Пять лет назад в Forbes была опубликована статья под названием «Теперь каждая компания хочет стать поставщиком программного обеспечения». Издание было не первым, кто заметил это явление, и, безусловно, не последним, но оно очень четко описало тенденцию, которая проявилась со времен бума доткомов, а затем с каждым годом становилась все отчетливее.

«Можно сказать, что ваша компания, вне зависимости от того, в какой отрасли она работает, уже сегодня является софтверной компанией», — подчеркнул журналист Дэвид Киркпатрик.

В 90-е годы бизнес использовал программы так же, как когда-то использовал пишущие машинки, факсы и средства офисной автоматизации. В наши дни, похоже, ПО превратилось в неотъемлемую часть самого бизнеса, а не просто в инструмент для выполнения тех или иных работ, оно стало бизнесом уже само по себе.

Идея, что «программное обеспечение продают все», вновь начала муссироваться после того, как гигант сетевой отрасли Cisco объявил о сокращении 5,5 тыс. сотрудников, около 7% своего персонала по всему миру. Хотя, конечно, технологические компании постоянно увольняют кого-то по мере новых приобретений. К тому же технологические циклы сопровождаются неизбежными взлетами и падениями. По сообщениям CRN, в 2014 году компания уволила 8% своих сотрудников, в 2013-м — 5%, а в 2011-м — 9%.

Последние сокращения согласуются с общими долгосрочными тенденциями, но некоторые аналитики предлагают заострить внимание не на масштабах увольнений, а на том, какие подразделения этим сокращениям подвергаются. Руководство Cisco уверяет, что на объемы продаж оборудования коммутации и маршрутизации приходится сейчас лишь 45% общего оборота компании. Клиенты отдают предпочтение облачным технологиям и сокращают закупки оборудования, развертываемого на собственной территории. Продажи платформы Cisco ACI выросли на 36% и достигли 2,3 млрд долл., а потому имеет смысл заняться реструктуризацией.

Так или иначе, на размеры любой крупной технологической компании влияет в первую очередь спрос и способность генерировать прибыль. По масштабам отрасли в Cisco работает даже чересчур много людей. В Facebook, к примеру, несмотря на более высокую рыночную капитализацию, около 15 тыс. сотрудников, а в Cisco их больше 70 тыс.

Интересно, что заявления Cisco о превращении в производителя ПО звучали еще по крайней мере десять лет назад. Теперь же, в 2016 году, на программное обеспечение приходится от четверти до трети продаж Cisco. В конце 2014 года бывший генеральный директор Cisco Джон Чамберс утверждал, что направление программного обеспечения Cisco ежегодно растет на 5–7%. Возникает парадоксальная ситуация: Cisco постоянно хотела превратиться в поставщика ПО, но почему-то так до сих пор им и не стала.

И все же в определенной мере Cisco всегда можно было считать разработчиком программного обеспечения. Известность ей принесли маршрутизаторы старшего класса, а по-настоящему полезными их делает платформа маршрутизации iOS. И хотя клиенты не считали лежащий в основе подход программной моделью, по сути, именно таковым он и являлся.

Cisco необходимы специалисты, понимающие, как интегрировать программные и аппаратные компоненты при построении сетевой инфраструктуры

Источник: Cisco

За прошедшие годы изменилось само понятие программного обеспечение и тот смысл, который компании вкладывают в него. Когда-то все программные наработки Cisco размещались в больших и дорогостоящих устройствах, монтируемых в 19-дюймовых стойках. Чем больше таких устройств продавалось, тем больше денег зарабатывала компания при определенной марже. Сегодня же все перемещается в облако, и оборудование, находящееся в стойках, представляет собой лишь часть многоуровневого продукта, продаваемого в качестве сервиса. Получаемая за аппаратные средства маржа оказывается значительно ниже, потому что оборудование уже давно превратилось в массовый товар. А прибыль приносит ПО, которое делает всю систему понятной, управляемой и, пожалуй, даже более доступной.

Так что все это значит? Для Cisco в целом все остается по-прежнему. Компания продает столько же программ, сколько и раньше, но при формировании бизнес-модели отходит от продаж монолитного оборудования. За последнее десятилетие многие компании пошли аналогичным путем, и мы видим это на примере производителей ПК. А без интеграции оборудования и программного обеспечения платформы, которые предлагает Cisco, никому не нужны.

Реальные перемены обусловлены тем, что программное обеспечение, так же как и оборудование, превращается в продукт массового потребления. Распространение облачных технологий привело к тому, что сложные системы сегодня соответствуют определенному набору стандартов, и аналогичные сервисы предлагаются разными поставщиками по схожей цене. Сложность же заключается в интеграции программных и аппаратных компонентов при построении сетевой инфраструктуры. И Cisco будет продолжать набирать специалистов, понимающих, каким образом это можно сделать.

А значит, по сути, никакого сдвига в сторону программного обеспечения у Cisco не происходит, просто у клиентов меняются предпочтения. И когда мы говорим о возникновении нового гиганта отрасли программного обеспечения Cisco 2.0, то нужно понимать, что истинные источники происходящих перемен — это смена покупательской модели и структуры клиентской базы.