Это не слишком значимое на первый взгляд событие может стать поворотным для зарождающегося российского рынка телемедицины. «ВТБ Страхование», входящая в десятку крупнейших страховых компаний страны, — первый игрок такого масштаба на телемедицинском рынке. Это позволяет надеяться, что в случае успеха проекта компания начнет продвигать и другие технологичные страховые продукты, а ее примеру последуют другие страховщики.

Телемедицина в России до сих пор не легализована. Законом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» предусмотрен лишь один вид дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи — врачебный консилиум. Поправки в законодательство, которые позволят врачам удаленно общаться не только с коллегами, но и с пациентами, прошли только стадию общественного обсуждения и еще не вынесены на утверждение Госдумы. Отсутствие нормативной базы и приемлемых механизмов оплаты за последнее десятилетие успели погубить немало телемедицинских проектов.

Тем не менее многие врачи давно на свой страх и риск поддерживают пациентов по телефону, электронной почте и Skype. При этом грань между рекомендациями, которые допустимо давать заочно, и советами, выполнение которых может оказаться небезопасным, очень тонка. Врач ходит «по минному полю», а потому для него самого и его пациентов крайне важно, чтобы подобная деятельность была отлажена и регламентирована.

Олег Меркулов: «Я не вижу здесь юридических рисков»

Правовую ответственность за результат онлайн-консультаций в сервисе «Педиатр 24/7» несут медицинские организации, где работают участвующие в проекте врачи. В числе официальных партнеров сервиса — НИИ неотложной детской хирургии и травматологии и компания «Инпромед». В ближайшее время будут заключены соглашения еще с тремя клиниками Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения об опыте, квалификации и профессиональных достижениях консультирующих специалистов указаны на сайте. «Основой нашего сервиса является доверие к врачу», — отметил Денис Юдчиц, генеральный директор компании «Мобильные медицинские технологии».

Организаторы и партнеры сервиса подчеркивают его сугубо рекомендательный характер: консультирующие врачи не ставят диагнозы и не выписывают лекарства. «Я не вижу здесь юридических рисков», — заявил Олег Меркулов, первый заместитель генерального директора «ВТБ Страхование». По его мнению, в телемедицине остро требуется «позитивный прецедент» — пример успешного частно-государственного партнерства. Не случайно менторскую поддержку при создании онлайн-сервиса оказывали эксперты одного из авторитетнейших медицинских центров — НИИ НДХиТ. Без участия руководителя НИИ, Леонида Рошаля, проект бы не состоялся, уверены его участники. «Я прекрасно понимаю, что проект не решит всех проблем детского здравоохранения в России, но расширит возможности тех, кто нуждается в дополнительной информации», — отметил Рошаль.

Полис добровольного медицинского страхования «Детский доктор» позволит родителям получить рекомендации по уходу за ребенком и его развитию, профилактике заболеваний и реабилитации после тяжелой болезни, поможет в расшифровке анализов, а также обеспечит «второе мнение» — независимое экспертное заключение профильного специалиста о поставленном диагнозе и назначенной терапии. Дистанционная помощь также пригодится, чтобы избежать визита в поликлинику во время эпидемии или подготовиться к приему у специалиста, заранее выяснив, какие обследования следует пройти и какие анализы сдать. Услуга может оказаться даже спасительной, поскольку родители порой не могут самостоятельно оценить серьезность состояния ребенка и принять решение об обращении к врачу, не всегда знают, куда обратиться после постановки серьезного диагноза или что делать в ожидании «скорой помощи».

Кроме того, далеко не во всех населенных пунктах есть возможность быстро попасть на очный прием к квалифицированному доктору.

В основе сервиса «Педиатр 24/7» — технология WebRTC, позволяющая совершать видеозвонки прямо из браузера. Чтобы проконсультироваться с педиатром, необходимо зарегистрироваться на сайте или скачать мобильное приложение, выбрать специалиста и предпочтительный способ общения: по аудио- или видеосвязи либо посредством текстовых сообщений.

Дежурный педиатр отвечает на запрос в течение трех минут, а специалист связывается с клиентом в указанное в запросе время. После завершения консультации клиент получает заключение врача в электронной форме. При необходимости проводящий дистанционную консультацию доктор поможет организовать и очный прием. Сервис позволяет сохранять данные для врача в личном кабинете пациента.

 

PwC: Интернет выведет полмиллиарда человек из бедности

Благодаря возможности получить доступ к Интернету из любой точки мира 7% населения земного шара — 500 млн человек могут преодолеть уровень бедности, а мировой ВВП увеличится на 6,7 ­трлн долл. Такие данные содержатся в новом отчете по результатам исследования, проведенного Strategy&, подразделением PwC по оказанию услуг в области стратегического консультирования.

В ходе исследования были проанализированы данные по 120 странам за десятилетний период. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, каким образом может изменяться веб-пространство по мере увеличения числа интернет-пользователей из развивающихся стран. В исследовании рассматриваются возможности преодоления препятствий, затрудняющих доступ к Интернету, а также потенциальные изменения веб-среды в результате увеличения числа интернет-пользователей из развивающихся стран.

Несмотря на продолжающуюся цифровую революцию, рост числа новых интернет-пользователей, основная доля которых приходится на жителей развивающихся стран, в последние годы замедлился. С 2013 года показатели темпов роста выражались однозначными числами. В результате 4,1 млрд человек не имеют доступа к современной экономике, хотя могли бы принести ей дополнительно более 6 трлн долл., если бы участвовали в ее развитии.

По данным отчета «Мир в Сети», повсеместный доступ к Интернету на глобальном уровне будет обеспечен, когда на каждого интернет-пользователя из стран с развитой экономикой будет приходиться пять интернет-пользователей из развивающихся стран. Для сравнения: в настоящее время это соотношение составляет один к двум.

Обеспечение возможности подключения к онлайн-ресурсам по всему миру в ближайшие пять лет может принести развивающимся странам и коммерческим предприятиям огромную пользу: улучшение социально-экономических условий для более чем 4 млрд человек; возможности роста для операторов телекоммуникационных сетей, оцениваемые в 400 млрд долл.; бизнес-возможности для поставщиков контента, оцениваемые в 200 млрд долл.

По данным исследования, Интернет смогут позволить себе 80% населения в том случае, если розничные цены на веб-доступ упадут почти на 70%.

Переход к сетям 3G или 4G/LTE может сократить стоимость мегабайта на развивающихся рынках на 60–70%, при этом оказание интернет-услуг будет выгодным для операторов, и более 2 млрд людей откроют для себя возможности Интернета.

Распространение контента через ряд местных высокоскоростных сетей сделает возможным доступ к Интернету для еще 300 млн человек.

Правительства стран, предлагающие информационные материалы об образовании, социальных услугах и бизнес-возможностях, могут побудить еще 200 млн человек подключиться к Интернету.

Онлайн-доступ, финансируемый фирмами или абонентами, может привлечь еще 500 млн пользователей по всему миру.