Аптечная сеть «Ригла» — крупный розничный бизнес федерального уровня. В компании работает более 8 тыс. человек, в последние пять лет объем выручки и число новых точек продаж ежегодно увеличивались в среднем на 25%; в следующую пятилетку, как ожидается, этот показатель будет не ниже 30%. «Ригла» работает в 46 регионах, уже имеет около 1800 аптек и планирует каждый год открывать не менее 500 новых.

Генеральный директор сети Александр Филиппов подчеркивает: масштабы и динамичность бизнеса заставляют серьезно задуматься о его эффективности, добиться которой можно только при условии гармоничного сочетания эффективного менеджмента и эффективных технологий. На достижение такого баланса были направлены три ИТ-проекта, реализованные в 2016 году.

В апреле во всех аптеках сети была введена в эксплуатацию система Simphony компании Inherent Simplicity, которая автоматизирует управление снабжением. Как сообщил Вадим Горбунов, заместитель генерального директора аптечной сети по ИТ, решение пришло на смену ПО внутренней разработки, которое уже не справлялось надлежащим образом с задачей точного расчета потребности аптек в товарах и управлением запасами на складах. Новая система позволяет прогнозировать продажи по всему ассортименту в каждой аптеке сети и минимизировать товарные запасы без ущерба доступности лекарств для покупателей. По словам Горбунова, в результате запасы удалось сократить на 25%, при этом уровень сервиса повысился, а высвободившиеся средства фактически покрыли затраты на открытие новых точек. Инвестиции в проект окупились в течение трех месяцев.

Александр Филиппов: «Масштабы и динамичность бизнеса аптечной сети заставляют серьезно задуматься о его эффективности, добиться которой можно только при условии гармоничного сочетания эффективного менеджмента и эффективных технологий»

Второй проект — модернизация системы бюджетирования и отчетности, которая переводится с платформы «1С» на решения IBM Cognos и Microsoft Dynamics NAV. Как рассказал Горбунов, на новом фундаменте совместно с партнером по проекту, компанией Navicon, была построена сложная модель, которая позволяет четко планировать расходы и доходы и в соответствии с этим сбалансировать все направления бизнеса — маркетинг, отношения с поставщиками, планирование финансов для покрытия поставок, открытие новых аптек и т. д. Основными преимуществами нового решения стали возможность получать серьезную аналитику по всем необходимым разрезам и всем брендам (в сеть входят аптеки «Ригла», «Живика» и «Будь здоров!») и благодаря этому повышение прозрачности и управляемости бизнеса, высокая скорость получения отчетов и сокращение числа специалистов, занятых в их подготовке.

«Первые два проекта — скорее оптимизационные, чем инновационные. Гораздо большая доля инновационности заложена в третьей инициативе, реализованной в 2016 году», — заметил Горбунов. Речь идет о калькуляторе эффективности при открытии новых точек сети, идея создания которого принадлежит самому генеральному директору.

Обычно анализ перспектив каждой новой аптеки делают эксперты, при этом требуется учитывать множество факторов, в том числе какие люди живут в близлежащих домах, кто из конкурентов работает в этом районе, какие рядом есть магазины, транспортная инфраструктура и т. д. Прогнозы, сделанные людьми, нередко оказываются ошибочными — новая аптека «не взлетает» или, наоборот, показывает настолько удачные результаты, что требуется расширение площадей, не заложенное изначально. Такие промашки в планировании дорого обходятся бизнесу.

В «Ригле» не нашли подходящих инструментов для автоматизации прогнозирования у крупных западных вендоров и использовали несколько российских разработок, взяв на себя задачу их интеграции в единую систему точного просчета выбора места для открытия новых аптек. Решение включает три основных компонента. Во-первых, это сбор большого объема данных из различных источников о том, каково окружение будущей аптеки. Второй компонент — мобильное приложение для экспертов, проводящих анализ непосредственно на местах. Оно систематизирует требования по сбору информации и передает полученные данные в единую систему. И наконец, самая интеллектуальная часть решения, реализованная с использованием методов машинного обучения, предназначена для анализа множества факторов, которые могут повлиять на эффективность точки, и помогает принимать более точные решения, открывать или нет аптеку в заданном месте и в каком формате, спрогнозировать риски и оценить потенциальную выручку.

Система внедрена в Москве и Санкт-Петербурге, планируется ее тиражирование еще в восемь регионов, а затем и на всю страну. По словам Филиппова, это уникальное решение, аналогов которому в российской рознице нет. В компании намерены продолжать совершенствовать систему и добиться повышения точности прогнозов на 30% в ближайшие год-два. Кроме того, планируется, что с ее помощью можно будет не только просчитывать эффективность доступного места, но и выявлять наиболее выгодные точки размещения новых аптек.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF