На открытом в ушедшем году стадионе футбольного клуба «Краснодар» реализованы самые современные решения в области обеспечения безопасности, телекоммуникаций, мультимедиа и др. Сегодня это единственный стадион в России, где развернута высокоплотная система беспроводного доступа (High Density Wi-Fi). По результатам конкурса генеральным подрядчиком по ИТ была выбрана компания «Крок», которая отвечала за установку 45 слаботочных систем. Помимо ведущих отечественных системных интеграторов, рассматривались и зарубежные компании.

«Мы хотели выбрать одного интегратора, который отвечал бы за все слаботочные системы, — подчеркнул Сергей Шестаков, руководитель службы информационных технологий и слаботочных систем компании «Инвест Строй». — Мы сделали свой выбор только после того, как убедились, что подрядчик может выполнить все работы в срок и что у него есть необходимые трудовые ресурсы и экспертиза». Как отметил Алексей Ворюхин, менеджер проекта департамента интеллектуальных зданий в компании «Крок», помимо сложности уникальность этого проекта состояла в том, что слаботочные системы необходимо было сдать в эксплуатацию одновременно с завершением строительства.

Первоочередное внимание уделялось безопасности болельщиков — одних только пожарных извещателей смонтировано 9 тыс., а для информирования установлено 3 тыс. речевых оповещателей. Для визуального контроля на входе и внутри стадиона установлены камеры видеонаблюдения и необходимое программное обеспечение компании Bosch. Всего на стадионе и прилегающей территории находится 1300 камер, из них на самом стадионе — около 800. Все видеозаписи хранятся в течение 30 дней. Предпочтение предложению Bosch было отдано в целях сокращения числа поставщиков — на базе оборудования этого производителя построены все системы безопасности, включая охранную и пожарную сигнализацию, оповещение и видеонаблюдение.

В чаше стадиона установлены видеокамеры Avigilon с матрицей 16 мегапикселов и 20-кратным оптическим увеличением, позволяющие увидеть лицо болельщика на трибуне (на момент развертывания решения по видеонаблюдению у Bosch не было камер с такими характеристиками). В частности, во время одного из матчей с помощью видео­камер удалось идентифицировать болельщика, бросившего файер. Его фотография была передана стюардам, и болельщик был задержан при выходе с трибуны.

Вся информация с камер видеонаблюдения, пожарной сигнализации, систем автоматизации и диспетчеризации инженерной инфраструктуры стадиона стекается в центр управления стадионом. «Картинка» со стадиона и прилегающих территорий выводится на видеостену, помимо этого на отдельном экране отображается информация о ситуации из городской системы «Умный город». Это позволяет принимать оперативные решения при возникновении нештатных ситуаций во время проведения матчей: помимо операторов в центре управления стадионом находятся представители экстренных служб — МЧС, полиции, скорой помощи и др.

Распознавание лиц пока не реализовано, поскольку это требование не определяется четко ни законодательством, ни правилами РФС, и соответственно нет ни методических рекомендаций по выбору системы, ни конкретных технических параметров, таких как процент распознавания. Однако вся необходимая инфраструктура имеется, и при принятии закона распознавание лиц может быть оперативно внедрено. (Поправки к закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 23 июля 2013 года требуют наличия системы видеонаблюдения с возможностью идентификации физических лиц, но какие-либо формальные требования не предъявляются.)

Одна из серьезных проблем на стадионах — плохая связь. Чтобы болельщики всегда могли оставаться на связи, «Краснодар» оснастили распределенной антенной системой для сотовой связи и высокоплотным решением Wi-Fi в соответствии с концепцией Cisco Connected Stadium. Реализация проекта началась полтора года назад с обследования, проведенного с целью обеспечить равномерное радиопокрытие трибун. По завершении обследования точки доступа были отражены на архитектурных планах с учетом планов покрытия и мнений дизайнеров. После развертывания решения в течение семи матчей проводилась настройка Wi-Fi для обеспечения максимальной скорости и бесшовного роуминга между точками доступа. В проекте участвовали специалисты из амстердамского офиса Cisco.

Согласно техническому заданию заказчика, система беспроводной связи должна была обеспечивать стабильное соединение для 35% зрителей при максимальной вместимости. По словам Алексея Чивилина, технического менеджера департамента телекоммуникаций компании «Крок», это решение способно обеспечить поддержку требуемого числа соединений (12 тыс.). На данный момент наибольшее количество подключений было зафиксировано во время матча «Краснодара» с «Зенитом» — 9,5 тыс. (около 28% вместимости стадиона), средняя скорость соединения при этом составила 3–5 Мбит/с. Внутри чаши стадиона смонтировано 120 точек доступа, одна точка доступа рассчитана на обслуживание 70 клиентов. Wi-Fi высокой плотности реализован на российском стадионе впервые и предоставляется бесплатно.

Разработанное специалистами «Крока» приложение позволяет смотреть повторы опасных моментов на экранах мобильных устройств по Wi-Fi. Кроме того, трансляция матча и другая информация демонстрируются на нескольких сотнях экранов системы Digital Signage. Как и при реализации высокоплотного Wi-Fi, использовалось еще одно решение Cisco для стадионов — Cisco StadiumVision. Оно развернуто на многих стадионах в Северной Америке и Европе и позволяет передавать в реальном времени видео из различных источников на все экраны, установленные на спортивном объекте. Прежде чем сделать окончательный выбор, заказчик побывал на нескольких объектах, где эти решения были развернуты.

Сервер управления позволяет раздавать контент по зонам и по группам. Для воспроизведения контента используется 350 медиаплееров Cisco. Контент для отображения подготавливает специальная компания. При этом, в зависимости от зоны, где установлен экран, на нем может демонстрироваться разный контент. Стадион разбит на 15 зон, каждую из которых можно поделить на любое количество групп. Так, на экраны в гриль-баре может выводиться меню, трансляция матча с наложенной информационной лентой, рекламный контент от спонсоров и, например, ситуация на дорогах в городе.

Заказчик хотел, чтобы оборудование не бросалось в глаза. Поэтому задачей дизайнеров из немецкой компании GMP и дизайнерской студии Максима Рымаря было максимально скрыть технические устройства. Инженерные коммуникации и другое оборудование скрыты или вписаны в интерьер. В последнем случае выбирались эстетически привлекательные модели видеокамер, датчиков и других устройств. Все это дополнительно усложняло реализацию проекта — например, долго пришлось согласовывать размещение точек доступа, которые в итоге были «замурованы» в ограждения трибун, к тому же скрытое исполнение потенциально затрудняет задачу последующего обслуживания и модернизации.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF