По мнению генерального адвоката Европейского суда, компания Uber управляет транспортным, а не SaaS-сервисом, а следовательно, ее деятельность должна быть предметом разбирательства регуляторов рынка такси.

«Платформа Uber относится к компетенции транспортного регулирования Европейского союза, а не к сфере информационных услуг, — заявил генеральный адвокат Мацей Шпунар. — А значит, все необходимое лицензирование и авторизация должны осуществляться в соответствии с национальным законодательством».

Если суд, начавший рассмотрение дела, согласится с мнением Шпунара, его решение может вызвать проблемы у Uber и аналогичных компаний в рамках всего Европейского cоюза.

Соответствующее дело было открыто в 2014 году, когда ассоциация местных водителей такси обратилась в коммерческий суд Барселоны с требованием признать, что ни Uber, ни водители UberPop в Барселоне, предлагающие услуги перевозок на своих собственных автомобилях, не имеют необходимого разрешения для управления сервисом такси.

Суд Барселоны обратился в Европейский суд с просьбой разъяснить законодательство ЕС применительно к данному случаю. Если суд признает, что Uber предлагает информационные, а не транспортные услуги, то компания сможет избежать подпадания под местное регулирование в соответствии с правилами, гарантирующими свободу предоставления информационных сервисов в рамках всего Евросоюза.

Но Шпунар считает, что Uber предлагает комбинированные услуги, частично электронные, а частично нет, и эта важнейшая неэлектронная часть не является ни полностью независимой от Uber, ни полностью контролируемой этой компанией. Это не просто посредник между водителями и пассажирами. Несомненно, речь идет о транспорте, за который платят клиенты, а не только об использовании приложения Uber. Линия аргументации Шпунара предполагает, что бизнес Uber связан с транспортом и не ограничивается одной лишь организацией связи между водителями и пассажирами, а следовательно, Uber должна подпадать под требования, установленные для транспортных компаний.

Мнение генерального адвоката не устраивает Дэна Далтона, представляющего в Европарламенте блок европейских консерваторов и реформистов, который считает правила транспортного регулирования тормозом на пути внедрения необходимых клиентам сервисов.

«Конечно, для потребителей нужны меры безопасности, но применение регулирования из аналоговой эры в цифровом мире лишь сдерживает продвижение инноваций и укрепляет положение монополий, — заявил он. — Евросоюз выступает за приоритет единого цифрового рынка. Но как довести единый цифровой рынок до потребителей, если сервисы, которые они хотят получить и использовать, подвергаются запрету?»