СНГ Петр Манин. По его словам, почти все известные разработчики очков и шлемов AR активно осваивают их применение на строительной площадке, интегрируя свои разработки с продуктами моделирования и системами документооборота Autodesk.

VR может использоваться в строительстве для демонстрации как уже построенных, так и проектирующихся зданий, считает Денис Столяров, руководитель проекта Video360Production.com. С ее помощью можно проектировать оснащение квартир, домов и офисов или устраивать виртуальные экскурсии по ним для потенциальных покупателей. Так, компания «Крок» разработала бизнес-приложение для презентации одного из самых высоких зданий в мире. Приложение создавало трехмерную фотореалистичную модель небоскреба на столе виртуальной голографии. Надев специальные очки, можно было обойти здание с разных сторон, сравнить его по высоте с другими зданиями и увидеть внутреннюю планировку.

Также VR находит применение в процессе принятия ключевых решений. Для этого создаются cave-системы — комнаты виртуальной реальности, которые могут использоваться группами людей. С помощью таких систем можно представить различные варианты разрабатываемой продукции или строящегося объекта — одновременно с учетом всех технических особенностей (для технических специалистов) и в наглядном виде (для «нетехнических» руководителей), рассказал руководитель Центра виртуальной реальности «Крока» Александр Леус.

В ретейле технологии виртуальной реальности позволят перенести на новый уровень маркетинговую поддержку продаж продукта и услуг, считает управляющий партнер Newsroom Екатерина Мовсумова. Например, в системе торговли очень востребованными могут оказаться виртуальные примерочные.

Настоящую революцию произведет VR в медицине и уходе за пациентами, считают в Dassault Systеmes. Виртуальные модели позволят точно моделировать физиологические и патофизиологические процессы, протекающие в организме каждого отдельного пациента, и врачи смогут разработать совершенно новые методы исследования, диагностики и лечения заболеваний и травм. «Кибер­анатомия» позволяет познакомиться со строением человеческого тела, а имитационная хирургия в виртуальном пространстве помогает врачам готовиться к операциям.

VR-технологии могут быть эффективными в борьбе с психическими расстройствами и фобиями; например, уже сейчас на психологическом факультете МГУ изучают возможности реабилитации с помощью виртуальных технологий.

Виртуальная и дополненная реальность все активнее применяются и в обучении. Симуляторы в виртуальной реальности позволяют отработать различные процедуры на производстве, тем самым увеличив производительность сотрудников. В компании «Крок» проводят виртуальные тренинги для персонала своего ЦОД; на них, к примеру, отрабатывается перевод оборудования в режим бесперебойного питания.

Еще один сценарий — тренинги работы в нештатных ситуациях для повышения безопасности. Например, в Санкт-Петербургском университете МЧС есть комната виртуальной реальности с оборудованием, отслеживающим психофизиологические реакции и поведение человека в экстренных ситуациях, для получения необходимых навыков и реабилитации сотрудников.

Виртуальная реальность может также сделать школьное образование более интерактивным, обеспечить большую вовлеченность и погруженность в учебный процесс, полагает генеральный директор JetStyle Алексей Кулаков. Безусловной ценностью виртуальной реальности является то, что мы можем, с одной стороны, создавать уникальный персональный опыт для каждого участника, а с другой — осуществлять полноценное коллективное взаимодействие учеников и учителя, даже если они находятся далеко друг от друга, считает он.

Трудности виртуальной реальности

Среди факторов, тормозящих внедрение VR-технологий, в Dassault Systеmes называют прежде всего инертность мышления, причем не только заказчиков, но и крупных разработчиков. Многие компании, в том числе из строительной отрасли, которая слывет наиболее консервативной, относятся к VR-технологиям с недоверием, считая их «игрушками» из офиса. На этом фоне гораздо более гибкими и инновационными оказываются небольшие стартапы и предприятия.

Необходимым элементом использования технологий виртуальной и дополненной реальности является наличие в бизнес-процессах такого этапа, как создание 3D-модели требуемых объектов, что пока присутствует далеко не везде, считает сооснователь и технический директор VR Concept Денис Захаркин.

Ограниченное число B2B-кейсов на сегодняшний день объясняется тем, что VR-технологии пока очень дороги и компаниям приходится много вкладывать в их освоение, считает Максим Браверман, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании Google Россия.

Играет свою роль и то, что технологии не успевают за идеями и возможностями разработчиков. Дешевые решения пока не дают нужного качества «картинки», а дорогие устройства вроде HTC Vive не обеспечивают необходимой мобильности.

Кроме того, распространение технологии пока ограничивается сложностью создания VR-контента и недостаточным количеством на рынке готовых B2B-решений дополненной и виртуальной реальности, полагает Столяров.

Для того чтобы любая технология стала массовой, нужно время, и VR не является исключением. Но уже сейчас есть несколько интересных примеров использования VR и AR, в том числе и в бизнесе, утверждает Браверман. Он уверен, что уже в следующем году мы увидим существенное увеличение как количества устройств VR и AR (среди них смартфоны, поддерживающие разработанную Google платформу Tango), так и контента для них, включая B2B-решения.

 

Что уже реализовано в России?

Другая реальность бизнеса

Виртуальную и дополненную реальность уже используют российские компании, например:

• Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ — для разработки дизайна новых автомобилей;

• Северный центр судостроения и судоремонта (СЦСС), в 2014 году открывший первый центр виртуальной реальности в области отечественного судостроения;

• производитель оборудования для молочных ферм компания «ДеЛаваль» — в решении, включающем голографический макет молочной фермы и мобильное приложение с дополненной реальностью, которое было разработано специалистами Центра виртуальной реальности «Крока»;

• торговый центр «Мега Белая дача», где созданы виртуальные примерочные, разработанные компанией Texel.

Более 30 проектов в области мобильной виртуальной реальности для потребительского рынка реализовала компания Fibrum вместе с «Яндекс Такси», Carlsberg Group, сетью кинотеатров «Киномакс», InterContinental и другими компаниями.

Что дальше?

Практически все аналитики считают, что рынок VR/AR-технологий и контента в перспективе ближайших трех-пяти лет будет быстро расширяться во всем мире, включая Россию.

В ближайшее время можно ожидать резкого увеличения числа приложений для виртуальной реальности, полагает Захаркин, но пока в качестве драйвера будут выступать игры и другие приложения для развлечения.

Развитие технологий приводит к модернизации устройств, взаимодействующих с ними. Сегодня сами смартфоны и гарнитуры для мобильного VR еще имеют некоторые недостатки, в том числе физиологического характера. Однако практика показывает, что технологические ограничения быстро преодолеваются. По словам Бравермана, уже сейчас эта проблема решается, в том числе с помощью платформы Google Daydream и разработки высокопроизводительных смартфонов Daydream Ready.

Массовые гарнитуры виртуальной реальности будут совершенствоватьсяв в сторону увеличения разрешения изображения, минимизации задержки, которая возникает при повороте головы пользователя, снятия синдрома усталости при продолжительном использовании устройств.

Что касается шлемов виртуальной реальности, то в сегодняшнем виде они малоудобны, поэтому не задержатся надолго, и в ближайшее время весь мир перейдет на Hololens, причем этот голографический компьютер заменит стационарные компьютеры, ноутбуки и даже смартфоны, считает Мовсумова.

VR-оборудование будет развиваться в сторону полной интеграции с человеком, его жестами, движениями и чувствами, становясь удобным и интуитивно понятным средством поддержки принятия решений, прогнозирует Манин. Большую часть контроля на себя возьмут вживленные элементы искусственного интеллекта, а количество всевозможных датчиков будет расти в геометрической прогрессии.

Где искать VR-специалистов?

Сейчас специалистов в сфере VR недостаточно, и со временем их нехватка будет ощущаться все сильнее, считают многие эксперты.

Отрасль еще очень юная, поэтому чаще всего в нее переходят специалисты из смежных инновационных отраслей — моделирования, визуализации и ИТ в целом, отмечает Манин.

Обучение людей сегодня берут на себя лаборатории, которые наработали собственный опыт в области AR/VR. Курсы, где готовят VR-специалистов, стали появляться и в ведущих университетах, таких как МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого. Создание открытого центра технологий виртуальной и дополненной реальности планируется на базе Университета ИТМО.

Своими знаниями в этой области готовы делиться и в Google, говорит Браверман, подчеркивая, что VR/AR-технологии сейчас открывают много возможностей для специалистов в самых разных областях.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF